Роль Ирана в исламской культуре
Иранская культура в Коране
Взаимопроникновение культур
Иранские суфии
Джами
Махмуд Шабистари
Иран суннитский
Ирфан Назарахари. Свет и хлеб
2.77M
Категория: КультурологияКультурология

Роль Ирана в исламской культуре

1. Роль Ирана в исламской культуре

РОЛЬ ИРАНА В
ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Научный сотрудник Сектора философии исламского мира
ИФ РАН
Директор по науке Фонда Ибн Сины
к.филос. н. Лукашев Андрей Александрович

2. Иранская культура в Коране

ИРАНСКАЯ КУЛЬТУРА В КОРАНЕ
Они будут довольны своими стараниями в
Вышних садах. Они не услышат там
словоблудия. Там есть источник текущий. Там
воздвигнуты ложа, расставлены чаши (ٌ‫)أ َ ْك َواب‬,
разложены подушки (ٌ‫ارق‬
ِ ‫)نَ َم‬, и разостланы
ковры (ٌ‫( )زَ َرا ِبي‬Коран, 88:9-16).

3. Взаимопроникновение культур

ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУР
• Арабы: ислам и арабский язык
• Персы: наука, литература, придворный
этикет

4. Иранские суфии

ИРАНСКИЕ СУФИИ
• Хамид ад-Дин Аль-Газали (1058-1111)
• Хаким Санаи (1081—1141?)
• Фарид ад-Дин Аттар (XII–XIII вв.)
• Джалал ад-Дин Руми (1207-1273)
• Махмуд Шабистари (1288–1321)
• Абдаррахман Джами (1414-1492)

5. Джами

ДЖАМИ
О юный маг метавремени (дахр), дай мне кубок вина,
Ибо меня тошнит от раздора суннитов и шиитов.
Спрашивают: «Джами, ты какого толка (мазхаб)?»
Сто благодарений [Богу], я не суннитская собака
и не шиитский осел

6. Махмуд Шабистари

МАХМУД ШАБИСТАРИ
928. Цель христианства я увидел в очищении,
Увидел ее [как] освобождение от петли подражания.
929. Храм души есть Преддверие святого единства ,
Гнезда Симурга [вечного] пребывания.
930. Это дело явилось от Духа Божьего,
Появившегося [на свет] от Святого Духа.

7. Иран суннитский

ИРАН СУННИТСКИЙ
• Суннитское медресе «Дом наук» (г.Захедан): ок. 1100
студентов
• Медресе для девушек им. Аишы матери правоверных:
ок. 1000 слушательниц.
• В суннитских образовательных учреждениях остана
Белуджистан обучается ок. 7000 студентов (до
революции - менее 300)

8. Ирфан Назарахари. Свет и хлеб

ИРФАН НАЗАРАХАРИ. СВЕТ И ХЛЕБ
Был среди ангелов архангел Микаил. В его
распоряжении было множество великое еды.
Тысячи видов угощенья и питья. Но глаза людей
всегда блуждали беспокойно в поисках еды,
тянулись жадно руки их за угощеньями, их рот всё
время требовал еды. Архангел Микаил посетовал
пред Господом: «Измучен я! Устал от всех этих
людей! Не знают сытости ни на мгновенье! О
Всевышний, открой мне, сколько ещё нужно
хлеба, чтобы насытились все люди вдоволь?!
Доколе мне кормить их?!» И тогда Господь
ответил Микаилу: «Не хлеб людей насытит! Лишь
свет их голод утолит! Ты хлеб обязан приносить!
Ведь свет дарую только Я! И до тех пор, пока все
люди вместо света вкушают хлеб, их будет мучить
голод!»

9.

• 11 лет работы в России
• Сотрудничество со всеми основными
академическими центрами изучения ислама в
России
• Более 300 наименований книг
• Поддержка академических исследований и
образовательных проектов
• Десятки мероприятий ежегодно
English     Русский Правила