Похожие презентации:
Современный глобальный кризис и прикладная этика
1. БИОЭТИКА
– это сложное явление современной культуры,возникшее в конце 60-х — начале 70-х годов
прошлого столетия как ответ на угрозы
моральному и физическому благополучию
человека, порождаемые бурным прогрессом
науки и практики.
2.
Этика – учение о морали,нравственности
Этика возникает в лоне философии и
существует по настоящее время как
философское учение и философская
учебная дисциплина.
Философия — один из источников развития
человеческого знания — дисциплина, изучающая наиболее
общие существенные характеристики и фундаментальные принципы
реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения
человека и мира
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда +
σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία
Дословно: любовь к мудрости
3.
греч. «ήθος» – этос – обычай, нрав, характер«НРАВСТВЕННОСТЬ» = «МОРАЛЬ»
от русского корня
«нрав»
лат. «mos»
«moralis» – «моральный»,
Для словесного наставления
больше подходит выражение
«читать мораль»
Для способов поведения,
закрепившихся в жизни и
совершаемых «по зову сердца»,
более точным является термин
«нравственность».
«нравственный»
Римский философ
Марк Туллий
Цицерон
4.
«мораль» «нравственность»система норм – запретов,
идеалов, требований,
предписаний, – принятая и
разделяемая в данном
обществе.
Эти нормы закреплены в
его культуре и в достаточно
стабильном виде
передаются от поколения к
поколению.
реальное поведение людей с
точки зрения его соответствия
этим нормам, т.е.
«безнравственным» будет
назван тот человек или тот
поступок, который отклоняется
именно от данных, принятых в
данном обществе, норм, хотя
он и может подчиняться
некоторым иным нормам,
полагая себя при этом
человеком нравственным.
5.
Этика, философия морали или нравственнаяфилософия, — учение о нравственности, как
формы теоретического осознания моральной
жизни, учение о сущности морали, ее структуре,
принципах и категориях, механизме действия
морали.
6.
Разделы философии:учение о мире, о бытии (метафизика, онтология),
о человеке (антропология),
о познании (логика, эпистемология, гносеология)
– теоретическая философия, которая изучает ТО,
ЧТО ЕСТЬ (т.е. сущее).
Этика – раздел философии, где речь идет не
столько о том, что есть, сколько о том, ЧЕМУ
СЛЕДУЕТ БЫТЬ, О МИРЕ ДОЛЖНОГО.
7.
ДОЛЖНОЕСУЩНОЕ
«биолог хорошо
знает биологию»;
«врач облегчает
страдания больного»
– дескриптивное
(т.е. описательное)
высказывание
«биолог должен хорошо
знать биологию»;
«врач должен облегчать
страдания больного» –
нормативное
(или
прескриптивное)
высказывание
Высказывание не относится к конкретному
событию, а фиксирует предписание, или
норму, соблюдаемую или не соблюдаемую
в реальных ситуациях и являющуюся
критерием для оценки множества
конкретных действий.
8.
Этика – область исследования, котораярассматривает нравственную основу человеческого
поведения:
«Почему мы поступаем так, как мы поступаем?»
и пытается определить наилучший путь действий в
условиях конфликтующих вариантов
«Как нам решить, что делать, когда другие люди
не согласны с нами в решении сложного вопроса?».
Она является ключевым компонентом жизни в
цивилизованном обществе.
9.
изучает общение иповедение человека в
их наиболее
совершенной форме
создает идеал
добродетельного
человека
Этика – «философия
практической жизни»
изучает мораль и
реальные нравы
общества
роль и значение
совести для
моральной жизни
человека
понятия добра и зла
10.
достоинствочесть
справедливость
совесть
стыд
Этика выясняет сущность
таких понятий, как
ответственность
милосердие
любовь
гражданственность
смысл
жизни
счастье
11.
ЭТИКАпорядочность,
честность,
умение держать слово и
все, что связано с
внутренней душевной
жизнью личности:
чувство стыда за
совершенный
скверный поступок,
осознание своей вины,
раскаяние, искупление.
разгильдяйство
и расхлябанность,
недисциплинированность,
лживость, предательство,
зависть, корыстолюбие и
алчность, стремление к
наживе любой ценой,
легкомыслие и беспечность,
лень и отсутствие желания
жить своим трудом и т.д.
12.
В обыденной жизни слова «этика» и «мораль»,«нравственность» употребляют как
взаимозаменяемые. При этом слово «этика»
имеет несколько различных значений. Одно из
самых распространенных – это понимание этики
как кодекса или свода принципов жизни людей.
Специфическая особенность этики как науки
состоит в том, что она в отличие от обычного
житейского понимания стремится ответить на
нравственные вопросы в теоретической форме,
помочь в решении практических нравственных
проблем, которые стоят перед большинством
людей в их повседневной жизни.
13.
Основу этики образует осмыслениепротивоположности между добром и
злом.
Главнейший вопрос этики состоит в определении
границы доброго и злого, в определении того, что
нравственно и что безнравственно.
14.
Если другие науки изучают объективно существующее,отвлекаясь от того, считаем мы его плохим или хорошим, то
для этики именно вопрос о том, является ли нечто плохим или
хорошим, предосудительным или достойным, имеет
первостепенное значение.
Этика регистрирует, фиксирует, описывает, объясняет не
столько сами явления, сколько то или иное отношение к ним,
их оценку.
15.
Этика — одна из наиболее древних форм духовнойдеятельности человека.
Первая известная нам этическая проблема:
«Жизнь теперь не та, что была прежде;
дети не слушаются родителей».
Неизвестный автор:
древнеегипетский папирус Присса (IV тыс. до н.э.)
1) люди могут вести себя хорошо или плохо;
2) хорошая, или правильная, жизнь заключается в послушании,
т.е. в готовности услышать и принять в себя верное слово;
3) действия отдельных людей могут влиять на течение
общественной жизни в целом, делать ее не такой, «какая была
прежде».
16.
Этика появляется на изломахнравственной жизни, когда
родовой уклад сменяется
государством и единой для
всех племен религией.
17.
Древняя Греция VIV вв. до н.э.Палестина VIIIIV вв. до н.э.
Древний Китай
V-IV вв. до н.э.
Древняя Индия VIV вв. до н.э.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
18. Великие моралисты человечества
БуддаКонфуций
Моисей
Иисус
Моралисты – люди, предлагающие новые
моральные заповеди, более глубокое понимание
известных нравственных принципов.
Мухаммад
19.
Несмотря на различное происхождение идеи, лежащие восновании этических систем, очень близки друг другу:
«Самая лучшая жизнь, когда мы не делаем
сами того, что осуждаем в других».
Фалес из Милета
«Чего я не желаю, чтобы другие делали мне,
того же я желаю не делать и другим»
Ученик Конфуция Цзы гун («Лунь-юй», V, 12)
«Что ненавистно тебе самому, того не делай
никому»
Иудейский пророк Товит (Тов. 4,15)
«Как он поучает другого, так пусть поступает
и сам»
Буддийская «Дхаммапада» (XII, 159)
Отношением человека к миру определяется
ответное отношение мира к человеку.
20.
Два главных источника этики:— миф и система мифов;
— пословицы и поговорки, правила
житейской мудрости, выросшие из
культовой практики предсказания
будущего.
Правила житейской мудрости: греч. – канон.
Словесная формулировка правила – афоризм (от греч.
«άφορζω» — «устанавливать границу», «определять»), в лат.
– «norma».
«Максима» – словесное выражение высшей, самой общей
нормы, устанавливаемой человеком для самого себя.
21.
Советы практической мудрости касалисьотношений:
к самому себе:
«Из молодости в старость бери припасом
мудрость, ибо нет достояния надежнее»
Биант из Приены
к другим существам:
богам и демонам, людям,
животным и растениям.
«Богов чтить выше демонов, героев выше людей, и из
людей выше всего родителей».
Пифагор
к другим людям:
«Не злословь о ближнем, чтобы не услышать
такое, чему сам не порадуешься».
Хилон из Спарты
22.
правила, касающиеся отношения между поколениями- родителями и детьми:
«Чем поддержал ты своих родителей,
такой поддержки жди и от детей»
Фалес из Милета
между правителем и подданными:
«Наказывай не только за проступок, но и за
намерение»
Периандр из Коринфа
отношения между мужчиной и женщиной,
мужем и женой:
«С женой при чужих не ласкайся и не ссорься: первое
— знак глупости, второе — бешенства»
Клеобул из Линда
23.
Превращению этики в науку способствовалоее отделение от других наук.
Основатель этики – великий
древнегреческий философ
Сократ (469-399 до н.э.).
в I тыс. до н.э.
Слово «этика» как
прилагательное, образованное от
«ήθος», ввел в оборот в IV в. до
н.э. Аристотель (384-322 до н.э.)
24.
Крупнейшие этики в истории человечестваПлатон
(428 - 328 до н.э.)
Августин Блаженный
(354 - 430)
Сенека
(4 до н.э. - 65 н.э.)
Б. Спиноза
(1632 - 1677)
Марк Аврелий
(121 - 180)
И. Кант
(1724 - 1804)
25.
св. ТихонЗадонский
(1724 - 1783)
Ф. Ницше
(1844 - 1900)
А. Шопенгауэр
(1788 - 1860)
Вл.С. Соловьёв
(1853 - 1900)
св. Феофан
Затворник
(1815 - 1894)
Н.О. Лосский
(1870 - 1965)
26.
Н.А. Бердяев(1874 - 1948)
А. Швейцер
(1875 - 1965)
Мировое значение приобрели нравственные идеи
русских писателей:
Ф.М. Достоевский
(1821- 1881)
Л.Н. Толстой
(1828 - 1911)
27.
«Мы все привыкли думать, что нравственное учениеесть самая пошлая и скучная вещь, в которой не может
быть ничего нового и интересного; а между тем вся
жизнь человеческая, со всеми столь сложными и
разнообразными, кажущимися независимыми от
нравственности деятельностями, – и государственная, и
научная, и художественная, и торговая – не имеет другой
цели, как большее и большее уяснение, утверждение,
упрощение и общедоступность нравственной истины».
Л.Н. Толстой
28.
• Предмет этики менялся, это былиразличные качественные ступени
познания нравственности,
теоретического углубления в ее
сущность.
29.
В своем нравственном развитии человечествопрошло три основные стадии:
первобытная
нравственность основана на
отношениях
родства и
экзогамии
нравственность древних
цивилизаций – основана на
государственной власти и
наследственно
воспроизводящихся
общественных сословиях
нравственность техногенных, или
промышленных, цивилизаций, в
которых государственная власть
сочетается с внесословным
принципом организации общества
30.
Люди вынуждены создаватьновую систему ценностей, новые
правила поведения в кризисные,
переломные ситуации в обществе,
когда перемены в социальной
жизни в целом существенны.
31.
В начале ХХ века был поставлен вопрос онеобходимости переосмысления задач
этики, нахождения новых путей и методов,
по сравнению с традиционной этикой.
Перед этикой возникает сложнейшая задача –
переосмыслить всю наличную культуру и то
духовное состояние, в котором находится общество и
личность, сформулировать наиболее важные
нравственные принципы и ценности, нормы и
правила, для того чтобы помочь человеку
приспособиться к изменившимся социальным
реалиям, чувствовать себя уверенно, выстраивая
свои взаимоотношения с другими людьми и
природой.
32.
Глобальнаяцивилизация
Первый исторический
суперцикл (8-е тыс.
до н.э. — 1-е тыс. н.э.)
9 тыс. лет
Второй исторический
суперцикл (VI—XX вв.)
1,4 тыс. лет
Третий исторический
суперцикл XXI—XXIII
вв. (прогноз)
0,2 тыс. лет
Мировые
цивилизации
Поколения
локальных
цивилизаций
Неолитическая (8-4 тыс.
до н.э.).
Раннеклассовая (конец
4-го — начало 1-го тыс.
до н.э.)
1-е поколение
(конец 4-го —
начало 1-го тыс. до
н.э.)
Античная (VIII в. до
н.э. — V в. н.э.)
2-е поколение (VIII
в. до н.э. — V в.
н.э.)
3-е поколение
(VI—XIV вв.)
Средневековая
(VI—XIV вв.)
Раннеиндустриальная
(XV — середина XVIII в.)
Индустриальная
(середина XVIII—XX в.)
Постиндустриальная
(XXI — начало XXIII в.
— прогноз)
4-е поколение
(XV—XX вв.)
5-е поколение
(XXI — начало XXIIIв.
— прогноз)
33. СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Результат философии «полного господства надприродой» в XIX-XX вв
Наука сделала нас
богами раньше,
чем мы научились
быть людьми. —
Жан Ростан
34.
Глобальный системный кризис человечестваКризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) —
переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние,
при котором существующие средства достижения целей
становятся неадекватными, в результате чего возникают
непредсказуемые ситуации и проблемы.
35.
БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК ЧЕЛОВЕЧЕСТВАРезкое
ухудшение
экологической
обстановки
Численность
народонаселения
Смена соотношения
эталонных частот
биологического и
социального времени
36.
Одна из жизненно важных проблемсовременности – экологический кризис,
начавшийся 30-50 лет назад.
Мы называем его глобальным, поскольку он
затронул всю планету, все сферы деятельности
человека.
37.
Экологический кризис – это сложившееся внастоящее время состояние взаимоотношений
между человеческим обществом и
окружающей природной средой, в которой
человек живет, в которой до предела
обострены противоречия между
экономическими интересами общества в
потреблении и использовании природной
среды и экологическими требованиями
обеспечения сохранности, качества этой
среды для выживания самого общества.
Природа понимается как объект приложения сил
человека в соответствии с данными естественных
наук, физики, химии, биологии.
38.
39.
Одной из причин экологического кризисаявляется перенаселенность планеты.
Людской потоп – 7 млрд. чел.
40.
Рост численностичеловечества на Земле
Красным цветом около графика указаны годы, когда численность населения
Земли достигала очередного миллиарда.
41.
42.
Рост народонаселения за последние 60 лет и прогноз на 2050 год придопущении средних оценок рождаемости и смертности.
Умеренный (и, видимо, наиболее вероятный прогноз) — 9,3 млрд. Показана доля
Индии, Китая, африканских стран, менее развитых стран других континентов,
более развитых стран.
43. Страны мира по плотности населения
В случае перенаселения под демографическим кризисом понимаютнесоответствие численности населения территории её способности
обеспечить жителей жизненно необходимыми ресурсами.
44.
7-8 детей6-7 детей
5-6 детей
4-5 детей
3-4 детей
2-3 детей
1-2 детей
0-1 детей
Карта мира по среднему количеству детей, рождённых женщиной в
течение жизни, с учетом средних показателей для женщин всех
возрастов (данные 2011 года) .
45.
Численность населения России в 1950—2011 годахДемографический кризис в
России.
Плотность населения
России на 14.10.2010
Данные о количестве рождений и смертей с 1950 года.
46.
Человечество съедает большую часть продовольственныхресурсов, выделяемых природой для конечных консументов.
Физическая масса
людей составляет
1/20 массы животных
суши и около 1/2 всех
млекопитающих.
47.
ГОЛОД48.
БЕЗРАБОТИЦАГаретт Хардин – ученый, много размышлявший над
этим вопросом, пришел к заключению, что
«демографические проблемы не имеют технического
решения; они требуют основательного расширения
морали».
49.
«Кризис морали, более чем экономический, поразилмир» .
Папа Римский Бенедикт XVI
Угроза человеку исходит в первую очередь не от
потенциально смертоносных машин и технологических
аппаратов. Настоящая угроза всегда направлена против сути
человека.
Мартин Хайдеггер
50.
Главной причиной нравственнойдеградации общества выступает
дисбаланс между изменяющимися
условиями жизни и сложившейся
системой ценностей, разрыв между
преемственностью и обновлением в ее
структуре.
Каковы ценности, таковы и
общество, и личность.
Це́нность — важность,
значимость, польза,
полезность чего-либо.
51.
Это заставка с детского сайта www.communitycorner.org, дающегоначальные представления о том, откуда берутся деньги. Можно
кликнуть по любому объекту, и появится информация о разных
экономических приемах (инвестиции, страховка и т. д.), с помощью
которых можно заполучить собственные деньги. В Америке детей
сызмальства приучают к мысли о больших деньгах.
52.
Деньги воспитывают целеустремленных эгоистовДеньги меняют поведение человека:
побудительная мотивация меняется к
лучшему,
а социальное поведение – к худшему.
Результаты эксперимента, когда
испытуемым предлагал помощь
экспериментатор. Контрольная группа, в
которой испытуемых не настраивали
думать о деньгах, достоверно чаще
просила о помощи.
Одно лишь напоминание
о деньгах приносит людям
ощущение независимости и
самодостаточности.
Оборотной стороной этого
явления оказался эгоизм:
вспомнив о деньгах,
испытуемые отказывались
от помощи и переставали
помогать другим.
Kathleen D. Vohs, Nicole L. Mead, Miranda R. Goode. The Psychological Consequences of Money // Science. 2006. V. 314.
P. 1154–1156.
53.
Коренная переоценка ценностейнеизбежно сопровождается тем,
что из активной общественной
жизни насильственно
исторгаются или добровольно
уходят люди, нравственный
уровень которых значительно
превосходит средние
показатели.
И наоборот, более высокий
социальный статус и
возможность влиять на
общественную жизнь
приобретают лица, прежде
бывшие нравственными
«аутсайдерами»: ловкачи,
карьеристы, подчас даже
прямо криминальные
субъекты.
54.
Самым распространенным выражениемнравственного кризиса служит ослабление
моральной мотивации поведения.
Оно проявляется в том, что в действиях
большей части людей начинают преобладать
более простые утилитарные или
гедонистические побуждения, стало быть,
сужаются временные и пространственные
перспективы.
55.
Предельное выражение нравственныйкризис общества находит в росте фактов
дегуманизации человека, т.е. утраты
отдельными индивидами человеческого
достоинства.
56.
Гипотетический пример действия «парадокса Симпсона»Исходная
популяция
Рост
популяции
p — доля
альтруистов
w — численность популяции
В трех субпопуляциях альтруисты оказались в проигрыше.
Но, субпопуляции, в которых изначально было больше альтруистов,
выросли сильнее, т. к. они имели в своем распоряжении больше
«общественно-полезного продукта», производимого альтруистами.
= Суммарный процент альтруистов вырос. Рис. из статьи в Science
57.
скорость роста популяцииРезультаты эксперимента с 12 пробирками (эксперимент был
повторен 21 раз).
Кружки показывают долю
альтруистов в начале
эксперимента,
окончания горизонтальных
отрезков — долю альтруистов
в конце эксперимента.
процент альтруистов в популяции
Видно, что: 1) во всех случаях доля альтруистов снизилась (все отрезки
направлены влево), 2) чем больше было в популяции альтруистов, тем
быстрее она росла.
John S. Chuang, Olivier Rivoire, Stanislas Leibler. Simpson’s Paradox in a Synthetic Microbial System // Science. 2009.
V. 323. P. 272–275.
58.
С 1950 г. произошла сменасоотношения эталонных частот
биологического и социального
времени, получившая название
«закона времени».
Биологическое время – скорость
смены поколений людей, а
социальное – скорость смены
технологий.
С середины ХХ века накопленная информация, скорость
создания новой информации и её сложность превзошли
возможности отдельного человека по нахождению нужных
знаний и их усвоению даже в своей узкой отрасли деятельности.
59.
Мудрость: знание того, как использовать знание для улучшенияжизни человека
Сегодня общее количество знаний или
фактической информации возросло
экспоненциально, а относительная
компетентность в управлении миром
фактически снизилась.
Хронология и периоды жизни известных ученых и философов.
60.
БИОЛОГИЯ – ЛИДЕР НАУКИ конца ХХ – начала ХХI вв1953 г. –
2003 г. –
расшифрована
структура ДНК
секвенирован
геном человека
«С конца XIX века и примерно до
60-х или 70-х годов XX века
физика была, можно сказать,
первой наукой, главной,
доминирующей.
Сегодня именно биология,
особенно молекулярная
биология, заняла место
лидирующей науки.
Для нас физика остается делом
жизни, молодой и прекрасной, но
Академик Виталий Лазаревич Гинзбург для человеческого общества и
его развития место физики
заняла биология».
61.
Успехи генетики и молекулярной биологии облегчилидоступность к манипулированию генетическим материалом
человека.
Методика оживления,
трансплантация,
вживление искусственных
органов, банк эмбрионов,
«пробирочные дети»,
экспериментирование на
человеке – всё это, с одной
стороны, заметно
обогатило арсенал средств
борьбы за человеческую
жизнь,
с другой стороны, внесло новые
проблемы в традиционно
сложившиеся границы начала и
конца человеческого
существования, различения нормы
и патологии, различения своего и
чужого, морального и аморального,
легального и криминального.
62.
ЭПОХА БИОТЕХНОЛОГИИПо мере экспоненциального
накопления знаний человек
постепенно утрачивал
контроль над ними и уже не
пытался представить себе
Великий замысел.
Возможность производить людей с заранее заданными
свойствами, а потом еще и менять их по своему желанию
способна раздвинуть горизонты свободы воли и
преобразовать основы характера.
63.
Демократизацияобщественных
отношений
увеличение
свободы выбора в
жизни каждого
повышение
значимости
общечеловеческих
моральных норм
необходимость
разработки норм
практической этики
возрастает роль нравственной
культуры личности, прежде всего
ее нравственной надежности и
моральной ответственности
64.
В конце двадцатого столетия гуманизациявсей жизни человека и общества,
понимание ценностей индивидуальноличностного характера стали причиной
возникновения прикладной этики.
Сам термин «прикладная» наука возник внутри естествознания,
внутри фундаментальной науки. Из нее он был вскоре перенесен в
гуманитарные науки, в том числе, в философию и этику.
65.
• XXI век поставил перед этикой новыесерьезные проблемы, которые
связаны прежде всего с
возрастанием роли и значимости
прикладной этики
Основная причина – рост человеческих
знаний и технологических возможностей.
66.
ЭТИКАтеоретическая или
прикладная
дескриптивная
— исследование системы
нравственности вообще;
— история нравственности;
— история этических учений.
Появление прикладной
этики обусловлено тем, что
в некоторых сферах
общества нравственная
жизнь приобретает особую
«плотность» и
интенсивность.
изучает функционирование
нравственности в отдельных
сферах человеческой жизни:
— биомедицинская этика,
— экологическая этика,
— фармакологическая этика,
— этика науки,
– предпринимательская
этика (этика бизнеса),
— педагогическая этика,
— политическая этика ,
— компьютерная этика и т.п.
67.
Биоэт ика – это подраздел прикладной этики,приложимый к наукам о жизни.
Дисциплина «Биоэтика» помогает нам, как обществу,
принимать решения о том, как лучше использовать
новое научное знание.
68.
«Прикладная этика возникла (и отдельныеее области и разновидности будут возникать)
там и тогда, где возникала или будет
возникать угроза жизни и существованию
человека и человечества, опасность
ущемления его неотъемлемых прав и
интересов – будь то сфера биологического
эксперимента, медицинского обслуживания
или экологического выживания, там, где
предпринимались попытки в очередной раз
«обойтись без этики», поставить на первое
место какие-то соображения минутной
выгоды, экономической необходимости или
чьих-то интересов, отодвинуть этические
соображения на второй план, там, где
возникала новая опасность для жизни
и страх смерти».
69.
Прикладная этика – область знания ипрактики, предметом которой являются:
•практические
моральные
проблемы, имеющие
пограничный
(предельный) и
открытый характер
•собственно
профессиональная
этика, связанная с
нравственными
особенностями
конкретной
профессии
Прикладная этика использует теоретические наработки этики и
преобразует их для нужд конкретной профессиональной
деятельности.
70. ЧТЕНИЕ:
• http://www.wdl.org/ru/• Поттер Ван Ранселер
• «Биоэтика: мост в
будущее»