Этика как раздел философского знания
Соотношение понятий «этика», «мораль» и «нравственность».
Восток
Вопрос 1. Предмет этики и основные этапы развития этической мысли.
Исторические этапы развития этики Античная этика
Сократ
Аристотель
Средневековая этика
Кант
Типология этических учений
Вопрос 2. Мораль как общественное явление: сущность, структура и функции.
Контрольные вопросы:
1.50M
Категория: ФилософияФилософия

Этика как раздел философского знания. Лекция 19

1. Этика как раздел философского знания

Лекция 19
Этика как раздел философского
знания
1. Предмет этики и основные
этапы развития этической
мысли.
2. Мораль как общественное
явление:
сущность,
структура и функции.

2. Соотношение понятий «этика», «мораль» и «нравственность».

Этимология:
• «Этика» – от греч. ethos –
«место совместного
проживания». С течением
времени под ним стали
понимать «нрав», «характер»,
«обычай».
• В IV веке н.э. в лат. языке
появляется термин «moralitas»
(мораль) – аналог греч.
термина «этика».
• «Нравственность» – от рус.
«нрав». Впервые попало в
словарь рус. языка в XVIII веке.
• В первоначальном значении
«этика», «мораль»,
«нравственность» – разные
слова, но один термин.
• Со временем под этикой
подразумевается
соответствующая ветвь
знания, под моралью –
изучаемый ею предмет.
• Мораль – принятая в
данном конкретном
обществе система норм и
ценностей.
• Нравственность –
соблюдение человеком норм
морали.

3. Восток

• Конфуций - сформулировал золотое правило
нравственности: не делай другому того, чего не
желаешь, чтобы делали тебе.
«Правила благородного мужа»:
• Сяо - почтение к старшим,
• Ли - ритуал,
• Жень - гуманность.

4. Вопрос 1. Предмет этики и основные этапы развития этической мысли.

В особую дисциплину этика выделена
Аристотелем.
Этика:
изучает генезис, сущность, специфику морали;
раскрывает ее место и роль в жизни общества,
выявляет механизмы нравственного
регулирования человеческой
жизнедеятельности,
критерии нравственного прогресса.

5. Исторические этапы развития этики Античная этика

Исторические этапы развития
этики
• Начало этики – V в. до н.э. софисты
Античная этика
• поставили вопрос об относительности норм
морали, о праве каждого понимать по-своему
добродетель, счастье, смысл жизни.
• Протагор: «Человек –мера всех вещей».
• Пришли к отрицанию единой морали.

6. Сократ


мерилом всех вещей является разум, дающий объективное
знание.
в основе добродетелей лежит знание.
«Не каждый человек мера всех вещей ,а только
разумный».
Человек совершает зло по невежеству.
«Познай самого себя» - тогда только ты сможешь
поступать морально.
Этический рационализм - соединяет счастье,
добродетель и знание.
Первый моральный человек в истории(Гегель).

7. Аристотель

• этика – практическая философия;
• ее цель – не знания, а поступки;
• ее задача – обосновать, как стать
добродетельным.
• Добродетель есть середина между двумя
пороками.

8.

Традиционные теории этики
Гедонизм
Аристипп из Кирены (ум. после 366 г. до н.э.) – единственным благом
признавал собственное, физическое, положительное удовольствие,
независимо от того, что его вызвало (крайняя форма гедонизма).
Киренаики – их жизненная программа предполагала более
продолжительные и возвышенные удовольствия, сочетавшиеся с
требованиями добродетели и мудрости, способные ограничить страдания
и сделать жизнь более приятной.
Эпикур (341–270) – благом является умеренное, благоразумное
удовольствие. Предпочтение следует отдавать не телесным, а духовным
удовольствиям. Удовольствие «ценно не само по себе, а постольку и в той
мере, в какой оно ведет к счастью, т.е. безмятежной, лишенной телесных
страданий и свободной от душевного беспокойства жизни».
Гедонистическая этика у Эпикура переходит в этику эвдемонистическую.
Эвдемонизм Эвдемонизм утверждает, что главным критерием наших действий
является не удовольствие, а счастье. Счастье отличается от
удовольствия; это такое устройство жизни, при котором удовольствие
преобладает над неудовольствием.

9. Средневековая этика

• Формируется теологическая этика.
• Моральные нормы – безусловны и абсолютны,
враждебны земным ценностям.
• Нравственный идеал – образ человека-Христа.
• Этические проблемы – это идеи спасения,
искупления и возмездия.
• Универсальный принцип морали – любовь к Богу –
вызывает к жизни новую добродетель –
милосердие.
• Фома Аквинский (1225–1274):–показывает
невозможность гармонии религии и морали;
здесь нет равенства, мораль подчинена религии.

10.

Этика эпохи Возрождения
• Базируется на принципах
гуманизма.
• Ключевая идея – естественность
земных радостей и чувственных
наслаждений.
• Лоренцо Валла (1407–1457), Пико
делла Мирандола (1463 –1494):
• Стремление к удовольствию есть
требование природы, поэтому
безнравственных наслаждений не
существует.
• Утверждается натуралистическая
этика.
• Наиболее радикальные идеологи
гуманизма отрицали религиозную
основу нравственных ценностей
(Пьетро Помпнацци , 1462 – 1524)
Лоренца
Валла
Пико делла Мирандола
Пьетро
Помпанацци

11.

Этика Нового времени
• Стремится осмыслить мораль
как объективный закон и как
субъективно-личностный
феномен.
• Формируется два направления в
понимании моральной природы
человека:
1. Н. Макиавелли, Т. Гоббс –
человеческая природа изначально
испорчена;
2. Т. Мор, Ж.Ж. Руссо,
К.Гельвеций – считали ее
доброй.
И те, и другие единодушны в одном:
человек – эгоистическое
существо.
Для первых: эгоизм – выражение его
естественной природы.
Вторые видели его причину в
исторически сложившихся
условиях, неразумной
организации общества.
Ф.Бэкон: цель этики:
1. выявление полезного и
истинного в вещах;
2. создание адекватной
технологии воспитания.
Р.Декарт: этика – высочайшая
наука, венчающая философию,
поэтому ее незыблемые правила
не могут быть найдены
раньше, чем будут найдены
знания других наук
Т. Гоббс: мораль не мыслима вне
общества и государства.
Б.Спиноза: существенной чертой
человека является стремление
к самосохранению, являющееся
основанием добродетели
человека.

12.

Этика Нового времени: И.Кант (1724-1804)
• Критикует
натуралистическую
и теологическую
этику, создает
теорию автономной
морали.
В центре его этической концепции
находится идея долженствования.
Долг не может быть выведен из личного
опыта, т. к. эмпирический субъект
всегда эгоистичен.
Долг не может быть определен
коллективным опытом, т. к.
общность людей всегда испытывает
столкновение противоположных
интересов.
Поэтому Кант рассматривает моральнодолжное как априорное свойство
человеческого сознания.
Существует некий нравственный
закон, обладающий
самоочевидным свойством
императивности.

13.

Учение И. Канта о долге
как единственном критерии нравственности
Нравственное чувство должно быть ограничено долгом, представляющим
собой нечто самодостаточное.
«Долг по отношению к себе заключается в том, чтобы внутренней сущностью
человека было то, собственно человеческое достоинство, кое возвышает его над
всеми другими созданиями; долг человека не попирать в своем лице этого
достоинства человечества в целом».
Нравственность находится вне всякой целесообразности, не служит
удовлетворению социально-исторических потребностей и интересов человека.
Человек должен исполнять свой долг ради самого долга – ригоризм (от лат.
«строгость»), означающий безусловное повиновение долгу, даже вопреки
человеческим интересам.
Моральный закон есть вечный принцип человеческого поведения –
категорический императив. Он содержит в себе три максимы:
нужно поступать так, чтобы правило твоего поведения стало
правилом для всех;
каждый человек является высшей ценностью и его нельзя
рассматривать как средство;
поступки человека должны быть ориентированы на всеобщее благо.
Уважение к моральному закону развивает в нас чувство самоуважения. И.Кант
ставит перед людьми задачу: совершенствовать самих себя.

14. Кант

• «Две вещи наполняют мою душу все большим благоговением и
удивлением, чем больше я думаю о них: звездное небо надо мной и
нравственный закон во мне».
• Зло –это не агрессия, это распущенность.
• Добро всегда усилие, ограничение эгоизма.
• Поступок лишь тогда является нравственным, когда совершается
из чувства долга.

15.

Утилитаризм – от слова utility. Введен в Бентамом в 1820 г.
Иеремия
(Джерами) Бентам
(1748–1832)
Фундаментальная аксиома утилитаризма:
«Мерой правильности является наибольшее счастье
наивозможно большего числа членов общества».
В основе – «принцип полезности», согласно которому любые
действия следует поощрять или порицать в зависимости от их
тенденции усиливать или ослаблять пользу для отдельного
индивида или группы лиц.
«Отрывок о
правительстве»
(1776)
«Введение в
основания
нравственности и
законодательства»
(1789)
Для реализации этого принципа следует разработать правильное
законодательство, исходящее из двух принципов –
наибольшего счастья и психологического гедонизма,
базирующихся на понятии utility , понимаемом как полезность,
счастье, удовольствие, наслаждение.
По Бентаму, природа поставила человека под управление двух
верховных властителей – страдания (pain) и удовольствия
(pleasure). Им одним предоставлено определять, что мы можем
делать, и указывать, что мы должны делать.

16.

Этические учения XIX–XX вв.
В XIX в. выделяют два подхода
в трактовке этических проблем:
1. Мораль рассматривается как социальное явление, порождаемое
общественными отношениями (К.Маркс).
2. Мораль наделяется репрессивными функциями.
А.Шопенгауэр (1788–1860):
Мировая «воля к жизни» проявляется в человеке как ненасытные желания, что
неминуемо ведет к страданию.
В такой ситуации возможны две линии поведения:
• одни стремятся преодолеть страдание: они яростно вгрызаются в жизнь, надеясь
удовлетворить свои желания, от чего их воля к жизни возрастает, но страдания
возобновляются на новом витке;
• в других людях рождается сострадание сначала к себе, затем к другим; в этом
сострадании – основа нравственности.
Из сострадания выводятся два основных нравственных принципа:
1) справедливость, т.е. непричинение страдания при реализации какого-либо
эгоистичного интереса;
2) человеколюбие, бескорыстная помощь в преодолении страдания.
По А.Шопенгауэру, нравственность – врожденное качество; религиозная (загробное
воздаяние и наказание) и рационалистическая нравственность – псевдоморальные,
они основаны на эгоизме.

17.

Этические учения XIX–XX вв.
В ХХ в. формируется
«прикладная» и «теоретическая» этика.
Э. Фромм (1900–1980):«Этика есть гуманистическая
наука об искусстве жить…».
Выделяет два типа этических систем:
авторитарную этику – авторитет определяет, в чем
благо человека.
гуманистическую этику – человек сам и творец норм,
и их исполнитель; это прикладная наука «искусства
жить», основанная на теоретической «науке о человеке».

18. Типология этических учений

В соответствии с пониманием
источника морали выделяют:
• религиозные концепции:
мораль обусловлена
трансцендентным источником,
• н-р, данным в откровении
(Ав.Августин, Ф.Аквинский, рус.
религ. философ. традиция);
• натуралистические концепции:
источником морали является или
природа в целом (Г.Спенсер,
П.Кропоткин, школа
социобиологии), или природа
человека в отдельности
(Демокрит, Аристотель,
К.Гельвеций, Э.Фромм);
• социологические концепции:
мораль – элемент общественной
организации, социальной
дисциплины (К.Маркс, М.Вебер,
Э.Дюркгейм) или репрессии
(Ф.Ницше, З.Фрейд).
• В соответствии с пониманием
морально-нравственного идеала
выделяют:
• гедонистические учения: высшей
целью человека является
удовольствие (киренаики);
• утилитаристские,
прагматистские учения:
морально-ценным является то, что
служит определенной цели
(софисты, И.Бентам, Б.Франклин,
марксизм);
• перфекционистские учения:
высшей ценностью является
совершенство (Платон,
Ав.Августин, В.Соловьев,
Н.Бердяев);
• «гуманистические» учения:
высшей нравственной ценностью
является человек (А.Шопенгауэр,
Э.Фромм).

19. Вопрос 2. Мораль как общественное явление: сущность, структура и функции.

• Мораль – совокупность правил поведения,
производных от представлений людей о добре и зле,
справедливом и несправедливом.

20.

Структура морали
• моральное сознание
– регулятивные идеи,
побуждающие к
поступкам.
• нравственная
деятельность –
поступки, в той
степени, в которой они
порождены
моральными
мотивами.
• нравственные
отношения – любые
отношения, в той
степени, в которой
они являются
реализацией
нравственных
требований
(отношения к семье,
к труду, к Родине, к
природе…).

21.

Понятийная структура морального сознания (МС)
• Добро – понятие, обозначающее положительную моральную
ценность (отождествляется с сущностью морали).
• Долг – понятие, выражающее императивность морали, ее
повелительный характер.
• Совесть – понятие, обозначающее внутреннее переживание
личностью морального требования.
• Честь – понятие, обозначающее нравственный статус личности
как представительницы социальной группы (воинская, девичья,
профессиональная …).
• Достоинство – понятие для обозначения нравственной
самоценности личности.
В структуру МС входят также моральные чувства
(любовь, сострадание, стыд и т.д.).
Они отличаются от неконтролируемых реакций психики тем,
что вменяются нам в обязанность,
выступают чувственной формой моральных понятий
(чувства долга, ответственности, собственного достоинства…).

22.

Иерархическая структура морального сознания
В структуре МС выделяют уровни,
отличающиеся по степени сложности регулятивного
воздействия на поведение:
• Норма (не убивай, не кради…) – элементарная форма нравственного
требования, прямое указание по поводу поведения.
• Нравственное качество, или добродетель (мужество,
милосердие…) – требование к душевному складу личности, а не
только к поведению.
• Нравственный принцип (коллективизм, патриотизм, альтруизм…)
– идея, цементирующая нормы и качества в специфическую
целостность.
• Нравственный идеал – стратегическая цель нравственного
развития, выступающая как требование.
• Высшие моральные ценности (добро, свобода, смысл жизни,
счастье) – понятия, организующие моральную жизнь в целом;
обобщенные мировоззренческие идеи, делающие моральное
поведение возможным.

23.

Функции морали
Регулятивная
Гуманизирующая
Ценностноориентирующая
Воспитательная
Познавательная

24.

Исторические типы морали
Мораль
традиционного
общества
Регуляция отношений во всех сферах общества опирается на
обычаи и традиции. Мораль характеризуется нормативностью
(законы Ману, Моисея, Солона), закрепляет неравенство (деление
людей на высших – благородных и низших – нечестивых), является
преимущественно религиозной. Высшей моральной ценностью
является сословная честь.
Мораль
индустриального
общества
Мораль отделяется от религии и права, интериоризируется
(превращается во внутренний регулятор человеческих действий),
носит рациональный характер, предполагает формальное
признание равенства прав и возможностей каждого члена
общества на деятельность, ведущую к частному успеху.
Мораль
постиндустриального общества
Социализм
Капитализм
Социальное – индивидуальное
Обобщение – обособление
Коллективизм
Альтруизм
Бескорыстие
Социальная активность
Оптимизм
Индивидуализм
Эгоизм
Утилитаризм и прагматизм
Квиетизм и эскапизм
Пессимизм

25. Контрольные вопросы:


Что изучает
этика? Чем
мораль
отличается от
нравственности?
Назовите и
охарактеризуйте
исторические
этапы развития
этики?
Назовите и
охарактеризуйте
основные
исторические
типы морали.
Какова сущность
и структура
морали?
Назовите
основные
функции морали.
Представьте
типологию
этических
учений.
Охарактеризуйте
основные
этические
теории.
English     Русский Правила