Похожие презентации:
Презентация по МХК. Искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись
1. Искусство Древней Греции
Тема:Древнегреческая вазопись
2.
ВведениеДревнегреческая вазопись — это роспись, сделанная с помощью
обжигаемых красок на древнегреческой керамике. Вазопись Древней
Греции создавалась в различные исторические периоды, начиная с
минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть начиная с 2500 г. до
н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее
появлению христианства.
В древней Греции расписывались любые виды глиняной посуды.
Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар
храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг
стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их
фрагменты сохранились десятки тысяч лет, поэтому древнегреческая
вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и
вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не
подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у
искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они
отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают
на место обнаружения или хранения соответствующих археологических
объектов.
3.
ПериодыВ зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля,
древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов.
Классификация соответствует исторической периодизации и различается по
стилям. Стили и периоды не совпадают:
Крито-минойская вазопись
Вазопись микенского или элладского периода( существовали от части
одновременно)
Геометрический стиль
Ориентализирующий период
Чернофигурный стиль
Краснофигурный стиль
Вазопись по белому фону
Вазы-гнафии
Вазы из Канозы
Вазы из Чентурипе
4.
Крито-минойская вазописьУкрашенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском
культурном ареале начиная с .2500 г. До н. э. Простые геометрические узоры
на первых вазах к 2000г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными
мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так
называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минойской культуре
внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в
новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей
моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов ,выполняемых на
светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. До н. э. изображения
подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.
5.
Кувшин в морском стиле,Археологический
музей, Ираклион
6.
Вазопись микенского или элладского периодаОколо 1600 г . До н. э. с началом позднего элладского периода из микенской
культуры вырастает первая высокоразвитая континентальная культура,
оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном,
преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на
светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н.
э.)становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее
непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются
изображения людей и кораблей.
7.
«Кратер воинов», XII в. до н. э.,Национальный археологический музей, Афины
8.
Геометрический стильС закатом микенской культуры около 1050 г. до н. э. геометрическая
керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до
900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными
строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись
также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование
геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными
регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд
горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит
усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении
чередующиеся одинарные и двойные меандры . К ним добавляются
стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и
воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и
кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета
на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в
греческой керамике исчезает.
9.
1 - Аттическая протогеометрическая амфора с Дипилонского некрополя вАфинах, конец XI в. до н.э., Афины, Музей Керамика
2 - Аттическая протогеометрическая амфора с Дипилонского некрополя в
Афинах, первая половина IX в. до н.э., Афины, Музей Керамика
10.
Амфора с Дипилонского некрополяв Афинах, cередина VIII в. до н.э.
11.
Ориентализирующий периодНачиная с 725 г до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение
занимает Коринф. Начальный период, которому
соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль,
характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических
изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались
под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны
изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична
чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся
необходимый для этого трёхкратный обжиг.
12.
Протокоринфская ольпа с изображениемживотных и сфинксов,
ок. 650—630 гг. до н. э., Лувр
13.
Чернофигурная вазописьСо второй половины VII в. до начала V в. н. э. чернофигурная вазопись развивается
в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали
появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись
изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах
становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о
жизни Геракла и о Троянской войне. Силуэты фигур прорисовываются с
помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине.
Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались
узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения
и пальмовые листья (пальметты). После обжига основа становилась красной, а
глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали
использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у
женских фигур.
Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью
подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории
искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий.
Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. В V в. до
н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях
вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной
технике.
14.
Чаша с глазами «Дионис» ЭксекияЧернофигурная аттическая амфора
15.
Краснофигурная вазописьКраснофигурные вазы впервые появились около 530 г до н. э . Считается, что
эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже
существовавшего распределения цветов основы и изображения в
чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а
наоборот фон, оставляя фигуры незакрашеными. Отдельными щетинками на
неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений.
Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С
появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало
обыгрываться на вазах-билингвах на одной стороне которых фигуры были
чёрными, а на другой — красными.
Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством
мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются
зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных
мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными
в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений,
человеческих образов в три четверти и со спины.
Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах
преобладают автографы гончаров.
16.
“Геракл и Афина” амфора-билингва вазописца Андокида, ок. 520 г. до н. э.черно-фигурная сторона
краснофигурная сторона
17.
Вазопись по белому фонуЭтот стиль вазописи, появился в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что
эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она
заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной
известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали
оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Эта техника вазописи
применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастров.
18.
Лекиф, выполненный в технике побелому фону, 440 г. до н. э.
Лекиф с изображением Ахилла и Аякса,
ок 500 г. до н. э., Лувр
19.
Вазы-гнафииВазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии
(Апулия), появились 370-360 г до н. э.. Эти вазы родом из нижней Италии
получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их
пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались
белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие
цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и
растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала
исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий
продолжалось до середины III в. до н. э.
20.
Ойнохойя-гнафия, 300—290 гг. до н. э.Эпихизис, ок 325—300 до н. э., Лувр
21.
Вазы из КаносыОколо300 г до н. э. . В апулийской Каносе возникло регионально
ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия
расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по
белому фону. Эти произведения вазописи получили название «каносских
ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в
захоронения. Помимо своеобразного стиля вазописи для каносской
керамики характерны крупные лепные изображения фигур,
устанавливаемые на вазы. Каносские вазы изготовлялись в течение III и II в
до н. э.
22.
Аскос (кувшин) из Каносы,IV-III в. до н. э., терракота,
высота 76.5 см
23.
Вазы из ЧентурипеКак и в случае с каносскими вазами, чентурипские вазы получили лишь
местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись
воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому
предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи
чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону,
вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах
разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На
чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и
погребальных обрядов.
24.
Чентурипская ваза, 280—220 гг. до н. э.25.
ГлинаДля успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество
добываемой глины. Горная порода должна быть выветренной. Исходный
материал часто размачивался на месте добычи и смешивался с другими
добавками, придававшими глине желаемый цвет после обжига. Глина в
Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике — красноватый, а в нижней
Италии — бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для
этого в гончарной мастерской глину размачивали или промывали в
большой ёмкости. При этом крупные частицы глинозёма опускались на дно,
а оставшиеся органические примеси поднимались к поверхности воды.
Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из неё удалялись
излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во
влажном состоянии. Во время такого созревания глина «старела» и
становилась эластичнее. Излишне жирные (мягкие) сорта глины перед
обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для
того, чтобы «обезжирить» их, сделать глину прочнее. Поскольку на
украшенных росписью афинских вазах отсутствуют следы
«обезжиривания» глины, можно сделать вывод, что они были изготовлены
из очень хорошо «состаренной» глины.
26.
ФормаПосле того, как глина приобрела необходимую консистенцию, её тщательно
вымешивали ногами и разделяли на куски. Глину помещали на гончарный
круг и центрировали для того, чтобы при вращении не возникало колебаний.
Вращающийся гончарный круг был известен в Греции ещё во втором
тысячелетия до н. э.,. Встречаются также античные изображения, где
гончарный круг приводился в движение подмастерьем гончара, сидящим на
стуле или на корточках.
После центрирования на гончарном круге создавалось тулово будущего
сосуда. Если высота будущего сосуда превышала длину руки мастера, то его
собирали из нескольких деталей. Готовые детали срезались с гончарного круга
с помощью верёвки, следы которой можно обнаружить на готовых вазах.
Ножки и ручки сосудов, а также накладные украшения (например, рельефные
маски) вылепливались отдельно и прикреплялись к тулову с помощью жидкой
глины. Готовые сосуды помещались в сухое и тёмное место для медленной
сушки в естественных условиях, чтобы избежать появления трещин. После
того, как глина немного затвердевала, сосуд «откручивался» от гончарного
круга. Далее гончар срезал излишки глины и формировал на венчике и
ножках сосуда типичные для античной керамики острые канты.
27.
Формы древнегреческих ваз28.
Краа́тер (др. греч. κεράννυμι — «смешиваю») — древнегреческий сосудиз металла или глины реже — мрамора для смешивания вина с водой.
Характерными чертами кратера являются широкая горловина, две ручки по
бокам вместительного сосуда и ножка.
В античной керамике встречаются кратеры двух типов:
оксибафоны, оксибафы (όξύβαφον, oxybaphon) — колоколообразные, с
расширяющимся кверху туловом, опирающимся на поддон, с двумя
горизонтальными ручками внизу;
сосуды с широким горлом, над устьем которого расположены вертикальные
волютообразные ручки, внизу соединённые с туловом.
Оксибафон с изображением Сциллы,
Лувр
29.
Виды кратеров30.
Стамнос (лат.Stamnos) — древний сосуд округлой формы,напоминающий амфору. У стамноса низкое горлышко и две горизонтальные
ручки по бокам. Стамносы впервые появились в архаическую эпоху в Лаконии
и Этрурии и использовались для хранения вина, масел и других жидкостей.
Стамносы часто встречаются с крышками. В Афинах стамносы появились
около 530 г. до н. э.. и изготавливались исключительно на продажу в Этрурию.
Стамносы часто встречаются на краснофигурной керамике на изображениях
празднеств в честь Диониса ,у страивавшихся женщинами. Поэтому стамносы
также называются ленейскими вазами. Стамносы, как предполагается, не
использовались в культовых обрядах ввиду своего неаттического
происхождения.
Стамнос с росписью вазописца Полигнота,
ок. 430—420 гг. до н. э.,
Национальный археологический музей,
Афины
31.
Амфора (др.-греч.ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками») — античный сосудяйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками. Был распространен
у греков и римлян. Чаще всего амфоры делались из глины, однако встречаются и
амфоры из бронзы. Служили, в основном, для хранения оливкового масла и
вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при
голосовании.
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры
использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом
26,03 литра (древнеримский кубический пед) применялись для измерения
жидкостей.
Двусторонняя амфорамастера Андокида
” Геракл и Афина”,
ок. 520 г. до н. э.,
Государственное античное собрание, Мюнхен
32.
Виды Амфор33.
Гидрия (лат. Hýdria), иначе Кальпида (лат. Kalpis) — древнегреческийкерамический сосуд, кувшин для воды, который иногда также
использовался как урна для хранения пепла усопших. Гидрии также
использовались для жеребьёвки при голосовании.
Гидрии в геометрическом стиле отличались стройной вытянутой формой и
длинным горлышком. Начиная с VI в. до н. э. гидрии стали более округлыми
по форме. У гидрии три ручки: две маленькие горизонтальные по бокам
сосуда для того, чтобы поднимать его, и одна вертикальная посередине для
удобства разливания воды. Гидрии носили на голове или на плече.
Миниатюрные гидрии получили название «гидриск».
Аттические гидрия “Шествие комос и
уринирующая женщина”,
работа мастера из окружения вазописца
Дикайоса, ок. 500 г. до н. э.
34.
Виды Гидрии35.
Пелика (лат. Pelike) — распространившаяся в Аттике форма амфоры.Пелики в отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им
сохранять вертикальное положение. У пелик обычно было две ручки, но не
было крышки. Как правило они отличаются плавной формой перехода от
горлышка к основной округлой части сосуда. Горлышко достаточно расширено
к кромке.
Впервые пелики появились в конце VI в. до н. э. в мастерских так
называемой «группы пионеров» — вазописцев краснофигурного стиля.
Пелики использовались в первую очередь на симпосиях. Пеликами в Аттике
также называли стамносы.
“Юноша рассчитывается с гетеро”,
краснофигурная пелика вазописца
Полигнота,
ок. 430 г. до н. э.
36.
Ойнохойя (др.-греч. ἡ οἰνοχόη — «кувшин для вина»)— древнегреческий кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым
венчиком, напоминающим лист клевера. Ойнохойи предназначались для
подачи вина, и характерны в том числе и для крито-минойской
культуры Древней Греции.
Из-за трилистникового венчика ойнохойю также называют «вазой с тремя
носиками». Профессиональные виночерпии, приглашаемые на симпосии,
искусно разливали с помощью ойнохойи вино сразу в три сосуда.
Ойнохойя из Камироса,
о. Родос, 625—600 гг. до н. э., Лувр
37.
Виды Ойнохойи38.
Килик (др.-греч. κύλιξ, лат. calix) — древнегреческий сосуд для напитковплоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки,
которые в отличие от канфара не превышают по высоте кромку самой чаши.
Килик, Британский музей, Лондон
39.
Виды Килика40.
Лекиф (др.-греч. λήκυθος) — древнегреческая ваза,предназначенная для хранения оливкового масла ,
которая также использовалась как погребальный дар в
V в. до н. э. Характерными чертами лекифа являются
узкое горлышко и небольшая ножка.
Лекифы часто украшались росписями разными
красками по белому фону. Если лутрофоры в
свадебных и погребальных обрядах символизировали
незамужнюю женщину, то лекиф соотносился с
неженатым мужчиной. Лекифы также изображались
рельефами или скульптурно в местах погребения в
качестве художественных элементов надгробий, в
частности на кладбище Керамейкос в Афинах.
Лекиф,
ок. 500 г. до н. э.,
Национальный археологический музей
41.
Виды Лекифа42.
Канфар (др.-греч. κάνθαρος) — древнегреческий сосуд для питья в формекубка с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Из канфаров
пили греческие боги, например, с канфаром часто изображался Дионис.
Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как
предмет культа. Таким образом, как сосуд для питья канфар нёс в себе
религиозную нагрузку. Возможно, что изначально канфар использовался
исключительно для культовых обрядов.
Канфар, Лувр
43.
Виды Канфара44.
Киаф (лат. Kyathos) — древнегреческий сосуд с одной ручкой,напоминающий по форме современную чашку. Однако ручка у киафа больше
и возвышается над кромкой сосуда, поскольку киафы использовались
на симпосиях также для зачерпывания вина.
Объём киафа составляет 0, 045 литра, т.е четверть секстария.
Киаф, 550—540 гг. до н. э., Лувр
45.
Скифос (др.-греч. σκύφος) — древнегреческая керамическая чаша дляпитья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками.
Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос также
называют кубком Геракла. Изображения скифоса часто встречаются на
древнегреческих вазах, выполненных в стиле чёрно- и краснофигурной
вазописи.
Чёрнофигурный скифос, ок. 490—480 гг. до н. э.
46.
Виды Скифоса47.
Роспись.Роспись керамики производилась до обжига. Сосуд сначала протирали влажной
тряпкой, а затем покрывали разведённым раствором шликера или
минеральными красками, которые придавали вазе после обжига красноватый
оттенок. Вазописцы расписывали сосуды прямо на гончарном круге либо
осторожно держа их на коленях. Об этом свидетельствуют многочисленные
изображения на готовых вазах, а также отбракованных после обжига и
незаконченных изделиях.
Изображения на вазах
в геометрическом, ориентализирующем и чернофигурном стиле скорее всего
наносились кистью. В период поздней геометрики в росписи ваз
использовалась белая фоновая краска, которая, отколовшись в некоторых
местах, приоткрывает детали, которые вазописцы пытались скрыть от
посторонних глаз. Насечки на сосудах были характерны для чернофигурной
вазописи, и скорее всего эта техника была заимствована у ремесленниковграверов. Для этих работ вазописцы использовали острый
металлический стиль. Ещё в эпоху протогеометрики вазописцам был
известен циркуль, которым они наносили на вазы концентрические круги и
полукруги. Начиная со среднего протокоринфского периода обнаруживаются
наброски, которые вазописцы наносили на расписываемую керамику острой
деревянной палочкой или металлическим инструментом. Эти насечки во время
обжига исчезали.
48.
Вазопись в краснофигурном стиле часто предваряли эскизы. Их можно обнаружитьна некоторых сосудах, где они проглядывают через конечное изображение. На
незаконченных краснофигурных изображениях видно, что вазописцы часто
обводили свои наброски полосой шириной до 4 мм, которая иногда видна и на
готовых изделиях. Для контуров тела использовалась выступающая рельефная
линия, которая отчётливо видна на чернофигурных сосудах. Прочие детали
прорисовывались насыщенной чёрной краской либо разведённой до коричневого
оттенка фоновой краской. В заключение фон сосуда либо лицевая сторона чаши
закрашивались большой кистью в чёрный цвет. На сосуды наносились различные
надписи: подписи гончаров и вазописцев, подписи к изображениям и хвалебные
надписи-посвящения. Иногда на дне сосудов высекались обозначения цены
изделия либо клеймо изготовителя.