Похожие презентации:
Шаманская инициация у кангаласских якутов
1. Шаманская инициация у кангаласских якутов
Кочеганова Полина2.
«Шаман — это в одномлице богослов и
демонолог, знаток
экстатического опыта
и знахарь, помощник
охотников,
покровитель племени
и скота, психолог, а в
некоторых обществах
— всезнайка и поэт».
Элиаде М.
Лик шамана.
Художник Тимофей Степанов
3.
Разнообразныеумения и навыки
шамана — это
результат его
инициатического
опыта.
4. Шаманами становятся
Пути становленияшамана
по призванию
("зов" или
"избрание")
принимая
профессию по
наследству
по личному выбору
или, реже, по
волеизъявлению
рода
5.
«Призвание в шаманы происходит в большинствеслучаев неожиданно, иногда человек проживет
до 20 лет, не думая, что ему не миновать быть
шаманом»
В.И. Анучин
Художник Николай Сивенков
Северный шаман
6.
«Для того, чтобы стать шаманом,недостаточно было иметь среди предков
шамана, нужно было активное
вмешательство духов, которые
понуждали данного человека
к шаманской деятельности.
Шаманское звание
принималось не с радостью,
а как тяжкое бремя»
7.
Шаманская инициация была обязательна надуховном уровне и желательна на уровне
человеческом (обряд посвящения).
8.
Во всех примерах шаманской инициациидухи убивают посвящаемого и воскрешают
в новом качестве, передав ему различными
способами часть самих себя, причем в
большинстве случаев убийство
сопровождается воображаемым
расчленением.
9. Особенности шаманской инициации у кангаласских якутов
«Сначала будущийшаман хворает
умопомешательством.
Душевная болезнь
продолжается от 3 до
7 лет»
Якутская область. Арангас (висячий
гроб).Якут шаман.
10.
Будущий шаман долженпройти особый обряд
– этении, рассекания
тела. Эту процедуру
совершают души
умерших шаманов,
предков данного
кандидата в шаманы.
Посвящение в шаманы. Художник
Тимофей Степанов
11.
По другой версии, злые духи заносят душубудущего шамана в преисподнюю и
закрывают ее в отдельном доме на три года.
Именно там шаман проходит посвящение:
духи обезглавливают его, голову
откладывают в сторону и разрывают тело
на мелкие кусочки, которые затем делят
между собой духи различных болезней;
только при таких условиях будущий шаман
обретает способность исцелять. Затем его
кости покрываются свежим мясом; в
некоторых случаях он получает также и
новую кровь.
12.
Рождение шамана. Художник Тимофей Степанов13.
Как только кандидат по окончании рассеканиявстанет с ложа, тотчас же призывает он
другого шамана, этот последний должен
знать тот сучок (на священном шаманском
дереве), где лежит, воспитываясь, душа
будущего шамана.
Далее шаману с наставником придется
«спуститься» в нижний мир и «подняться»
в верхний
14.
Последний олох (местопребывание) напути в Нижний мир Художник Тимофей
Степанов
15.
Последний олох (местопребывание) напути в Верхний мир Художник Тимофей
Степанов
16.
Теперешние шаманы не совершают обрядапосвящения, они обычно говорят – «Нет
шаманов, которые могли бы, были бы в
силах посвятить нас».
Рассказывают, что посвящаемым в шаманство
предлагают самим выбрать одно из двух:
или получить посвящение от духов
«источника гибели и смерти» или же
получить посвящение от духов «исцеления
и спасения».
17. Относительно шаманской инициации в традиционном ее понимании можно сделать следующие выводы:
• по традиционным представлениям, шаманскаяинициация в обязательном порядке проводится
духами, которые тем или иным способом передают
неофиту часть самих себя;
• обряд шаманской инициации был желателен, но не
обязателен и, во всяком случае, вторичен: он лишь
подтверждал факт инициированности данного
человека духами;
• обучение шамана духами было первично, а обучение
неофита шаманом-наставником — вторично либо
отсутствовало вовсе.
18.
Шаман в тунгусском одеянии. . Рис. . XVIIв. из книги Н. Витсена
19. Список литературы
Басилов В.Н. Избранники духов. — М.: Политиздат,1984. — 208 с.
2.
Богораз В.Г. К психологии шаманства у народов
Северо-Восточной Азии. — М.: Тип. Моск. ун., 1910. —
36 с.
3.
Булгакова Т.Д. Шаманство в традиционной культуре.
Системный анализ. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.
Герцена, 2001. — 166 с.
4.Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение.
— М.: Наука, 1991. — 276 с.
5. Хомич Л.В. Шаманы у ненцев // Проблемы истории
общественного сознания аборигенов Сибири. — Л.:
Наука, 1981. — С. 5-41.
6. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. —
Киев: София, 2000. — 480 с.
1.
20. Список литературы
7. Элиаде М. История веры и религиозных идей.От Магомета до реформации 2002. — 182 с.
8. Чепкасов Е.В. К вопросу об избранничестве
духами, шаманской болезни и инициации как
этапах становления шамана// URL.:
http://chepkasovproza.narod.ru/5izbrannichestvo.htm [10. 10. 15]
9. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о
шаманах у якутов, бурят и тунгусов. — М.:
Безбожник, 1930. — 123 с.