Похожие презентации:
Материальные эмоции и ложное эго
1. Материальные эмоции и ложное эго
2.
правильнопоставленная
цель
Неправильно
поставленная
цель
(отсутствие
цели)
радость,
энтузиазм,
силы, энергия
апатия,
разочарование,
упадок сил,
депрессия
3. В конце 1-ой лекции мы привели список материальных эмоций, в которых люди часто застревают, репетируя их снова и снова.
4.
• Неуверенность всебе,
• критицизм,
• жалость к себе,
• тревожность,
• чувство вины,
• страх,
• подавленность,
• беспокойство,
• жадность,
• сожаления,
• отчаяние (чувство
безнадежности),
• зависть,
• гнев (раздражение),
• возмущение,
• ощущение
несправедливости,
• ощущение дефицита
(чего-то мне
недостает),
• недовольство судьбой
(или собой) и т.д.
5. Три базовые материальные эмоции – источник стресса
1. Желание, привязанность (рага)2. Страх (бхайа)
3. Гнев (кродха)
Рага – «я
хочу, чтобы
все было
по-моему» в
атме
Мысль и
конкретное
желание в
уме
(сердце)
Команда
поступает
в мозг
Страх –
«Беги!»
Препятствия
Гнев –
«Бей!»
Соответст
вующая
реакция в
теле
6. Разные люди склонны к разным стрессовым реакциям, в зависимости от своих представлений о себе: «Герой или жертва» – «Бей или
беги»7.
8. Симптомы «БЕЙ»:
Психологические проявления:Ригидность
Отсутствие креативности
Одержимость
Черно-белое мышление
Фанатизм
Желание всех осуждать
Высокомерие
Нетерпимость
Манипулирование
Духовные проявления:
Догматизм
Фундаментализм
Отрицание духовности и религиозности
Попытки контролировать духовную жизнь
других
Физические проявления:
Напряжение в теле
Хронический повышенный мышечный тонус
«Мышечный панцирь»
Трудоголизм
Экстремальные виды досуга
Гастроэнтерологические расстройства
Эмоциональные проявления:
• Аффекты (сильные переживания в
виде бурной реакции)
• Неискреннее выражение чувств
• Бесконтрольные эмоции
• Агрессия, ярость
• Доминирование
• Отрицание уязвимости
9. Симптомы «БЕГИ»:
Физические проявления:Психологические проявления:
Уход от принятия решений
Замедление психических реакций
Депрессивные состояния
Мышление жертвы
Бездумное принятие мнения других
Безразличие
Невозможность сконцентрироваться
Жалость к себе
Духовные проявления:
Магическое мышление
Нарциссическое мышление
Пустота внутри
Отсутствие смысла и цели
• Уход в себя
• Снижение активности
• Избегание
• Изоляция
• Компульсии (навязчивое поведе
• Прокрастинация (откладывание дел)
• Самопоглаживание
Эмоциональные проявления:
Чувство беззащитности
Чувство безнадежности
Чувство вины и стыда
Ощущение недостойности себя
Созависимость
10. Стрессовые эмоции закрепляются и постепенно начинают определять нашу личность
11. Эмоции становятся той призмой, через которую мы смотрим на мир
12. Как эмоция становится нашей природой
Разоваяреакция эмоция
Репетиция
эмоции в
уме настроение
Привычна
я
эмоциональ
ная
реакция –
темперамен
т
Эмоциона
льная
призма характер
13. Слон на привязи
14. Слон на привязи
15. Как низшая энергия может осилить душу?
сейа бхагавато м ййан найена вирудхйате
ӣ варасйа вимуктасйа
к рпа йам ута бандханам
«Таково могущество майи – энергии Самого Господа.
Она действует вопреки логике, делая самовластную и
свободную душу нищей и порабощая ее».
Перевод Дживы Госвами, ШБ 3.7.9
16.
17. Механизм обуславливания согласно «Шримад-Бхагаватам»
эвам кармасу самсактахкаматма ванчито ’будхах
махиши йад йад ихета
тат тад эванвавартата
«Запутавшись таким образом в собственных
измышлениях, царь Пуранджана целиком погрузился в
кармическую деятельность и потому оказался в полной
власти материального разума. Обманутый им, он
выполнял любые прихоти своей жены, царицы».
ШБ 4.25.56
18. Сращивание души и эмоциональных состояний ума, мозга и тела
Когда царица пила хмельные напитки, царьПуранджана тоже пил хмельные напитки.
Когда царица обедала, он обедал вместе с
ней, а когда она жевала, одновременно с
ней жевал и царь. Когда царица пела, он
тоже пел; когда она плакала, он тоже
плакал, а когда она смеялась, смеялся и
он. Когда царица принималась болтать, он
вторил ей, а когда она выходила на
прогулку, царь шел вслед за ней.
19.
Когда царица стояла, он тоже стоял, акогда она ложилась в постель, вместе с
ней ложился и царь. Когда царица
садилась, он тоже садился, а когда она
что-либо слушала, он старался слушать то
же самое. Он смотрел туда, куда смотрела
царица, и нюхал то же, что нюхала она.
Если царица прикасалась к какому-нибудь
предмету, царь тоже прикасался к нему.
Когда царица скорбела, несчастному царю
приходилось скорбеть вместе с ней, когда
царице было радостно, он радовался с ней,
а когда она была довольна, он испытывал
удовлетворение.
20. Механизм обуславливания эмоциями
йатха джале чандрамасахкампадис тат-крто гунах
дршйате ’санн апи драштур
атмано ’натмано гунах
«Как луна, отраженная в воде, приобретает ее
качества, и постороннему наблюдателю кажется,
будто она колеблется, так и душа, соприкасающаяся с
материей, как будто приобретает материальные
качества».
ШБ 3.7.11
21.
22. Механизм обуславливания эмоциями
н тйато г йата па йанйатхаив нукароти т н
эва буддхи-гун н па йан
анӣхо ‘пу анук рйате
«Подобно человеку, который, наблюдая за певцами и
танцорами, начинает подражать им, душа, не
совершающая материальных действий, очаровывается
материальным разумом и вынуждена подражать его
качествам».
ШБ 11.22.53
23.
24.
25. Механизм обуславливания эмоциями
карйа-карана-картртвекаранам пракртим видух
бхоктртве сукха-духкханам
пурушам пракртех парам
«Причиной возникновения материального тела
обусловленной души, органов чувств этого тела и
управляющих ими полубогов является материальная
природа. Это известно всем образованным людям. А
причина счастья и страданий, которые испытывает
трансцендентная по своей природе душа, кроется в ней
самой».ШБ 3.26.8
26. Материальные эмоции порождаются ложным эго
шока-харша-бхайа-кродхалобха-моха-спрхадайахаханкарасйа дршйанте
джанма-мртйуш ча натманах
Скорбь, радость, страх, гнев, жадность,
замешательство и сильное желание, а также
рождение и смерть — все это суть ощущения
ложного эго, а не чистой по природе души.
ШБ 11.28.15
27. КАК РАЗРЕШИТЬ ЭТО ПРОТИВОРЕЧИЕ?
28. Душа спит. Материальные эмоции – ее сон
29. Что такое ложное эго? Это трансформация читты в гуне невежества
сваччхатвам авикаритвамшантатвам ити четасах
врттибхир лакшанам проктам
йатхапам пракртих пара
Эти аспекты возникли одновременно после появления на свет
махат-таттвы. Как вода в своем естественном состоянии, до
соприкосновения с землей, чиста, вкусна и спокойна, так
отличительными признаками чистого сознания является
невозмутимость, ясность и сосредоточенность.
ШБ 3.26.22
30.
31.
•КОММЕНТАРИЙ:Чистое сознание, то естьсознание Кришны, существует только в самом
начале творения. На заре творения сознание
находится в неоскверненном состоянии,
однако чем сильнее оскверняется живое
существо, соприкасающееся с материей, тем
мутнее становится его сознание. Живое
существо, обладающее чистым сознанием,
способно разглядеть в нем едва уловимое
отражение Верховной Личности Бога.
32.
•Как в чистой, спокойной, незамутненнойводе все видно очень ясно, так и в чистом
сознании, или сознании Кришны, можно
увидеть вещи такими, как они есть. В
зеркале чистого сознания живое существо
видит Верховную Личность Бога и свою
истинную сущность. Такое состояние
сознания является радостным,
прозрачным и спокойным. Итак, на заре
творения сознание чисто.
33.
34. Три качества читты (сознания)
svacchatvam bhagavadbimba-grähitvam –отражающая Бога
avikäritvam layavikseparähityam – свободная от
влияния низших гун, лени и
невнимательности
säntatvam rägädirähityam – свободная от низших
35. Ложное эго подобно темной туче, затягивающей читту
36. Эго состоит из совокупности всех наших васан – глубоких самскар, принесенных из прошлых жизней.
37. Что такое ложное эго? Это трансформация читты в гуне невежества
картртвам каранатвам чакарйатвам чети лакшанам
шанта-гхора-вимудхатвам
ити ва сйад аханкртех
Это ложное эго проявляет себя как деятель, орудие
деятельности и ее результат. При этом ложное эго может быть
умиротворенным, деятельным или пассивным, в
зависимости от того, какая из гун — благость, страсть или
невежество — оказывает на него свое влияние.
ШБ 3.26.26
38.
1-ый аспект: «Я – действующий»Герой«Бей!
Жертва
«Беги!»
39. 2-ой аспект: «Я – тело и органы чувств (каранатва)»
40.
3-ий аспект: «Я – все то, чем я владею»41. Три аспекта ложного эго – три формы иллюзии
«На самом деле, о потомок Дашархи,материальная жизнь души со всем ее опытом
чувственных наслаждений — просто иллюзия,
напоминающая иллюзию дрожания деревьев,
отраженных в покрытой рябью воде, или
кружения предметов перед взором человека,
который вращает глазами. Эта жизнь иллюзорна,
как мир фантазий и снов. ШБ 11.22.54-55
42.
43.
44.
45. Три аспекта ложного эго
СамбандхаАбхидхейя
Прайоджана
Отношения
Концепции
Намерения, цели
картритва
гьятритва
бхоктритва
Я –
действующий
Я – это тело и
органы чувств
Я – то, чем я владею
герой или
жертва
гуна и карма
человека
материальные эмоции
46. Три вида стресса, порожденные ложным эго
ВремяСтрах перед
будущим и
сожаления о
прошлом
Тело
Обстоятельства
Беспокойства о
состоянии
своего тела,
боли, недуги
Недовольство
своими
достижениями,
средой, людьми
и неприятие
реальности
47. Заколдованный круг ложного эго
ложноеэго
Укрепление
ложного
эго
Сосредоточ
ение на
внешнем
Мысли
Стресс,
страх,
гнев
48. «Я мыслю, следовательно, я существую» Декарт
49. «Я мыслю, и потому я не существую» Будда
50. Выход за пределы стресса, порожденного ложным эго
ВремяТело
Обстоятельства
Спокойное и
Планы на
беспристрастное Удовлетвореннос
будущее и
наблюдение
ть всем, что
уроки,
того, что
посылает нам
извлеченные из
происходит с
Бог
прошлго
нашим телом
51.
52.
53. Задание
• Попытаться помочь преданным, о чем ониобычно думают (в том числе и во время джапы)
Как лучше это сделать? – о чем мы думаем во
время невнимательной джапы?
• Отметьте, сколько времени ваши мысли
вращаются вокруг прошлого и будущего?
Сколько времени вы беспокоитесь о теле? И
сколько времени занимает неудовлетворенность
обстоятельствами вашей жизни?