Похожие презентации:
Символический интеракционизм
1.
Символический интеракционизмСимволический интеракционизм опирается
на труды американских социологов Джорджа
Мида (1863-1931) и Чарлза Кули (1864-1929).
которые разработали исходные принципы
этого социологического направления. Сам
термин «символический интеракционизм»
был введен в научный оборот в 1937 г.
учеником Дж. Мида Гербертом Блумером
(1900- 1987).
2.
Ч. Кули, У. Томас, Дж. Мид, У. Джеймс, Р. Парк, Г.
Блумер, Э. Хьюз, А. Стросс, Г. Бекер, Т.
Шибутани, М. Кун, Т. Партленд, К. Бёрк, Э.
Гоффман и др
“теорема Томаса”: “Если ситуация определяется
как реальная, она реальна по своим
последствиям”. Это выразит, афористич.
формулировка одного из гл., мировоззренчески
значимых положений С.и.
Парк определил область, ставшую впоследствии
основной областью исследования для С.и., —
социологию отклоняющегося поведения.
3.
Дж. Мид.
рассматривал реальность как совокупность
ситуаций, в которых действует субъект. Общество и
социальный индивид конституируются в
совокупности процессов межиндивидуальных
взаимодействий
Стадии принятия роли другого, других,
“обобщенного Другого” — этапы превращения
организма в рефлективное социальное Я
4.
Я, состоящее из двух структурных
составляющих — “I” и “me”. “I” — элемент
спонтанного и бессознательного в социальном
индивиде, “mе” — интернализованная точка
зрения группы.
Происхождение Я целиком социально, а главная
его характеристика — способность становиться
объектом для самого себя, причем внешний
социальный контроль преобразуется в
самоконтроль.
5.
Богатство и своеобразие заложенных в той
или иной личности реакций, способов
деятельности, символических содержаний
зависит от разнообразия и широты систем
взаимодействия, в которых она участвует.
Структура завершенного Я отражает
единство и структуру социального процесса.
6.
Становление социального индивида, по
Миду, опосредствуется языком
огромное влияние слов как главных орудий
стабилизации и объективации того, что
иначе осталось бы текучим и совершенно
субъективным опытом. Именно слова дают
людям возможность формировать общие
определения ситуации, общие видения
объектов, делающие возможным
систематические социальные
взаимодействия
7.
Основные положениялюди взаимодействуют друг с другом,
руководствуясь прежде всего символическими
значениями, которые они придают тем или иным
объектам;
сами символы являются продуктом социального
взаимодействия (интеракции) между людьми;
символические значения возникают и
изменяются посредством интерпретации и
переопределения символов.
8.
«все люди создаются в разговорах»
люди обретают свою человеческую природу
благодаря тому, что взаимодействуют с помощью
символов, важнейшие из которых представлены в
языке
чтобы интеракция (общение) продолжалась,
каждый вовлеченный в нее должен еще и
интерпретировать намерения других с помощью
принятия роли, т.е. поставить себя на место
партнера
9.
(англ. interaction - взаимодействие) теоретико-методологическое направление в
социологии и социальной психологии
(прежде всего, американской), кладущее в
основу анализа социокультурной реальности
социальные (с акцентированием
межиндивидуального аспекта)
взаимодействия, взятые в их символическом
(особенно языковом) выражении
10.
В американской социологии символический
интеракционизм - главная альтернатива
теоретическим подходам функционализма.
Вместо этого используются включенное
наблюдение акторов в естественных условиях и
интенсивные интервью.
Отвергаются подходы в психологии и социологии,
которые ищут детерминистские универсальные
законы или пытаются открыть всеохватывающие
структурно-функциональные порядки
11.
Метод исследованияОписание, близкое этнографическому, и
включенное наблюдение.
В идеале социолог должен включаться в
социальную ситуацию самих субъектов, наблюдать
их поведение, “понимать” интерпретации и
практики их повседневной жизни, отражая это в
своих социол. отчетах. Эти описания должны
составлять как бы “портреты” отд. социальных
“миров”, такие как мир профессий, мир
преступности, мир мед. деятельности и т.п.
12.
В портретах прежде всего должны
фиксироваться основные практики,
организующие эти миры, и сопровождающие их
символические структуры (идеологии,
интерпретации, объяснения).
Адекватность этих портретов должна
проверяться не путем применения к ним
стандартных методологических процедур, а
путем консультаций с самими
заинтересованными субъектами.
13.
Сторонники символического
интеракционизма полагают, что социология
должна “делаться” путем исследования, а не
путем сочинения теоретических трактатов.
Социология сводится к анализу частных
проблем в специфических контекстах.
14.
Общество этоМикрособытия
Процесс (человек действует, не реагирует)
Общение
Язык
Символ (значения, их можно менять,
интерпретировать)
Социальный процесс, состоящий из совокупности
самоорганизующихся и замкнутых в себе
контекстов