Лекция 13. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕАКЦИОНИЗМ Джорджа Герберта МИДА. 1863-1931 гг., США
- 2 –
- 3 -
- 4 -
- 5 -
- 6 -
- 7 -
- 8 -
- 9 -
- 10 -
202.00K
Категория: СоциологияСоциология

Символический интеакционизм Джорджа Герберта Мида

1. Лекция 13. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕАКЦИОНИЗМ Джорджа Герберта МИДА. 1863-1931 гг., США

СИМВОЛИЧЕСКИЙ
ИНТЕАКЦИОНИЗМ Джорджа
Герберта МИДА. 1863-1931 гг., США
Лекция 13.
ПЛАН
1. Антропология коммуникации и социальная
психология
2. Инструментальная деятельность и практика
3. Универсалистская этика
4. Наука как идеал
5. Последующее развитие символического
интеракционизма

2. - 2 –

-2–
1. Краткая биографическая справка
2.
Дж.Г.Мид – американский философ, социальный психолог, социолог.
Родился в семье пастора. Единственной полученной за всю жизнь ученой
степенью была степень бакалавра. Обучался в университетах Европы,
преподавал в американских университетах. В 2007 г. получает звание
профессора философии. При жизни практически не публиковался.
Основные работы:
• Дух, идентичность и общество;
• Философия поступка.
По мировоззрению был приверженцем гуманистических ценностей и
противником радикализма. Главная его тема – достижение социального
согласия и солидарности. Считал, что в современном обществе
традиционная мораль должна уступить место научной морали.

3. - 3 -

-3-
1. АНТРОПОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
• Начальный период творчества Мида связан с разработкой основ
социальной психологии. Его не устраивал биологический подход,
рассматривавший поведение как простую реакцию на раздражение.
• Он считал, что
социальная деятельность основывается на
кооперации и коммуникации, предполагает постановку цели и
осмысление способов ее достижения. Т.к. целей – множество –
внимание
рассредоточивается.
Поэтому
необходимо
функциональное подключение сознания.
• Мид утверждает, что психические явления – это проявление
кризиса в процессе деятельности. Они возникают тогда, когда
побудительные импульсы и закрепившиеся реакции перестают
совпадать. Возникает фаза, когда становится возможным новый вид
деятельности – творческий акт. Сначала на уровне сознания, потом
на уровне действия.
• Исходной при рассмотрении общества должна быть групповая
деятельность. Часть=индивид объясняется с позиций и в контексте
целого=общества.

4. - 4 -

-4-
Социальные группы характеризуются, в отличие от объединения животных,
ведущей ролью коммуникаций в процессе коммуникативной деятельности.
Исходной фазой коммуникаций является жест. Более сложная стадия –
«голосовой жест».
Специфика его использования человеком – в
упреждающем понимании на жест другого. Так возникает основа для
самосознания, закрепления значимых символов, ожидаемого поведения и
координации – сначала действий, а затем и целей. Закрепление образцов
поведенческого ожидания приводит к рассмотрению понятия «социальная
роль».
Мид разрабатывает концепцию идентичности=самости (self). Здесь он
выделяет 2 основных понятия:
• «Я» (I) – проявление спонтанного внутреннего импульса, творческого
начала и
• «моё» (me) – представление обо мне другого, внешняя оценка.
Когда в процессе взаимодействия меня оценивают многие субъекты –
возникает синтетический оценочный образ. Если он относительно совпадает
с внутренней спонтанностью «Я»,
то возникает новое явление –
идентичность=«сам» (self). Т.е., Я – как единство внутренней и внешней
оценки.

5. - 5 -

-5-
Достижение состояния идентичности способствует формированию
структуры личности и облегчает достижение целей в процессе
взаимодействия.
Мид также разрабатывает теорию личности через логику формирования
идентичности – как для вида, так и для индивида. Основными видами он
называет 2 вида детской игры:
• Play – игровое взаимодействие с воображаемым партнером,
способность мысленного представления поведения в мысленном
взаимодействии и
• Game - участие в групповых играх, здесь ориентиром собственной
деятельности становится множественное воображаемое. Game
характеризуется общей целью, разделением ролей, принятием правил
взаимодействия. В совокупности они представляют нормы и ценности
определенной группы. Спецификой game оказывается ориентация на
генерализованного=обобщенного другого. Впоследствии это понятие
становится центральным при разработке этической концепции.
В концепции Мида внутренне воспринятый коллективизм контролирует
агрессивные импульсы. В результате возникает торможение, и
взаимодействие происходит в пределах установленных норм и ожиданий.

6. - 6 -

-6-
2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАКТИКА
Концепция инструментальной деятельности объединяет кооперацию и
индивидуализацию.
Здесь за основу берется 4-х фазная модель
деятельности, характерная только для человека. Ее алгоритм:
- импульс к действию,
- восприятие=перцепция,
- манипуляция,
- удовлетворение потребности.
Здесь органы манипуляции – рука и мозг – как органы практической и
мысленной манипуляции. Совокупность мысленных манипуляций
позволяет контролируемо взаимодействовать, накапливая опыт. Опыт
взаимодействия позволяет представить объект как действующий.
Усиление коммуникации и взаимодействия приводит
к развитию
инструментальных=манипулятивных
способностей.
В
результате
закрепляется способность универсальности видения предмета. Человек
приходит к пониманию перспективы – одновременной возможности двух
или более позиций.

7. - 7 -

-7-
Следующий шаг – обретение способности смены перспектив, а также
помещения себя в перспективу другого. А это – мысленная манипуляция в
контексте одновременности множества чужих возможностей. Т.е., помещая
себя на место другого или генерализованного другого, можно придти к
синтезу себя и своей точки зрения на другое. Этот синтез обеспечивает
свободу обращения с предметом и свободу взаимодействия.
По существу, Мид дает обоснование труда как свободной сознательной
деятельности и рассматривает кооперацию с позиций разделения труда в
общественной жизни.
Однако представить общество как систему
человеческой практики Миду не удалось.
3. УНИВЕРСАЛИСТСКАЯ ЭТИКА
Этика не рассматривается научной дисциплиной, поскольку, по Миду, наука
исследует отношения целей и средств, а этика – отношение самих целей. В
этике основным понятием становится «ценность» – как обязательство и
желание.
Моральные ситуации не являются изначально заданными. В обществе
складываются определенные стандарты поведения, обусловленные
биологическими и социальными факторами.

8. - 8 -

-8-
Нормативно установленное поведение предшествует появлению
моральных ситуаций. Они возникают тогда, когда мотивы и ценности
взаимодействующих субъектов оказываются в состоянии конфликта, и
когда становится необходимым сделать выбор.
По Миду, моральные ситуации – это своеобразный кризис личности.
Конфликт между индивидуальными ценностями личности и ценностями
генерализованного другого парализует деятельность, приводит к
дезинтеграции личности.
Для его преодоления необходимо пересмотреть и переструктурировать
свои ожидания и импульсы.
В результате личность будет
реинтегрирована, а цели и ценности будут осмыслены с ориентацией на
оптимизированный характер взаимодействия. Соответственно, будет
выработана новая моральная стратегия.
В концепции Мида этика рассматривается не с позиций нормативных
требований, а с позиций расширения ориентаций на другого,
реидентификации личности и социальной группы.
Этапы формирования новой идентичности являются этапами или
ступенями морального развития личности и одновременно – этапами
развития общества – от господства к свободе.

9. - 9 -

-9-
Коррекция ориентаций происходит в направлении увеличения размеров
социальных групп=генерализованного другого и способствует их
совершенствованию. В перспективе взаимодействие может приобрести
универсальный характер, стать оптимальным для коммуникации и
кооперации.
4. НАУКА КАК ИДЕАЛ
Для конкретизации механизмов достижения идеального состояния
общества Мид проводит аналогию с динамикой прогресса науки, одной из
характеристик которой рассматривалась неконтролируемость будущего.
Новая научная парадигма не выводится из старой, а часто ей
противополжна. Для ее возникновения необходимы мыслитель и
признание
его инновационного вклада научным сообществом.
Предъявляемая гипотеза должна быть доказана и универсальна, т.е.
общезначима для всех его членов и социально значима. Так наука
становится критерием и показателем социального прогресса.
По этой же схеме рассматривается совершенствование
социальных
отношений, включая моральные. Здесь необходимыми условиями
становятся: увеличение свободы коммуникаций; усиление процессов
идентификации индивидов и социальных групп; расширение консенсуса в
обеспечении общности целей и ценностей.

10. - 10 -

5. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА
Мид был противником индивидуалистического подхода в социологии. Его
исходная установка заключалась в утверждении необходимости взаимной
коррекции структуры личности и структуры социальных групп, общества.
Анализ социального взаимодействия производился с учетом возможностей
использования общезначимых символов, обеспечивающих коммуникацию.
После Мида развитие интеракционизма происходило в 3-х направлениях.
Чикагская школа, представлена работами Г.Блумера, Т.шибутани, А.Стросса.
Здесь основной интерес - к процессу взаимодействия, к особенностям
становления нового.
Айовская школа – это М.Кун, Т.Партленд, Л.Рейнолдс, настаивовавшие на
возвращении к макросоциологии и к изучению стабильных, закрепившихся
символических структур.
Социодраматический подход в социологии - Э.Гоффман и др. Здесь
общество рассматривается как реализация драматической метафоры, где
взаимодействие уподоблено сценарию, играемому на сцене актерами и
масками.
Т.е., здесь также очевиден интердетерминистский подход к анализу
развития общества через процесс выработки, утверждения и изменения
социальных значений.
English     Русский Правила