Похожие презентации:
Лекция 3 Философия Античности
1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.Философия природы: натурфилософия2. Философия человека: софисты
3. Афинская школа: Сократ, Платон, Аристотель
2. философы
3. Космоцентризм. Реальность – это природа. Природа познается мышлением
• Космоцентризм – философский принцип,ориентирующий познание на закономерности
окружающего мира в целом
• Предполагает разделение на две сферы:
чувственный, окружающий мир, мир мнения и
рациональный, логичный мир – мир мышления,
теории, истины
• Предполагает выделение сущности, которые
упорядочивают мир в целом
4. КОСМОС=ПОРЯДОК=ОБРАЗЕЦ
• Космос – образец устойчивости и порядка.• Государство должно стремиться к
стабильности, основанием чего служат
справедливые законы.
• Добродетель человека - это способность
выбирать лучшее для себя и поступать
соответственно природе.
5. Космос и хаос
• Порядок – повторение одного и того же,общее, сущность
• Порядок познаваем разумом
• Философия – познание разумом
упорядоченных элементов бытия,
определяющих упорядоченность космоса
• ПОРЯДОК=РАЗУМ
• ХАОС=ЧУВСТВА (страсти)
6. Теория и практика
• Теория (умозрение) – усмотрение сущности• Сущность – это то, что сохраняется, отвечает
на вопрос «Что это?»
• Практика – основана на чувствах и опыте
• Чувства познают материю
• Материя изменчива
• То, что изменчиво – хаотично
7. Натурфилософия «О ПРИРОДЕ»
ФЮСИСИсточник всего
Причина вещей
Самопорождающее начало
«ПРИРОДА вещей, человека»
8. ПЕРВОНАЧАЛО – ПРИРОДА ВЕЩЕЙ
НЕИЗМЕННО и УСТОЙЧИВО
Всеобщее – сущность всех вещей
УМОПОСТИГАЕМО (РАЦИОНАЛЬНО)
СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНА ВЕЩЕЙ
9. Варианты АРХЕ (первоначало)
Демокритатомы
Платон
идеи
Аристотель
формы
Гераклит
огонь
АРХЭ
Фалес
вода
Анаксимандр
апейрон
Анаксимен
воздух
Пифагор
число
ПЕРВОНАЧАЛО
ПРИЧИНА
10. ШКОЛА ЭЛЕАТОВ: Парменид и Зенон
• Диалектика – искусство истинногоразмышления
• Истинное мышление воспроизводит истинную
реальность
• То, что мыслиться без противоречия, то
существует
• То, что не мыслиться без противоречия, того не
существует
• Тождество бытия и мышления
11. Парменид
• «Бытие есть, небытия нет»• НЕБЫТИЕ – это то, что невозможно
помыслить (представить в разуме)
• Движения нет, изменения нет, времени нет
• Небытие – существует, но оно
непознаваемо (нельзя четко представить)
• «То, что движется, не движется ни в том
месте, где оно есть, ни в том, где его нет»
(Зенон)
12. Зенон: АПОРИИ: Ахиллес и черепаха, Дихотомия, Стрела
13. Античная философия
• Основанием истины было правильноевысказывание
• Правильное высказывание выводит на
сущность (бытие) вещей
• Познавая сущность, мыслитель обретает
мудрость поступков
14. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОФИСТЫ – все относительно
• Внимание к речи и ее воздействию насознание (воспитание).
• Общее и частное в речи
• Протагор: «Человек есть мера всех вещей:
существующих, что они существуют, и не
существующих, что они не существуют»
• Существует только мнение, а истина
рождается в споре (плюрализм)
• Мнение должно быть аргументированным
15. Сократ: майевтика и сила слова
16. Философская система ПЛАТОН
• Повседневность человека похожа на пещеру,в которой он пребывает как узник
• Отрицание повседневности – смешения хаоса
и порядка, души и тела, справедливости и
несправедливости, добродетели и
порочности
• Введение в обиход терминов «идея»,
идеальное
• Главная идея – Идея Блага
17. МИР ИДЕЙ и МИР ВЕЩЕЙ
кафедра философии УГТУУПИЛекция античная философия
17
18. Идея – образец
• Идея - существует до вещи, являетсяидеальной, представляет собой – идеал
• Идеи - ценности, которые люди чтут
• «Идея справедливости, идея мужества,
идея равенства»
• Порядок и хаос
19. Идея и вещь
• Идеи – это причины вещей, вернее того ввещах, что позволяет познать вещь
• Идея воплощена в вещи
• Идея задает вещи мыслительную
определенность
• Кроме идеи в вещи присутствует – материя
• Материя источник «неопределенности»,
изменчивости
20. Окружающий мир и мир идей
• Это мир, где соединены чувственное(хаотичное) и рациональное (логичное)
• Мир идей – сверхчувственная,
умопостигаемая реальность (божественная)
• Человек не мыслит «вещами», он мыслит
«идеями»
21. Душа: разум, воля, чувства
22. Начала души – справедливость
1) Вожделеющее (ремесленники,сдержанность), 2) яростное (воины,
мужество) 3) разумное (философы,
мудрость)
Особенности человека зависят от того, какое
начало в нем сильнее выражено
23. Душа и тело
• Тело – это элемент изменчивости (теломатериально)
• Оно есть оболочка души, темница
• Тело источник всех бед в жизни человека
• Поэтому, когда душа попадает в тело – она
забывает, все, что видела в мире идей
• Процесс развития души – это процесс
воспоминания через обучение
24. Знание как припоминание
25. Познавать - вспоминать
• Процесс воспоминания – это процесспривыкания души к отвлечению от
чувственной стороны вещей и
сосредоточение на рациональном
компоненте в вещах (подобии)
• Ум должен восстановить способность
сосредотачиваться на устойчивости,
упорядоченности
26. РЕИНКАРНАЦИЯ
Кругрождения
и смерти
27. Философия как метафизика
• Учение о сверхчувственной реальности –мир идей
• Учение о идее как причине вещи
(источнике)
• Учение о душе и разуме как средстве
приобщения к сверхчувственной
реальности
28. Аристотель
Платон мне друг, ноистина дороже
Учение о причинах
Идея как форма
Метафизика – учение о
первых началах и
причинах
кафедра философии УГТУУПИ
Лекция: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
28
29. Аристотель
• Согласен, что познание – это познаниеобщего в вещах, которое устойчиво,
необходимо, повторяется
• Но «идеи» (формы) предлагал находить не
отдельно от вещей, а в самих вещах
• Знание начинается с опыта, а затем лишь в
разуме мы переходим от конкретного к
абстрактному
30. Учение о причинах
Формальная
Материальная
Двигательная
Целевая
31. Форма и материя
• Вещь – тождество материи и формы• Материя – есть возможность принятия
другой формы
• Движение – переход из возможности в
действительность
• Действительность всегда лучше –
осуществленность
• Телеология
32. Философский образ жизни
33. выводы
• Философия выходит за пределы мифа• Философия в античности – поиск оснований
всего существующего (все – есть одно)
• Возникает теоретическая установка –
созерцание в разуме истинного бытия,
отделение истинного бытия от временных,
изменчивых, хаотичных элементов
• Философия в античности соединяет в себе
созерцание (теория) и образ жизни (практика)