Скрипка
Основные сведения
История создания скрипки
Николо Амати
Устройство скрипки
2.22M
Категория: МузыкаМузыка

Скрипка. История создания скрипки. Устройство скрипки

1. Скрипка

2. Основные сведения

Скрипка – один из самых популярных и совершенных
смычковых струнных инструментов высокого регистра.
Скрипка может выступать как сольный, так и
оркестровый инструмент, и в этом заключается ее
универсальность.
Скрипкам принадлежит ведущее место
среди струнных смычковых — важнейшей части
современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни
один другой инструмент не обладает таким сочетанием
красоты, выразительности звука и технической
подвижности.
Играют на ней при помощи смычка, которым водят по
струнам. Скрипка имеет четыре струны.

3. История создания скрипки

Форма скрипки напоминает женский силуэт, что делает
этот инструмент живым и одушевлённым. Такую форму
скрипка приобрела XVI в. К этому веку и началу XVII
века относятся известные изготовители скрипок —
семейство Амати. Их инструменты отличаются
прекрасной формой и превосходным материалом.
Италия славилась производством скрипок, среди
которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее
время ценятся чрезвычайно высоко.
Скрипка — инструмент, оказавший колоссальное
влияние на музыку. Она широко использовалась в
классических произведениях

4. Николо Амати

5.

6.

Предшественниками скрипки были арабский
ребаб, казахский кобыз, испанская фидель,
британская кротта, слияние которых и
образовало виолу. Отсюда итальянское название
скрипки violino, а также славянский
четырёхструнный инструмент квинтового строя
жига (отсюда немецкое название скрипки — geige).
Испанский Фидель
Арабский Ребаб
Казахский Кобыз

7. Устройство скрипки

Корпус скрипки имеет овальную форму с
округлыми выемками по бокам, образующими
«талию». Округлость внешних контуров и линий
«талии» обеспечивает удобство игры, в частности в
высоких регистрах.
Верхняя и нижняя деки корпуса соединены друг
с другом обечайками. Нижнюю деку делают из
клена, а верхнюю из Тирольской ели.
Гриф скрипки — длинная пластинка из чёрного
дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа
прикреплена к закруглённой и отшлифованной
планке, так называемой шейке

8.

Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает
рукой исполнитель во время игры, конструктивно
объединяет корпус скрипки, гриф и головку. Гриф с
порожком крепится к шейке сверху. Шейка —
полукруглая деталь, которую охватывает рукой
исполнитель во время игры, конструктивно
объединяет корпус скрипки, гриф и головку. Гриф с
порожком крепится к шейке сверху. Колковая
коробка — часть шейки, в которой фронтально
сделана прорезь, с двух сторон вставлены две
пары колков, с помощью которых производится
настройка струн

9.

10.

11.

Нижняя дека или «днище» корпуса делается из клёна, из двух симметричных половинок.
Верхняя дека или «крышка» делается из ели. Имеет два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую
букву f). В середине верхней деки расположена подставка, над которой проходят струны, закреплённые на струнодержателе
(подгрифнике).
Обечайки соединяют нижнюю и верхнюю деку, образуя боковую поверхность скрипки. Их высота определяет объём и высоту
скрипки, принципиально влияя на тембр звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее
звучание скрипки. Обечайки изготавливаются, как и днище, из клёна.
Душка — круглая еловая распорка, передающая вибрации деки днищу. Идеальное её расположение находится экспериментально,
на что мастером иногда тратятся многие часы работы
Подгрифник, или струнодержатель, служит для крепления струн. Изготавливается из твёрдой породы чёрного или красного
дерева (обычно эбенового дерева или палисандра соответственно). С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой — четыре
отверстия со шлицами для крепления струн. Принцип крепления прост: конец струны с пуговкой продевается в круглое отверстие,
после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц.
Петля — петля из толстой кишечной струны или пластика. Более предпочтительна пластиковая петля, так как она имеет регулятор
длины петли. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить
клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный
подгрифок.
Пуговка — шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны,
служит для крепления петли подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме,
полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и деки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.
Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к
значительному изменению тембра (при сдвиге к подгрифку — звук глуше, от него — более пронзителен). Подставка
приподнимает струны над верхней декой на разном расстоянии для игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем
расстоянии друг от друга на плоскости, чем верхний порожек. Углубления для струн в подставке натирают графитовой смазкой, в
составе которой используется масло для размягчения дерева.
Гриф.
Гриф скрипки — длинный брусок из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра). Со временем
поверхность грифа или стирается или становится неровной. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку,
состоящую из колковой коробки и завитка.
Верхний порожек — пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Углубления
в порожке натирают графитовой смазкой или графитом (графитовым карандашом) для уменьшения трения о струны и продления
срока их службы. Отверстия в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга.
Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры. К шейке сверху крепится гриф и верхний
порожек.
Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью
которых производится настройка струн. Колки представляют из себя конусные клинья. Клин вставляется в конусное отверстие в
колковой коробке. Они обязательно должны подходить друг другу, не вдавливаться без вращения в коробку, быть вставлены
полностью в коробку — невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного
вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения
должны быть смазаны притирочной пастой (или мелом и мылом). Колки не должны сильно выступать из колковой коробки, и
обязательно должны входить в конусное отверстие. Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой
или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.
Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма — свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Изначально завиток
скорее напоминал женскую ступню в туфельке, со временем схожесть становилась всё меньше — узнаваема только „пятка“, „носок“
English     Русский Правила