Похожие презентации:
Идеи философии Эпикура
1. Основные идеи философии Эпикура
ОСНОВНЫЕ ИДЕИФИЛОСОФИИ ЭПИКУРА
ВЫПОЛНИЛА ЛЫСЕНКО АЛЕКСАНДРА
ГРУППА ЮР171-В
2. Эпикур (341–270 гг. до н. э.)
ЭПИКУР (341–270 ГГ. ДО Н. Э.)Эпикур — древнегреческий философ, основатель философской школы
эпикурейства.
Эпикур начал изучать философию с 14 лет. Философия Эпикура — одно
из фундаментальных направлений, оказавших влияние на становление
материалистического подхода в философии. Своей главной целью Эпикур
и его последователи видели необходимость научить людей быть
счастливыми, не обращая внимания на несущественные вещи.
Разделял свое учение на три части: теория познания (каноника), учение о
природе (физика) и этика.
3. Наследие Эпикура
НАСЛЕДИЕ ЭПИКУРАЗа свою жизнь Эпикур написал около 300 философских сочинений.
Ни одно из них не дошло до нас
полностью, сохранились только
отрывки и пересказы его
взглядов другими авторами.
4. Эпикур делил потребности человека на 3 класса:
ЭПИКУР ДЕЛИЛ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКАНА 3 КЛАССА:
1) естественные и необходимые — пища, одежда, жилье;
2) естественные, но не необходимые — сексуальное удовлетворение;
3) неестественные — власть, богатство, развлечения и т. п.
Проще всего удовлетворить потребности (1), несколько сложнее — (2), а потребности (3) полностью
удовлетворить невозможно, но, по Эпикуру, и не нужно.
Эпикур считал, что "удовольствие достижимо лишь при рассеивании страхов ума", и
выражал основную идею своей философии следующей фразой: "Боги не внушают
страха, смерть не внушает опасения, удовольствие легко достижимо, страдание легко
претерпеваемо."
5. Жить разумно по Эпикуру
ЖИТЬ РАЗУМНО ПО ЭПИКУРУЖить разумно, по Эпикуру, значит — не стремиться к богатству и власти как к
самоцели, удовлетворяясь минимально необходимым для того, чтобы быть
довольным жизнью:
"Голос плоти — не голодать, не жаждать, не зябнуть. У кого есть это, и кто надеется
иметь это и в будущем, тот с самим Зевсом может поспорить о счастье. Богатство,
требуемое природой, ограниченно и легко добывается, а богатство, требуемое
пустыми мнениями, простирается до бесконечности. "
6. Познание по Эпикуру
ПОЗНАНИЕ ПО ЭПИКУРУТеорию познания философ основывает на чувственном восприятии как единственном критерии истины.
Он не признавал критики сенсуализма. По его мнению, она не имеет под собой основания и
рассуждения скептиков могут быть только теоретическими. Согласно Эпикуру, сверхчувственного не
существует. Все, что может быть воспринято, человек познает с помощью органов чувств. Свою теорию
Эпикур называл каноникой, противопоставляя ее учениям Платона и Аристотеля. Главный критерий
истины по канонике — ощущения, от которых зависит работа разума.
Познание по Эпикуру — поиск истинного назначения вещей. Отрицая сверхъестественное, довлеющее
над человеком, философ считал своей главной задачей избавление человечества от заблуждений и
страха смерти.
7. Теория атомизма
ТЕОРИЯ АТОМИЗМАСвое видение физики Эпикур основывал на материализме Демокрита, но вносил в его теорию некоторые изменения. Он выделяет
главные положения физики, недоступные чувствам:
• ничего не может произойти из ничего и вернуться в ничто;
• вселенная неизменна и всегда будет оставаться такой.
Он утверждает, что во вселенной тела движутся, перемещаясь в пустотах. Тела состоят из соединений
других тел меньшего размера или соединений, из которых состоят тела. Они отличаются по форме,
весу и величине. Самые малые тела, Эпикур вслед за Демокритом называет атомами, а учение о
физике — атомической физикой.
Душа — такое же материальное тело, но она состоит из более тонкой материи, рассеянной по
физическому телу человека. Когда тело разлагается после смерти, душа также разлагается и перестает
существовать. Поэтому утверждения о бессмертии души — ложны.
8. Эпикур о Богах
ЭПИКУР О БОГАХСогласно идее Эпикура, боги:
• бессмертны;
• не соответствуют представлениям людей о них;
• пребывают в другой мировой системе;
• счастливы и умиротворены.
Библиографы и исследователи учения Эпикура считают его попытку доказать существование богов
— уступкой общественному мнению. Сам философ не верил в бога, но боялся открыто
конфликтовать с религиозными фанатиками. В одной из своих работ он отмечает, что боги, будучи
могущественными существами, могли бы искоренить все зло. А если не хотят этого сделать или не
могут, значит, они слабы или их вовсе нет.
9. Концепция счастливой жизни эпикура
КОНЦЕПЦИЯ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ ЭПИКУРАГлавный раздел философии Эпикура — этика.
Цель человеческой жизни — стремиться к удовольствию и отдаляться от страданий.
Для достижения этой цели этическая модель жизни Эпикура предполагает
наслаждение через отказ от страдания. Человек нуждается в постоянном ощущении
удовольствия — свободе от страхов, сомнений, и полной невозмутимости.
10.
Истинный мудрец — это человек, осознавший, что страданиелибо кратковременно (и его можно пережить) либо слишком
сильно и приводит к смерти (в этом случае его бессмысленно
бояться). Мудрец обретает истинное мужество и спокойствие.
Он не гонится за славой и признанием, отказывается от суетных
стремлений. Природа требует от человека соблюдения простых
условий: есть, пить, находится в тепле. Эти условия просто
исполнить, а стремиться к другим удовольствиям необязательно.
Чем скромнее желания человека, тем легче ему стать
счастливым.
11. Каноника
КАНОНИКАКаноника – учение о критериях истины и правилах ее познания, без которых невозможна разумная жизнь
и разумная деятельность. Канонике он посвятил особое сочинение, в котором указал критерии истины.
1) восприятия
2) понятия (или общие представления)
3) чувства.
12. Этический идеал Эпикура
ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЭПИКУРАЭтический идеал, проповедуемый Эпикуром, резюмируется фразой:
«Проживи незаметно»
Он требует от человека довольствоваться простой пищей, скромной одеждой, не
стремиться к почестям, богатству, государственным должностям; жить, уклоняясь от
всего, что может нарушить безмятежный покой души.
Жизнь Эпикура и его друзей-учеников явилась практическим воплощением этого
идеала.