18.43M
Категория: ИскусствоИскусство

Теория театра классицизма

1.

Теория театра классицизма

2.

В странах, где произошли буржуазные революции, - в Голландии, Англии,
Германии, Испании, Италии, - ведущей стилевой системой стал классицизм.
Особое место в данном направлении заняла Франция, где драматические
испытания конца XVI века поставили нацию перед угрозой распада и деградации.
В этих условиях победа порядка абсолютной монархии над беспорядком
феодального сепаратизма предопределила все дальнейшее развитие культуры.
Идеалы абсолютизма требовали художественных форм, которые вызывали бы
ассоциации с величием правителей древних римлян и греков. Но строгая
рациональная античность оказалась недостаточно пышной и помпезной для
прославления Людовика XIV, короля-солнца, ярко светившегося над Францией.
Поэтому обращаются к прихотливым, причудливым и вычурным формам
итальянского барокко, связанного с демонстрацией мощи католицизма.
Таким образом, складывается один из самых ярких художественных стилей «большой» или «королевский», который наиболее полно мог выразить в то время
идеи торжества национального единства и сильной абсолютной королевской власти
— классицизм.

3.

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия.
В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом
абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего
подъема театрального искусства в стране.
Классицизм воплотил на языке художественных образов основные
социальные и идейные принципы французского дворянского общества
XVI - XVII веков.
Процесс развития классицистского искусства тесно
становлением во Франции абсолютистской идеологии.
связан
со
Он зародился в середине XVI века, в период формирования абсолютной
монархии, достиг своей высшей точки в первой половине царствования
Людовика XIV и начал клониться к упадку во второй половине его
царствования, когда французский абсолютизм начинает открыто выявлять
свою реакционную сущность.
За сравнительно небольшой исторический отрезок времени французский
классицизм XVII века проделал вместе с абсолютизмом эволюцию,
заключавшую в себе симптомы его кризиса и разложения.

4.

Классицизм утвердился в эпоху, когда французский абсолютизм обрел
исторически положительное значение: он утвердил гражданский мир в
обществе, устанавливая равновесие между аристократией и третьим
сословием.
Абсолютизм во Франции XVII в. выступает в качестве цивилизующего
начала
и
гаранта
национального
единства,
согласовывавшего
несогласуемое, объединявшего необъединимое.
Абсолютизм был и созидательным фактором общественного бытия (король
выступил посредником между буржуазией и дворянством и смягчил их
противоборство), и его ограничительным фактором (регламентировал
личность, заключая ее в жесткие рамки государственности).

5.

Классицистское искусство носило глубоко противоречивый
характер.
По сравнению с искусством Ренессанса
классицизм был регрессивен: он утратил
воспринятый от античности идеал гармоничного
человека,
у
которого
в
совершенстве
уравновешены физическая и духовная стороны.
Классицисты пытались обрести эту гармонию в
сфере политической жизни, выдвигая идею
служения монархии, стоического подавления
личных
склонностей
во
имя
интересов
абсолютистского государства.

6.

Идейный комплекс, которым оперировали классицисты, заключал в себе и
ряд прогрессивных тенденций:
- идею государственного и национального
единства,
- идею подчинения личности государству,
- идею общественного служения человека как
его высшей жизненной цели,
- идею высокой воспитательной функции
искусства.
Все
эти
идеи
были
прогрессивными, несмотря на то,
что облекались в XVII веке в
ограниченную
сословномонархическую форму.

7.

Происхождение и употребление
термина "классицизм".
Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на
смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.
Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само
понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую
войну романтики.
Классицизм — романтизм (classicism — romantism) — антиномия,
придуманная Фридрихом фон Шлегелем (1772—1829).
Шлегель характеризовал различия классицизма и романтизма следующим образом:
классицизм — стремление выразить неопределенные идеи и чувства в
определенной форме, а романтизм — стремление выразить универсальность поэзии,
творимой поэтом по своим собственным законам. Гете приравнивал классицизм к
здоровью, а романтизм — к болезни.

8.

Для классицистов характерна целеустремленная ориентация на античное наследие
(Аристотель, Гораций, Платон, Цицерон, Квинтилиан и др.), через памятники
которого они стремились осмыслить и постичь законы художественности и
установить нормы литературного языка.
Отсюда и название «классицизм» - ориентация на образец (от лат. — образцовый).
«Классик - каждый писатель или художник, признанный общим мнением
классическим, превосходным, примерным, образцовым, а также следующий
классицизму, школе, принятым строгим правилам творчества.».
Как и реализм, классицизм опирается на тезис Аристотеля о «подражании» поэзии
природе, что имело для того времени весьма прогрессивный смысл, так как он
утверждал познаваемость действительности. Однако, по мнению теоретиков
классицизма, «подражание природе», воспроизводство действительности должно
быть лишь в той мере, в какой они соответствуют законам разума.
Таким образом, природа, будучи для классицистов основным объектом искусства,
могла представать в их произведениях лишь в особом, как бы преображенном,
облагороженном виде, лишенная всего того, что не соответствовало представлениям
художника и светской среды, с мнением которой он обязан был считаться.

9.

Никола Буало, рассуждая о судьбе французской литературы и поэзии в частности,
воскликнул однажды: «И вот пришел Малерб...».
17 ноября 1600 г. в ознаменование прибытия в Прованс новобрачной - новой жены
короля Генриха IV, Марии Медичи, Франсуа Малерб прочел оду «Королеве по
поводу ее благополучного прибытия во Францию». Этой одой начинался
классицистический период литературной деятельности поэта, на которого будут
равняться писатели Франции XVII века, вне зависимости от избранных ими жанров
литературы.
Таким образом, считается, что у истоков французского литературного классицизма
как направления стоит такая примечательная фигура, как Франсуа де Малерб.
Франсуа де Малерб (1555 - 1628)

10.

Классицизм как художественный метод.

11.

1.Философские основы классицизма.
Эстетика и искусство классицизма возникли на фундаменте философии
Рене Декарта, объявляющей самостоятельными началами материю и дух,
чувство и разум.
Этот разрыв чувства и разума преломляется в трагедиях Корнеля и Расина в
центральном конфликте личного чувства и общественного долга.
Картезианство утвердило принцип «членить целостности» и за исходную
точку приняло сомнение.
Декарт усомнился во всем существующем и выстроил логическую цепь: я
сомневаюсь — значит, мыслю, я мыслю — значит, существую.
Чувства
Разум

12.

Философия
Декарта
представляла
своеобразное
материалистических и идеалистических элементов.
сочетание
Декарт был дуалистом, признававшим наличие двух противоположных
субстанций - материи и духа.
Его учение о телесной субстанции основывалось на материалистическом
истолковании явлений внешнего мира.
Напротив, его учение о духовной субстанции было идеалистично, потому
что Декарт выводил существование человека и всего внешнего мира из
мышления (он утверждал в знаменитом тезисе: "Я мыслю, - следовательно,
я существую")

13.

ДУАЛИЗМ ДЕКАРТА
Телесная субстанция
Мыслящая субстанция
1. Протяженная
1. Непротяженная
2. Делимая
2. Неделимая
Декарт утверждает абсолютное равноправие двух этих начал
мира
Психофизическая
проблема

проблема
объяснения корреляции, взаимодействия этих
двух типов явлений реальности (физического и
психического).

14.

Хотя для Декарта критерием знания был не опыт человека, не его
общественная практика, а абстрактно понятый разум, все же его
рационалистический метод имел для того времени безусловно прогрессивный
характер.
Прогрессивная роль рационализма Декарта была обусловлена также его
борьбой за строгую дисциплину в области мышления, вытекавшую из
признания истинным только того мышления, которое ясно и отчетливо.

15.

Книга Декарта "Рассуждение о методе" (1637) явилась сигналом к борьбе
против всякого рода вольностей в области мышления.
Декарт сформулировал здесь основные идейные устремления Франции
периода абсолютизма, развив и углубив рационалистическое мышление,
появившееся в предыдущем веке и являвшееся характерным признаком
ранней буржуазной культуры эпохи Возрождения.
Декарт (трактат
рационализма.
«Рассуждение о методе») разработал принципы
Он считал, что изящество в
искусстве сродни женской
красоте, заключенной не в
отдельной части, но в гармонии
всех частей,
когда ни одна часть не
преобладает над другой и не
нарушает совершенства целого.

16.

2. Ведущие эстетические принципы классицизма.
Эстетику классицизма (= взгляды
французского абсолютизма на искусство)
сформулировал Николя Буало в
трактате «Искусство поэзии» (1674).
Эстетика Буало переняла у Горация
формулу: «Развлекая, поучать».
Эстетика и искусство классицизма (XVII
в.) делали акцент на первом слове этой
формулы («развлекать»), а теория и
художественная практика XVIII в. — на
втором («поучать»).

17.

В классицистской теории изобразительных
искусств особую известность приобрел
немецкий историк античного искусства
И.И.Винкельман
(1717–1768)
(трактат
«Мысли
о
подражании
греческим
произведениям в живописи и скульптуре»),
выдвигавший принципы идеализации и
подражания античным образцам в качестве
главных для истинного искусства.
Иоганн Винкельман
Готхольд Лессинг
В
полемике
с
Винкельманом
и
классицистской
эстетикой
в
целом
закладывал
основы
эстетики
просветительского реализма Г.Э.Лессинг
(«Лаокоон. О границах живописи и поэзии»
– 1766; «Гамбургская драматургия» – 1769),
давший толчок к новому направлению
развития эстетической мысли.

18.

Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства,
обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику,
обращая ее к возвышенным примерам.
Опираясь на «Поэтику» Аристотеля и «Науку поэзии» Горация,
теоретики классицизма попытались выработать идеальную систему
правил (своего рода идеальную поэтику, или эстетику), на которые
должно ориентироваться подлинное высокое искусство.

19.

1. Противопоставление разума и чувства в дуалистической философии
Декарта нашло свое отражение и в классицистской эстетике с присущим ей
противопоставлением категорий высокого и низменного.
Высокое
«высокие» жанры
Ода, Поэма
Трагедия
Эпопея
Низменное
«низкие» жанры
Комедия, Сатира
Басня, Роман
Поэзия
И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику,
возвышать ее нравы, просветлять чувства.

20.

21.

Эпопея обладает наибольшей ценностью, т.к., обращаясь к далекому
прошлому, поэт в этом роде творчества сможет воссоздать наиболее
отвлеченные ситуации, что позволит придать вымыслу наиболее
правдоподобную форму. В эпической форме по сравнению с
трагедией больше возможностей для достижения совершенного
идеала – героического характера. Поскольку в основе эпической
поэмы лежит, как правило, легендарная истина, обладающая самой
высокой степенью поэтической истинности, то для достижения
правдоподобия достаточно лишь внутренней непротиворечивости
поступков героев и изображаемых событий.
Область трагедии – историческая эпоха, обладающая меньшей
степенью
истинности,
т.к.
в
ней
может
встретиться
непреднамеренное, случайное событие, нарушающее стройность
поэтического вымысла и требование правдоподобия. Именно поэтому
истинность трагедии оказывается менее основательной, чем в
эпической поэме. Комедия оказывается еще ниже эпопеи и трагедии,
т.к. в ней еще труднее достичь правдоподобия. Простой опыт
публики, хорошее знание современных нравов может раскрыть
неосновательность сюжета комедии с позиций правдоподобия.

22.

2. «Жанровая чистота» установление точных границ каждого жанра, его особенностей,
приличествующий каждому жанру язык и свои, характерные,
герои.
Смешивание жанров недопустимо!
Трагедия
Комедия

23.

3. Принцип «правдоподобия» во французской трагедии – мир
условностей или «идеальный мир на изнанку» (по определению
Шеллинга).
От пьесы классицизм не требует соответствия правде жизни: это
правда порою оказывается нетипично, случайна, слишком
удивительна и «неправильна».
Классицизм хочет не правды, а «правдоподобия» - надо создавать в
произведениях мир, лишенный случайностей, негармоничности,
отклонения от нормы и правил. Правдивость в искусстве понималась
им узко и односторонне - как идеализированное, облагороженное
воспроизведение природы и людей.
Внешнее правдоподобие порождает внутреннее неправдоподобие
образов (нагнетание патетических речей, эффектных поступков,
исключительных событий), но рождает потребность и необходимость
виртуозной актерской техники (от внешней к внутренней).

24.

«Волнует зримое сильнее, чем рассказ,
Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.»
(Н.Буало)
Правдоподобие в
классицизме:
не просто сходство
изображаемого на сцене с
действительностью, а
согласованность
происходящего с
требованиями разума, с
определенной моральноэтической нормой.

25.

4. Устойчивая ориентация нового искусства лад на античный лад,
что вовсе не означало простого копирования античных образцов.
Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими
концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на
античность.
Классицизм

26.

5. В своей основе классицизм был стилем идеалистическим.
Он исходил из глубоко формального понимания законов прекрасного,
которые не извлекались из изучения живой действительности, а
являлись результатом абстрактных представлений об идеале.
Поэтика классицизма призывала при изображении действительности
отвлекаться от индивидуального своеобразия, растворять единичное
во всеобщем, выдвигать логическую сторону вещей за счет
эмоциональной.
Несмотря на это, в классицизме проявлялись и реалистические
тенденции, потому что классицисты, абстрагируя действительность,
все же стремились познать и отразить типичные стороны жизни
своего времени.
В области изучения характеров и страстей классицисты имели
большие достижения, проявляя интерес к внутренней жизни человека.

27.

6. В искусстве классицизма
патриотические темы и идеи.
развиваются
В классицизме действия героя
основываются
на
сознании
общественной
необходимости,
которую олицетворяет король.
Неограниченный в своей воле
абсолютный монарх превращается в
источник произвола в судьбе героя.
Подчинение
человека
государственным
интересам,
смирение
чувств
разумом,
принесение счастья и даже жизни
личности
в
жертву
долгу,
следование абстрактным нормам
добродетели.
гражданские
и

28.

Государство
Долг
Король
.

29.

7. Концепция разумного преобладания долга над человеческими
чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от
концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда
провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся
«венцом Вселенной».
Однако ход исторических событий опровергал эти представления.
Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И
только в служении обществу, единому государству, монарху,
воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла
самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных
чувств.

30.

Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения:
горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от
греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека
оказывалась бессильной).
В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли
стихийные, плохо управляемые чувства.
Страсть
Долг

31.

3. Классицистская нормативность в жанре трагедии.

32.

1) Эстетический принцип развернутой подачи действия в тщательно
детализированной разработке эпизода (впоследствии это назовут
«хорошо сделанная пьеса»).

33.

2) Принципы построения сюжета на основе «триединств».
Закон трёх
единств
Единство
действия
Единство
места
Единство
времени

34.

Единство действия — запрещение отклонения сюжета
от одной линиии. Сосредоточенность на одном «узле
событий» (утверждена эстетикой Буало, трактат «О
поэтическом искусстве»).
Единство времени — все события пьесы должны
укладываться в 24 часа.
Единство
места

события
начинаются,
происходят
и
заканчиваются в одном и том же месте.

35.

3.«Замкнутая
форма»
хронологического сюжета:
линейной
перспективы
- совпадение внутреннего и внешнего действия
- действие подчиняется пространственно-временной
причинно-следственной логике
и
- время однородно (нет перенесения из настоящего в прошлое,
потом в будущее и т.д.)
- персонажи совпадают со своим дискурсом
- пространство играет роль местоосуществления действия
- развитие основного действия совпадает с сюжетной линией
- пьесы имеют четко выраженную развязку, без «открытого
финала»

36.

4. Патетика «ужасного» (напоминают «кровавые драмы» барокко, но ужасы не вынесены
на сцены, сходно лишь накалом страстей).

37.

5. Категории классицистической драмы:
- «неожиданный поворот действия»
- «неожиданная развязка» («непредвиденный инцидент», по
Дидро)
как продвижение фабулы после временной
(замедления) действия (контраст – модуляция).
Механизмы «осложнения»
в
процессах
нагнетания
драматической
ситуации
(«искусственная развязка»).
ретардации

38.

6. Пьеса делится на 5 актов.
7.
Выдерживается
единый
стихотворный
размер:
александрийский стих - двенадцатисложный стих с цезурой
после шестого слога, с обязательными ударениями на шестом
и двенадцатом слоге и с обязательным смежным
расположением попеременно то двух мужских, то двух
женских рифм.
Химена:
Я в твердости с тобой обязана сравниться.
Достоин стал меня ты, кровь мою пролив;
Достойна стану я тебя, тебе отмстив.

39.

8. Конфликт моральной
(«сгущенный аллегоризм»):
Долг —
Чувство
Разум - Сердце
сущности
героя
Сосредоточенность на внутренней брьбе
героя
определяет
бедность
классицистической
драмы
внешним
действием.
Исключается
всё
исключительное, всё невероятное на
сцене.

40.

9. Герой в трагедиях классицизма
а) Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой
подчиненности внутренней логике.
б) Единство характера героя – важнейшее условие эстетики
классицизма. Обобщивший законы этого направления, Буало
утверждает:
Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается
он всегда собой.
Т.е. герой классицистской пьесы — носитель одной, ярко
выраженной, черты характера.

41.

в) Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает,
однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в
разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно
выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом
герое у Н.Буало сказано:
Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,
У вас пусть будет он отважен, благороден,
Но все ж без слабостей он никому не мил…
Он плачет от обид – нелишняя подробность,
Чтоб мы поверили в его правдоподобность…
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
Нас должен волновать и трогать ваш герой.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден.

42.

г) Герои трагедий — высокопоставленные лица: цари,
принцы, военначальники, боги и герои Античности
English     Русский Правила