Похожие презентации:
Первобытное искусство
1. Первобытное искусство
Старший преподаватель кафедрыГрафических технологий Университета
ИТМО
А.М.Спиридонова
2.
• https://www.boundless.com/arthistory/textbooks/boundless-art-historytextbook/prehistoric-art-2/the-neolithicperiod-47/neolithic-monuments-280-5707/3. Происхождение человека
4. Периодизация
• Палеолит (древний каменный век) – 1,8 млн.лет назад— 12 - 10 тыс. лет назад: нижний
палеолит, средний палеолит, верхний палеолит
• Мезолит 10—5 тыс. лет назад – средний
каменный век
• Неолит (5-3 тыс. до н. э) – новый каменный век
• Период бронзы (3—2-е тысячелетие — начало
1-го тысячелетия до н. э.)
• Период металла (1-ое тысячелетие до н.э)
5.
• http://antropogenez.ru• Мириманов В.Б. Первобытное и
традиционное искусство. М., 2009
6. Каменное орудие (Тульская обл., Белёвский р-н, ок. 700 тыс. лет назад).
7. Ашельское рубило, 600 тыс.лет , Англия
8. Палеолит
9. Изображение Мамонта со следами раскраски красной охрой. Костенки-1, второй жилой комплекс. Возраст стоянки: 22–23 тысячи лет. Размеры: 3,5х4,1 см
Изображение Мамонта со следами раскраски красной охрой. Костенки-1, второй жилой комплекс. Возраст стоянки: 22–23 тысячи лет.Размеры: 3,5х4,1 см.
10. Пещера Монтеспан (юг Франции), статуя медведя, 35—30 тыс. до н. э открыл Норбер Кастере в 1922
11. Раненый лев_пещера Монтеспан
12. Норбер Кастере
13. Альтамира
14. Альтамира (Испания)
15. Базисные принципы первобытного искусства
1. Искусство является выражениемколлективного начала
2. Важнейшее звено в процессе передачи
информации
3. Элемент обрядов посвящения, культов
предков
4. Магико-религиозное значение: вера в
получение власти над предметом через
овладение его образом
16. Альтамира (Испания)
17. Марселино Санс де Саутуола и его дочь Мария.
18. Альтамира - «Первобытная Сикстинская капелла»
19.
20.
21.
22.
23. Пещера Ласко (Франция)
24. А.Брейль (700 дней провел под землей)
• «Если Альтамира —столица пещерной
живописи, то Ласко
её Версаль»
25.
• Ляско 1940 г. Учительместной школы Леон
Лаваль, школьники Жак
Марсаль и Марсель
Равида расчищают «лисью
нору». Справа аббат Анри
Брейль
26. Пещера Ласко, 18 тыс. лет до н.э.
27.
• http://www.lascaux.culture.fr/#/fr/00.xml28. Панель единорога, северная стена Зала Быков, Ласко
29.
30.
31.
32.
33. Китайская лошадь
34.
35. Изображение человека и бизона в «шахте»
36.
37.
38. Капова пещера (республика Башкоркостан, РФ)
39. 1959 г. – зоолог А.В.Рюмин нашел рисунки Археолог О.Н.Бадер исследовал
40. О.Н.Бадер
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47. 15.000 лет назад
48.
49.
50.
51.
52.
53. Пещера Шове (32 тыс. лет до н.э.), открыта в 1994 г.
Пещера Шове (32 тыс. лет до н.э.),открыта в 1994 г.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65. Скульптура
66. Скульптурный фриз Кап-Блан
67.
68. Женская статуэтка из Виллендорфа (Виллендорфская венера)
69.
70. Леспюг, грот Ридо, Франция. Женская статуэтка. Бивень мамонта
71. Дольни-Вестоницы, Чехия. Женская фигурка из обожженной глины.
72.
73. Головка женщины из Брассемпуи (Франция). Бивень мамонта. Высота -3,7 см.
74.
75. Женская головка из бивня мамонта. Дольни-Вестоницы, Чехия. (высота -4,5 см)
76. «Венера в меховом комбинезоне», Россия, село Буреть
77. Палеолитическая венера. Костенки. Возраст стоянки: 22–23 тысячи лет
78.
79. Мезолит
10—5 тыс. лет назад – средний каменный век80. Мезолит
• Смягчился климат• Развивается рыболовство
• Создаются новые орудия труда – изобретен
лук
• Приручена собака
81. Сцена битвы. Наскальное искусство Испанского Леванта
82.
83.
84.
85. Италия, остров Леванцо
86.
87.
ПалеолитМезолит
• В центре – животное
• Над всем довлеет предмет
– его весомость,
материальность
• Отдельные, не связанные
между собой фигуры
• В центре – человек
• Все поглощено действием,
движением, персонажи
иногда смазаны
• Многофигурные
композиции,
воспроизведение
различных эпизодов из
жизни охотниуков
88. Неолит
• 5-3 тыс.до н.э.Неолитическая революция:
Зарождение гончарного дела, ткачества,
архитектуры, сельского хозяйства
89.
Переход от присваивающего хозяйства кпроизводящему: переход к земледелию,
основанному на культивировании
высокопродуктивных сортов – пшеница, ячмень,
кукуруза, рис.
Изменение взаимоотношения человека и внешнего
мира, земного и божественного, накапливались
знания, связанные с многолетними наблюдениями
за природой, аграрным циклом.
90.
ПалеолитНеолит
• Искусство – отражение
необходимости глубокого
знания зверя
• Искусство воплощает
представления о
сверхъестественном, о
законах природы, и
природных категориях.
• Развиваются условноорнаментальные формы
изображения.
• Стилизованные абстрактные
мотивы, складывающиеся в
законченный орнамент.
91.
• Пьер Тейяр де Шарден о неолите:«Это самый критический и величественный из всех
периодов прошлого – период возникновения
цивилизации. Это чудесный период исканий и
изобретения, когда во всем блеске, в несравненной
свежести нового начинания, в сознательной форме ярко
проявляются вечные пробные нащупывания жизни. Все,
что можно было испробовать, было испробовано в эту
удивительную эпоху. Отбор и эмпирическое улучшение
фруктов, злаков и домашних животных. Гончарное
ремесло. Ткачество. Очень рано появляются первые
элементы пиктографического письма и очень скоро
возникают первые зачатки металлургии».
92.
Неолит. Новое в искусстве:Монументальная пластика
Керамики
Культовая архитектура
93. Монументальная пластика
94. Anthropomorphic Stele, 4000-3000 тыс. до н.э.
95. Кикладский идол. Мрамор. Остров Наксос. Эгейское море. 3-2 тыс. до н.э.
96. Керамика
97. Женская фигура. Глина. Высота 0,14 м. Южная Туркменя. Неолит.
98. Женская фигура. Глина. Высота 0,12 м. Триполье. Неолит
99. Орнаментация трипольских сосудов
100. Сосуды трипольской культуры и мотивы их росписи [Авдусин Д. А., 1989]. 1 - сосуд с каннелированным орнаментом; 2 - сосуд с углубленно-прочерченным
Сосуды трипольской культуры и мотивы их росписи [АвдусинД. А., 1989]. 1 - сосуд с каннелированным орнаментом; 2 сосуд с углубленно-прочерченным орнаментом; 3-10 расписные сосуды; 11, 12 - мотивы росписи.
101. Орнаментированные донца сосудов. Глина. Триполье. Неолит
102. Онаментированные сосуды. Глина. Из Самарра. Передняя Азия. Неолит
103. Bushel with ibex motifs, 4200--3500 B.C.E., Susa I period, necropolis, acropolis mound, Susa, Iran, painted terra-cotta, 28.90 x 16.40 cm
104. Pottery from the Late Ubaid period Ubaid-style pottery has been found at various sites along the southern coast of the Persian Gulf.
105. Example of Halafian pottery
106. Семантика знаков в славянской вышивке
• Крест – знак света, солнца, которыепротивостоят злым силам мрака и тьмы.
107.
108.
• варга и коловорот – крест с загнутымиконцами. Повернутый в правильном
направлении коловорот – колесо жизни,
катящееся к счастью.
109.
• Круг – знак солярной (солнечной) стихии.110.
• Ружа (звезда с восемью лучами) – символсолнца и символ жизни.
111.
Квадрат, ромб – символ земли, плодородия.112.
• Волнистые линии и знак бесконечности –символ воды, дарующий жизненную
энергию всему что растет и дышит.
113.
• Рог изобилия – знак богатства, материального благополучия.• Дерево (как правило, ель) – символ взаимосвязи всего
сущего, символ долголетия.
• Спирали – символ мудрости. Если спираль вышивалась
синим или фиолетовым цветом, то она означала сакральную
мудрость. Красные, белые и желтые спирали считались
оберегами от злых сущностей.
• Треугольник означал человека.
114.
Ковш из Горбуновского торфяникаТопор в форме лосиной головы
115.
• Петроглии фы (пии саницы или наскаильныеизображеиния) — высеченные изображения
на каменной основе (от греч. petros —
камень и glyphe — резьба).
116. Плита с Онежскими петроглифами (фрагмент), IV-III тыс. до н. э.,Гранит, Онежское озеро, Перий Нос
117.
118. Изображение рожающей лосихи. Скопировано экспедицией А.П. Окладникова на Каменных островах, река Ангара
119. «Газетный камень», штат Юта, США. 200 – 1800 н.э.
120. Орудия, украшенные рельефами
121. Плато Тассилин-Аджер
Плато Тассилин-Аджер122.
• https://www.youtube.com/watch?v=x3jGdt3mpFg
123.
124. Тассилин-Аджера, Сахара
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133. Пасущиеся антилопы. Рисунок из Тассилин-Аджера, Северная Африка. 4 тыс. до н. э.
Пасущиеся антилопы. Рисунок из ТассилинАджера, Северная Африка. 4 тыс. до н. э.134. Архитектура
135. Период бронзы
• 3-2 тыс. до н.э.136. Силбери-хилл (Эйвбери, Великобритания) 2750-2650 до н.э. 40 м.
137. мегалитические постройки
• (греч. Megas - большой, lithos -камень).• Встречаются на обширных территориях
Европы, Азии и Африки.
• В Западной Европе – 40.000 – 50.000
мегалитов
138. Стоечно-балочная конструкция
• простейшая архитектурная конструкция,состоящая из вертикальных опор (стен,
столбов, колонн) и опирающегося на них
горизонтального перекрытия
139.
140.
• Дольмен (от бретонского tol - стол и menкамень) – столовидная комбинация избольших каменных глыб.
• Место захоронения членов рода.
141.
• Менгир (от бретонского men - камень, hir-длинный) вертикально- поставленный
камень разной высоты ( от 1 до 20 м).
Ставили на возвышениях, иногда они
тянулись параллельными рядами на 2-3
км.
142. Ирландия
143. Бельгия
144. Правый дольмен комплекса на реке Жане. Окрестности Геленджика, Кавказ, Россия. about 3,000 BC.
145. Менгир Эр-Грах (Локмарьяк, Франция), 5000-4000 до н.э. Высота – 20,7 м. Раскололся около 4000 до н.э.
146.
• Кромлех (от бретонского crom - круг и lech камень) - сооружения, представляющие собойрасположенные по кругу или не замкнутой
кривой каменные плиты или огромные
монолитные столбы.
• Это древнейшие культовые сооружения.
• Кромлехи служили и древними обсерваториями.
• Европа, Азия, Америка. В Англии - 600 древних
каменных сооружений.
147. Эйвбери (2100-1650 г.до н.э.)
148. Реконструкция неолитического комплекса
149.
150. Стоунхендж (3200, 2200, 1700 гг. до н.э.)
151.
152.
153.
154.
155.
156.
Начало 19 века1911 год