Поэзия и проза во время Великой Отечественной войны
Очерк
А.Платонова «Оборона Семидворья» (1943)
Пьеса Е.Шварца «Дракон»
Л.Леонов«Взятие Великошумска» 1944
Роман А.Фадеева «Молодая гвардия»
К. Воробьев «Это мы, Господи!»  
Военная поэзия
В. Некрасов «В окопах Сталинграда» (1943-1946).
«лейтенантская проза»
«лейтенантская проза»
«убитое поколение»
Поэмы
Лучшие образцы поэтического эпоса военных лет:
М.И.Алигер (1915-1992) поэма «Зоя»
Драма Л.Леонова «Нашествие»
К.Симонов «Русские люди» (1942)
Сатирическая пьеса А.Корнейчука «Фронт» (1942)
Роль литературы в годы войны
2.73M
Категория: ЛитератураЛитература

Литература периода Великой Отечественной войны

1. Поэзия и проза во время Великой Отечественной войны

Материал к лекции к уроку
литературы в 11 классе

2.

22 июня 1941 года
началась война

3.

4.

5.

• Публицистика военных лет – качественно иной, по
сравнению с предшествующими периодами, этап
развития этого боевого и действенного искусства.
• Глубочайший оптимизм, несокрушимая вера в
победу – вот что поддерживало публицистов даже в
самые трудные времена. Особую мощь придавало
их выступлениям обращение к истории, к
национальным истокам патриотизма.
Важная особенность публицистики той поры –
широкое использование листовки, плаката,
карикатуры.

6.

Публицистические жанры:
статьи,
очерки,
фельетоны,
воззвания,
письма,
листовки.
Советские писатели противопоставляли фашистской лживой
пропаганде большую человеческую правду. В своих
статьях они рассказывали суровую правду о войне,
поддерживали в народе светлую мечту о победе,
призывали к стойкости, мужеству и упорству. «Ни шагу
дальше!» – так начинается статья А. Толстова «Москве
угрожает враг».
По настроению, по тону военная публицистика была либо
сатирической, либо лирической.

7. Очерк

8.

9.

За четыре года войны проза пережила
значительную эволюцию.
Первоначально война освещалась в
очерковом, схематично–беллетризованном
варианте. Таковы многочисленные рассказы и
повести лета, осени, начала зимы 1942 года.
Позже фронтовая действительность
постигалась писателями в сложной диалектике
героического и повседневного.
На первое место выходит героическая,
романтическая повесть.
Уже в первые два года войны было
опубликовано свыше двухсот повестей.

10.

Стремление раскрыть суровую и горькую правду
первых месяцев войны, достижениями в области
создания героических характеров отмечены
повести:
• «Русская повесть» (1942) Петра Павленко
• «Народ бессмертен» Василия Гроссмана
• «Радуга», «Просто любовь» Ванды Василевской

11.

Характерная примета военной прозы 1942 – 1943
годов – появление новелл, циклов рассказов,
связанных единством действующих лиц, образом
повествователя или лирической сквозной темой.
Именно так построены
«Рассказы Ивана Сударева» ,
«Русский характер» Алексея Толстого,
«Морская душа» Л.Соболева,
«Март–апрель» В.Кожевникова.

12. А.Платонова «Оборона Семидворья» (1943)

• В центре повести– мир и война, жизнь и смерть, долг и чувство.
Жестокий бой ведет рота старшего лейтенанта Агеева, атакуя
захваченную врагом деревеньку в семь дворов. Казалось бы,
маленький плацдарм, но за ним – Россия.
• Сражение показано как тяжкий, упорный, кровавый труд. Агеев
внушает своим подчиненным, что «на войне бой бывает
кратким, но долгим и постоянным. И более всего война
состоит из труда… Солдат теперь не только воин, он
строитель своих крепостей…». Размышляя о своем месте в
бою, Агеев себе, как офицеру, отводит особую роль: «…трудно
сейчас нашему народу – весь мир он несет на своих плечах,
так пускай же мне будет труднее всех».

13. Пьеса Е.Шварца «Дракон»

14. Л.Леонов«Взятие Великошумска» 1944


Л.Леонов«Взятие Великошумска»
1944
Суровые будни и драматизм воины, осмысленные в масштабе больших
социально–нравственных и философских категорий, предстают со страниц
повести. Раздумья командира танкового корпуса генерала Литовченко, как бы
продолжающие прерванную пулей нить размышлений героя повести А.
Платонова, являются своеобразной этической доминантой книги: «Народы
надо изучать не на фестивалях пляски, а в часы военных испытаний, когда
история вглядывается в лицо нации, вымеряя ее пригодность для своих
высоких целей…». В центре повести судьба танкового экипажа –
легендарного Т–34. Автор воссоздает атмосферу танкового боя на всех его
этапах: в момент начала атаки, грозной сечи и, наконец, победного финала,
показывая, какого нравственного и физического напряжения, тактического
искусства и мастерства владения машиной и оружием требует современное
сражение. Читатель как бы сам погружается в «горячий смрад машинного
боя», испытывая все то, что выпадает на долю солдата, избравшего своим
девизом: «Судьба не тех любит, кто хочет жить. А тех, кто победить хочет!»
Повесть Леонова – книга широкого философского звучания. Генерал
Литовченко распорядился поставить на высокий постамент героическую
машину номер 203:
«Пусть века смотрят, кто их от кнута и рабства
оборонил…»

15. Роман А.Фадеева «Молодая гвардия»

16. К. Воробьев «Это мы, Господи!»  

К. Воробьев «Это мы, Господи!»
• Лейтенант Сергей Костров. Три года — из лагеря в лагерь, из
плена в плен — таковы молодые годы Сергея. Много пришлось
пережить главному герою повести и его окружению. Был в плену у
немцев, бежал, опять поймали, отвезли в концлагерь. «Жуткой
тишиной полнится барак.
• Редко кто обращается шепотом к товарищу с просьбой, вопросом.
Лексикон обреченных состоял из десяти-двадцати слов. Только
потом узнал Сергей, что это была мучительная попытка людей
экономить силы. Так же строго расходовались движения. Тридцать
медленных шагов в день считалось нормой полезной прогулки»
• В “Долине смерти” создали немцы непревзойденную систему
поддержания людей в полумертвом состоянии .
• Повесть так и осталась в редакционном архиве, конечно, не из-за
того, что была не закончена, а, скорее всего, потому, что судьба
побывавших в плену, хотя бы даже не по собственной вине, долго
оставалась запретной темой в литературе.

17. Военная поэзия

18. В. Некрасов «В окопах Сталинграда» (1943-1946).


Повесть во многом автобиографична. Главный герой, от лица которого ведется
повествование, - лейтенант Юрий Керженцев, как и Некрасов, уроженец Киева, окончил
архитектурный институт, увлекался филателией. Попав на войну, стал сапером. Книга,
прежде всего, о тех, кто сумел выстоять и победить, – о людях.
В условиях войны характеры людей проявляются по-разному. Некрасов опровергает
мнение, что на войне привыкают к страху смерти: известный момент, как у умершего на
губе еще дымился окурок. Некрасов говорил, что это было самое страшное из всего, что он
видел до и после на войне.
Спасение от ужасов войны Керженцев находит в воспоминаниях о довоенной жизни.
Война стала границей между тем, что было и тем, что есть. Сегодня – горечь отступлений,
потерь, окопы, смерть. Все люди разные и по-разному пришли на фронт, но каждого
волнует вопрос: как случилось так, что с начала войны армия только отступает.
Сам Некрасов только однажды пытается ответить на этот вопрос: «На других мы с вами
полагались». Керженцев: «Руганью делу не поможешь». Повесть заканчивается
предполагаемым наступлением в районе Сталинграде

19. «лейтенантская проза»


После Некрасова – целый поток «лейтенантской прозы»:
Г. Бакланов(«Навеки 19-летние»)
Ю.Бондарев(«Батальоны просят огня» и «Последние залпы»),
В. Быков («Журавлиный крик),
Богомолова(«Иван», «Зося», «В августе сорок четвертого»),
Воробьев («Убиты под Москвой»).
Они, как и Некрасов, знали войну на личном опыте. Их поколение
открыло новый тип героя. Их интересовал процесс становления
характера в трагических обстоятельствах войны. Исповедальная
интонация авторов. Моральный аспект – главный.

20. «лейтенантская проза»


Бывшие артиллеристы Е. Носов, Г. Бакланов, самоходчик В. Курочкин,
десантник и разведчик В. Богомолов; танкисты С. Орлов и А.
Ананьев, минометчики О. Гончар, М. Алексеев, пехотинцы В. Быков, И.
Акулов, В. Кондратьев, курсант, а затем партизан - К. Воробьёв, связисты В.
Астафьев и Ю. Гончаров; партизаны Д. Гусаров и А. Адамович. «Это были
люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до
конца.»
«Лейтенантская проза» оказалось камерной, предельно локализованной во
времени и пространстве (время часто ограничивалось одним боем,
пространство буквально «пядью земли» - окопом, небольшим плацдармом,
безымянной высоткой) автобиографичной до документальности и
детализированной до натурализма. Их обвиняли в том, что они не видели
"дальше бруствера своего окопа". Действительно, здесь нельзя увидеть
общей стратегической картины, зато можно разглядеть войну в
максимальном приближении. Без прикрас и ложного пафоса. Они считали,
что не имеют права на ложь, потому что выжили и говорят от лица целого
поколения.

21.

22.

Поэты военной поры:
Николай Тихонов
Алексей Сурков
Михаил Исаковский
Александр Твардовский
Юлия Друнина
Александр Прокофьев
Степан Щипачев
Константин Симонов

23.

Война в их стихах — дело
тяжелое и опасное.
Тематика лирики резко
изменилась с первых же дней
войны. Ответственность за
судьбу Родины, горечь
поражений, ненависть к
врагу, стойкость, верность
Отчизне, вера в победу – вот
что под пером разных
художников отлилось в
неповторимые
стихотворения, баллады,
поэмы, песни.

24.

Основные мотивы военной
лирики:
родина;
война;
смерть и бессмертие;
ненависть к врагу;
боевое братство и товарищество;
любовь и верность;
мечта о победе;
раздумья о судьбе народа.

25.

• Начинающие поэты – студенты
Литературного института имени Горького,
ИФЛИ, Московского университета – Михаил
Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров,
Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя
свою судьбу и судьбу страны, писали о
предстоящих жестоких испытаниях, которые
неизбежно принесет война, в их стихах –
мотив жертвенности.

26.

• Одические стихи, выразившие гнев и
ненависть советского народа, были
присягой верности Отчизне, залогом
победы, били по врагу прямой наводкой.
23 июня 1941 года появилось
стихотворение А.Суркова «Присягаем
победой»:
В нашу дверь постучался прикладом
непрошеный гость.
Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.
Слушай, Родина! В грозное время войны
Присягают победой твои боевые сыны.

27.

• Сражающемуся народу в равной мере были
нужны и гневные строки ненависти, и
задушевные стихи о любви и верности.
• Вот почему широкой популярностью
пользовались стихотворения К.Симонова «Убей
его!», Связь с домом, уверенность, что ты
защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала
силы воевать и верить в победу. Популярным было
стихотворение К. Симонова «Жди меня»
• гневное стихотворение А.Прокофьева «Товарищ, ты
видел…», его поэма «Россия», исполненная любви к
Родине. Часто оба эти мотива сливаются воедино,
обретая большую эмоциональную силу.

28.

• Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941
года, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову “Ты
помнишь, Алеша, дороги Смоленщины”
• Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных
отступать. И здесь звучит лейтмотив: “Мы вас подождем”. “Усталые
женщины”, “деревни, деревни, деревни с погостами” – родные,
оставляемые в беде, родные, которые молятся “за в бога не верящих
внуков своих”. И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это
не навсегда, очень сильна, невозможно оставить на растерзание
врагам родную землю.
• Досада, злость, яростное желание отмщения в стихотворении
Симонова “Убей!”. По прошествии лет мы можем ужаснуться такому
постоянно повторяющемуся призыву, но без этой жажды отомстить
возможна ли была победа?

29.


У Ольги Бергольц, так же, как у Анны Ахматовой, был свой счет к советской
власти, принесшей ей много горя: “проработки”, “исключения”, тюрьму. В
голодном блокадном Ленинграде Бергольц страшной зимой 1942 года писала
свой “Февральский дневник”:
• Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
я тоже ленинградская вдова.
Бергольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая
бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном,
становятся понятными чувства, как будто замерзшие, замершие в душе.
• Но тот, кто не жил с нами, – не поверит,
что в сотни раз почетней и трудней
в блокаде, в окруженье палачей
не превратиться в оборотня, в зверя...
Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.

30. «убитое поколение»

• большая группа талантливых молодых людей, они
называли себя тогда поколением сорокового года,
потом, после войны, в критике они фигурировали
уже как фронтовое поколение, а Василь Быков
назвал его «убитым поколением» —оно понесло на
войне самые большие потери. Михаил Кульчицкий,
Павел Коган, Николай Майоров, Илья Лапшин,
Всеволод Багрицкий, Борис Смоленский — все они
сложили головы в боях. Их стихи были
опубликованы лишь в послевоенные, точнее, уже в
«оттепельные» годы, обнаружив свой глубокий, но
не востребованный в предвоенные времена смысл.

31.

• В апреле 1941 года Павел Коган, молодой
талантливый поэт, погибший на войне в 1942,
написал:
• Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь.
И, задохнувшись “Интернационалом”,
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.
• Это восемнадцатилетнему Павлу Когану
принадлежат знаменитые строки: “Я с детства не
любил овал! // Я с детства угол рисовал!” (1936).
Известная всем, ставшая народной песней
романтиков “Бригантина” (“Надоело говорить и
спорить, // И любить усталые глаза...”) – тоже его
(1937 год). В этом же 1937 году им написано
тревожное стихотворение “Звезда”.

32.

• Молодые поэты ушли на
войну, многие из них не
вернулись. Остались
талантливые стихи,
обещания яркой творческой
жизни, которая оборвалась
на фронте.
• Уже на третий день войны
была создана песня, ставшая
символом единства народа
в борьбе с врагом, –
"Священная война" на стихи
Василия Лебедева-Кумача.

33.

• В стихотворении Владислава Занадворова (1914–1942),
геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, –
неприкрашенная война:
• Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.
1942

34.

• Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех,
кто остался дома, о родных мысли фронтовиков.
Стихотворению Иосифа Уткина (1903– 1944)
предпослан эпиграф из Н.А. Некрасова: “...Не жаль ни
друга, ни жены, // Мне жаль не самого героя”.
• Из письма
• Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще...письмом убьют!
1942

35.

• Остро чувствовали эту ответственность и
писатели: 941 из них ушел на фронт, 417 не
вернулись. На фронте они были не только
военными корреспондентами, они были
рабочими войны: артиллеристами, танкистами,
пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали
от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в
военных госпиталях.
• Поэзия обращалась к душе каждого человека,
передавала его мысли, чувства, переживания,
страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не
боялась правды, даже горькой и жестокой.

36.

• Образ России в ее единстве – в лирических стихотворениях, в
песнях на стихи Михаила Исаковского: “Катюша”, написанная
еще в 30-е годы и по-новому зазвучавшая в годы войны, “До
свиданья, города и хаты”, “Ох, туманы мои, растуманы”, “В лесу
прифронтовом”, “Огонек”
Поэт передал всеобщее чувство – желание сберечь родную
землю, свое гнездо. Это чувство обыкновенного человека,
понятное всем и близкое каждому.
• Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов,
независимо от их отношений с властями. Главным было
стремление сохранить и охранить Родину. Вспомним
стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”, в котором
символом родины выступает “русская речь, великое русское
слово”.

37.

• Война изображается не как подвиг, не
как геройство, а как проверка на
человечность, просто как жизнь, пусть
неимоверно тяжелая.
• Поэзия военных лет уловила самую суть
развернувшейся войны: “Бой идет
святой и правый, // Смертный бой не
ради славы, // Ради жизни на земле” (А.
Твардовский).

38. Поэмы

• Годы Великой Отечественной войны стали для
поэмы плодотворным периодом.
• Воплощение коренных социально–нравственных,
гуманистических идеалов борющегося народа с
позиций углубленного историзма и народности мы
находим в таком крупном эпическом жанре, как
поэма
• В поэме как жанре синтетическом есть и быт, и
панорамная картина эпохи, выписанная со всеми
конкретными деталями – от морщинок и рябинок
на лице человека до знаменитых ватников и
теплушек, индивидуальная человеческая судьба и
раздумья о большой истории, о судьбах страны и
планеты в середине двадцатого столетья.

39. Лучшие образцы поэтического эпоса военных лет:


«Киров с нами» (1941) Н.Тихонова,
«Зоя» (1942) М.Алигер,
«Сын» (1943) П.Антакольского,
«Февральский дневник» (1942) О.Берггольц,
«Пулковский меридиан» (1943) В.Инбер,
• «Василий Теркин» (1941–1945) А.Твардовского

40. М.И.Алигер (1915-1992) поэма «Зоя»

Лирико–публицистическая поэма синтезирует принципы и приемы
повествовательного и возвышенно–романтического стиля. Поэма М.Алигер
«Зоя» отмечена удивительной слитностью автора с духовным миром героини.
В ней вдохновенно и точно воплощены нравственный максимализм и
цельность, правда и простота. Поэма «Зоя» – не столько жизнеописание
героини, сколько лирическая исповедь от имени поколения, юность которого
совпала с грозной и трагической порой в истории народа.
Московская школьница Зоя Космодемьянская без колебаний, добровольно
выбирает суровую долю. В чем истоки подвига Зои, ее духовной победы?
Апофеозом короткой, но прекрасной жизни становится завершающая часть
поэмы. О нечеловеческих пытках, которым подвергают Зою в фашистском
застенке, сказано скупо, но сильно, публицистически остро. Имя и образ
московской школьницы, жизнь которой так трагически
рано оборвалась, стали легендой:
И уже почти что над снегами,
Легким телом устремясь вперед,
Девочка последними шагами
Босиком в бессмертие идет.

41.

42.

• Пьесы, появившиеся в самом начале войны и
созданные еще на волне довоенных настроений,
оказались далекими от трагической обстановки первых
месяцев тяжелых боев.
• Потребовалось время, чтобы художники смогли
осознать свершившееся, верно его оценить и по–
новому осветить. Переломным этапом в драматургии
стал 1942 год.
• В годы войны создавались пьесы о героическом тыле, о
беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без
которого немыслимы были бы победы на фронтах

43. Драма Л.Леонова «Нашествие»

• Действие пьесы происходит в квартире доктора Таланова.
Неожиданно для всех из заключения возвращается сын
Таланова Федор. Почти одновременно в город вступают немцы.
А вместе с ними появляется бывший владелец дома, в котором
живут Талановы, купец Фаюнин, ставший вскоре городским
головой.
От сцены к сцене нарастает напряженность действия. Честный
русский интеллигент врач Таланов не мыслит своей жизни в
стороне от борьбы. Рядом с ним его жена, Анна Павловна, и
дочь Ольга. Не стоит вопрос о необходимости борьбы в тылу
врага и для председателя горсовета Колесникова: он возглавляет
партизанский отряд.
Пьеса была поставлена в Московском
Малом театре (1942)

44. К.Симонов «Русские люди» (1942)

• Действие в пьесе развертывается осенью 1941 года на Южном фронте.
В фокусе авторского внимания как события в отряде Сафонова,
находящегося неподалеку от города, так и ситуация в самом городе,
где хозяйничают оккупанты.
• « Русские люди» – пьеса о мужестве и стойкости простых людей,
владевших до войны очень мирными профессиями: шофере
Сафонове, его матери Марфе Петровне, девятнадцатилетней Вале
Анощенко, возившей председателя горсовета, фельдшере Глобе. Им
бы строить дома, учить детей, творить прекрасное, любить, но
жестокое слово «война» развеяло все надежды. Люди берут винтовки,
надевают шинели, идут в бой.
Драматург изображает войну во всем ее суровом и грозном обличье, он
не боится показать жесточайшие испытания, смерть защитников
Отечества. Пьеса «Русские люди» уже летом 1942 года,
в тяжелейшую пору войны, была поставлена
на сцене ряда театров

45. Сатирическая пьеса А.Корнейчука «Фронт» (1942)


Сатирическим замыслом пьесы продиктован уже сам выбор фамилий персонажей. Вот
редактор фронтовой газеты Тихий – трусливый, безынициативный, робкий человек. Вместо
того чтобы поддерживать нужные хорошие начинания, он, напуганный грубым окриком
командующего фронта Горлова, лепечет: «Виноват, товарищ командующий. Учтем, выправим,
постараемся».
Образ Горлова создан средствами комического – от иронии до сарказма. Пользуясь своим
положением, он преимущественно смеется над другими, хотя при этом, выписанный
красками сатирического памфлета, сам предстает в трагическом виде.
Корнейчук изнутри, посредством мнимозначительных афоризмов и горловской иронии над
всеми, кто противостоит командующему фронтом, раскрывает консерватизм Горлова, его
нежелание ориентироваться в обстановке, неумение руководить. Насмешки Горлова над
окружающими – средство саморазоблачения персонажа. В пьесе Корнейчука – смех над
смехом Горлова – особый сатирический способ раскрытия типических черт характера.
Пьеса «Фронт» вызвала живой отклик в армии и в тылу. О ней упоминают в своих мемуарах и
военачальники. В конце 1942 года премьеры спектакля «Фронт», прошли во многих театрах
страны.

46. Роль литературы в годы войны

• Писатели военных лет владели всеми родами
литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом
и драмой.
• В годы войны самым действенным стало слово
поэтов–лириков и писателей–публицистов.
• По словам Алексея Николаевича Толстого,
«литература в дни войны становится истинно
народным искусством, голосом героической души
народа».
• Авторы выстрадали написанное и рисковали
жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках
которых должен был быть мир завтрашнего дня.

47.

• до Великой Отечественной войны в Советском
Союзе насчитывалось 2186 писателей и поэтов
• 944 человека ушли на фронт
• не вернулись с войны – 417
• на фронтах войны погибло 48 поэтов
English     Русский Правила