Похожие презентации:
IT технологии в музее. Исторический обзор
1.
IT – технологии: исторический обзорМузейная информатика – история в примерах
Курс ДО «Цифровые технологии в школьном музее»
Основные термины
Истоки музейной информатики
Основные этапы компьютеризации
Доступность культурного наследия
Опыт России
Международный контекст изменений
Государственная программа России в
области компьютеризации музеев
Временная выставка «BeDemocracy» в Нобелевском центре мира,
Осло, Норвегия, 2014 © Expology
2. Основные термины
Информация - это сообщение, осведомление о чем-либо, используемые данные. Подинформатизацией понимается процесс внедрения информационных технологий в какую-либо
сферу деятельности или отдельную организацию с целью управления информацией. Близкими
по смыслу, но разными по значению являются понятия автоматизация и компьютеризация.
Автоматизация - применение технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих
человека частично или полностью от непосредственного участия в различных процессах, например получении информации.
Информационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания,
управления и обработки данных, в том числе с помощью вычислительной техники. В последнее время под информационными
технологиями понимают компьютерные технологии для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения
информации. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных
научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых
обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и
производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные,
экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших
первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения,
формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Компьютеризация - процесс внедрения компьютерных технологий различные сферы человеческой деятельности (не путать с
определением информационных технологий, что гораздо шире). Отдел информации работает именно в сфере гуманитарных
информационных технологий - информационного менеджмента, управления информацией, управления с помощью
информации.
3. 1950 г.
Истоки музейной информатики1950 г.
Временем рождения музейной информатики, вероятно, необходимо считать середину 50-х гг., когда
были опубликованы результаты первых экспериментов французского археолога Ж.К. Гардэна по
созданию механизированных систем поиска информации об археологических коллекциях на ручных
перфокартах.
Жак Клод Гардэн
(1925-2013)
–
французский
археолог
Новые информационные технологии в музее –
совокупность научно-технических методов, средств и
ресурсов, обеспечивающих сбор, хранение, обработку
информации в музее и ее распространение внутри и
вне музейных стен. Информационные технологии
направлены на снижение трудоемкости ручной работы,
повышение доступности информации и эффективности
ее поиска (компьютеризация фондов, создание баз
данных
и
музейных
сайтов),
усиление
информационности и коммуникативности музейной
экспозиции, а также на сохранение цифрового
наследия.
4. Этапы
Основные этапы компьютеризацииЭтапы
В начале 1950-х годов Международный Совет музеев (International Council of Museums ICOM) заявил о необходимости внедрения информационных технологий в деятельность
музеев. В Совете музеев было создано специализированное подразделение - Комитет по
документации (International Committee for Documentation - CIDOC), куда вошли
представители международных организаций и отдельные ученые, профессионально
занимающиеся проблемами музейной информатики.
Первые этап (1960–1980-е гг.) доисторический – романтический – основные черты:
· экспериментальный, исследовательский характер работ, выполняемых отдельными
энтузиастами;
· использование больших ЭВМ, принадлежащих научным или учебным организациям;
· использование сложных программно-технологических комплексов;
· результат – создание машинных каталогов фрагментов отдельных коллекций.
Второй этап (1990-е гг., начиная с 1987 г.) - технологический – начинается этап создания
автоматизированных систем учета музейных коллекций в крупных и региональных музеях
страны.
Третий этап (2000-е гг. ) – бум Интернета и мультимедиа - этап создания систем,
ориентированных на научные исследования в музеях.
5. 1960 г.
Примеры организационной структуры1960 г.
Информационные технологии (ИТ) — это технологии, базирующиеся на применении компьютеров
и телекоммуникационных систем.
Начиная с 60-х гг. XX в. во многих странах мира специалисты начали использовать ЭВМ в музейном деле:
документирование и каталогизация коллекций.
1962 г. – Франция – начало работы по созданию Генерального каталога
национального наследия страны.
1960 – е годы – период экспериментальных и исследовательских практик.
Спонтанная и локальная компьютеризация в США, Великобритании, Италии,
Швеции и других странах.
1960-е - Дэвид Вэнс выпустил первый музейный каталог с помощью ЭВМ.
Он воспользовался услугами мощного компьютера, установленного в одном из
американских университетов, с целью обработки данных о небольшой музейной
коллекции. Описания музейных предметов, перенесенные на перфокарты, были введены
в компьютер, обработаны и отсортированы по заданным критериям с помощью
специально разработанной программы, и распечатаны на бумаге в форме каталога; это
был первый музейный каталог, выпущенный с помощью компьютера.
Персональные ЭВМ в
инженерной практике - М.:
Радио и связь, 1989
Компьютерная каталогизация фондов Смитсоновского института,
аналогичная работа проводилась в Канаде под контролем Канадской Информационной
сети по Национальному Наследию (CHIN),
в Великобритании – под руководством Ассоциации Музейной Документации (AMD)
6. 1975 г.
Основные вехи компьютеризации музеев1975 г.
В 60—70-е гг. в работах Р.Чинхолла, Д.Вэнса, А.Робертса, Я.А-Шера, Ю.А.Асеева, Л.Я.Ноль и
др была сформулирована Концепция использования ЭВМ. В своей основе она осталась
неизменной до настоящего времени.
В 1975 г. появляется книга Роберта Чинхолла (Robert G. Chenhall) Museum Cataloging in the
Computer Age (Музейная каталогизация в ЭВМ, 1983 г.). Широкий размах приобретают контакты
на межнациональном уровне.
В 1978 году Роберт Чинхолл пишет о положении
музеев Северной Америки и о компьютерных
системах, которые охватывают широкий спектр
музейной деятельности, а именно:
К концу 1980-х предусматривалось перейти на персональные компьютеры.
7. 1970 г.
Примеры организационной структуры1970 г.
В 60—70-е гг. музейные специалисты и специалисты в области информатики объединяются в
рабочие группы, возникают национальные и межнациональные советы и ассоциации. В рамках
ИКОМ создан Комитет по музейной документации CIDOC
Предпосылка: Накопленный за эти годы опыт показал, что ни один, даже самый крупный, музей
не в состоянии в одиночку осуществить сложнейший комплекс работ, необходимых для создания
базы данных, которая отвечала бы всем требованиям музеев.
С 1970 г. – CIDOC уделяет самое серьезное внимание совершенствованию учета и научной
обработки коллекций на основе применения компьютеров.
Специалисты CIDOC из разных стран информируют друг друга о состоянии
компьютеризации в странах-участницах, обмениваются опытом, вырабатывают
рекомендации по наиболее важным проблемам, организуют работу по международным
научным программам.
8. 1970 г. Франция
Особенности1970 г. Франция
В таких странах, как Франция, Канада, Дания, частично Италия, где более чем
четверть столетия ведется компьютеризация музеев, создаются централизованные
базы данных с унифицированными системами описаний, которые позволяют создавать
филиалы в различных музеях страны.
Министерство культуры Франции которой уже на протяжении
около 30 лет финансирует соответствующие программы. По
данным на 1985 г., только одна его система MISTRAL охватывала
25 крупных баз данных. Основные направления работ сведены к
следующему:
-разработка и внедрение методики описания памятников
культуры;
-разработка инструкций и создание тезаурусов по иконографии,
живописи, гобеленам, скульптуре, прикладному искусству;
-создание вычислительных центров, оборудованных
современными мощными компьютерами;
- внедрение систем сохранения и предоставления
Одним из примеров такой централизованной базы данных является "Джоконда", в которую включены описания произведений французской
видеоинформации
видеодисках.
живописи и графики из различных музеев страны.
Она дает возможностьна
пользователю
войти в эту базу данных с помощью любого из
центральной сети терминалов, распределенных по всей территории Франции, и получить описание произведения, которое его интересует.
9. 1975 г. Россия
Этапы внедрения компьютерных технологий1975 г. Россия
В 1978 г. вышел второй специальный выпуск «Музеи и компьютеры» (№ 119-120), в
статьях которого описываются свежие взгляды на использование компьютера в
различных направлениях музейной деятельности.
Статья Я.А. Шера «Использование компьютеров в музее: современная
ситуация и проблемы»:
1) культурно-образовательная деятельность (музей стал мощным
инструментом в массовом образовании);
2) научно-исследовательская работа музея (данное направление
вскрыло необходимость, во-первых, в повышении профессиональной
квалификации музейных работников в области компьютеризации);
3) создание музейной компьютерной сети.
Идею применения компьютера в музее в СССР впервые высказал директор
Государственного Эрмитажа Б.Б. Пиотровский, предложивший в 1975 году
археологу Я.А. Шеру, сотруднику Эрмитажа, использовать компьютерную
технологию для обработки коллекций музея. С помощью ЭВМ «МИР-2» Шер
подготовил к весне 1977 года компьютерные демонстрации по двум
коллекциям: античной художественной бронзе и петроглифам Центральной
Азии.
10. 1978 г. Россия
Этапы внедрения компьютерных технологий1978 г. Россия
В 1978 г. в Русском музее начались работы по подготовке к созданию
автоматизированных музейных каталогов. В 1981 году практически одновременно были
созданы отделы информатики Русского музея и Эрмитажа.
Юрий Алексеевич Асеев (1928-1995), к.ф.н.
– философ, сотрудник Русского музея,
организатор первого в СССР отдела
информации (фотография ?)
«Когда появилась возможность использовать ЭВМ (а
ПК еще не было), Русский музей был одним из
первых, и в идейном плане лидером. Унас была
возможность работать на большой ЭВМ типа Cyber,
размещавшейся территориально в ЛИИАН. Вконце
80-х произошли очень важные события в ГРМ
появились первые персоналки и мини-ЭВМ типа
PDP-11, поставленные по гранту итальянской
фирмой Olivetti. Тогда же заработала первая
локальная сет»»
Группа специалистов Русского музея под руководством
Ю.А.Асеева предприняла попытку создания компьютерного
аналога коллекции живописи. Нововведения носили
экспериментальный, исследовательский характер. Работа
музейных специалистов сковывалась недостатком опыта
работы с ЭВМ и недостатком финансирования.
11. 1980-е г. Россия
Этапы внедрения компьютерных технологий1980-е г. Россия
В 1981 году практически одновременно были созданы отделы информатики Русского
музея и Эрмитажа. В 1987 год в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее
появились персональные компьютеры.
«Когда появилась возможность использовать ЭВМ (а
ПК еще не было), Русский музей был одним из
первых, и в идейном плане лидером. Унас была
возможность работать на большой ЭВМ типа Cyber,
размещавшейся территориально в ЛИИАН. Вконце
80-х произошли очень важные события в ГРМ
появились первые персоналки и мини-ЭВМ типа
PDP-11, поставленные по гранту итальянской
фирмой Olivetti. Тогда же заработала первая
локальная сет»» - 1987 год.
Демонтаж ЭВМ БЭСМ-6
Фотограф Туманов Юрий Александрович
Вычислительной техники до наступления эры персональных машин в Русском
музее не было, работы велись на технике Педагогического института им.
Герцена (БЭСМ) и Вычислительного центра АН СССР – ныне Институт
информатики и автоматизации РАН (электронная счетная машина «Сyber») – с
помощью специалистов названных институтов. Конечно, тогда не могло быть
еще и речи о базах изображений, но планов и проспектов строилось
множество. В подвальном помещении Русского музея был установлен
терминал, связанный с «Суbеr» Академии наук, что уже давало возможность
работать с базой сотрудникам отдела.
12. 1981 г. Россия
Этапы внедрения компьютерных технологий1981 г. Россия
В отделе Востока Государственного Эрмитажа начался проекта по созданию БД коллекции.
В 1981 г.В. Г. Луконин, В. Я. Ноль (отдел Востока
Государственного Эрмитажа) выполнили экспериментальный
проект создания базы данных и получения машинных каталогов
по сасанидским монетам. Описание носило научный характер,
содержало более 100 признаков, для многих из которых была
разработана система специальных словарей.
Владимир Григорьевич Луконин (1932 - 1984) - крупнейший
российский специалист по культуре древнего и
средневекового Ирана в течение двух десятков лет
руководил Отделом Востока. Особенность Луконинских
чтений состоит в необычном жанре докладов: это короткие
сообщения, содержащие информацию о небольшом
открытии или представляющие новый взгляд на хорошо
известную проблему. Спектр докладов был, как обычно,
широк: это вопросы культуры Древнего и Средневекового
Востока, реконструкция археологических памятников,
прочтение новых надписей, атрибуция и интерпретация
эрмитажных экспонатов.
Современное состояние отдела
13. 1978 г. Россия
Этапы внедрения компьютерных технологий1978 г. Россия
По заданию руководства Министерства культуры СССР для демонстрации участникам сессии
Международного комитета по недвижимому культурному наследию ICOMOS (Москва, 1978 г.)
разработана информационно-поисковая система (ИПС), предназначенная для хранения и
представления данных о недвижимых памятниках истории и культуры.
В создании проекта принимали участие две организации Минкультуры
СССР (Институт искусствознания и Научно-исследовательский центр по
комплексным проблемам управления и развития культуры Минкультуры
СССР), специалисты из Института системных исследований АН СССР и
одного из оборонных предприятий страны. В основу проекта был заложен
принцип «двухконтурной» (по терминологии авторов проекта) ИПС:
· первый контур – компьютерная ИПС с текстовыми описаниями
нескольких сотен памятников русской культовой архитектуры,
установленная в Вычислительном центре АН СССР;
· второй контур представлял собой электромеханическую систему,
предназначенную для хранения массива микрофиш с фотографиями
научных паспортов тех же памятников (текст и фотографии различных
видов памятника), и монитор для представления этих фотографий.
Все это было размещено в помещении Государственной Третьяковской
галереи на Крымском валу. Между первым и вторым контурами была
организована телефонная связь.
http://www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/eva-papers/200006/Kuljabina-R.htm
14. 1980 г. Россия
Этапы внедрения компьютерных технологий1980 г. Россия
Начинается период планомерного создания и внедрения компьютерных систем в музеях. Создаются
специальные группы программистов и музейщиков по разработке компьютерных баз данных о памятниках
истории и культуры. В 1980 при Министерстве культуры СССР был создан специализированный Научноисследовательский Центр по проблемам автоматизации в сфере культуры (ныне Центр ПИК).
15. 1984 г. Квебек
Этапы внедрения компьютерных технологий1984 г. Квебек
В 1984 г. в рамкам Квебекской декларации было закреплено требование об обеспечении
доступа широких масс населения к мировому культурному наследию. Появилось
понимание о создании единой информационной системы, объединяющей все музейные
коллекции не только в рамках одной страны, но и мира.
16. 1985 г. Россия
Этапы внедрения компьютерных технологий1985 г. Россия
В 1985 году по поручению Министерства культуры СССР была разработана Концепция
Автоматизированной информационной системы о памятниках истории и культуры СССР
«АИС-памятник».
С самого начала предполагалось, что она будет организована по
иерархическому признаку. Первоначально установкой АИС
занялись специалисты крупных музеев. Одним из первых базу
данных создал Центральный Музей Революции, Русский Музей,
Эрмитаж. АИС позволял вести учетно-фондовую, научную,
реставрационную, экспозиционно-выставочную, издательскую
деятельность музея. Не каждый музей может себе позволить
установку АИС, для них разрабатываются типовые решения,
которые подстраивают под те или иные музеи. К концу 1990-х
было компьютеризировано 300 музеев. Сегодня разработкой
АИС занимаются не отдельные группы специалистов, а
специальные фирмы (Систем Гэлери, Имидж Файндер, в России
— Альт-Софт).
17. 1990 г. Россия
Этапы внедрения компьютерных технологий1990 г. Россия
Наступает новый этап: на смену программам обработки текстов приходит
технология мультимедиа, с помощью которой специалисты получают
возможность передавать звук, видео, изображения, анимацию. Технология
стала повсеместно распространяться.
С середины 1990-х повсеместно
распространяются персональные компьютеры и
мультимедийные технологии, Интернет.
Создается сервер «Музеи России».
На фоне этого зарождается и развивается
музейная коммуникация между музеями и
другими образовательными учреждениями,
коммерческими, информационными центрами.
Когда традиционные технологии не справляются с
проблемами музейного сообщества, возникает
вопрос о внедрении сетевых технологий.
Цель – временное объединение усилий и
совместное достижение общей цели.
18. 1990 г. Россия
Этапы внедрения компьютерных технологий1990 г. Россия
В начале 1990-х коллектив Главного вычислительного центра Минкультуры РФ
(ГИВЦ) предложил музейному сообществу систему «АИС-Музей», а команда
специалистов ОАО «АльтСофт» — Комплексную автоматизированную музейную
информационную систему КАМИС.
Первоначально они были ориентированы на
создание текстовых баз данных и на решение
задач учетно-хранительского характера. На
первых порах внедрения АИС в повседневную
практику обнаружилась необходимость в
создании стандарта на описание музейного
предмета. В программу переподготовки
музейных специалистов был включен курс
«Компьютерные технологии в музее».
В России в середине 1990-х гг. компьютеризировано около 200 музеев.
19. 1993 г. Россия
Этапы внедрения компьютерных технологий1993 г. Россия
В 1993 году по приглашению Международного комитета CIDOC заведующий отделом информатики
ГМИИ им. А.С.Пушкина Л.Я.Ноль и заведующий отделом информационных систем ГМЗ "Московский
Кремль" А.В.Дремайлов приняли участие в работе ежегодной конференции CIDOC, организованной в
столице Словении - Любляне.
Это было первое знакомство российских специалистов с работой
международного комитета и национальными программами
информационного развития музеев различных стран. Это также
была первая личная встреча с зарубежными специалистами в
области музейной информатики. Представители России
выступили с докладами, рассказали о положении дел по
внедрению информационных технологий в российских музеях и
были приняты в члены CIDOC.
20. Конец 1990 -х г. Россия
Расширение возможностей АИСКонец 1990 -х г. Россия
Во второй половине 90-х на смену программам для обработки текстов приходит
технология мультимедиа, позволяющая обработать и представить в электронном виде
не только текст, но и изображение, звук, анимацию.
Область применения АИС существенно расширяется.
В России активно развиваются серверы, тематически ориентированные на работу
с культурным наследием страны, среди них рассчитанный на широкую публику и
на профессионалов портал «Музеи России» (http://www.museum.ru),
профессиональный сайт «Музей будущего» (www.future.museum.ru),
ориентированный на музейных специалистов «АДИТ» (http://www.adit.ru) и мн. др.
Электронные публикации, созданные в российских музеях, получили высокую
оценку в России и за рубежом, например, сайт «Государственный Эрмитаж»
(www.hermitage.ru), признанный лучшим среди всех представленных в сети
электронных публикаций о музеях (как российских, так и зарубежных) на
престижной международной конференции «Museums and the Web» (Миннеаполис,
2000); сайт Государственного Дарвиновского музея
(http://www.darwin.museum.ru), неоднократно награжденный Российской
Академией Интернет; сайт ГМИИ им. А. С. Пушкина (www.museum.ru/gmii) и др.
21. 1996 г. ЮНЕСКО
«Информационное общество для всех»1996 г. ЮНЕСКО
В 1996 году ЮНЕСКО была озвучена проблема доступности мирового
наследия для широких слоев населения («ЮНЕСКО и информационное
общество для всех»).
22. 1996 г. Россия
«Возникновение АДИТ»1996 г. Россия
В мае 1996 года по инициативе трех крупнейших московских музеев Московского Кремля, Пушкинского и Третьяковской галереи - была
учреждена Ассоциация по документации и новым информационным
технологиям в музеях (АДИТ).
Это событие заложило основы формирования в России
партнерской сети в области культурного наследия.
Ассоциация - это еще не сеть. Подобная общественная
организация может развиваться на основе сетевых
принципов, то есть на основе равноправного сотрудничества
разномасштабных и самостоятельных субъектов. Но может как и любая организация - превратиться в иерархическую
формально-бюрократическую структуру. Впереди была
большая работа по налаживанию сетевых отношений…
Учреждение АДИТ проходило в три этапа. Инициативная
группа (А.В.Дремайлов, Л.Я.Ноль, Д.Г.Перцев) вела работу по
подготовке учредительной конференции. Провести ее
планировалось в мае 1996 года. Но месяцем раньше
подвернулся
удобный
случай
оповестить
музейное
сообщество об этой идее.
23. АДИТ, Россия
«Возникновение АДИТ»Основной состав Ассоциации по документации и новым информационным
технологиям в музеях (АДИТ) (по состоянию на 2014 год)
АДИТ, Россия
24. 2001 г. Россия
Проект «Открытое наследие»2001 г. Россия
В 2001 Россия вступает в проект «Open Heritage».
Цифровое наследие представляет собой
совокупность электронных ресурсов, создаваемых в
цифровой форме либо переводимых в цифровой
формат. Включает в себя оцифрованные тестовые
документы, неподвижные и движущиеся изображения,
звуковые и графические материалы, веб-страницы,
базы данных.
Цифровое наследие – «ресурсы, относящиеся к области
культуры, образования, науки, которые создаются в
цифровой форме, либо переводятся в цифровой формат
путем преобразования существующих ресурсов на
аналоговых носителях».
Цель: «обеспечение доступности цифрового наследия для
населения».
25. 2003 г. ЮНЕСКО
Введение понятия «цифровое наследие»2003 г. ЮНЕСКО
Цифровое наследие – форма культурного наследия, закрепленная в «Хартии
о сохранении цифрового наследия», принятой на 32-й сессии Генеральной
конференции ЮНЕСКО (2003).
Цифровое наследие представляет собой совокупность
электронных ресурсов, создаваемых в цифровой форме либо
переводимых в цифровой формат. Включает в себя
оцифрованные тестовые документы, неподвижные и
движущиеся изображения, звуковые и графические
материалы, веб-страницы, базы данных.
Цифровое наследие – «ресурсы, относящиеся к области культуры,
образования, науки, которые создаются в цифровой форме,
либо переводятся в цифровой формат путем преобразования
существующих ресурсов на аналоговых носителях».
Цель: «обеспечение доступности цифрового наследия для
населения».
Ссылка на описание на русском языке: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/2009/digital-heritage2.pdf
26. 1996-2016 г. Россия
Проект «ЕИПСК»1996-2016 г. Россия
Автоматизированная информационная система
"Единое информационное пространство в сфере культуры"
краткое наименование ЕИПСК введена действие приказом от 21.03.2016 № 637
В 1996 году важнейшей задачей для отечественных
специалистов стало создание Российской Информационной сети
по культурному наследию.
В 2016 году введен в действие проект «Единое информационное
пространство в сфере культуры» – это система с разветвленной структурой
взаимодействия между органами исполнительной власти и учреждениями
культуры разных уровней подчинения: федеральными, региональными,
муниципальными. С помощью этого проекта учреждения и организации
сферы культуры получают доступ к информационному пространству
социальных сетей, ведущих новостных и развлекательных ресурсов России,
могут делать почтовые рассылки и выстраивать коммуникацию со своими
потенциальными посетителями на всех уровнях. Основная задача системы
– распространение достоверной и актуальной информации о мероприятиях
культурой жизни. Система позволяет получить доступ к информационным
партнерам федерального уровня, доступным способом рассказать о
реальной активности культурной жизни региона.
27. ЕИПСК
Проект «ЕИПСК» - через год после внедренияЕИПСК
28. ЕИПСК
Проект «ЕИПСК» - через год после внедренияЕИПСК
29. ЕИПСК
Проект «ЕИПСК» - через год после внедренияЕИПСК
30. ЕИПСК
Проект «ЕИПСК» - через год после внедренияЕИПСК
31. XXI век.
Приоритетные направления в музеях на уровне государстваXXI век.
Указ Президента России №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года» подчеркивает необходимость при разработке национальной
программы в сфере культуры обратить особое внимание на создание и реконструкцию культурнообразовательных и музейных комплексов. В том числе с учетом новых высокотехнологичных возможностей.
32. XXI век.
Информационное пространство современного музеяXXI век.
Информационное пространство современного музея — можно разделить на три уровня:
внутренние системы, экспозиционные системы, внешние системы.
33. XXI век.
Эффективность внедрения ИТXXI век.
Эффективность использования ИТ — это технологии, базирующиеся на применении компьютеров
и телекоммуникационных систем. В XXI веке перед музеями стоит новая задача: они приступают
(и уже приступили) к созданию глобальной информационной сети по мировому культурному
наследию.
Повышение эффективности
деятельности музеев в процессе внедрения информационных
технологий возможно, если:
1. используются международные знания и опыт;
2. используются методики поэтапного внедрения;
3. определяется последовательность этапов и достижения;
4. проводится анализ внедрения;
5. разрабатываются долгосрочные концепции или перспективный план построения и развития
информационной системы, в которой обязательно должна присутствовать экономическая
составляющая;
6. постоянно вырабатываются и принимаются профессиональные цели;
7. происходит постоянное расширение технического кругозора специалистов информационных
отделов музеев, организация их обучения, независимого от поставщиков оборудования и
программ.
34. Источники и доп.литература:
http://moscow-museums.ru/it-tehnologii-v-deyatelnosti-muzeya/Шер Я.А. Первые шаги отдела музейной информатики в Эрмитаже(1975-1985 гг.) // Информационные
технологии в музее. Вып. 2. СПб., 2006. С. 4-9
Дриккер А.С. Информационно-коммуникационные технологии и музей. // Матералы круглого стола к
25-летию Отдела музейной информатики Государственного Эрмитажа. СПб., 2006. С. 13-19
Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея: учебное пособие: для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности Музеология 021000 Музейология //М.:
Издательский центр Российского гуманитарного университета, 2007.
Ноль Л.Я. Компьютер в российских музеях: «Этапы большого пути». // Актуальные проблемы
современного музейного дела: сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика»
кафедры музейного дела. Вып. 8 М., 2010. С. 10-18
Михайлова А.В. История информатизации музеев России.// 17-я жегодная международная научнопрактическая конференция АДИТ-2013. Ханты-Мансийск, Екатеринбург, 2013. С. 6-19.
http://www.museolog.ru/science/publications/index.php (Труды РГГУ)
https://helpiks.org/7-70398.html - отечественный опыт.
https://studopedia.ru/13_162603_osnovnie-metodi-obnaruzheniya-oshibok.html