ДИОНИСИЙ
«Изящный и зело хитрый в русской земли» (из летописи)
Две житийные иконы для Успенского собора в Москве
Богоматерь Одигитрия 1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Четыре иконы храма Святой Троицы Павло-Обнорского монастыря
Уверение Фомы. Около 1500. Государственный Русский музей
Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1500-е
Богоматерь с младенцем и ангелы. Фреска в конхе центральной апсиды
Святой Николай Чудотворец. Фреска в конхе Никольского предела (реставрация)
Иконы деисусного чина Рождественского собора Ферапонтова монастыря
Дионисий и мастерская
Презентация подготовлена на основании материалов И. Языковой и Е. Медковой. Газета «Искусство» № 7/2010
17.07M
Категория: ИскусствоИскусство

Дионисий. Русский иконописец XV века

1. ДИОНИСИЙ

Русский иконописец XV века

2. «Изящный и зело хитрый в русской земли» (из летописи)

«Изящный и зело хитрый в русской земли»
Вехи жизни
Родился около 1440 г.
Происходил из рода «боярских
детей» Квашниных, предки
служили Ивану Калите.
(из летописи)
География творчества
Свято-Пафнутьев Боровский
монастырь
Спасо-Каменный монастырь
на Кубенском озере
Не был монахом, имел семью:
жену Марию, сыновей
Владимира и Феодосия, которые
также были иконописцами
и работали с ним.
Московский Кремль
Умер после 1510 г.
Павло-Обнорский монастырь
Чигасов монастырь в Москве
Иосифо-Волоколамский монастырь
Ферапонтов монастырь

3. Две житийные иконы для Успенского собора в Москве

Иконы парные, перекличка клейм подчеркивает симметричность сюжетов.
Размеры икон 197 x 152 см

4.

Беседа митрополита Алексия
с Сергием Радонежским
и отказ Сергия принять
митрополичий сан (клейма слева);
закладка храма Чуда Михаила
Архангела в Хонех (справа)
Митрополит Алексий с житием.
1480-е гг.
Успенский собор. Москва

5.

Закладка первого Успенского
собора (клеймо слева);
толкование митрополитом
Петром сна Ивана Калиты
(клеймо справа)
Митрополит Петр с житием.
Начало XVI в.
Успенский собор. Москва

6. Богоматерь Одигитрия 1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона византийского
происхождения из Вознесенского
монастыря в Московском Кремле
была восстановлена Дионисием
после пожара.
Богоматерь Одигитрия
1482. Государственная Третьяковская
галерея, Москва

7.

Эта икона создана для иконостаса
собора Рождества Богородицы
в Ферапонтовом монастыре.
Жест Одигитрии не указывает по
канону на Младенца, а напоминает
благословение по западному
образцу.
Богоматерь Одигитрия
1502–1503. Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург

8. Четыре иконы храма Святой Троицы Павло-Обнорского монастыря

Спас в силах. 1500. Государственная
Третьяковская галерея, Москва

9. Уверение Фомы. Около 1500. Государственный Русский музей

Успение Богоматери. 1500. Вологодский
государственный музей-заповедник

10.

Распятие. 1500.
Государственная
Третьяковская галерея,
Москва

11. Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1500-е

Западный портал

12.

В основу программы
росписей положен
акафист Пресвятой
Богородицы.
«Светоприимная
свеща…»
Сцена из акафиста
Пресвятой
Богородицы.

13. Богоматерь с младенцем и ангелы. Фреска в конхе центральной апсиды

14. Святой Николай Чудотворец. Фреска в конхе Никольского предела (реставрация)

15. Иконы деисусного чина Рождественского собора Ферапонтова монастыря

Святой Георгий
Архангел Гавриил
Святой Иоанн
Богослов

16.

Сошествие во ад.
Около 1502 ̶ 1503.
Из Рождественского
собора Ферапонтова
монастыря.
Государственный
Русский музей,
Санкт-Петербург

17.

Преподобный Дмитрий
Прилуцкий Дионисия ̶ идеальный
образ монаха-исихаста.
Последняя икона мастера.
Преподобный Дмитрий Прилуцкий
в житии. Начало XVI в.
Вологодский государственный
музей-заповедник

18. Дионисий и мастерская

Дионисий за долгие годы
своей работы сформировал
большую мастерскую,
поэтому многие иконы
имеют атрибуцию
«Дионисий и мастерская»
или «круг Дионисия».
Успение святого Николая Чудотворца.
Фрагмент. Рождественский собор
Ферапонтова монастыря. Южная
грань юго-восточного столба

19. Презентация подготовлена на основании материалов И. Языковой и Е. Медковой. Газета «Искусство» № 7/2010

Средневековые мастера считали,
что главный Художник и Зодчий – Бог,
творящий мир по законам красоты
гармонии, а иконописец – лишь кисть
в руке Божественного Мастера.
Презентация подготовлена
на основании материалов
И. Языковой и Е. Медковой.
Газета «Искусство» № 7/2010
English     Русский Правила