Тема 1.4 Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения
Введение
Философия Нового Времени
Философия времен первых буржуазных революции
Научная революция XVII века
Формирование механической картины мира
188.37K
Категория: ФилософияФилософия

Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения. Тема 1.4

1. Тема 1.4 Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения

Работу выполнили и подготовили студенты
ЗР-1:
Грачева Софья, Васильев Семён
Проверил: В.В. Дзюбан, д.и.н., к.п.н.,
профессор, заведующий кафедрой «ГД и КТ»

2.

1
Введение
2
Философия Нового времени и Философия
времен первых буржуазных революций
3
Научная революция 17 века
Формирование механической картины мира
4
Рост научных знаний
Эмпиризм и рационализм, индукция и
дедукция как методы научного познания
5
Просвещение в 18 веке и его специфика
проявления в Англии, Германии, Франции и
Америке

3. Введение

• Филосо́фия дословно «любовь к мудрости» —
особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний
о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих
понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания,
бытия человека, об отношениих человека и мира.
• К задачам философии на протяжении её истории относились как
изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и
изучение самого процесса познания и мышления, изучение
нравственных категорий и ценностей. К числу предельных
философских вопросов относятся, например, вопросы
«Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое
истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что
первично материя или сознание?»
• Философия фактически существует в виде множества различных
философских учений, которые могут противостоять друг другу,
но при этом и дополняют друг друга.

4. Философия Нового Времени

• Философия Нового времени охватывает период с XVI по XVIII
вв. Это, как известно, время становления западного
буржуазного общества, его экономики, политики, культуры и
духовных ценностей. После эпохи Возрождения наступило
время утверждения новых научных и философских
принципов, определения новых общественных идеалов
• В России на первый план выдвинулась проблема метода
познания, воплощающая в себе стремление к
упорядоченности и систематичности в способах познания.
Философы стремились обозначить точки опоры в познании,
обеспечивающие его надежность, и главное, возможность
достигать истинное знание, без которого невозможно
успешное развитие человечества. В этом многие из них
видели, в первую очередь, практическую значимость
философии в противовес, как они считали, средневековой
схоластике.

5.

• Различные философские ракурсы осмысления проблемы метода
познания и соответственно критерия истины нашли свое отражение в
различии позиций философского эмпиризма и философского
рационализма. Философии этой эпохи присущи поиски разумных
оснований индивидуальной и общественной жизни, разработка идей
гуманизма и прогресса, проблемы смысла жизни и счастья. Именно в
это время формируются актуальные до сих пор учения о государстве,
о власти в целом, об историческом прогрессе и способах его
осуществления, о человеке как личности.
• Некоторые из выдающихся философов Нового времени были
одновременно выдающимися учеными (Р. Декарт, Г. Лейбниц)
Философия этого времени оптимистична во взглядах на познание,
развитие науки, на будущее в развитии человека и общества.
Внимательное прочтение работ философов Нового времени
показывает, что многие их идеи и выводы настолько глубоки, что не
утратили своей актуальности в наши дни. Обращение к духовным
ценностям эпохи Нового времени, позволило бы нашим
современникам более разумно решать проблемы наших дней.

6. Философия времен первых буржуазных революции

Под этой философией понимаются философские системы, возникающие в промежутке
между XVI и XVIII вв., в период антифеодальных революций в Нидерландах, Англии,
подведших Европу к великой французской революции, которая нанесла решающий удар
феодальной системе. Философия этой эпохи — функция от социально-исторических и
культурных реалий этого бурного времени.
В экономическом плане это эпоха, когда центр экономической жизни переходит от
сельского хозяйства к промышленному производству, сначала в форме мануфактур, а затем
фабрик, эпоха промышленной революции.
В религиозном плане это эпоха церковной реформации на Западе. В результате чего
распалась единая власть католической церкви, возникают протестантские
вероисповедания, в основе которых лежит личное общение человека с Богом.
В духовном плане это эпоха, когда на первый план выступает точное знание,
превращающееся в науку. Схоластические построения не годились для практических нужд.
В XVII в. происходит научная революция. Сущность ее состояла в выдвижении на первый
план экспериментальной науки. Леонардо да Винчи, Галилей, Макиавелли и другие в
первую очередь требовали опоры на реальность, которая дается нам в опыте Плоды этой
духовной перестройки сказываются в формировании слоя людей, имеющих дело с наукой и
способных использовать свои знания для практических целей. Формируется убеждение в
том, что знание должно быть силой.

7.

• Важную роль в перестройке сыграло изобретение
книгопечатания, которое дало толчок реформации.
• Человек средневековья — человек организации,
его положение в обществе и вся деятельность
определялись той организацией, к которой он
принадлежал: сословию, церкви, вооруженным
силам. Теперь человек занимает место и действует
в соответствии со своими личными талантами и
возможностями. Отсюда утверждается идея
обосновать самостоятельность человека, это
становится центральной идеей философии этого
периода.

8. Научная революция XVII века

• XVII век открывает следующий период в развитии
философии, который принято называть философией Нового
времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения, процесс
разложения феодального общества расширяется и
углубляется в XVII в. В последней трети XVI – начале XVII в.
происходит буржуазная революция в Нидерландах,
сыгравшая важную роль в развитии капиталистических
отношений в протестантских странах. С середины XVII в.
буржуазная революция развертывается в Англии
• Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту
производительности труда. Развитие нового – буржуазного
общества порождает изменения не только в экономике,
политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание
людей. Важнейшим фактором такого изменения
общественного сознания оказывается наука, прежде всего
экспериментально-математическое естествознание.

9.

• Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные
с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния
церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века
она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и
гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.
Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII в.,
надо учитывать,
• во-первых, специфику нового типа науки – экспериментально-математического
естествознания, основы которого закладываются в этот период.
• во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой
эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания –
гносеологии. Уже в эпоху Возрождения, как мы видели, средневековая
схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики.
Эта критика еще более остро ведется в XVII в. Однако при этом, хотя и в новой
форме, продолжается старая, идущая еще от Средних веков полемика между
двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на
опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного
познание с помощью разума. => Эти два направления в XVII в. предстают как
эмпиризм и рационализм. Развитие нового - буржуазного - общества
порождает изменения не только в экономике, политике и социальных
отношениях, оно меняет и сознание людей.

10.

• Научная картина мира - это целостная система представлений
о мире, возникающая в результате обобщения и синтеза
основных естественно- научных понятий и принципов. В
основе научной картины мира лежит фундаментальная
научная теория. Она выполняет роль посредника между
профессиональной наукой и общественным сознанием,
культурой в целом. Через неё осуществляется
переемственность между поколениями ученых. Целостное
представление о мире невозможно без представлений о
пространстве, времени, материи и развитии этого мира.
Философской основой отрицания развития служила
деистическая концепция, согласно которой Бог сотворил мир
однажды в его законченном, совершенном виде.
Представление о причинности носило строго
детерминистский характер: все события и явления причинно
обусловлены, ничего случайного быть не может.
• Итак, в механистической картине мира. где все материальные
объекты перемещаются, не претерпевая развития, в
абсолютном пространстве и времени, подчиняясь законам
механики и строгой причинности.

11. Формирование механической картины мира

В период позднего Возрождения начинается европейская
научная революция, которая завершается к концу XVII в.
созданием первой научной картины мира (НКМ).
Разумеется, уже в древности существовали определенные
научные представления и теории, но согласно западной
культурной парадигме настоящая наука начинается только
тогда, когда появляется экспериментальное и
математическое естествознание. Такое естествознание в
Европе формируется только в XVII в. Поэтому
механистическая НКМ считается первой.
• Важнейший вклад в становление научной картины мира
внесли Николай Коперник (гелиоцентризм), Джордано
Бруно (бесконечная Вселенная), Тихо Браге (измерение
положения Марса, астрономическая техника ), Иоганн
Кеплер (законы движения планет), Фрэнсис Бэкон
(эмпирический метод), Рене Декарт (аналитическая
геометрия и рационализм)

12.

• Идейным основанием первой НКМ выступила механика
Ньютона. И это было закономерно: других
разработанных естественнонаучных теорий в то время
еще не существовало. Поэтому Ньютон будет стремиться
«вывести из начал механики» и все остальные явления
природы» Природа в своей основе материальна.
Материя имеет внутреннюю инерцию, протяженность,
фигуру, непроницаемость. Все ее взаимодействия
понимаются как простые механические перемещения.
Следовательно, механическое движение есть основная
форма движения материи. Жизнь и человек тоже
объясняются с механистических позиций. Многие
философы предполагали, что, зная начальные условия,
можно безошибочно рассчитать положения и состояния
материальных тел в будущем. Для этого требуется
применить законы механики.

13.

Три существенных недостатка механистической картины мира
• 1. Причина движения выносилась из природы и
передавалась Богу. С ним же связывалось происхождение
небесных тел и всех иных природных вещей.
• 2. Редукционизм как попытка объяснения высших форм
движения материи движением ее низших форм. Проще
говоря, такой подход предполагал низведение сложного к
простому. Отсюда возникало упрощенное и искаженное
представление о жизни, сознании, разуме и вообще о
законах движения материи. Лишь спустя столетие физики
начали понемногу понимать, что законами механики можно
описать весьма ограниченный класс явлений природы.
• 3. Метафизичность — понимание природных явлений,
процессов и материальных тел вне их изменения, развития
и влияния друг на друга. Например, история развития
небесных тел, тогда совершенно не рассматривалась.
Считалось, что с момента их божественного творения ни
они сами, ни законы их движения не изменились.
English     Русский Правила