Содержание и форма литературного произведения
В основу структуры литературных произведений
Наиболее устойчивым является понятийная пара
Аристотель («Поэтика») разграничивал в произведениях
В XIX веке
В XX веке
В наше время
Представители формальной школы утверждали:
Ю.Н. Тынянов:
Ю.М. Лотман, поддерживая Тынянова,
Структуралисты
«Постструктуралистский» период
Атака на «форму» и «содержание» ведётся около полувека.
Содержание и форма
Форма и содержание
В теоретическом литературоведении,
Так, А.А. Потебня
Феноменологическое литературоведение (Р.Ингарден)
Дихотомический и многоуровневый
Немецкий философ Н. Гартман в «Эстетике» (1953) утверждал:
Художественное произведение
Художественное произведение:
Т.о. за основу будем брать
Форма и содержание –
«Форма» -
Слово «содержание»
В античной философии
В Средние века (Фома Аквинский):
Аристотель:
В философии Нового времени (особенно активно в XIX в.):
В наше время понятия формы и содержания
Содержание –
Форма –
Форма
Форма и содержание –
Применительно к предметам становящимся и эволюционирующим
Формы, выражающие содержание,
В науке содержание
В произведениях искусства (по Гегелю)
Авг. Шлегель:
Английский поэт-романтик С.Т. Кольридж:
Художественное произведение
А. Блок:
Ученые начала XX в. (немецкая эстетика рубежа столетий):
Ф. де Соссюр:
В отечественном литературоведении М.М.Бахтин
М. М. Бахтин подчеркивал
М. М. Бахтин:
Важнейший принцип художественной деятельности:
Аристотель:
Произведение,
В подобных случаях (по Вяч. Иванову)
Однако и на почве «духовного голода»
А.Ф. Лосев,
Понятие художественной целостности в XX в.
Таковы концепции конструктивистов и формальной школы в 20-е годы XX века,
В. Б. Шкловский:
Постмодернизм:
Итак, в художественном произведении
В составе формы, несущей содержание, традиционно выделяются три стороны, необходимо наличествующие в любом литературном
Форма:
Форма:
Форма:
Форма (в семиотике – структура):
Античная риторика:
Античная риторика:
Теоретическое литературоведение,
В конце 20-х годов Г.Н. Поспелов,
Содержание –
Художественное содержание –
Художественное содержание –
Художественное содержание –
Художественное содержание
Художественное содержание
Юрий Лотман:
43.52M
Категория: ЛитератураЛитература

Содержание и форма литературного произведения

1. Содержание и форма литературного произведения

2. В основу структуры литературных произведений




литературоведы
сегодня кладут
разные понятия.
Ведутся споры.
Многие концепции
взаимоисключают
друг друга.
2

3. Наиболее устойчивым является понятийная пара

Содержание
Форма
3

4. Аристотель («Поэтика») разграничивал в произведениях

«что»
предмет
подражания
«как»
средства
подражания
4

5. В XIX веке


понятия
формы и
содержания
были
обоснованы
Гегелем.
5

6. В XX веке


неоднократно
оспаривали
применимость
терминов
«форма» и
«содержание» к
художественным
произведениям.
6

7. В наше время


эта понятийная
пара неизменно
присутствует в
теоретиколитературных
трудах.
7

8. Представители формальной школы утверждали:

понятие
«содержания» для
литературоведения
излишне
«форму» нужно
сопоставлять с
жизненным
материалом, который
художественно
нейтрален.
8

9. Ю.Н. Тынянов:

«Форма – содержание = стакан –
вино.

Но все пространственные
аналогии, применяемые к
понятию формы, важны тем,
что только притворяются
аналогиями:

на самом же деле в понятие
формы неизменно
подсовывается при этом
статический признак, тесно
связанный с
пространственностью».
9

10. Ю.М. Лотман, поддерживая Тынянова,




предложил взамен
традиционных и, как он
полагал,
негативно значимых,
однобоко
«дуалистических»
терминов
«монистичные»
термины «структура и
идея».
10

11. Структуралисты


предлагали
заменить
«надоевшие»
форму и
содержание
словами «знак
и значение».
11

12. «Постструктуралистский» период


выдвинул
термины
«текст и
смысл».
12

13. Атака на «форму» и «содержание» ведётся около полувека.


Но более удачных
терминов,
закрепившихся в
литературоведени
и, пока нет.
13

14. Содержание и форма



расценивается как
запутывающее анализ и
нуждающееся в устранении.
Но есть необходимость
силой аналитического
интеллекта отделять друг от
друга выражение мысли и
стиль, при этом помня об их
конечном единстве.
14

15. Форма и содержание







продолжают жить.
Нередко берутся в
иронические кавычки,
предваряются
словами «так
называемые»,
или, заменяются
литерами
F и S.
(у В.Н.Топорова)
15

16. В теоретическом литературоведении,


помимо
двухкомпонентных
теорий, бытуют и
иные
представления о
составе
литературных
произведений.
16

17. Так, А.А. Потебня

и его последователи выделяли три аспекта
творений искусства:
• внешняя форма
• внутренняя форма
• содержание (в применении к литературе:
слово, образ, идея)
17

18. Феноменологическое литературоведение (Р.Ингарден)

находил в
составе
литературного
произведения
четыре слоя:
• звучание речи;
• значение слов;
• уровень изображаемых
предметов;
• уровень различных видов
предметов;
• их слуховой и зрительный облик
с разных точек зрения.
18

19. Дихотомический и многоуровневый

› подходы к произведениям искусства
не исключают друг друга.
› Они совместимы и являются
взаимодополняющими.
19

20. Немецкий философ Н. Гартман в «Эстетике» (1953) утверждал:

по структуре
произведения неизбежно
многослойны,
но «по способу бытия»
«незыблемо двуслойны»:
передний план
составляет материальночувственная
предметность
(образность),
задний план –
«духовное содержание».
20

21. Художественное произведение



трехмерному
полупрозрачному
предмет (шар,
многоугольник или куб),
который повернут к
воспринимающим всегда
одной и той же стороной
(подобно луне).
21

22. Художественное произведение:

«Передний», видимый план этого предмета
обладает определенностью (хотя и не
абсолютной). Это форма.
«Задний» же план (содержание)
просматривается неполно и гораздо менее
определенен; многое здесь угадывается, а
то и вовсе остается тайной.
При этом художественным произведениям
присуща различная мера «прозрачности».
22

23. Т.о. за основу будем брать




традиционные понятия
формы и содержания,
без вульгаризаторских
напластований,
которые порождают
недоверие к данным
терминам.
23

24. Форма и содержание –


философские
категории,
актуальные
для разных
областей
знаний.
24

25. «Форма» -

«Форма» ›


(от лат.
forma).
Родственны
др.-гр.
morphe и
eidos.
25

26. Слово «содержание»



укоренилось в
новоевропейских
языках
(content, Gehalt,
contenu).
26

27. В античной философии



форма противопоставлялась
материи.
Материя мыслилась как
бескачественная и
хаотическая, подлежащая
обработке, в результате
которой возникают
упорядоченные предметы,
являющиеся формами.
27

28. В Средние века (Фома Аквинский):


значение слова
«форма»
приближалось к
смыслу слов
«сущность»,
«идея», «Логос».
28

29. Аристотель:


«Формой я
называю суть
бытия каждой
вещи».
29

30. В философии Нового времени (особенно активно в XIX в.):



понятие «материя» было оттеснено
понятием «содержание».
Последнее стало логически
соотноситься с формой, которая
при этом мыслится по-новому: как
выразительно значимая,
воплощающая (материализующая)
некую умопостигаемую сущность:
общебытийную (природнокосмическую), психическую,
духовную.
30

31. В наше время понятия формы и содержания


служат
мыслительному
отграничению
внешнего – от
внутреннего,

сущности и смысла –
от их воплощения, от
способов их
существования,

т.е. отвечают
аналитическому
импульсу
человеческого
сознания.
31

32. Содержание –



основа
предмета,
его
определяющая
сторона.
32

33. Форма –


организация и
внешний облик
предмета, его
определяемая
сторона.
33

34. Форма



вторична,
производна,
зависима от
содержания,
в то же время
является условием
существования
предмета.
34

35. Форма и содержание –


в равной мере
необходимые
стороны
феноменов
бытия.
35

36. Применительно к предметам становящимся и эволюционирующим




форма
мыслится как начало
стабильное,
охватывающее систему
его устойчивых связей.


содержание –
как составляющее
сферу динамики, как
стимул изменений.
36

37. Формы, выражающие содержание,


могут быть с ним
сопряжены
(связаны) поразному.
37

38. В науке содержание



не меняется при
его
переоформлении:
одну и ту же мысль
можно запечатлеть
по-разному.
38

39. В произведениях искусства (по Гегелю)



содержание (идея) и его (ее)
воплощение максимально
соответствуют друг другу:
художественная идея, являясь
конкретной, «носит в самой
себе принцип и способ своего
проявления, и она свободно
созидает свою собственную
форму».
39

40. Авг. Шлегель:


«Всякая истинная форма органична,
то есть определяется содержанием
художественного произведения.

Одним словом, форма есть не что
иное, как полная значения внешность
– физиономия каждой вещи,

выразительная и не искаженная
какими-либо случайными признаками,
правдиво свидетельствующая о ее
скрытой сущности».
40

41. Английский поэт-романтик С.Т. Кольридж:


«Легче вынуть голыми руками
камень из основания египетской
пирамиды, чем изменить слово
или даже его место в строке у
Мильтона и Шекспира <...> без
того, чтобы не заставить автора
сказать иное или даже худшее
<...> Те строки, которые могут
быть изложены другими словами
того же языка без потери для
смысла, ассоциаций или
выраженных в них чувств,
наносят серьезный ущерб
поэзии».
41

42. Художественное произведение


исключает
возможность
переоформления,
которое являлось бы
нейтральным к
содержанию.
42

43. А. Блок:


душевный строй
поэта
выражается во
всем, вплоть до
знаков
препинания.
43

44. Ученые начала XX в. (немецкая эстетика рубежа столетий):


в произведениях
искусства
наличествует и
играет решающую
роль
содержательная
(содержательно
наполненная)
форма.
44

45. Ф. де Соссюр:



«материальная единица
(т.е. слово в его
фонетическом облике)
существует лишь в силу
наличия у нее смысла»,
а «смысл, функция
существуют лишь
благодаря тому, что они
опираются на какую-то
материальную форму».
45

46. В отечественном литературоведении М.М.Бахтин


считал понятие
содержательной
формы едва ли
не центральным
в теоретической
поэтике.
46

47. М. М. Бахтин подчеркивал



нераздельность и
неслиянность формы
и содержания,
говорил о важности
«эмоциональноволевой
напряженности
формы».
47

48. М. М. Бахтин:





«В каждом мельчайшем элементе
поэтической структуры, в каждой
метафоре, в каждом эпитете мы
найдем химическое соединение
познавательного определения,
этической оценки
и художественно-завершающего
оформления».
48

49. Важнейший принцип художественной деятельности:




установка на единство
содержания и формы.
Это делает произведение
органически целостным,
как бы живым существом,
рожденным, а не
рассудочно (механически)
сконструированным.
49

50. Аристотель:


поэзия призвана
«производить
удовольствие,
подобно единому
живому существу».
50

51. Произведение,


воспринимаемое
как органически
возникшая
целостность, может
представать как
некий аналог
упорядоченного,
целостного бытия.
51

52. В подобных случаях (по Вяч. Иванову)




художественное
творчество вершится
не на почве
«духовного голода»,
а «от полноты
жизни».
52

53. Однако и на почве «духовного голода»


художественная
целостность тоже
возникает, но как
результат
творческого
преодоления
несовершенства
жизни.
53

54. А.Ф. Лосев,


напомнив о том, что
существующее не имеет
«всеобщего оформления и
единства»,

утверждает, что искусство,
так или иначе
устремленное к
преображению
человеческой реальности,

воздвигает свои структуры
в противовес искаженному
бытию
54

55. Понятие художественной целостности в XX в.


также
неоднократно
оспаривалось
.
55

56. Таковы концепции конструктивистов и формальной школы в 20-е годы XX века,


когда
акцентировались
рассудочномеханические,
ремесленные
аспекты
искусства.
56

57. В. Б. Шкловский:


«единство литературного
произведения» – это лишь
околонаучный миф;

«монолитное произведение»
возможно только «как
частный случай»:
› «Отдельные стороны
литературной формы
скорее ссорятся друг с
другом, чем
сожительствуют».
57

58. Постмодернизм:



выдвинул
концепцию
деконструкции.
Тексты (в том числе
художественные) заведомо не
целостны и
противоречивы.
58

59. Итак, в художественном произведении


различимы начала
формальносодержательные и
собственно
содержательные.
59

60. В составе формы, несущей содержание, традиционно выделяются три стороны, необходимо наличествующие в любом литературном

произведении.
60

61. Форма:

› 1) Предметное (предметноизобразительное) начало, все те
единичные явления и факты, которые
обозначены с помощью слов и в своей
совокупности составляют мир
художественного произведения (бытуют
также выражения «поэтический мир»,
«внутренний мир» произведения,
«непосредственное содержание»).
61

62. Форма:

› 2) собственно словесная ткань
произведения: художественная
речь, нередко фиксируемая
терминами «поэтический язык»,
«стилистика», «текст».
62

63. Форма:

› 3) соотнесенность и
расположение в произведении
единиц предметного и словесного
«рядов», т.е. композиция.
63

64. Форма (в семиотике – структура):

Предмет
изображения
Композиция
Словесная
ткань
64

65. Античная риторика:

› древнему оратору было необходимо:
› 1) найти материал (т.е. избрать предмет,
который будет подан и охарактеризован речью);
› 2) как-то расположить (построить) этот материал;
› 3) воплотить его в таких словах, которые
произведут должное впечатление на
слушателей.
65

66. Античная риторика:

inventio
elocutio
dispositio
66

67. Теоретическое литературоведение,

› характеризуя произведение, в одних
случаях сосредоточивается более
на его предметно-словесном
составе,
› в других – на моментах
композиционных (структурных), что
было характерно для формальной
школы и еще более – для
структурализма.
67

68. В конце 20-х годов Г.Н. Поспелов,


намного обгоняя науку своего
времени, отметил, что
предмет теоретической
поэтики имеет двоякий
характер:

1) «отдельные свойства и
стороны» произведений
(образ, сюжет, эпитет);

2) «связь и взаимоотношения»
этих явлений: строение
произведения, его структура
68

69. Содержание –


не одна из
сторон, а
субстанция
произведения.
69

70. Художественное содержание –


единство
объективного и
субъективного
начал.
70

71. Художественное содержание –



это совокупность того, что
пришло к автору извне и им
познано,
и того, что им выражено,
идет от его воззрений,
интуиции,
индивидуальности.
71

72. Художественное содержание –






«концепция» (или
«авторская концепция»),
«идея»,
«смысл»
«последняя смысловая
инстанция»
(по М.М. Бахтину).
72

73. Художественное содержание



синтезирующее
начало произведения;
его глубинная основа,
составляющая
назначение формы
как целого.
73

74. Художественное содержание



воплощается не в
отдельных словах,
словосочетаниях,
фразах,
а в совокупности того,
что в произведении
наличествует.
74

75. Юрий Лотман:


«Идея не содержится в каких-либо,
даже удачно подобранных цитатах, а
выражается во всей художественной
структуре. Исследователь, который
не понимает этого и ищет идею в
отдельных цитатах, похож на
человека, который, узнав, что дом
имеет план, начал бы ломать стены в
поисках места, где этот план
замурован. План не замурован в
стенах, а реализован в пропорциях
здания. План – идея архитектора,
структура здания –ее реализация».
75
English     Русский Правила