Похожие презентации:
Русское народное деревянное зодчество. Красота и польза
1. Русское народное деревянное зодчество. Красота и польза
Изба – творение русских мастеровдреводелов2.
Плотницкие традиции на Руси передавались изпоколения в поколение. Плотники хранили в памяти
строительные приёмы, типичные конструкции,
архитектурные формы и следовали им на практике. И всё
же каждый мастер свой почерк имел. Оттого и «лицо» у
каждой избы особенное.
3.
Русская изба – традиционное крестьянское жилище –делалась срубной, из брёвен. Брёвна сопрягали
между собой весьма плотно, сплачивая их (отсюда
возникло слово «плотник»).
4.
Сруб – это конструктивно-техническая основа здания.5.
Срубить избу – дело непростое, не каждому оно под силу. Только очень опытныйплотник сложит без единого гвоздя всю избу от первого венца до «копыта». Сруб
собирали из горизонтально положенных брёвен – венцов, которые по углам
связывались врубками с небольшими выпусками – «в обло» и без выпусков – «в
лапу». Посмотреть со стороны – кажется, что брёвна сплетаются по углам друг с
другом. Мудрые русские плотники придумали замечательные способы
соединения брёвен между собой, которые крепость срубу придавали,
устойчивость, да и красоты прибавляли.
6.
7.
8.
9.
Топор был как бы продолжением рук плотника. Мастер не могработать чужим инструментом. Топорище он вырезал по своему
вкусу, вернее – по руке. Топором русские плотники припазовывали
брёвна, делали врубки, вязали венцы – горизонтальные ряды
брёвен в срубе, а также выполняли очень тонкую работу. В руках
народных мастеров топор становился резцом художника.
10.
Возводили дом на низком фундаменте из брёвен,пластин или брусьев длиной 7-9 м. В плане он был
квадратной или прямоугольной формы, ограниченной
принятым размером бревна. Один венец накладывался
на другой. Сколько венцов – такова и высота сруба.
11.
Обрати внимание на главные конструктивные особенности возведениябезгвоздевой (самцовой) крыши избы. Они впечатляют многих. Вот как об
этом рассказывает известный реставратор памятников деревянного
зодчества А.А.Ополовников: «Как просто, мудро и в то же время сложно
соединены в крыше все части! Нет ни одного гвоздя, но она надёжна и
прочна. В то же время в силуэте целого, в каждой детали ощущается рука
зодчего и скульптора, творящего во имя красоты».
12.
В брёвна фронтона врублены продольные горизонтальные брёвна –слеги. Поперечные брёвна сруба, образующие фронтон, на которые
опираются концы слег, называются самцы. Поперёк слег кладут
кокоры, или курицы, - срубленные с корнем молодые ели. Упругие
и по-своему красивые очертания их корневищ напоминают каких-то
горделивых птиц или конские головы…
13.
На свисающих концах куриц лежит длинное бревно свыдолбленным лотком – поток. Это водосток и в то же
время опора всей крыши. В него упираются нижние
концы досок (кровельных тесин), и таким образом они
удерживаются на своих местах.
14.
Доски для крыши тоже тёсанные топором, а не пиленные. Стык обоихскатов крыши закрывает выдолбленное снизу тяжёлое бревно, которое на
Севере называют охлупень или шелом… Далеко выступающие вперёд
наружные концы шеломов имеют плавный и как бы внутренне
напряжённый изгиб. Конец шелома, выходящий на фасад, обрабатывают
резьбой либо в виде простой геометрической фигуры, либо в виде головы
коня или птицы.
15.
Торцы слег тесовой кровли, выходящие на фасад,закрывают резными причелинами, чтобы предохранить
их от намокания. Полотенце – вертикальная доска,
украшенная резьбой, прикрывает стык между
причелинами. Кровельным покрытием служили обычно
тесницы.
16.
По понятиям древности, первая красота здания заключается в егопокрытии, в его кровле. Не случайно храмовая архитектура, в
зависимости от сложности объёма, имела самые разнообразные
покрытия – ярусные, многоглавые. Усложнённость композиции
завершений церковных зданий диктовала оригинальность решения
конструкции этих покрытий.