Похожие презентации:
Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
1. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Автор: Софронова Наталья Андреевна2.
«Анна Каренина» (1873—1877) — романЛ.Н. Толстого о трагической любви замужней дамы
Анны Карениной к блестящему офицеру Вронскому
на фоне счастливой семейной жизни дворян
Константина Левина и Кити Щербацкой.
Масштабная картина нравов и быта дворянской
среды Петербурга и Москвы второй половины XIX
века, сочетающая философские размышления
авторского alter ego Лёвина с передовыми в русской
литературе психологическими зарисовками, а также
сценами из жизни крестьян.
3. История создания
24 февраля 1870 года Лев НиколаевичТолстой задумал роман о частной жизни и
отношениях современников, но к реализации
своего замысла приступил лишь в феврале 1873
года. Роман издавался по частям, первая из
которых была напечатана в 1875 году в
«Русском вестнике». Постепенно роман
превращался в социальный фундаментальный
труд, получивший огромный успех.
Продолжение романа ждали с нетерпением.
4. История создания
Редактор журнала отказался печатать эпилог изза выраженной в нём критической мысли, и наконец,роман был завершён 5 (17) апреля 1877 года.
Последняя глава уже изданного материала
заканчивалась смертью Карениной, в конце
значилось: «продолжение следует». Последняя часть
корректировалась Страховым, и было выдано
Цензурное разрешение от 25 июня 1877 года.
Повествование начиналось с выверенной паузы:
«Прошло почти два месяца. Была уже половина
жаркого лета». Речь уже шла о сербо-черногоротурецкой войне, на которую отправляется Вронский.
5. История создания
Итак, роман был издан полностью.Следующее издание (целиком) было
в 1878 году.
Первое сообщение о работе над романом «Анна Каренина»
в письме Л. Н. Толстого к Н. Н. Страхову от 25 марта 1873 г.
6. Мысли великих писателей о романе «Анна Каренина»
Если «Войну и мир» Толстой называл «книгой о прошлом», вкоторой описывал прекрасный и возвышенный «целостный
мир», то «Анну Каренину» он называл «романом из
современной жизни». По словам Гегеля: «роман в
современном значении предполагает прозаически
упорядоченную действительность», но Л. Н. Толстой
представлял в «Анне Карениной» лишённый нравственного
единства «раздробленный мир», в котором царит хаос добра
и зла.
В отличие от «Войны и мира» в «Анне Карениной» не было
великих исторических событий, но в нём поднимаются и
остаются без ответа темы, близкие лично каждому.
7. Мысли великих писателей о романе «Анна Каренина»
Ф. М. Достоевский находил в новом романе Толстого«огромную психологическую разработку души
человеческой».
Потому «живой, горячий и законченный роман», как
назвал его Лев Толстой, будет современным в любую
историческую эпоху.
Роман, затрагивающий «близкие лично каждому» чувства,
стал живым упрёком современникам, которых Н. С. Лесков
иронично назвал «настоящие светские люди».
Этот роман есть строгий, неподкупный суд всему нашему
строю жизни.— А. А. Фет
8. Жанровые особенности романа
Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, чтов романе этом объединены черты, свойственные нескольким
видам романного творчества. Он заключает в себе прежде
всего особенности, характеризующие семейный роман.
История нескольких семей, семейные отношения и
конфликты выдвинуты здесь на первый план.
свадьба Левина и Кити
семья Карениных
Степан Аркадьевич (Стива) и
Анна Аркадьевна
9. Жанровые особенности романа
Не случайно Толстой подчеркивал, что при создании«Анны Карениной» им владела мысль семейная, в то время
как, работая над «Войной и миром», он хотел воплотить
мысль народную. Но вместе с тем «Анна Каренина» — это
не только семейный роман, но и роман социальный,
психологический, произведение, в котором история
семейных отношений тесно соединяется с изображением
сложных общественных процессов, а обрисовка судеб
героев неотделима от глубокого раскрытия их внутреннего
мира. Показывая движение времени, характеризуя
становление нового социального порядка, образ жизни и
психологию различных слоев общества, Толстой придавал
своему роману черты эпопеи.
10. Жанровые особенности романа
Воплощение семейной мысли, социальнопсихологическое повествование, черты эпопеи— это не отдельные «слои» в романе, а те начала,
которые предстают в своем органическом
синтезе. И так же как социальное постоянно
проникает в обрисовку личных, семейных
отношений, так изображение индивидуальных
стремлений героев, их психологии во многом
обусловливает эпопейные черты романа. Сила
созданных в нем характеров определена
яркостью воплощения в них своего, личного и
одновременно выразительностью раскрытия тех
социальных связей и отношений, в которых они
существуют.
11. Жанровые особенности романа
Блистательное мастерство Толстого в «Анне Карениной» вызваловосторженную оценку выдающихся современников писателя. «Граф
Лев Толстой, — писал В. Стасов, - поднялся до такой высокой ноты,
какой еще никогда но брала русская литература. Даже у самих
Пушкина и Гоголя любовь и страсть не были выражены с такой
глубиною и поразительною правдой, как теперь у Толстого». В. Стасов
отмечал, что писатель умеет «чудною скульпторскою рукою вылепить
такие типы и сцены, которых до него никто не знал в целой нашей
литературе... «Анна Каренина» останется светлой, громадной звездой
навеки веков!». Не менее высоко оценивал «Каренину» и
Достоевский, рассматривавший роман со своих идейных и творческих
позиций. Он писал: «Анна Каренина» есть совершенство как
художественное произведение ... и такое, с которым ничто подобное
из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться».
12. Жанровые особенности романа
Роман был создан как бы па рубеже двух эпох в жизни итворчестве Толстого. Еще до завершения «Анны Карениной»
писателя увлекают новые социальные и религиозные
искания. Известное отражение они получили в
нравственной философии Константина Левина. Однако вся
сложность проблем, занимавших писателя в новую эпоху,
вся сложность его идейного и жизненного пути широко
отражены в публицистических и художественных
произведениях писателя 80-90-х годов.
13.
Духовные искания Л.Н. Толстого вромане «Анна Каренина»
Лев Николаевич Толстой (1828—1910)
создавал «Анну Каренину» в особый
период своей жизни: для него настало
время, как мы бы сказали теперь,
переоценки ценностей. «Со мной
случился переворот, — писал
он в философском эссе „Исповедь“, —
который давно готовился во мне и задатки
которого всегда были во мне. Со мной
случилось то, что жизнь нашего круга —
богатых, учёных — не только опротивела
мне, но потеряла всякий смысл».
14. Духовные искания Л.Н.Толстого в романе «Анна Каренина»
Итак, Лев Николаевич отверг традиционноразмеренное существование русского образованногодворянина и приступил к поискам некоей альтернативы
ему, незыблемых нравственных идеалов, в соответствии
с которыми возможна жизнь иная, праведная. Как
известно, в итоге это вылилось в особую религиозность
Толстого (христианство, очищенное от догм и обрядов
церкви). «Анна Каренина» интересна именно как
творческое отражение сложных духовных исканий
автора.
15. Персонажи романа
Окружение Льва НиколаевичаТолстого — это современное общество Анны
Облонской — Карениной. Наблюдения
Толстого за чувствами и мыслями реальных
людей стали «художественным изображением
жизни» персонажей романа…
«Анна
Каренина»
фильм 2009 г.
16.
В романе Толстого нет совпадений.Путь начинается с железной дороги, без которой
сообщение было невозможным. В одном вагоне из Петербурга
в Москву путешествуют Анна Каренина и княгиня Вронская,
которая рассказывает ей о своем сыне Алексее. Анна
приезжает для примирения Долли с братом Стивой,
уличённым в измене, и который «кругом виноват». Вронский
встречает мать, Стива — сестру. Под колёсами гибнет
сцепщик…
Гибель сцепщика под колесами паровоза стала «дурным
предзнаменованием», «прекрасный ужас метели»
символизировала скорое разрушение семьи.
17. Символизм в романе
железная дорога (символика железной дороги говоритчитателю о том, что пророчество автора романа таково:
современный мир, утративший Бога, неотъемлемо, как по
железнодорожным рельсам, движется к провалу);
вспыхивающая и гаснущая свеча становится символом
жизни и смерти Анны Карениной. Темнота вызывает в
воображении Анны Карениной символический образ
погасшей жизни;
один из важнейших символов «Анны Карениной» – это
фигура маленького мужика со взъерошенной бородой.
«Мужичок» возникает в решающие минуты жизни
заглавной героини: за несколько мгновений до ее
знакомства с Вронским, перед родами и (трижды!) в день
гибели; он не только присутствует наяву, но и видится
18. Символизм в романе
блеск в глазах Анны. После разговора с Вронским «Аннашла, опустив голову и играя кистями башлыка. Лицо её
блестело ярким блеском; но блеск этот был не весёлый,
он напоминал страшный блеск пожара среди тёмной
ночи». Этот образ – символ возникшей любви;
К. Д. Левина неотступно преследует образ медведя
(разговор о сравнение 3-х барышень на катке с 3-мя
медведями, шкура медведя, созвездие Большая
Медведица);
природа сопровождает Анну Каренину в виде вихря,
метели, снежной бури. Снежная буря в романе – это не
просто вьюга, а вьюга страсти;
19. Символизм в романе
красный мешочек. Он впервые появляется в романе во времябеседы Анны с Долли после бала. Анна Каренина прятала туда свой
чепчик и батистовые платки. Можно предположить, что в этот
момент в душе героини мешочек связался с ёё тайной – она как
будто скрыла свою тайну в мешочке. Во время эпизода в поезде
красный мешочек оказывается в руках Аннушки рядом с порванной
перчаткой. Перчатки можно ассоциировать с понятиями чести;
когда вызывают на дуэль, «бросают перчатку». Аннушка в
порванных перчатках держит красный мешочек, принадлежащий
Анне Карениной, благодаря чему он начинает приобретать особый
смысл, то есть символизировать потерю чести;
символически на преступление героини указывают эпизоды, где
фигурируют обручальные кольца. Кольцо символизирует союз
двух сердец. Попытка же снят кольцо с пальца говорит о желании
сбросить с себя бремя этого союза, разорвать союз, расторгнут брак;
20. Символизм в романе
уши Алексея Каренина кажутся Анне слишкомбольшими. Оттопыренные уши Каренина – накопление в
сознании Анны отвращения к нему и символ мертвенности
Каренина;
театр, опера. Фальшь на сцене как бы распространялась
и на людей в зале и мешала им отделить истину от лжи.
Лишь одно беглое упоминание в самом начале рассказа об
Анне о том, что героиня только что была в опере у Толстого
уже обрекало героиню на отсутствие в её душе глубоко
нравственного чувства. Следовательно, опера в романе
становится символом безнравственности.
21. Прототипы
Анна Каренина (Облонская)По внешнему облику описанному Л. Н. Толстым (тёмные волосы,
белые кружева и маленькая лиловая гирлянда анютиных глазок),
прототипом могла быть Мария Александровна Гартунг, дочь
Пушкина.
По семейному положению – Александра Алексеевна Оболенская
(ур. Дьякова), жена А. В. Оболенского и сестра М. А. Дьяковой;
По судьбе – Анна Степановна Пирогова, которую несчастная
любовь привела к гибели, в 1872 году (из-за А. Н. Бибикова);
По ситуации – С. А. Бахметьева и М. А. Дьякова.
Развод был весьма редким явлением. И много шума в свете
наделала история женитьбы Алексея Константиновича Толстого на
С. А. Бахметьевой, ради него покинувшей мужа Л. Миллера
(племянника Е. Л. Толстой).
Жена камергера Сергея Михайловича Сухотина Мария
Алексеевна Дьякова в 1868 году добилась развода и вышла за
С. А. Ладыженского.
22.
А. ОболенскаяМ. Дьякова
В. Менгден
М. Гартунг
А. Толстой
23. Прототипы
Константин ЛевинЛёва, Лев Николаевич Толстой. Был нарисован в романе как
типичный образ русского идеалиста, но он показывает далеко не
лучшую часть своего «я».
Граф Алексей Кириллович Вронский
Флигель-адъютант и поэт Алексей Константинович Толстой. В 1862
году женился на С. А. Миллер-Бахметьевой, которая ради него
покинула мужа и семью. Эта история наделала много шума в свете.
Алексей Александрович Каренин
Барон Владимир Михайлович Менгден помещик и чиновник, член
Государственного совета, чёрствый человек, небольшого роста и
малопривлекательный. Но женат был на красавице Елизавете
Ивановне Оболенской (ур. Бибиковой), Л. Н. Толстой говорил:
«Она прелесть, и можно только представить, что бы произошло,
измени она мужу…»
Камергер, советник московской городской конторы Сергей
Михайлович Сухотин. В 1868 году его жена М. А.Дьякова добилась
24.
Т. Самойлова в роли А. Карениной (1967)В. Лановой в роли А.Вронского
Н. Гриценко в роли А. Каренина
Б. Голдаев в роли К. Левина
25. Эпиграф романа, его смысл
Эпиграфом к роману Толстой выбрал слова Богаиз библейской книги Второзаконие в
церковнославянском переводе: “Мне отмщение, и Аз
воздам”.
26. Эпиграф романа, его смысл
Главная героиня, Анна Каренина, — натура тонкая исовестливая, ее связывает с любовником графом Вронским
настоящее, сильное чувство. Муж же Анны,
высокопоставленный чиновник Каренин – как будто бы
бездушен и черств, хотя в отдельные моменты и способен к
высоким, истинно христианским, добрым чувствам.
«Каренон» по-гречески (у Гомера) «голова». фамилия
«Каренин» произведена от этого слова. Возможно поэтому
Толстой дал такую фамилию мужу Анны, Каренин —
головной человек, что в нем рассудок преобладает над
сердцем, то есть чувством.
27. Эпиграф романа, его смысл
Толстой создает обстоятельства, казалось бы,оправдывающие Анну. Писатель рассказывает в романе о
связях другой светской дамы, Бетси Тверской. Эти связи
она не афиширует, не выставляет напоказ и пользуется в
обществе высокой репутацией и уважением. Анна же
открыта и честна, она не скрывает своих отношений с
Вронским и стремится добиться развода у мужа. И тем не
менее Толстой судит Анну от лица самого Бога. Расплатой
за измену мужу оказывается самоубийство героини. Ее
смерть — проявление божественного суда.
28. Эпиграф романа, его смысл
Анна кончает жизнь самоубийством, но не оно являетсябожественным возмездием - смысл божественного наказания
Анны не раскрывается Толстым. (Кроме того, согласно
Толстому, высшего суда заслуживает не только Анна, но и
другие совершившие грех персонажи — прежде всего,
Вронский.) Вина Анны для Толстого - в уклонении от
предназначения жены и матери. Связь с Вронским не только
нарушение супружеского долга. Она приводит к разрушению
семьи Карениных: их сын Сережа теперь растет без матери, и
Анна и ее муж борются друг с другом за сына. Любовь Анны к
Вронскому - это не высокое чувство, в котором над
физическим влечением преобладает духовное начало, а
слепая и губительная страсть.
29. Эпиграф романа, его смысл
Анна сознательно идет против божественногозакона, охраняющего семью. В этом для автора ее вина.
Позднее Толстой писал о библейском речении —
эпиграфе к «Анне Карениной»: «Много худого люди
делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые,
грешные люди взяли на себя право наказывать других
людей. “Мне отмщение, и Аз воздам”. Наказывает только
Бог и то только через самого человека».
30. Эпиграф романа, его смысл
По замечанию А. А. Фета, «Толстой указывает на“Аз воздам” не как на розгу брюзгливого наставника, а
как на карательную силу вещей <…>».
Только Бог имеет право наказывать, а люди судить
не имеют право. Это не только иной смысл, но и
противоположный первоначальному. В романе все
сильнее выявляется пафос нерешенности. Глубины,
правды — и потому нерешенности.
31. Эпиграф романа, его смысл
Эпиграф романа, егоНо возможно и еще одно толкование. По речению
смысл
Христа, «от всякого, кому дано много, много и
потребуется». Анне дано больше чем, не хранящим верность
Бетси Тверской или Стиве Облонскому. Она душевно богаче
и тоньше их. И с нее взыскано строже. Такое толкование
соответствует смыслу эпиграфа к тексту первой
законченной редакции романа: «Одно и то же дело
женитьба для одних забава, для других мудрейшее дело на
свете». Для Анны брак, замужество — не забава, и тем
тяжелее ее грех.
«Анна Каренина»
фильм 1935 г.
32. Трагедия Анны Карениной
Анну совсем еще юной отдали замуж заКаренина, преуспевающего царского чиновника. Его
обычное, нормальное состояние-бездушие и ложь,
преклонение перед формой. Таков он и на
государственной службе, и в обществе, и в семье.
33. Трагедия Анны Карениной
«Они говорят: религиозный, нравственный,честный, умный человек, - думает Анна о муже,- но
они не видят, что я видела. Они не знают, как он
восемь лет душил мою жизнь, душил все, что было во
мне живого... Не знают, как на каждом шагу он
оскорблял меня и оставался доволен собой. Я ли не
старалась, всеми силами старалась найти
оправдание своей жизни? Я ли не пыталась любить
его, любить сына, когда уже нельзя было любить
мужа? Но пришло время, я поняла, что я не могу
больше себя обманывать, что я живая, что я не
виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно
любить и жить».
34. Трагедия Анны Карениной
Т.Друбич в роли А.Каренинойв одноимённом фильме
(2009)
Анна Каренина - один из
обаятельнейших женских образов
русской литературы. Ее ясный ум,
чистое сердце, доброта и
правдивость притягивают к ней
симпатии лучших людей в романе
- сестер Щербацких, княгини
Мягкой, Левина. Особенную
прелесть Анны безотчетно
чувствуют дети - чуткие души, не
терпящие фальши.
35. Трагедия Анны Карениной
Анна пыталась вырваться на волю из фальшивого,бездушного мира, но не сумела. Обманывать мужа, как
делали порядочные женщины ее круга, никем за это не
осуждаемые, она не могла. Развестись с ним тоже было
невозможно: это означало отказаться от сына. Сережу,
горячо любящего мать, Каренин не отдает ей - из
высоких христианских побуждений. Вокруг Анны
вырастает стена отчуждения: Все набросились на нее,
все те, которые хуже ее во сто раз.
36. Трагедия Анны Карениной
С потрясающей силой изображает Толстой мукиодинокой женской души. У Анны нет ни друзей, ни дела,
которое могло бы ее увлечь. В жизни ей остается только
любовь Вронского. И Анну начинают терзать страшные
мысли о том, что будет, если он разлюбит ее. Она
становится подозрительной, несправедливой. Между нею и
дорогим ей человеком поселяется злой дух какой-то
борьбы.
Жизнь становится невыносимой. И смерть, как
единственное средство восстановить в его сердце любовь к
ней, наказать его и одержать победу в той борьбе, которую
поселившийся в ее сердце злой дух вел с ним, ясно и живо
представилась ей.
37. Трагедия Анны Карениной
К горестному итогу приходит эта живая душа: «Развевсе мы не брошены на свет затем только, чтобы
ненавидеть друг друга и потому мучить себя и других?;
Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..»
Наступает развязка. Анна бросается под поезд. Перед
смертью мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и
жизнь предстала ей на мгновенье со всеми ее светлыми
прошедшими радостями. Уже под колесами поезда Анна
ужаснулась тому, что она сделала, но было поздно.
38. Трагедия Анны Карениной
«И свеча, при которой она читала исполненнуютревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более
ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то,
что прежде было во мраке, затрещала, стала
меркнуть и навсегда потухла...»
39. Жизненные искания Константина Левина
Левин - натура цельная, деятельная,кипучая. Он принимает только настоящее.
Его цель в жизни - жить и делать, а не
просто присутствовать при жизни. Герой
страстно любит жизнь, а это означает для
него страстно творить жизнь.
Левин и Анна - единственные в романе,
кто призван к настоящей жизни. Как и
Анна, Левин мог бы сказать, что любовь
для него значит слишком много, гораздо
больше, чем могут понять другие. Для
него, как и для Анны, вся жизнь должна
стать любовью.
40. Жизненные искания Константина Левина
Началом исканий Левина, можно, вероятно, считатьего встречу с Облонским. Несмотря на то, что они
приятели и симпатичны друг другу, с первого взгляда
можно увидеть их внутреннюю разобщенность.
Характер Стивы двойствен, ибо он делит свою жизнь на
две части - “на себя” и “для общества”. Левин с его
цельностью и яростной увлеченностью кажется ему
чудаком.
Именно эта раздробленность, расколотость жизни
современного общества заставляют Константина
Левина искать какое-то общее, объединяющее всех
дело.
41. Жизненные искания Константина Левина
Значение семьи для Левина непосредственнымобразом связано с основной темой романа - единения
и разъединения людей. Семья для Левина - самое
глубокое, высшее единение, какое только возможно
между людьми. Именно для того, чтобы создать
семью, он появляется в чуждом ему городском мире,
но получает жестокий удар. Та, выбранная им, от
которой зависит его судьба, отнята у него, украдена
чуждым миром.
42. Жизненные искания Константина Левина
Не зная, чем заменить утраченное, Константин Левинвозвращается домой, надеясь найти там успокоение и
защиту от мира. Но и эта мечта “своего мира” вскоре терпит
крах. Левин пытается с головой уйти в работу, но
безуспешно, это не доставляет ему удовольствия.
Постепенно он снова возвращается к мыслям об общем деле.
Теперь, задумываясь конкретно над личным и общим
благом, он начинает понимать что общее дело складывается
из личных дел каждого. Понять это помогает работа с
мужиками в поле. Здесь ему открывается связь между трудом
и человечностью, трудом и любовью.
43. Жизненные искания Константина Левина
Для дальнейшего развития этого открытия имеютзначения встречи Константина Левина с некоторыми
людьми. Сначала это встреча со стариком
крестьянином, в разговоре с которым Левина
проясняет для себя тему независимого труда и семьи.
Позже происходит разговор у Свияжского о
непроизводительности наемного труда, о крестьянском
и помещичьем хозяйстве в целом. Свияжский
объясняет Левину преимущества капиталистического
хозяйства.
44. Жизненные искания Константина Левина
Под влиянием всего этого Левин вскоре приходит кмысли об устройстве сельскохозяйственной артели на
условиях взаимной выгоды. Так появляется новый тезис
Левина - стимул личного счастья как главный двигатель
человеческих действий, соединившийся с мечтой о
торжестве общего, теперь, в мысли об артели,
приобретает новое качество: оставаясь самим собой, то
есть стремясь к личному счастью, он вместе с тем
начинает стремиться к общему счастью, общим
интересам. Это венец всех исканий Левина на путях
конкретно-социального мышления, социальных
решений. Это апогей его духовного развития.
45. Жизненные искания Константина Левина
Теперь его мечта заключается в том, чтобыперевернуть жизнь человечества! Следуя своей мечте,
которая вскоре терпит крах, он хочет создать вселенскую
артель. Реальность доказывает, что общее дело
невозможно в условиях разъединенного общества.
Герой подумывает о самоубийстве. Но на помощь
приходит любовь. Кити и Левин снова вместе, и жизнь для
них обоих обретает новое значение. Он признает свою
идею об артели несостоятельной и счастлив только
любовью. Но потом Левин понимает, что не может жить
только счастьем любви, только своей семьей, без связи со
всем миром, без общей идеи, к нему снова возвращается
мысли о самоубийстве. И спасают его только обращение к
Богу, и примирение, вследствие этого с миром.
46.
Любовный роман «АннаКаренина», показав на всех уровнях
разобщенность и нравственное
падение современного Толстому
общества, религии, культуры, церкви и
дворянского государства, полон жизни,
силы, веры и надежды, понимания
противоречивости и жизнестойкости
человека, утверждения в книге куда
больше, нежели беспощадной критики.
Анна Каренина.
Г. М. Манизер, 1904
47. Список литературы
http://ru.wikipedia.org/Анна Каренинаhttp://www.portal-slovo.ru/Роман Л.Н. Толстого «Анна
Каренина»: замысел, смысл эпиграфа и авторская
позиция
http://russkay-literatura.ru/Анна Каренина (1873-1877).
Проблематика романа.
http://www.coolreferat.com/ Проблема любви, брака и
семьи в романе Толстого Анна Каренина .
Композиционные и жанровые особенности.