Обряд «Переселение семьи»
Структура доклада
Понятие «новоселье» (по словарю славянских древностей)
1.1. Субъектный код
Первыми в дом заходят!
Иерархия входа
Переход по нитке
Предметно-атрибутивный код
Выделим основные компоненты данного кода:
Вербальный код (в основном молитвы)
Популярнейшая молитва при новоселье
Акциональный код
Хронотоп
654.52K
Категория: КультурологияКультурология

Обряд «Переселение семьи»

1. Обряд «Переселение семьи»

2. Структура доклада

• Понятие «новоселье» (по словарю славянских
древностей)
• Субъектный код
• Предметно-атрибутивный код
• Вербальный код
• Акицональный код
• Хронотоп
• Вывод (о доминировании субъектного кода)

3. Понятие «новоселье» (по словарю славянских древностей)

• Новоселье – процесс, при котором
осуществляется переход в новое жилище,
призванный обеспечить благополучную жизнь
семьи на новом месте.
• Новый дом является символом нового мира,
новой жизни, новых условий и вообще
обновления каких-либо жизненных установок,
поэтому к данному процессу славяне
относились как к наиболее важному в их
жизни событию.

4.

• В связи с обеспечением именно
благополучного обустройства в новом
доме, данный процесс переселения
включает в себя два обряда у славян.
Обряд
переселения
домового
(первичный,
основной)
Переселение
самой семьи
(сперва было
необходимо
переселить
хозяина дома)

5. 1.1. Субъектный код

• 1.1. Субъектный код
• Обряд новоселья представлял собой так
называемые «Лазины» – это переход семьи
из одного дома в другой. Так как новый дом
был ещё пространством сакрально
негарантированным, чуждым и являлся
местом скопления нечистых сил, негатива,
оставленного прежними хозяевами, то
первыми в дом заселяли животных, которые
использовались в несобственной функции.

6.

• Они использовались как ритуальный
двойник человека, как хозяин дома,
который примет на себя весь удар,
поскольку существовало поверье о
неизбежной смерти жильца, вошедшего в
дом первым, следовательно, животные
выступают как полноправные участники
обряда, а значит, относятся к S-му коду.

7. Первыми в дом заходят!

• кошка, курица или петух — в.-слав.;
• -петух, курица или собака — ю.-слав.,

8.

• У белорусов животные, подобранные в порядке
их ритуальной ценности, ночевали в доме в
течение 6 дней: в первый день — петух и курица,
во второй — гусь или кот с кошкой, в третий —
поросенок, в четвертый — овца, в пятый —
корова, в шестой — лошадь, а в седьмой —
хозяин с огнем и хлебом или тестом в квашне.

9. Иерархия входа

• После того, как заселили
животных, которые прогнали
нечистую силу, заселялись
люди. Порядок перехода людей
был строго регламентирован.

10.

• Первыми в новый дом заселялся хозяин, или
самый старший (старик), или больной человек –
все эти люди опять же принимали на себя «удар»,
весь сгусток оставшегося негатива. Первый
входящий мог умереть. Далее заселялась хозяйка,
затем их дети: первые мальчики, затем дочери.
После прочие родственники.

11. Переход по нитке

• В других местностях хозяин или самый
старый человек входил в дом по нитке
один, а затем притягивал остальных внутрь
избы. Иногда вместо нитки употребляли
пояс. У болгар хозяйка входила в дом по
белому полотну, разливая по пути воду.

12. Предметно-атрибутивный код

• После заселения семьи в первую очередь в дом
переносили культурные символы, определяющие
статус дома как жилого, человеческого
пространства и символизирующие идеи
освоенности, богатства, изобилия, плодородия:
огонь (из старого дома не потухшие угли в новую
печь), иконы (и вообще всё, что находилось затем в
красном углу), хлеб и соль (для домового, вносил
строго мужчина), воду, водку, горшок каши
(недоваривали в старом доме, доваривали в
новом), дежу с тестом (деревянная кадка для
выпечки хлеба).

13.

• На Украине хозяин вносил в дом икону, а
хозяйка — ухват и кочергу, которыми
крестила все углы хаты, «чтобы никакие
насекомые не водились в ней».
• В Болгарии обязательно входили в дом с
полными сосудами: ведрами с водой,
неначатым мешком только что смолотой
муки, столиком с ситом, наполненным
мукой, лепешкой с вареной курицей. Часто
в дом вносили гнезда ласточки или аиста, а
также многочисленные апотропеи (сл.
слайд)

14.

• Популярный апокриф «Сон Богородицы» с
заговором, в котором говорилось, что «тот,
кто имеет этот „Сон" в доме в чистоте и
сохранности, будет помилован от лукавого;
дьяволу к тому дому не подступиться, и
будет в том доме святой дух ночевать и
счастье и умножение всякого плода».
Основная часть этих предметов хранилась в
красном углу.

15. Выделим основные компоненты данного кода:


Огонь
Икона
Хлеб
Соль
Вода
Дежа с тестом
Дежа с квасом
Ухват
Кочерга
Ведра с водой
Апотропеи:
конская подкова, мак,
чертополох, лопух, чеснок,
крапива, осина, рябина,
освященные в церкви ветки
вербы, четверговая свеча и
соль, иорданская вода,
апокриф «Сон Богородицы»

16. Вербальный код (в основном молитвы)

• В Болгарии хозяева вносили в дом жито,
приговаривая: «Сколько зерен в этом сосуде,
столько пусть будет урожая».
• Став на пороге дома, хозяин читал «Отче наш»
и по окончании молитвы входил в хату и
ставил икону в святой угол. Затем возвращался
к двери и брал от жены дежу, вносил ее в хату,
говоря: «Как в этой деже полно хлеба, дай,
Господи, чтобы так было полно в этой хате
хлеба и всякого добра!»

17. Популярнейшая молитва при новоселье

• Боже Спасителю наш, изволивый под сень
Закхееву внити и спасение тому и всему
дому того бывый, Сам и ныне зде жити
восхотевшия, и нами, недостойными
мольбы Тебе и моления приносящия, от
всякаго вреда соблюди невредимы,
благословляя тех зде жилище, и
ненаветен тех живот сохраняяй. Аминь.

18. Акциональный код

• Жертвоприношение: после заселения на
пороге отрубить голову курице, повесить её
в сарае, а из тела сварить суп.
• Кушать всей семьёй, семейная трапеза.
Важная часть завершения обряда –
совместный обед. Порядок рассаживания за
столом был пространственной моделью
социальных отношений, действовавших в
семье: хозяин во главе стола, справа —
мужчины, слева — женщины и дети, топить
печь следовало не соломой, а дровами и
ничего в ней не варить.

19.

• Лишь когда дрова в ней перегорали, туда
ставили нечетное число хлебов, а в один из
них хозяйка втыкала неперегоревший
уголь, по которому гадали о будущей жизни
в новом доме. Было также принято
креститься у красного угла семь дней,
который располагался или в прихожей, или
у печи.

20. Хронотоп

• Собственно переход в новый дом был
регламентирован рядом ограничений
временного и социального характера.
• Сакрально гарантированными днями для
новоселья у русских считались
двунадесятые праздники, в особенности,
введение во храм Богородицы (в качестве
сакрального прецедента).

21.

• Старались входить в дом ночью, чтобы
хозяина не было видно, и в те часы, когда на
небе высоко стоит созвездие Плеяд
(белорусы);
• Перед восходом солнца, в полдень, в
новолуние или перед полнолунием, чтобы
«всего было полно».
• Русские избегали поселяться в понедельник и
субботу, чтобы нечасто переходить из дома в
дом. Болгары, напротив, считали «хорошими
днями» понедельник, среду или четверг, но
также обходили субботу.

22.

• В свете всего сказанного отметим, что в
данном обряде доминирует субъектный
код, так как по своей структуре он
соответствует обрядам перехода, в котором
участвует множество лиц (семья) и именно
субъекты переселения являются
инициаторами освоения необжитого
пространства путем перенесения в новое
пространство предметов, путём
произнесения молитв и т. д.
English     Русский Правила