МДК 03.06 Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Эстетическое отношение к миру
Аристотеля
Наука о детской литературе
Объективные критерии вычленения детской литературы из общих границ литературы
Современное понятие о детской литературе
Детская литература
Жанровая классификация детской литературы (статичная система)
Двуплановое значение произведений детской литературы
Классификация видов детской книги (статичная система) (вид детской книги определяются её функцией)
Практическая классификация детской литературы (динамичная система)
Круг детского чтения меняется с каждой эпохой
Специфика детской литературы
Художественные критерии детской книги
Устное народное творчество Детский фольклор
Черты фольклорного произведения
Фольклор Первобытный, древнейший Синкретизм видов искусств
Классификация фольклора
Детский фольклор: коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция, выработавшие национальный идеал человека
551.00K
Категория: ЛитератураЛитература

Наука о детской литературе

1. МДК 03.06 Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Актуальность
Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основные цели и задачи
Формирование:
интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира,
произведениям искусства,
элементарных представлений о видах и жанрах искусства.
Воспитание:
интереса к художественно-творческой деятельности,
умения понимать содержание произведений искусства.
Развитие:
эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на
литературное произведение, красоту окружающего мира, произведения
искусства.
Приобщение:
к народному словесному профессиональному искусству через
ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового
искусства

3. Эстетическое отношение к миру

способность оценивать явления действительности как прекрасные
или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или
комические. Оно определяет мироощущение, духовный мир,
поведение, проявляется во всем образе жизни человека.
включает не только отношение к эстетическим ценностям, но и
нравственное отношение ко всему, что связано с осмыслением
эстетической реальности. Прекрасное и творческое не могут быть вне
духовно-нравственной направленности. Истинные произведения
человеческого труда (и не только в сфере искусства) заставляют
переживать, поражаться той глубине проникновения в суть вещей,
которой обладает творчески мыслящий человек. Эмоциональная
окрашенность эстетических ценностей неотделима от их сущности,
ибо только гармония, красота могут взволновать человека,
пробудить в нем стремление к совершенству.

4. Аристотеля

древнегреческий философ, ученик Платона, с 343 до н. э. — воспитатель
Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей.
Эстетика – наука, изучающая эстетическое отношение человека к
внешнему миру, общие закономерности и принципы
художественного творчества; сущность, происхождение и развитие
искусства: литературы, живописи, музыки, скульптуры и др. Эстетика
раскрывает роль искусства в жизни общества. Родоначальником
эстетики, как самостоятельного раздела философии, считают
Аристотеля.

5. Наука о детской литературе

Предварительный этап становления науки о
детской литературе – XIX в.
1878 г. – первый научно-критический опыт
исторических очерков детской литературы,
предпринятый П.В. Засодимским.
1948 г. – “История русской детской литературы”
А.П. Бабушкиной.

6. Объективные критерии вычленения детской литературы из общих границ литературы

Некоторые литературоведы
не различают детскую
литературу, настаивая
на её общих
эстетических свойствах
Из личного опыта читателей
легко различить детские и
недетские тексты
Некоторые литературоведы
различают детскую литературу,
но как разновидность массовой,
обращая внимание на её
невысокий художественный уровень
Детская литература
более сложный вид творчества:
дети из безбрежного океана
литературы выбирают нужное им
на данном этапе их духовного
становления
Вывод:
Объективным критерием вычленения детской литературы из состава общей
литературы является категория читателя-ребёнка

7.

Детская литература –
одно из социокультурных явлений,
сопровождающих развитие в
обществе детской субкультуры

8. Современное понятие о детской литературе

I. Обиходно-бытовое (все произведения, которые читают
дети – “детское чтение”)
II. Научное
Произведения,
адресованные детям
(К. Чуковский, С. Маршак,
А. Барто, С. Михалков, Е.
Благинина, Э. Успенский)
Произведения,
созданные для
взрослых
читателей, но
вошедшие в круг
детского чтения
(А. Пушкин, П.
Ершов, Дж. Свифт,
Д. Дефо)
Произведения
собственно детской
литературы,
сочинённые самими
детьми – “детское
литературное
творчество”
(сочинения детского
фольклора: стихи,
сказки, рассказы,
чёрный юмор)

9. Детская литература

Устное творчество
Письменно-книжная литература
С. Аксаков “Аленький цветочек” (“Красавица и
чудовище”)
• Антоний Погорельский “Чёрная курица, или Подземные
жители”
• Д. Мамин-Сибиряк “Алёнушкины сказки”
• А. Линдгрен “Три повести о Карлсоне”
• Братья Гримм “Детские и семейные сказки”
• Ш. Перро “Золушка”, “Красная шапочка”

10. Жанровая классификация детской литературы (статичная система)

Литературные
роды
Литературные
жанры
Эпос
повесть-сказка
новелла-сказка
поэма-сказка
Лирика
колыбельнаясказка
Драма
пьеса-сказка
отсутствие
жанра трагедии
Трансформация традиционных литературных жанров
Образование жанровых модификаций

11. Двуплановое значение произведений детской литературы


«Детский» и «взрослый» планы перекликаются, образуя диалогическое
единство текста.
Лирика и лироэпические жанры тяготеют к фольклоризму.
Эпические жанры исторической и нравственно-социальной тематики
испытывают влияние со стороны классической повести о детстве.
Рассказы и новеллы являются формами «краткими»: отчетливо
прорисованные персонажи, однозначная основная мысль, простая фабула.
«Детская» система драматических жанров не приемлет жанра трагедии.
Детское произведение должно возвращать читателя-ребёнка в мир гармонии.
В детском произведении должно быть “всё как в жизни”, даже если им
представлен совершенно фантастический персонаж.
Читатель-ребёнок должен быть солидарен с автором в этических оценках
героев и событий.
Автор имеет средства склонить читателя-ребёнка на свою сторону, но это не
должно привести к перекосам в представлениях ребёнка о добре и зле.

12. Классификация видов детской книги (статичная система) (вид детской книги определяются её функцией)

Научнопознавательная
детская литература
учебные пособия
словари
справочники
энциклопедии
Этическая детская
литература
Развлекательная
детская литература
(литература,
утверждающая систему
моральных ценностей)
(стоит в оппозиции по
отношению к другим
видам литературы и
близка детскому
фольклору)
Сказочнофантастическая
Приключенческая
Художественноисторическая
Приключенческая
повести
рассказы
стихотворения
поэмы
“Вредные советы”
Григория Остера
анекдотические истории
из жизни детей и
подростков

13. Практическая классификация детской литературы (динамичная система)

Детская
Детская
Детская
литература для литература для литература для
дошкольников
младших
учеников
школьников
средних
классов
Подростковоюношеская
литература

14. Круг детского чтения меняется с каждой эпохой

Факторы, влияющие на формирование круга
детского чтения:
• изменение исторических условий
изменение идеологических установок
изменение социальных традиций
изменение религиозных традиций
изменение традиций семейного воспитания
изменение художественных вкусов
изменение требований, предъявляемых к воспитаннику
детского дошкольного учреждения, школьнику
• обновление программ воспитания и образования

15. Специфика детской литературы

Два взгляда на детскую литературу
Детская литература –
это “педагогика в
картинках”
Отличие детской
литературы от
литературы общей
кроется лишь в
тематике
70-е годы XX в. развернулась дискуссия на страницах журнала
“Детская литература”:
• Детская литература – это особая форма общественного сознания
• В произведениях, написанных для детей существует свой путь
художественного отображения мира
• Феномен детской литературы

16.

Детская литература возникает на пересечении художественного
творчества и учебно-воспитательной деятельности
Функции детской литературы: доставлять эстетическое наслаждение,
способствовать формированию личности
Детская литература
Художественное
творчество
Учебно-воспитательная
деятельность
Специфика детской литературы прежде всего обусловлена возрастом читателяребёнка: стихи
сказки
проза
драма

17. Художественные критерии детской книги


Не все писатели могут быть детскими писателями
Особое качество писательского дарования
Высокий уровень художественности детской книги
“Поэзия для маленьких и для взрослых должна быть тоже поэзией” К.
Чуковский
Детская литература должна быть классикой
Язык детской книги должен быть образно богатым и выразительным
(повышенная речевая одарённость ребёнка)
Язык детской книги должен быть доступным ребёнку (в идеале даже
прозаическое произведение должно легко запоминаться наизусть,
становиться частью речевого опыта ребёнка)
Талантливое создание художественного образа: самый короткий путь
главной мысли писателя к сердцу ребёнка
Конкретность в детской книги позволяет ребёнку яснее понять сюжет
Контекст в детской книге: детская книга должна быть на вырост
Динамический сюжет и юмор в детской книге развивает в ребёнке
чувство комического
Иллюстрации в детской книге играют одну из главных ролей в
понимании текста

18. Устное народное творчество Детский фольклор

УСТНОЕ НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО
ДЕТСКИЙ
ФОЛЬКЛОР
ФОЛЬКЛОР – ВИД ИСКУССТВА (В
ОТЛИЧИЕ ОТ МИФОВ)
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА “ФОЛЬКЛОР”:
FOLK– “НАРОД” И LORE –
“МУДРОСТЬ”
ИСТОКИ ФОЛЬКЛОРА: ПОТРЕБНОСТЬ
ЛЮДЕЙ В ОСОЗНАНИИ
ОКРУЖАЮЩЕГО ИХ МИРА ПРИРОДЫ
И МЕСТА, КОТОРОЕ ЗАНИМАЕТ В
ЭТОМ МИРЕ САМ ЧЕЛОВЕК

19. Черты фольклорного произведения

ЧЕРТЫ ФОЛЬКЛОРНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
НЕ ИМЕЮТ ПОСТОЯННОЙ, РАЗ И НАВСЕГДА
УСТАНОВЛЕННОЙ ФОРМЫ
ЕСТЕСТВЕННАЯ НАРОДНАЯ РЕЧЬ, БОГАТАЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ (ЭПИТЕТЫ,
МЕТАФОРЫ, ГИПЕРБОЛЫ, ЛИТОТЫ, МЕТОНИМИИ И ДР.) ,
НАПЕВНАЯ
СТИЛИСТИКА ТЯГОТЕЕТ К ГИПЕРБОЛАМ,
ПАРАЛЛЕЛИЗМАМ, ПОСТОЯННЫМ ЭПИТЕТАМ
ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ ЧЁТКИЙ,
УСТОЙЧИВЫЙ ХАРАКТЕР С СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОВ КОМПОЗИЦИИ (ЗАЧИН, СРЕДИННАЯ
ЧАСТЬ И КОНЦОВКА)

20. Фольклор Первобытный, древнейший Синкретизм видов искусств

ФОЛЬКЛОР
ПЕРВОБЫТНЫЙ, ДРЕВНЕЙШИЙ
СИНКРЕТИЗМ
ВИДОВ РАЗНЫХ
ИСКУССТВ
– НЕРАСЧЛЕНЁННОСТЬ
ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ВКЛЮЧАЛА: СЛОВА, МЕЛОДИЮ,
ТАНЕЦ, ОБРЯД.
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА» РУССКОГО УЧЁНОГО,
ФИЛОЛОГА, АКАДЕМИКА АЛЕКСАНДРА
ВЕСЕЛОВСКОГО: «…ИСТОКИ ПОЭЗИИ В
НАРОДНОМ ОБРЯДЕ. … ПОЭЗИЯ ПРЕДСТАВЛЯЛА
СОБОЙ ПЕСНЮ, ИСПОЛНЯЕМУЮ ХОРОМ И
СОПРОВОЖДАВШУЮСЯ МУЗЫКОЙ И ПЛЯСКАМИ. …
СЛОВА ПЕСЕН ИМПРОВИЗИРОВАЛИСЬ, ПОКА НЕ
СТАЛИ ТРАДИЦИОННЫМИ, НЕ ПРИОБРЕЛИ
УСТОЙЧИВЫЙ ХАРАКТЕР…»

21. Классификация фольклора

КЛАССИФИКАЦИЯ
ФОЛЬКЛОРА
ЭПОС
ЛИРИКА
ДРАМА
БЫЛИНЫ ЛЮБОВНЫ НАРОДНЫ
ЛЕГЕНДЫ
Е,
Е ДРАМЫ С
ИСТОРИЧЕ СВАДЕБНЫ ПЕТРУШКО
СКИЕ
Е,
Й,
ПЕСНИ
КОЛЫБЕЛ ОБРЯДОВ
СКАЗКИ
ЬНЫЕ
ЫЕ ИГРЫ –
ПЕСНИ,
ПРОВОДЫ
ПОХОРОН
ЗИМЫ,
НЫЕ
ВСТРЕЧА

22. Детский фольклор: коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция, выработавшие национальный идеал человека

КОЛЛЕКТИВНАЯ
НРАВСТВЕННАЯ МУДРОСТЬ
И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
ИНТУИЦИЯ,
ВЫРАБОТАВШИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИДЕАЛ
ПРОИЗВЕ
ПРОИЗВЕ ПРОИЗВЕ
ДЕНИЯ, ЧЕЛОВЕКА
ДЕНИЯ,
ДЕНИЯ,
СОЗДАН ПЕРЕШЕ СОЧИНЁН
НЫЕ
ДШИЕ К
НЫЕ
ВЗРОСЛ
ДЕТЯМ САМИМИ
ЫМИ
ИЗ
ДЕТЬМИ
СПЕЦИА УСТНОГО
English     Русский Правила