Похожие презентации:
Диалектика мифа. А.Ф. Лосев
1.
«ДИАЛЕКТИКА МИФА»А.Ф. ЛОСЕВ
«Миф есть в словах данная чудесная
личностная история. Это и есть всё, что я
могу сказать о мифе». А.Ф. Лосев
Презентацию подготовила студентка:
Докторова Анна
Факультет Гуманитарных наук и социальных
технологий
Группа: МО-О-19/1
Преподаватель: Козина О.А.
2020 г.
2. Краткие биографические сведения
«Личность – это человек, в котором проявился лик Христов»писал А.Ф.Лосев
Алексей Фёдорович Лосев
(в монашестве Андроник; 10 (22)
сентября 1893, Новочеркасск, Область Войска Донского, Российская
империя 24 мая 1988, Москва) – русский философ и филолог,
профессор (1923), доктор филологических наук (1943), видный деятель
советской культуры, тайный монах Русской Православной Церкви.
*Выдающийся знаток античной культуры. Под воздействием Платона и
неоплатоников разрабатывал универсальные модели бытия и мышления.
*Написал более 800 научных трудов.
*В своих философских трудах он говорил о религии, философии, науки,
искусства и нравственности, развивая идеи запрещенных в СССР русских
религиозных философов.
3. Взгляды философа
Природа человека по Лосеву, заключается в егобожественном происхождении.
В процессе развития цивилизации произошло
отпадение человека от Бога и прохождение его через
полный мрак и ужас, утончение и дифференциация
его самосознания … и преодоление этого состояния
путем свободного соединения с Богом.
В рассмотрении истории человечества идеи Лосева
сходны с мыслями Бердяева, понимавшего историю
как «внутреннее, полное драматизма свершение
судьбы человека».
Человек живет в мифе, по мнению Лосева
4. Основные научные труды
«Эрос у Платона» (1916)«Диалектика мифа» (1930)
«История античной эстетики» (1963-1994)
«Дерзание духа» (1989)
«Владимир Соловьёв и его время» (1990)
«Философия. Мифология. Культура» (1991)
«Очерки античного символизма и мифологии» (1993)
«Бытие-Имя-Космос» (1993)
«Миф-Число-Сущность» (1994)
Памятник А.Ф. Лосеву во дворе библиотеки истории русской
философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева»
5. «Диалектика мифа»
"Диалектика мифа" – одна из центральныхработ Лосева, опубликованная в 1930. Книга
прошла предварительную цензуру, однако была
издана автором с некоторыми добавлениями. Во
время подготовки издания, 18 апреля 1930,
автор был арестован, в том числе и по
обвинению в распространении не прошедших
цензуру
сочинений.
Издание
было
конфисковано.
Первое переиздание книги в СССР появилось
только в 1990 году. Отдельные фрагменты из
так называемых «Добавлений к „Диалектике
мифа“» стали публиковаться с 1992 года.
6. Содержание книги
I. Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымыселII. Миф не есть бытие идеальное
III. Миф не есть научное и, в частности, примитивно-научное построение
IV. Миф не есть метафизическое построение
V. Миф не есть ни схема, ни аллегория
VI. Миф не есть поэтическое произведение
VII. Миф есть личностная форма
VIII. Миф не есть специально религиозное создание
IX. Миф не есть догмат
X. Миф не есть историческое событие как таковое
XI. Миф есть чудо
XII. Обозрение всех диалектических моментов мифа с точки зрения понятия чуда
XIII. Окончательная диалектическая формула
XIV. Переход к реальной мифологии и идея абсолютной мифологии
ДОПОЛНЕНИЕ К «ДИАЛЕКТИКЕ МИФА»
7. I. Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел
Чтобы раскрыть существенное понятие«миф», необходимо вообразить, что мир, в
котором мы живем есть мир мифический,
что вообще на свете только и существуют
мифы.
Такая позиция вскроет существо мифа как
мифа.
Не зная, что такое миф, – как его любить
или ненавидеть?
8.
С совершенно условной точки зрениямиф действительно есть вымысел.
А с точки зрения самого мифического
сознания ни в каком случае нельзя сказать,
что миф есть фикция и игра фантазии.
Это не выдумка, но – наиболее яркая и
самая подлинная действительность.
9. II. Миф не есть бытие идеальное
Есть ли миф отвлеченно-идеальное бытие?Конечно, не есть ни в каком смысле. Миф не есть
произведение или предмет чистой мысли.
Известен обычай побратимства через смешение крови из
уколотых пальцев или обычаи окропления кровью
новорожденного младенца.
Неужели какое-то мыслительно-идеальное построение понятия
крови заставляет этих представителей мифического сознания
относиться к крови именно так?
Миф не идеальное понятие, и также не идея и не понятие.
Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть
подлинная жизнь.
10.
А.Ф. Лосев категорически против утверждения о том, чтонаука появляется из мифа.
Доказывает он это тем, что наука всегда не только
сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая
из нее свои исходные интуиции.
Наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа,
НАУКА ВСЕГДА МИФОЛОГИЧНА!
11. IV. Миф не есть метафизическое построение
МЕТАФИЗИКА И МИФОЛОГИЯ – ОДНО И ТО ЖЕ?Метафизика говорит о чём-то необычном, высоком,
«потустороннем»; и мифология говорит о чём-то необычном,
высоком, «потустороннем».
Мифология не есть фантастика, не есть идеализм, не есть
наука.
Метафизика
это
–
натуралистическое
учение о
сверхчувственном мире и об его отношении к чувственному.
Миф гораздо более чувственное бытие, чем сверхчувственное.
12. V. Миф не есть ни схема, ни аллегория
Миф не есть ни схема, ни аллегория, но символ.Так, лев пусть аллегория гордой силы и величия, а
лисица – аллегория хитрости. Но ничто не мешает,
чтобы аллегорические львы и лисицы были
выполнены
со
всей
символической
непосредственностью и наглядностью.
Поэтому миф, рассматриваемый с точки зрения
своей символической природы, может оказаться
сразу и символом и аллегорией.
13.
Хаос, Уран, Гея, Крон, Зевс или семьАнгелов, – все это суть сам мир и
мировая история; и потому нет нужды
ни в каком переносном понимании,
чтобы понять их именно как мировые
принципы.
Миф всегда прежде всего СИМВОЛ,
и, уже будучи символом, он может
содержать в себе схематические,
аллегорические
и
усложнённосимволические слои.
14. VI. Миф не есть поэтическое произведение
Отождествление мифологии и поэзии – тоже одно из коренных убеждений огромнойчасти исследователей.
Главнейшие черты сходства:
1. Мифический и поэтический образ оба виды выразительной формы.
2. Слово–всегда выразительно. Таков же и миф. Миф или прямо словесен, или
словесность его скрытая, но он всегда выразителен.
3. Всякая поэтическая форма есть всегда нечто одухотворенное; она есть изнутри
видимая жизнь. Такова же и мифология.
4. Образ и в поэзии и в мифологии не нуждается ни в какой логической системе, ни в
какой науке, философии или вообще теории.
15.
В сфере отрешенности и проходит основная грань различиямежду мифологией и поэзией
Никакая отрешенность, никакая фантастика, не
мешает мифу быть живой и совершенно
буквальной реальностью, в то время как
поэзия и искусство отрешены в том смысле,
что они вообще не дают нам никаких реальных
вещей, а только их лики и образы.
В мифической отрешенности есть что-то одно общее и
единое, где все эти элементы сливаются в одну
неделимую категорию.
16. VII. Миф есть личностная форма
Всякая ли личность мифична? Да, Всякая живаяличность есть так или иначе миф. Человек является
мифом не потому, что он есть человек сам по себе, но
потому, что он оформлен и понят как человек и как
человеческая личность. Сам же по себе он мог бы и
не быть личностью.
Даже всякая неодушевленная вещь или явление,
обязательно суть мифы.
ЛИЧНОСТЬ ЕСТЬ САМОЕ СУЩЕСТВО МИФА
17. VIII. Миф не есть специально религиозное создание
Религия и мифология – обе живутсамоутверждением личности.
Но миф как таковой отнюдь не должен
быть принципиально религиозным.
Возможен даже миф, не содержащий в
себе не только указаний на вечность, но
даже и на грех, на искупление, на
воздаяние за добродетели и т.д.
Мифу все равно, что изображать.
18. IX. Миф не есть догмат
Если идее противоположно становление иизменение, то и догмату противоположна история.
Религиозный
догмат
пытается
утвердить
исторические (как равно и не исторические)
факты вне времени.
Миф же как раз текуч, подвижен; он именно
трактует не об идеях, но о событиях, и притом
чистых событиях, т.е. таких, которые именно
нарождаются, развиваются и умирают, без
перехода в вечность.
19. X. Миф не есть историческое событие как таковое
Итак, миф не есть историческоесобытие как таковое, но он всегда
есть слово.
Личность берется в мифе исторически,
а из ее истории берется вся словесная
стихия. Это и есть разъяснение того,
как личность проявляет себя в мифе.
Миф есть в словах данная
личностная история
20. XI. Миф есть чудо
Явление, совершенно точно вытекающее изсистемы мирового механизма, может быть
гораздо большим чудом, чем то, о котором
неизвестно, какому механизму и каким законам
природы оно следует.
Решительно всё на свете может быть
интерпретировано как самое настоящее чудо,
если
только
данные
вещи
и
события
рассматривать с точки зрения изначального
блаженно-личностного самоутверждения.
21. XII. Обозрение всех диалектических моментов мифа с точки зрения понятия чуда
1. Миф диалектически необходим в меру того, что он есть личностное и историческоебытие. Сам по себе миф содержит диалектику доисторической личности.
2. Именно чудо есть то, что подчеркивает телесную природу мифа, выхватывает из
сферы обычной телесности и делает её особенно углубленной.
3. Миф имеет собственную истинность чуда, заключающуюся в установлении
соответствия эмпирии личности с ее идеально-первозданной нетронутостью.
4. Классификация повторяющихся частных моментов личности и есть диалектика тех
иерархийных степеней, на которые она рассыпается при переходе в инобытие. Так
диалектически обоснована иерархийность бытия мифического.
22.
5. Миф есть символ, так как: а) он есть просто вещьили существо, б) он есть личность, в) он есть
история, так как является личность с эмпирическим
становлением, г) он есть символ в меру своей
чудесности.
6. Миф есть поэтическая отрешенность, данная как
вещь.
7. Миф не есть специально религиозное создание.
Мифология есть религиозная поэзия и искусство, но
сама же религия не есть ни то, ни другое.
8.
Миф не есть догмат, но – история. На фоне
проанализированного понятия чуда становится
совершенно ясным, что миф представляет
священную историю.
23. XIII. Окончательная диалектическая формула
1. Что мы имели до введения понятия чуда? Мыимели такое определение: миф есть в словах
данная личностная история. Теперь мы можем
сказать так: миф есть в словах данная чудесная
личностная история.
2. Но несмотря на то, что все важные стороны
мифа исчерпаны, в заключение можно дать ещё
одно преобразование этой формулы – вместо
четырех её основных членов (личность, история,
чудо, слово).
24.
Итак, миф есть имя, но и есть еще чудо.Получается имя, говорящее и творящее
чудеса.
Отсюда назовём его магическим именем.
А присоединив, наконец, второй момент, историю,
получаем простейшую и окончательную середину
мифа, дальше которой уже ничего не разложить:
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ
ФОРМУЛА:
Миф есть развернутое магическое имя
25. Источник:
А.Ф. Лосев «Диалектика мифа»Лосев Α. Φ. Диалектика мифа/Сост., подг. текста, общ. ред. А. А. ТахоГоди, В. П. Троицкого.—М.: Мысль, 2001.— 558 с.