Похожие презентации:
Прогулка по Летнему саду с путеводителем. Скульптурное убранство сада
1.
Материалы для дистанционной поддержкиучащихся по дополнительной программе «Юный
экскурсовод»
Год обучения:1
Группа: 1
Тема занятия:
«Прогулка по Летнему саду с путеводителем. Скульптурное убранство сада»
Педагог дополнительного образования
Степанов Игорь Николаевич
2.
Материалы по теме занятия 06.06.202015.00-16.40
«Прогулка по Летнему саду с
путеводителем. Скульптурное убранство
сада».
3.
Летний сад создавался в соответствии с указаниями и вкусами Петра I, который желалиметь резиденцию "лучше, чем у французского короля в Версале". Европейская
мода того времени требовала, чтобы сады украшались декоративными
скульптурами. Статуи устанавливались вдоль аллей и на площадках, они украшали
фонтаны, галереи, садовые павильоны.
Первое упоминание о скульптурном украшении Летнего сада относится к 1710 году.
Датский посланник при русском дворе Юст-Юль видел "...с лишком 30 больших и
малых статуй художественной работы".
Приобретением скульптур в Италии занимались доверенные лица Петра I, знатоки
искусства Савва Рагузинский и Юрий Кологривов. Статуи и бюсты закупались в
мастерских скульпторов или изготавливались на заказ. При украшении Летнего сада
произведениями скульптуры его устроители строго придерживались правил подбора
сюжетов и тем, бытовавших в Европе и изложенных в специальных справочниках.
Собрание Летнего сада - первая коллекция светской скульптуры в России. С ее
помощью Петр I намеревался знакомить своих подданных с античным искусством,
мифологией, прививать им художественный вкус.
4.
Скульптурное украшение садов того времени отражало, в той или иной мере,представления об устройстве мироздания (четыре времени года, время суток,
божества и стихии), о добродетелях и пороках, о символах процветания и славы
государства.
Особо следует выделить скульптуры, в аллегорической форме указывающие на
важные для России общественно-политические события, прославляющие
реформаторскую деятельность Петра I, его военные победы ("Ништадтский
мир", "Слава", "Минерва", "Навигация").
Петр I собрал в Летнем саду уникальную коллекцию статуй и бюстов. Только в
парадной части сада находилось около 150 скульптур. В конце XVIII - начале
XIX века часть статуй была увезена в Царское Село, Петергоф, Павловск, часть
попала в Эрмитаж. Некоторые скульптуры погибли от наводнений. В настоящее
время в Летнем саду можно видеть 91 произведение скульптуры: 38 статуй, 5
скульптурных групп, 48 бюстов. Большая часть из них выполнена итальянскими
мастерами, в основном, венецианскими, в конце XVII - начале XVIII века.
5.
Почитаемые Петром I профессии представлены фигурами "Мореплавание" и"Архитектура". "Правосудие", "Изобилие", "Милосердие", "Истина" олицетворяют мудрое
правление государя. Другие статуи прославляют воинские доблести - "Слава",
"Минерва", "Белона", "Мир и Изобилие". Многочисленные персонажи античной
мифологии и аллегорические фигуры соседствуют с портретами современников Петра Яна Собеского и его жены Марии Казимиры. На берегу Лебяжье канавки - "Амур и
Психея".
Образы скульптуры Летнего сада наиболее достоверно приобщают нас к миру
эстетических концепций, философских представлений, этических норм и аллегорий
именно в том виде, какими они воспринимались и истолковывались в первой четверти
XVIII в. Оставаясь декоративной. Решенная и трактованная с расчетом, в основном, на
фронтальный осмотр на фоне зелени, скульптура Летнего сада повествует о самом
существенном, что занимало умы передовых людей того времени: героических подвигах,
воинской слове, великих полководцах и деятелях Древней Греции и Рима, об известных
современниках Петра I, какими были польский король и полководец Ян Собеский и его
супруга Мария-Казимира Собеская. Аллегорические образы пластики были посвящены
таким насущным проблемам, как Архитектура, Мореплавание, Правосудие, Милосердие.
6.
Венера ТаврическаяНеобычна история статуи Венеры. Римская мраморная копия III веке до н. э. по греческому
оригиналу, была найдена в Риме в 1718 г. В 1719 г. граф Савва Лукич Рагузинский и Юрий
Кологривов обменяли статую на мощи Бригитты Шведской, "обнаруженные" при взятии
нашими войсками Ревеля (по другой версии статуя была куплена). По сушествующему тогда
запрету папы предметы древности нельзя было вывозить из Рима. Агенты губернатора
забрали статую и поместили ее в Капитолийском саду. Прибывшим Беклемишеву и
Разуговскому удалось добиться возвращения статуи, да еще и в виде подарка Петру I от
Клемента XI. Везли Венеру не спеша через Вену, затем, дождавшись зимы, на санях.
В честь прибытия Венеры в СПб был устроен праздник. Разместили статую в Летнем саду в
средней крытой галерее у Невы на центральной аллее сада. Венера стала первым в России
публичным изображением обнажённого женского тела. В России ее называли "языческий
идол Венус - белая дьяволица". Около статуи была постоянная охрана (по другим версиям во время праздников).
Позднее статую переносят в Грот. Затем Екатерина II перевозит ее Екатерининский дворец в
Царское Село, затем перевезли в Михайловский дворец. С возведением Таврического
дворца, в 1806 Венеру перевезли туда. В 1850 под именем Венеры Таврической - в
Эрмитаж. В 1917 эвакуирована в Москву. (d7161) ВОВ - эвакуировали в Свердловск. Сейчас
Венера Таврическая украшает один из залов Эрмитажа.
7.
8.
"Мир и Победа"Монументальная группа "Мир и Победа", исполненная по специальному заказу, была
привезена в Санкт-Петербург и установлена в Летнем саду в 1726 г., уже после смерти
Петра I.
Группа является аллегорией Ништадтского мира, утвердившего военные успехи России в
борьбе со Швецией в ходе Северной войны 1700 - 1721 гг. "Мир" олицетворен сидящей
женской фигурой, держащей в руке рог изобилия с колосьями, овощами и цветами - "мир
приносит довольство". Факел, который "Мир" опускает к лежащим у ног воинским
трофеям, - знак окончания войны. Крылатая богиня Победы с пальмовой ветвью в руке
венчает "Мир" лавровым венком, попирая ногой поверженного льва, и это "значит, что
сила утеснена викториею", - как писал в пояснении Савва Рагузинский.
Поверженный лев лапой придерживает картуш с надписью на латыни: "Magnus est qui dat
et qui accipit sed maximus qui ambe haec date potest" ("Велик и тот, кто дает, и тот, кто
принимает. Но самый великий тот, кто и то и другое свершить может"). Здесь речь идет о
России, предложившей Швеции условия мира, и о Швеции, эти условия принявшей, но
над ними обеими самый великий - Бог. Всевышний упоминается для того, чтобы
намекнуть, что победы одержаны Россией "не без смотрения божия".
9.
10.
«Слава»Мастерская П. Баратта. До 1718 года.
Статуя "Слава" символизирует военные победы России в
Северной войне. "Слава" в соответствии с канонами
европейского искусства аллегорически изображена в виде
молодой женщины. Она опирается на обелиск, символ
вечности, и держит в руке лавровый венок - награду
победителю.
К сожалению, эта скульптура плохо перенесла почти 300-летнее
пребывание на открытом воздухе - ее мрамор начал
разрушаться. В 2003 году на Невской аллее Летнего сада
установлена копия статуи "Слава", а подлинник перенесен в
закрытое хранение.
11.
12.
Мореплавание (или Навигация)Мастерская П. Баратта. До 1722 года.
"Мореплавание" олицетворяет фигура молодой женщины, которая опирается
на руль корабля. В правой руке она держит компас, а в левой ? развернутую
карту, на которой изображен Скандинавский полуостров и побережье
Балтийского моря.
К сожалению, к настоящему времени мрамор уже сильно выветрился, и не все
детали сохранились. Однако, из описания скульптуры известно, что на месте
Петербурга было рельефно изображено лицо в сиянии лучей. Эта карта и, в
особенности, последняя деталь не оставляют сомнения в том, что статуя эта
сделана по специальному заказу. Безусловно, символика статуи имеет
отношение и к созданию российского флота, и к выходу России к морю, и к
основанию Санкт-Петербурга.
Подлинник статуи "Мореплавание" в 1999 году перенесен в закрытое хранение,
и на аллее Летнего сада установлена ее копия.
13.
14.
АрхитектураМастерская П.Баратта. До 1722 года
"Архитектуру" олицетворяет молодая женщина, держащая в
руках чертеж с планом и циркуль. Она опирается на
рустованный угол здания. Поскольку статуя "Архитектура"
является парной к статуе "Мореплавание", можно с
полным основанием предположить, что она посвящена
бурному строительству Санкт-Петербурга, которое стало
возможным благодаря выходу России к морю.
Подлинник статуи "Архитектура" в 2000 году также
перенесен в закрытое хранение, на аллее сада
установлена копия.
15.
16.
АврораДж. Бонацца. 1717 год
Аврора - богиня утренней зари. Она представлена в
образе юной женщины в венке из роз, с факелом в
правой руке (при ее появлении воздух светлеет). В
левой
руке
богиня
держит
цветы,
которые
раскрываются ранним утром с появлением первых
капель росы.
17.
18.
ПолденьДж. Бонацца. 1717 год
"Полдень" изображен в виде молодого мавра с
солнечным диском в волосах. В правой руке он держит
пучок стрел, напоминающих о лучах солнца, а в левой
- цветок лотоса. Перевязь на правом плече "Полдня"
украшена изображением зодиакальных знаков Тельца,
Девы и Козерога, а у его ног растет подсолнух растение, которое всегда поворачивается вслед за
солнцем.
19.
20.
ЗакатДж. Бонацца. 1717 год
"Закат" изображен в виде старца. Вечерняя звезда
Веспер (Венера) сияет над его челом. Правой рукой он
указывает на заходящий диск Солнца. На его поясе знаки созвездий Близнецов, Весов и Водолея. У ног
"Заката" - цветы дурмана, которые особенно сильно
пахнут вечером.
21.
22.
НочьДж. Бонацца. 1717 год
Богиня "Ночь" представлена женской фигурой, закутанной в звездное
покрывало, с маковым венком на голове - мак навевает сон. На поясе
у нее изображена летучая мышь, у ног сидит ночная птица - сова.
Лучезарная "Аврора", сияющий "Полдень", сумрачный "Закат", мудрая
задумчивая "Ночь" аллегорически изображали четыре времени суток и
предназначались для установки на крыше Грота. Сохранился альбом
рисунков, своего рода сопроводительный документ, в котором
неизвестный итальянский художник запечатлел статуи и бюсты,
заказанные Петром I в Италии. В альбоме указаны названия скульптур
и имена создавших их мастеров. На рисунках из этого альбома
скульптуры, изображающие времена суток, показаны крылатыми, но
их крылья не сохранились.
23.
24.
Амур и ПсихеяДжулио Картари(?). Конец XVII века
Скульптурная группа, представляющая подлинный раритет, была приобретена в Риме в 1719
году Ю.Кологривовым и находилась изначально в павильоне "Грот".
"Амур и Психея" - одно из наиболее интересных в художественном отношении произведений в
собрании скульптуры Летнего сада. Сюжетом для него послужила поэтическая легенда о
любви сына богини Венеры Амура к прекрасной девушке Психее.
Сюжет взят из произведения "Метаморфозы" древнеримского автора Апулея (II век н.э.). В
изложении Апулея, Психея была столь прекрасна, что вызвала ревность богини красоты
Венеры, и та подослала к ней своего сына Амура, чтобы он нанес рану Психее. Но когда
Амур увидел девушку, он не стал причинять ей вреда, а перенес ее тайком в свой чертог и
посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо. Коварные и
завистливые сестры подучили Психею нарушить запрет, и она попыталась при помощи
ночника рассмотреть своего возлюбленного.
Перед нами - прекрасный миф, застывший в мраморе: восхищенная Психея наклоняется к
своему таинственному супругу- Через мгновение капля горячего масла, падающая из
светильника, разбудит Амура, и он в гневе покинет Психею. Девушке придется перенести
немало испытаний, прежде чем она вновь обретет своего любимого.
25.
26.
РокА. Тарсиа. 1717 год
Скульптура - парная к скульптуре "Немезида", была
заказана и выполнена в Венеции, предназначалась для
украшения крыши Грота.
Рок - олицетворение судьбы, определенного жизненного
жребия, представлен в виде слепого старца. В левой
руке "Рок" держит книгу судеб, куда при рождении
человека записывается его удел. "Рок" изображен
опирающимся на алтарь, обвитый дубовой гирляндой атрибут, указывающий на дар прорицания, также
свойственный этому божеству.
27.
28.
НемезидаА. Тарсиа. 1717 год
Скульптура - парная к скульптуре "Рок".
Немезида - дочь Ночи, богиня возмездия, которая раздает
людям по их заслугам счастье и несчастие. Изображена
опирающейся на ликторские фасции (пучок прутьев и
секира) - атрибут правосудия, знак карательных прав
народных трибунов Древнего Рима.
В
левой руке Немезида держит лавровый венок и
драгоценную цепь для поощрения достойных. В знак своей
неподкупности богиня попирает ногой высыпавшиеся из
мешка монеты и драгоценности.
29.
30.
ПомонаФ. Кабианка. 1717 год
Парная к скульптуре "Вертумн".
Помона - римская богиня плодов, "начальница садовых
овощей", супруга Вертумна. Изображена прекрасной
молодой женщиной, опирающейся на ствол с побегом
винограда, у ее правой ноги - созревшие плоды яблок.
31.
32.
ВертумнФ. Кабианка. 1717
Парная к скульптуре "Помона".
Вертумн - римский бог смены времен года и осеннего
созревания плодов, бог превращений и всяческих
перемен, который мог принимать любой образ. Под
видом старухи бог явился к Помоне и убедил ее стать
его женой.
Вертумн изображен в венке из плодов, в его руках яблоки и виноград, у ног лежат цветы, тыква и морковь.
33.
34.
ДиогенО.Маринали. Начало XVIII века
Диоген - древнегреческий философ (ок. 404-323 гг. до
н.э.), самый знаменитый представитель школы
киников. Его философия выражалась в его образе
жизни - в отказе от земных потребностей. Известен он
был и своими язвительными ответами - лицо Диогена
выражает внимание человека, готового дать едкий
ответ любому собеседнику. Философ изображен с
обнаженным плечом, с которого приспущено его
подвязанное тесьмой одеяние. Вероятно, это намек на
то рубище, которое он носил
35.
36.
АристотельО. Маринали. Начало XVIII века
Аристотель - древнегреческий философ (384-322 гг. до н.
э.). Его сочинения охватывают все современные ему
области знания: логику, философию, политику и
экономику, физику и математику, историю. Аристотель
был воспитателем Александра Македонского.
37.
38.
Александр МакедонскийП. Баратта. До 1720 года
Александр Македонский, или Александр Великий
(356?323 гг. до н. э.), крупнейший полководец и
государственный деятель древнего мира, царь
Македонии (336?323 гг. до н. э.), сын македонского
царя Филиппа. Деяния Петра I часто сравнивали с
подвигами Александра Македонского.
39.
40.
ДемокритО. Маринали. Начало XVIII века
Демокрит (около 460 - ок. 370 гг. до н. э.) древнегреческий философ, основатель атомистики
(Демокрит считал, что в мире есть лишь атомы и
пустота). Целью познания он считал спокойствие духа,
нравственное удовольствие, не движимое страстями. В
скульптурных произведениях Демокрита традиционно
изображали радостно смеющимся.
41.
42.
СенекаО. Маринали. Начало XVIII века
Сенека, Луций Анней (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) древнеримский
философ-стоик,
воспитатель
императора Нерона. Будучи сам человеком твердого
характера,
Сенека
проповедовал
нравственную
строгость и самоотвержение, качества, которые он не
смог воспитать у своего ученика. Сенека был обвинен
в участии в заговоре, и по приказанию императора
должен был уйти из жизни - Сенека принял чашу с
ядом.
43.
44.
Юлий ЦезарьНеизвестный скульптор. Италия, начало XVIII века
Юлий Цезарь, Гай (100 - 44 гг. до н. э.), выдающийся римский
полководец, политический деятель и писатель. В 60 году до н. э.
вместе с Крассом и Помпеем образовал Первый триумвират.
Получил в управление Галлию, которую полностью подчинил Риму.
Опираясь на поддержку армии, в 49 году до н. э. Юлий Цезарь
начал борьбу за единовластие. После побед над войсками Помпея
и его сторонников, он был провозглашен пожизненным диктатором.
Цезарь провел ряд реформ, направленных на укрепление
централизованной власти. Был убит в результате заговора
сенатской аристократии.
Имя Юлия Цезаря звучало в речах, прославляющих петровские
деяния.
45.
46.
ЗаданиеДо 21:00 06.06.2020 выполните тест:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfHUcdjJTa
40ZbaIGiaZqoFb6gT73eUUHUu7I2ohLl2MBv4w/viewform