Мы подошли к Летнему саду
Над главным входом в Летний дворец барельеф «Афина- Минерва, окружённая военными трофеями»
«Триумф Нептуна и Амфитриты»
На фасаде Летнего дворца барельеф «Аполлон и Дафна»
Теме освобождения исконно русских земель от шведов посвящён барельеф "Персей, освобождающий Андромеду".
Здесь и барельеф «Аполлон и Дафна»
«Аполлон и Дафна»
А мы пройдём по следам мифа «Аполлон и Дафна»
Дерево же, как живое, покрывается листвою
Один из барельефов Летнего дворца на сюжет мифа «Состязание в беге Гиппомена и Аталанты»
На Летнем дворце и барельеф «Похищение Европы»
Богиня охоты Диана в Летнем саду
«Круговорот суток» в Летнем саду.
Во время наводнения 1777 года сад изменил свой облик
При Екатерине Второй у Летнего сада со стороны Невы была создана решётка
А как нахлынет дождь случайный, Они в Кофейный дом иль в Чайный.
Кофейный дом на месте грота
Но взгляд его и чист и ясен: Ведь с ним герои его басен
Что было много лет назад, Теперь рассказывает сад.
Аполлон Бельведерский и его сестра богиня охоты Диана в Летнем саду
2.72M
Категория: ИскусствоИскусство

Барельефы на фасаде Летнего дворца в Санкт-Петербурге

1. Мы подошли к Летнему саду


Стоит, как золотой ларец,
В том саду царя дворец.
И, как в зеркало, в Фонтанку,
Смотрят окна спозаранку.
Летний сад в её истоке,
А Фонтанка на востоке.

2.

3.

• Нева, ведь рядом с
нею сад,
• Глядит на северный
фасад,
• А солнца луч уж
спозаранку
• Резвится на реке
Фонтанке.
• Ведь дворец в её
истоке,
• А Фонтанка на
востоке.

4.

• Между окнами первого и второго этажей
29в, созданных на сюжеты античных
мифов, в аллегорической форме
прославляющие победы России над
Швецией в Северной войне.

5. Над главным входом в Летний дворец барельеф «Афина- Минерва, окружённая военными трофеями»

6.


Изображение Афины над входом во дворец
Петра I не случайно. Эта богиня блистала
энциклопедической образованностью. Она
покровительствовала наукам, искусствам,
ремёслам, Понятно, что и её изображение
над входом во дворец и при входе в него
не случайно: она не только охраняет жилище
царя, но и является аллегорическим
воплощением
• всех дел царя, как мирных, так и воинственных,
• утверждая его величие и власть.

7.

• Здесь же почти рядом и композиция:
бог морей Посейдон(Нептун) на
колеснице, запряжённой в тройку
морских коней(гиппокампов). Их
расположение у главного входа говорит
о значении раскрываемой темы:
победы в Северной войне и
возвращении России власти над морем.

8. «Триумф Нептуна и Амфитриты»

9. На фасаде Летнего дворца барельеф «Аполлон и Дафна»


• По древнему мифу, нимфа Дафна,
спасаясь от преследований
Аполлона, была превращена
богами в дерево. Интересно, что на
барельефе можно заметить на
втором плане русские галеры
петровского времени.

10. Теме освобождения исконно русских земель от шведов посвящён барельеф "Персей, освобождающий Андромеду".

Теме освобождения исконно русских земель от шведов
посвящён барельеф "Персей, освобождающий
Андромеду".
• МИФ О ПЕРСЕЕ И АНДРОМЕДЕ
• Как победитель, как герой,
Летел Персей к себе домой.
В опасной битве победил Горгоне голову срубил.
• И пролетая мимо скал,
Он голову её держал.
Осталось к северу свернуть,
И здесь до дома прямой путь.
• Но девушку увидел он.
Казалось, даже, слышал стон,
На утёсе что искала?
На те скалы как попала?

11.

• Глазами же его звала,
Как будто помощи ждала.
И Персей остановился.
Подошёл - и удивился.
• Ведь крепкими оковами
Та девушка прикована.
За что наказана она?
И кем оставлена одна?
• Про чудовище и беды
Узнал Персей от Андромеды,
Про её отца Кефея
И про мать Кассиопею,
• Что дородна и красива,
Холодна, горда, спесива.
А как нимф - то унижала!
Лишь себя и восхваляла.

12.

• Те нимфы в наказание
Послали ей страдание.
Ведь стали люди пропадать:
Живьём их начал змей глотать
• И очень сильно всех пугал,
Когда на берег приплывал.
К оракулу послал Кефей,
Узнали чтобы поскорей,
• Какую жертву принести,
Чтоб от него людей спасти.

13.


И оракул в ответ сразу
Произнёс такую фразу:
• Андромеды лишь страданье
Отменяет наказанье.
Её решили люди сдать К скале для змея привязать.
• Персей на девушку смотрел
И, слушая её, жалел.
Продолжать она хотела,
Да от страха онемела.

14.

• Чего -то очень испугалась?:
Чудовище показалось.
Огромную разинув пасть,
Готовилось на них напасть.
• Но Персей уже с ним дрался Со злодеем расправлялся.
Потом оковы Персей снял Свободу Андромеде дал.
• И в неё герой влюбился,
Красоте её дивился.
От девушки узнал Персей,
Что нравится он тоже ей.
• Пронесутся дни ненастья• Безоблачным их будет счастье.

15.

• Этот сюжет является аллегорией
• освобождения Ливонии от
шведского
• владычества, а Персей,
спасающий
• Андромеду - символом русских
побед.

16. Здесь и барельеф «Аполлон и Дафна»

• По древнему мифу, нимфа Дафна,
спасаясь от преследований
Аполлона, была превращена
богами в дерево. Интересно, что на
барельефе можно заметить на
втором плане русские галеры
петровского времени.

17. «Аполлон и Дафна»

18. А мы пройдём по следам мифа «Аполлон и Дафна»


Аполлон совсем зазналсяНад Амуром насмехался:
Ведь ты из лука своего
Убить не сможешь никого.
И не сравнишься ты со мной,
С моей разящею стрелой.
Не унимался Аполлон.
Смеялся над Амуром он.

19.


Иль ты действительно считаешь,
Что стрелами любовь внушаешь.
Малыш обиженно ответил:
Никогда в тебя не метил,
Но раз смеёшься надо мной,
Сражу тебя своей стрелой.
Смеялся долго Аполлон
И рассердил Амура он.
Над Амуром кто смеётся,
К нему в сети попадётся.

20.

• Любовь и
отвращение
• Решил внушить для
мщения.
• Обидчика проучит
он,
• И две стрелы
помогут в том.

21.


Стрелу он в нимфу запустил
И отвращенье ей внушил.
А стрелу с хрустальным звоном
Он направил в Аполлона
И послал стрелу такую,
Чтоб внушить любовь большую.
Сражён насмешник Аполлон.
Уже ведь в нимфу он влюблён

22.


Аполлон за Дафной ходитС красавицы глаз не сводит.
А она его увидитОтвернётся- ненавидит.
Амур внушил стрелой своей
Такое отвращенье ей.
Как же горько ему было,
Что нимфа Дафна не любила!
Её вниманья недостоин,

23.

• И действовать решил
смелей:
• В любви своей признался ей.
• А она так испугалась• Со всех ног домой
помчалась!
• Бежит за Дафной Аполлон,
• Уже ведь близко её дом!
• Чтоб Аполлон не мог узнать,
• Она решила лавром стать.
• Увидев слёз её поток,
• Отец стать деревом помог.
• Аполлон бежал напрасно,
• Не нашёл нигде
прекрасной.
• Дерево же, как живое,
• Покрывается листвою.
• Тогда и понял Аполлон,
• Что не увидит Дафну он.
• Аполлон не знал, не
думал,
• Что Амур ту месть
придумал.
• Лишь теперь он догадался,
• Что Амур над ним
смеялся.

24. Дерево же, как живое, покрывается листвою

25. Один из барельефов Летнего дворца на сюжет мифа «Состязание в беге Гиппомена и Аталанты»

• Удивительным
талантом
Обладала Аталанта:
Всегда и всех
перегонять Её никто не мог
догнать.
Кто сможет в беге
победить,
Тому и мужем её
быть.
Супругом если хочет
стать,
Царевну должен
перегнать.
• Гиппомен красив и
строен.
• Аталанты он
достоин...
• Уже дан сигнал к
забегуИ кому-то на победу.
• Гиппомен стремглав
бежал• Ту царевну обожал.-

26.

• Аталанте было ясно:
Состязается напрасно.
Надежду юноша теряет.
Аталанта обгоняет.
• Он знал: не сможет
перегнать,
Намерен даже жизнь
отдать.
• Его Венера пожалелаПомочь царевичу хотела.
• Богиня видела, что он
• В бегунью без ума
влюблён.
Царевну эту эту обожает.
Таким Венера помогает.
Аталанта удивилась:
У ног яблоко катилось
Откуда же оно такое,
Не простое, золотое?
Подняла его скорей
скорейПомчалась же ещё
быстрей.

27.

28.

• Другое яблоко
катилось• Аталанта
наклонилась.
• А Гиппомен уж
ликовал:
• Ведь бегунью
перегнал!
• Был царевич тот и
статен,
Не спесив, красив и
знатен.
• Венера юношу
спасала.
• Она те яблоки
бросала.
• И юноши мечта
сбылась• Женой царевна
назвалась.

29.

30.

• Этот миф связывался современниками
Петра Первого с событиями Северной
войны, когда русские потерпели
поражение под Нарвой, а молодой
шведский король Карл Двенадцатый
решил, что с Россией покончено
навсегда и повёл свои войска на
Польшу, союзницу России В результате
шведы потеряли время, а Россия стала
одерживать победы одну за другой.
• .

31. На Летнем дворце и барельеф «Похищение Европы»

32.


Дочь финикийского царя
Европа славилась не зря
Фигурой изумительной,
Улыбкой обольстительной.
С богинями ведь красотой
Соперничать царевне той.
Юпитер уж мечтал о нейУкрасть решил да поскорей.
И белоснежным стать быком
Задумал не на шутку он.

33.


Приходит этот бык на луг
Европу развлекать, подруг.
К стадам царя он подошёл
И там за своего сошёл.
У белоснежного быка,
Как серп, изогнуты рога.
Он умел со всеми ладить –
Позволял себя погладить.
И девушки охотно сами
Рога украсили цветами.
• В доверие войти он
смог
• И раз у ног царевны
лёг.
• А она резвилась смело• К нему на шею сама
села.
• На Крит Юпитер с ней
поплыл.
• И там от всех царевну
скрыл.
• В том царстве не было
другой
• С походкой лёгкою
такой,
• Со взглядом
выразительным,
• Со станом
обольстительным.

34.

35. Богиня охоты Диана в Летнем саду


Охотник Актеон в лесу
То ищет дичь, а то лису
И с собаками своими
Отдохнуть решил в долине.
Заметил нимф– они идут
С охоты, видно, дичь несут.
В кустах сокрылся Актеон
Заметил ведь Диану он.

36.

Охотою утомлена.
К ручью направилась она.
Да сняв одежду поскорей,
Стремительно вошла в ручей.
А тот охотник молодой,
Любуясь девственной красой,
Оказавшись здесь случайно,
За богиней следил тайно.
Актеон, конечно, знает:
Наказанье ожидает.
Если нимфы обнаружат,
Ведь они Диане служат.

37.


Охранялась зорко ими
Обнажённая богиня.
Да они уже всё знали
И Диане рассказали,
Что стоит охотник рядом
И не сводит с неё взгляда.
В душе Дианы гнев кипел
За ней следить? Как он посмел!
Свирепо смотрит и молчит,
Потом с усмешкой говорит:
Зачем волнуетесь вы зряОлень ведь смотрит на меня.

38.

39.


К ручью напиться подбежал
И от страха задрожал.
Сейчас лишь понял Актеон,
Как он жестоко отомщён.
И собаки не узналиДа оленя разорвали.

40.


Не верят нимфы и глазам:
Рога оленьи видят там.
Спасался бегством Актеон,
Кем стал, о том не знал ведь он.
Подошёл к ручью напиться

41.

• Омывала сад тогда
канала
• Канала и трёх рек вода.
• Сад Летний был царю
отрадой:
• Нева, Фонтанка, Мойка
рядом.
• И того дворца фасады
• Глядят на воды рек из
сада.
• Заворожил царя тот
сад,
• Где в зелени скульптур
парад.

42.


Выходя из шлюпки царь
Направлялся сразу в сад.
Цветы любил ведь государь.
В своём саду их видеть рад.
На рассвете он вставал,
По саду Летнему гулял,
В руках у него лейка.
Ходил с ней по аллейкам.
Поливая там цветы,
Холил сад своей мечты.

43.

44.

Богинь скульптуры здесь, богов Таких в России нет садов.
И говорили здесь порою
С Петром античные герои.
С Аристотелем встречался
С Диогеном совещался
С Казимирой, Гераклитом,
С Македонским, Демокритом.

45.

Под небом севера они
В аллеях сада не одни.
Ведь с ними вместе в саду том
С Дианой рядом Аполлон.

46. «Круговорот суток» в Летнем саду.

Четыре скульптуры Летнего
сада- аллегории времён суток

47.

В багровый цвет
окутав сад,
Устало брёл
Старик- Закат.
Но убедился он
воочью,
• Что здесь Полдень
• Рядом с Ночью.

48.

А Ночь, ни на кого не
глядя,
Стоит в звёздном здесь
наряде.
Заменив собой Закат,
Погрузила во тьму сад.
Сова ей нанесла визитПокорная у ног сидит.
И не нарушив сада тишь
Прилетела сюда мышь.
На пояс к Ночи и приселаУкрасить тот наряд хотела.

49.

• Защебечут птицы
скоро..
• Света луч несёт
Аврора..
• Она, кто что ни говори,
• Богиня утренней зари.
• И играя с листвой в
прятки,
• Рассвет шагает без
оглядки.

50.

• Вот и Полдень
тоже встал,
• Заняв в саду свой
пьедестал.
• Без полдня не
бывает дня.
• На той площадке
все –родня.

51.

• Во французском стиле
сад:
• Цветники, скульптур
парад.
• Афина здесь с копьём
стояла• Она парад и открывала.
. Перед царём же очень
мило
• Богиня голову склонила.
• Сова с Афиной рядом
села• Она царя встречала
смело.
.

52.


В цветниках тюльпаны, розы,
Гиацинты и мимозы.
И становился всё смелей
Над ними лепет тополей,
Царь шагает по аллейкам.
А в руках у него лейка.
Поливает он цветы.
Холит сад своей мечты.

53.

54.

В саду был грот- Нептунов домС тритонами фонтаны в нём.
И слушал музыку органа
Нептун в том доме у фонтана.
Над гротом красовалась Флора.
А рядом с ней и Терпсихора.
Морей владыка быстро мчалсяС гостями царскими встречался.
Ведь царь в саду своём столичном
В грот гостей водил сам лично.
Гостям фортуна улыбалась.
Она над гротом красовалась.

55.

56. Во время наводнения 1777 года сад изменил свой облик

• Затей в саду немало было,
Да в наводненье их размыло.
• .
Как грозный ураган с залива
Неву гнал вспять, она в разливы
Не стало летних галерей,
И грот потерян с тех же дней.
• Фортуна уж не улыбнётся И взор её нас не коснётся.
.

57. При Екатерине Второй у Летнего сада со стороны Невы была создана решётка

• Но украшенье лучшееИ для Невы и садаВстала здесь прозрачная
Изящная ограда.
Ласкает, умиляет взор
Её пленительный узор.

58.

59.


Решётка защищает садВедь копий- то на ней парад
И свет, и воздух, и простор
Хранит ограды той узор.
Егоров с Фельтеном создалиКлассический рисунок дали.

60.

Поэты Летний сад любилиСюда на встречи приходили.
Здесь был для Пушкина причалСвиданье музе назначал.
От посторонних скрывшись глаз,
Там рифмы находил не раз.
Здесь барышни гуляли, франты,
Дворяне, няни, гувернанты,
И дети бегали проворно,
.смеясь и звонко, и задорно.

61.

62. А как нахлынет дождь случайный, Они в Кофейный дом иль в Чайный.

63. Кофейный дом на месте грота

64.


Недалеко творенье
Клодта:
Крылову памятник
стоит.
• Поэт задумчивый
сидит,

65. Но взгляд его и чист и ясен: Ведь с ним герои его басен

66.

Увидев спелый виноград,
Лисица тихо входит в сад.
Медведь же мёд у пчёл собрал К себе его перетаскал.

67.

68.

69.

Змея крестьянину внушает,
Что доброй стала - не кусает.
Свинья, наевшись желудей,
Уж роет землю у корней.
А Моська, хоть еле видна,
Встречает лаем здесь слона.

70.

71.

• В квартете
• косолапый
• Мишка,
• Осёл, Козёл
• да и Мартышка

72.

73.

Забавные ягнята в рюшках,
Дрожа скрываются от волка
А смотреть на тех зверюшек,
На поэта -можно долго.
Ведь персонажи басен снова
Прославляют здесь Крылова.
У птиц из басен и зверей
Такой же нрав, как у людей.

74. Что было много лет назад, Теперь рассказывает сад.


Стоит, как прежде, тот дворец,
Похожий на лепной ларец.
Нева, ведь рядом с нею сад,
Глядит на северный фасад,
А солнца луч уж спозаранку
Резвится на реке Фонтанке.
Ведь дворец в её истоке,
А Фонтанка на востоке.

75.

Закат вечерний входит в сад.
Румян восточный стал фасад.
Помона засыпает, Флора,
Церера, Слава и Аврора.
А будут охранять их сон
Скульптура «Ночь» и Аполлон

76. Аполлон Бельведерский и его сестра богиня охоты Диана в Летнем саду

English     Русский Правила