Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тюмени «Детская школа искусств «Этюд» Тема урока:
Искусство стран Западной Европы эпохи готики
Новый этап в искусстве западноевропейского Средневековья начался во Франции в середине XII в. Современники называли новшество
Готическая архитектура родилась во Франции. Известно место и время ее рождения – аббатство (монастырь) Сен-Дени недалеко от
Крестовый свод на основе стрельчатой арки
Нервюры – арки, являющиеся основой, каркасом готического крестового свода
Крестовый нервюрный свод Крестовый нервюрный свод – основная ячейка готической архитектуры, четыре опоры сначала соединяли
Стрельчатая арка
Применение контрфорсов и аркбутанов в конструкции готической базилики
Контрфорсы и аркбутаны готических соборов
Интерьеры готических соборов
Во внешнем облике готического собора главную роль играл западный фасад. Площадь перед ним стала главной площадью города. Фасад,
Центром западного фасада является круглое витражное окно, традиционно называемое розой. Оно располагается над центральным
Большие готические соборы строились столетиями. Строительство велось на средства горожан. Поэтому собор, без преувеличения,
Сохранился альбом французского зодчего XIII в. Виллара де Оннекура. Это книга образцов, призванная помочь строителю освоить
Альбом Виллара де Оннекура: чертежи строительных механизмов
Альбом Виллара де Оннекура: изображения человеческой фигуры и чертёж хора с венцом капелл
Особенности готического стиля во Франции и Германии. Собор Парижской Богоматери
Самый известный готический храм – собор Парижской Богоматери (начат в 1163 г.). В процессе строительства, которое завершилось к
Собор Парижской Богоматери: башни западного фасада и окно-роза
Собор Парижской Богоматери: интерьер
Собор Парижской Богоматери: крестовый нервюрный свод
Собор в Шартре
На рубеже XII и XIII в. выстроен собор в Шартре. Стена центрального нефа получила здесь деление по горизонтали на три части:
Собор в Шартре: интерьер. Стена центрального нефа разделена на 3 части: опоры, трифорий и окна.
Примеры пучка колонн в готической архитектуре
Трифорий — галерея во втором ярусе центрального нефа готического собора
«Королевский портал». Западный фасад собора в Шартре
Статуи-колонны на откосе «Королевского портала» в Шартре
Статуи трансепта Шартрского собора
Витражи, невидимые снаружи, раскрывали свою красоту в интерьере, когда солнечные лучи придавали каждой краске наибольшую
Витражное окно в Шартре с изображением Богоматери с младенцем
Собор в Реймсе: западный фасад и интерьер
Шедевром зрелой готики и «академией искусств» для средневековых мастеров стал собор в Реймсе. Этот город издавна был местом
Сент-Шапель (Святая капелла): интерьер верхней и нижней церкви
Последний этап развития французской готики приходится на время правления короля Людовика IX Святого. Это была эпоха взлета
Сент-Шапель: витражи
В Германию готика пришла из Франции во второй четверти XIII в. Ее становление пришлось на сложный период в жизни страны.
Статуи из собора в Наумбурге. Портреты Германа и Риглинды
Собор в Магдебурге. Девы разумные. Фрагменты.
Собор в Магдебурге. Девы неразумные. Фрагменты.
Еще в 4 веке на месте, где сейчас возвышается Кёльнский собор, был построен один из первых христианских храмов в Германии, в IX
Площадь здания составляет восемь с половиной тысяч квадратных метров, высота его башен со шпилями превышает полторы сотни
Кельнский собор
Уже на этапе создания чертежа нового собора стали происходить загадочные вещи. Легенды говорят о разном. Согласно одной, новый
21.77M
Категория: ИсторияИстория

История искусства стран Западной Европы эпохи готики. Особенности готического стиля во Франции и Германии

1. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тюмени «Детская школа искусств «Этюд» Тема урока:

История искусства стран Западной Европы
эпохи готики. Особенности готического стиля во Франции и
Германии
Выполнила:
преподаватель истории ИЗО МАУ ДО «ДШИ «Этюд»
Чертова Наталья Владимировна

2. Искусство стран Западной Европы эпохи готики

3. Новый этап в искусстве западноевропейского Средневековья начался во Франции в середине XII в. Современники называли новшество

«французской манерой», а потомки – готикой. Время восхождения и
расцвета готики – вторая половина XII и XIII век. Росли и строились города.
Окончательно сформировалось рыцарство. Небывалого могущества
достигла римская католическая церковь.
Толчок для формирования готики был дан Крестовыми походами. Так
называлась серия военных походов из Западной Европы на Восток, против
мусульман. Официально объявленной целью походов было отвоевание
Палестины и, в частности, города Иерусалима, священного места для всех
христиан.
Название крестоносцы появилось потому, что участники походов нашивали
себе на одежду кресты.
Крестовые походы на Восток всколыхнули весь западный мир. Менялось
представление людей о мире, расширялся их кругозор, усложнялась
умственная и духовная жизнь. Происходило и заимствование конкретных
архитектурных приемов и общих принципов храмового строительства. В
частности, из мусульманской архитектуры в Европу пришла форма
стрельчатой арки, а из архитектуры Византии – особое понимание роли
света в интерьере храма.

4. Готическая архитектура родилась во Франции. Известно место и время ее рождения – аббатство (монастырь) Сен-Дени недалеко от

Парижа, где с 1137 по 1144 гг. настоятель, аббат Сугерий перестраивал церковь. Сен-Дени было «королевским»
аббатством: там покоились французские короли – представители династий Меровингов и Каролингов. Нова церковь должна
была стать самой величественной и прекрасной из всех, прежде всего за счет обилия света в интерьере. Сугерий стремился
воплотить в архитектуре мысль о том, что Бог есть свет.
Интерьер хора (восточной части) церкви аббатства Сен-Дени.
Крестовый нервюрный свод сочетается со стрельчатой аркой.
Рождение готики
Хор- восточная, алтарная часть базилики; название связано с тем, что во время богослужения там находились монахи, которые пели хором.
Базилика- здание вытянутой прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа нефов
Неф Продольная часть базалики; обычно нефов бывает 3 или 5, они отделены друг от друга рядами колонн

5. Крестовый свод на основе стрельчатой арки

Крестовый свод –
свод,
образованный
двумя
цилиндрическими
сводами, которые
пересекаются под
прямым углом.

6. Нервюры – арки, являющиеся основой, каркасом готического крестового свода

7. Крестовый нервюрный свод Крестовый нервюрный свод – основная ячейка готической архитектуры, четыре опоры сначала соединяли

стрельчатыми арками в квадрат, затем перебрасывали две диагональные арки

8. Стрельчатая арка

9. Применение контрфорсов и аркбутанов в конструкции готической базилики

Контрфорсы –
дополнительные мощные
опоры за пределами стен
базилики, которые
позволяют удержать
боковой распор свода.
Аркбутан – в готической
архитектуре специальная
соединительная арка,
которая перебрасывалась
от центрального нефа
базилики к контрфорсу,
передавая ему нагрузку
свода.

10. Контрфорсы и аркбутаны готических соборов

11. Интерьеры готических соборов

12. Во внешнем облике готического собора главную роль играл западный фасад. Площадь перед ним стала главной площадью города. Фасад,

подобно экрану, скрывал ребра конструкции (контрфорсы и аркбутаны) и представлял в скульптурном
убранстве образ премудро сотворенной Богом вселенной. По вертикали и по горизонтали западный фасад делится на три
части. Мышление средневекового человека было пронизано христианской символикой. Три – символ Троицы, единства Бога в
трех лицах. В основе деления фасада на три части по вертикали лежит композиция из трех порталов. Над боковыми
порталами возвышаются башни, устремленные к небу.
Западный фасад готического собора:
образ божественной вселенной

13. Центром западного фасада является круглое витражное окно, традиционно называемое розой. Оно располагается над центральным

порталом. Обычно окно-роза было вписано в
квадратное обрамление (круг- символ неба, квадрат – земли).
Окно-роза на западном фасаде
готического собора

14. Большие готические соборы строились столетиями. Строительство велось на средства горожан. Поэтому собор, без преувеличения,

можно назвать детищем и
гордостью жителей города. За время возведения
собора менялись вкусы заказчиков, и мастера
отходили от первоначального замысла. Поэтому
многие храмы имеют асимметрические башни и
порталы.
Возведение готических соборов способствовало
появлению строительной ложи – объединения
ремесленников разных специальностей. Ложа была
образовательным центром и рабочим местом
средневекового зодчего. Готический архитектор
должен был, прежде чем встать во главе стройки,
овладеть мастерством каменщика, скульптора,
познать тайны планировки, знать работу конструкций
и уметь вычислять параметры будущего здания.

15. Сохранился альбом французского зодчего XIII в. Виллара де Оннекура. Это книга образцов, призванная помочь строителю освоить

секреты своей профессии. В альбоме нет теоретических рассуждений. Оннекур
излагает практические приемы каменной кладки, основы конструкций, методы изображения фигур правила
черчения. Книга раскрывает и личность самого зодчего: он мобилен и любознателен, зарисовки дают
представление о разнообразии его интерьеров.
Альбом французского зодчего Виллара де Оннекура: образцы готических окон

16. Альбом Виллара де Оннекура: чертежи строительных механизмов

17. Альбом Виллара де Оннекура: изображения человеческой фигуры и чертёж хора с венцом капелл

18. Особенности готического стиля во Франции и Германии. Собор Парижской Богоматери

19. Самый известный готический храм – собор Парижской Богоматери (начат в 1163 г.). В процессе строительства, которое завершилось к

середине XIV
в., он претерпел ряд изменений.
Среди храмов Франции собор Парижской Богоматери
выделяется строгим величием облика. В нефах
господствуют размеренные ритмы, стена не утратила
вещественности, круглые колонны массивны.
Сдержанная сила отличает и западный фасад
собора, где вертикали аркад и окон уравновешены
горизонталями карнизов. Внизу три углубленных
портала подчеркивают мощь основания, в среднем
ярусе многочисленные окна и арки почти уничтожают
стену. Ажурная аркада оттеняет величественную и
горделивую строгость башен.

20. Собор Парижской Богоматери: башни западного фасада и окно-роза

21. Собор Парижской Богоматери: интерьер

22. Собор Парижской Богоматери: крестовый нервюрный свод

23. Собор в Шартре

24. На рубеже XII и XIII в. выстроен собор в Шартре. Стена центрального нефа получила здесь деление по горизонтали на три части:

аркада опор, трифорий (невысокая декоративная
галерея) и окна. Вместо массивных круглых опор появляются
пучки колонн, которые непрерывным движением возносятся к
сводам. Зодчие сумели придать им ощущение свободного и
одухотворенного подъема.
Шартр – один из немногих соборов, который сохранил почти
неизменным свое остекление. Это самый большой из
дошедших до нас ансамблей витражей XII и XIII вв.

25. Собор в Шартре: интерьер. Стена центрального нефа разделена на 3 части: опоры, трифорий и окна.

26. Примеры пучка колонн в готической архитектуре

27. Трифорий — галерея во втором ярусе центрального нефа готического собора

28. «Королевский портал». Западный фасад собора в Шартре

29. Статуи-колонны на откосе «Королевского портала» в Шартре

30. Статуи трансепта Шартрского собора

31. Витражи, невидимые снаружи, раскрывали свою красоту в интерьере, когда солнечные лучи придавали каждой краске наибольшую

звучность. Цветной свет рождал в храме особую среду, привносил оттенок ликующей лучезарности в
торжественное внутреннее пространство собора.
Витражи Шартрского собора

32. Витражное окно в Шартре с изображением Богоматери с младенцем

33. Собор в Реймсе: западный фасад и интерьер

34. Шедевром зрелой готики и «академией искусств» для средневековых мастеров стал собор в Реймсе. Этот город издавна был местом

коронации французских королей. Собор в
Реймсе – трех-нефная базилика, пересеченная трехнефным
трансептом. Несмотря на длинные сроки строительства он
сохранил первоначальный замысел. Западный фасад храма
чрезвычайно сложен; отдельные мотивы переплетаются,
контрастируют, дополняют друг друга. Масса здания, тяжелая
и инертная у земли, становится все более легкой и подвижной
по мере подъема вверх. Внутреннее пространство храма
отличают ясная структура, благородство и стройность
пропорций, естественность и пластичность переходов,
высокое совершенство обработки камня, тщательность
отделки каждой детали.

35. Сент-Шапель (Святая капелла): интерьер верхней и нижней церкви

36. Последний этап развития французской готики приходится на время правления короля Людовика IX Святого. Это была эпоха взлета

культуры. Париж и королевский двор стали центром
интеллектуальных занятий и модных увлечений. Но в
архитектуре время конструктивных поисков миновало, теперь
разрабатывались и варьировались уже найденные решения,
совершенствовалось декоративное убранство. Этот этап
развития стиля иногда именуют лучистой готикой по широко
распространенному рисунку окна-розы с радиально
расходящимися лепестками. Стены зданий становятся
практически прозрачными и превращаются в бесплотный
ажурный орнамент. Вершиной развития стиля «лучистой»
готики стала Сен-Шапель – Святая капелла в Париже. Она
строилась как королевская церковь.

37. Сент-Шапель: витражи

38. В Германию готика пришла из Франции во второй четверти XIII в. Ее становление пришлось на сложный период в жизни страны.

Империя распалась
на ряд самостоятельных княжеств. Принесенная изза Рейна «французская манера» столкнулась в
Германии с сильными романскими традициями.
Наиболее самостоятельные и своеобразные
немецкие мастера оказались в области
монументальной скульптуры. Скульптура Германии
пережила расцвет в середине XIII в. Внимание
немецких мастеров привлекало не всеобщее, а
индивидуальное. В образном строе скульптуры на
первый план выступили черты экспрессии и
характерности.
Один из крупных скульптурных ансамблей Германии
находится в Магдебурге.

39. Статуи из собора в Наумбурге. Портреты Германа и Риглинды

40. Собор в Магдебурге. Девы разумные. Фрагменты.

41. Собор в Магдебурге. Девы неразумные. Фрагменты.

42. Еще в 4 веке на месте, где сейчас возвышается Кёльнский собор, был построен один из первых христианских храмов в Германии, в IX

веке его
сменил, так называемый, «Старый
собор», который был уничтожен
пожаром. И только в середине 13 века
началось масштабное строительство
самого величественного собора в
Германии. Ведь именно здесь должны
были храниться мощи трех волхвов —
Мельхиора, Валтасара и Гаспера. По
задумке создателей, Кёльнский собор
должен был превзойти все храмы,
которые до этого видел мир, и им это
более чем удалось.

43. Площадь здания составляет восемь с половиной тысяч квадратных метров, высота его башен со шпилями превышает полторы сотни

метров, чтобы попасть на верхнюю площадку
башен, нужно взобраться по винтовой лестнице, переступив
полтысячи ступеней. Главный зал собора находится в
окружении небольших часовен, капелл, галерей. Все здесь
украшено лепниной, изящными скульптурами, резными
колонами и арками, пол и наружные стены вымощены особым
серым рейнским камнем, а внутри стены декорированы
старинной мозаикой и позолотой.
Кёльнский собор в свое время был самым высоким храмом в
мире, и сегодня является крупнейшим в Европе, здесь
собраны уникальные реликвии, огромное количество
скульптур и полотен религиозной тематики, старинные
культовые предметы. А соборный колокол «Петр» весит
двадцать четыре тонны, вылитый он из пушек французской
армии, и равных ему нет во всем мире.

44. Кельнский собор

45. Уже на этапе создания чертежа нового собора стали происходить загадочные вещи. Легенды говорят о разном. Согласно одной, новый

архитектор никак не мог создать окончательный план собора, хотя властями города ему на это был отведен целый год. И
однажды, прогуливаясь по улицам Кельна, он встретил мужчину, который заканчивал набросок плана. Заглянув ему за плечо,
архитектор с изумлением понял, что план – это и есть проект будущего собора. Герхард фон Риле стал уговаривать мужчину продать
ему чертеж, и тот согласился – запросив в качестве стоимости душу архитектора. Мужчиной был не кто иной, как сам Дьявол,
который, к тому же, пообещал сам построить собор в три года, если архитектор согласится в придачу отдать ему души своей жены и
ребенка.
Уверенный, что самонадеянный Дьявол не сумеет выполнить обещание, архитектор согласился. Шло время, и собор стремительно
рос, а Герхард фон Риле стал сомневаться. Видя его удрученное состояние, жена стала расспрашивать, в чем дело. В конце концов,
архитектор признался ей. Придя в ужас поначалу, женщина со временем стала искать способ обмануть Дьявола. И нашла.
Согласно уговору, Сатана должен был завершить строительство до того, как пропоет петух в первое утро четвертого года.
Подобравшись в назначенное время к собору, жена фон Риле прокричала петухом – но собор к тому моменту еще не был готов.
Сатана, не успевший поставить последнюю башенку, в ярости стал крушить постройку. И с тех пор каждого, кто пытался продолжить
строительство, постигала кара, ведь Сатана проклял и сам собор, и весь город, повелев, что в момент закладки последнего камня в
стены сооружения наступит Апокалипсис.
English     Русский Правила