Похожие презентации:
Ко Дню славянской письменности и культуры
1. 24 мая
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙКУЛЬТУРЫ И
ПИСЬМЕННОСТИ
2. Писать люди научились раньше, чем делать бумагу и поэтому использовали камень – высекали на нём буквы. Но камень неудобный для
Немного истории…О создании книг
Писать люди научились раньше,
чем делать бумагу и поэтому
использовали камень – высекали
на нём буквы. Но камень
неудобный для письма материал,
так как он твёрдый, жёсткий и
тяжёлый.
3. Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Первыми писать на глиняных дощечках стали в
Греции.Глиняные книги были очень
неудобными, громоздкими.
Каждая книга
весила несколько
десятков
килограммов.
4.
Также в Греции использовали деревянныедощечки, залитые воском. Такая книга
состояла из ряда скреплённых друг с другом
дощечек с углублением в середине,
заполненном воском. Писали по воску
стальной палочкой "стилем".
5.
В древнем Египте писали на папирусе.Папирус – речной тростник
с высоким и толстым
стволом
Стебли папируса разрезали на
тонкие полоски и укладывали их
друг на друга, смазывали клеем,
проглаживали деревянной
гладилкой, сушили на солнце и
свертывали в трубку.
6.
В городе Пергаме придумали пергамент –названный в честь города. Изготавливали
его из шкур телят и овец. На изделие
одной книги уходило целое стадо баранов.
Писали её от руки несколько лет.
Несколько
пергаментных
листов
составляли книгу. Книги из пергамента
были очень дорогие.
7.
Затем появился новыйматериал, который намного
тоньше пергамента. На нём
было очень просто писать. Это
– бумага. Рецепт изготовления
бумаги придумали в Китае.
Этой диковиной восхищались
все страны, но китайцы
держали в тайне чудесный
способ.
8.
История возникновения книгна Руси начинается с первых
русских берестяных грамот,
которые появились в
Новгороде. Наши предки,
которые жили в Древней Руси,
писали на бересте.
Береста – это
наружная часть
берёзовой коры.
Писать на бересте
удобно, но для
книг она не
годилась.
9.
Самая древняя русская рукописнаякнига «Остромирово Евангелие»
написана в середине XI века.
Более 900 лет назад мастер книжного
дела писец Григорий переписал это
Евангелие для новгородского
посадника Остромира.
Писец Григорий писал Остромирово
Евангелие почти семь месяцев.
За день он успевал написать не более
3 страниц.
В 2011 году Остромирово Евангелие
включено в реестр ЮНЕСКО
«Память мира», который объединяет
наиболее ценные и значимые
памятники мирового культурного
наследия
10.
О славянской письменностиДЕНЬ ПАМЯТИ
первоучителей
славянских
народов–святых
равноапостольных
братьев
КИРИЛЛА
и
МЕФОДИЯ
11.
КИРИЛЛ ( род. в 827 г. , допринятия монашества –
Константин)
МЕФОДИЙ ( род. в 815 г.,
мирское имя неизвестно)
родились в семье
византий-ского
военачальника из
г. Фессалоники (Греция)
12.
Просветитель славян святойМЕФОДИЙ родился около 815 г. в
Солуни (Фессалониках) — одном из
самых крупных и богатых городов
Византии. Около 833 г. МЕФОДИЙ
начал военную службу и проходил
ее, в столице, на виду у
императора Феофила. В возрасте
20 лет его поставили архонтом
(воеводой) в Славинию —
небольшое славянское княжество,
находившееся тогда под властью
греков. Эту должность МЕФОДИЙ
исполнял десять лет и имел
возможность хорошо изучить
славянский язык и славянские
обычаи.
13.
Святой КИРИЛЛ родился вМакедонии, в городе Солуни, с
малых лет отличался
умственными способностями.
Обучаясь в солунской школе и
еще не достигнув пятнадцати лет,
он уже читал книги
глубокомысленнейшего из Отцов
Церкви – Григория Богослова (IV
в.)
Юноша рано принял сан
пресвитера.
По возвращении в
Константинополь состоял
библиотекарем соборной церкви
и преподавателем философии.
Святой КИРИЛЛ с успехом вел
прения с еретиками,
14.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий,Первоучители Славянские
Византийские монахи Кирилл
и Мефодий (Болгария входила
тогда в состав Византии)
распространяли христианство
среди славянских народов
юго-восточной Европы.
Греческие богословские книги
необходимо было перевести на
славянские языки, но азбуки,
соответствующей
особенностям звучания
славянских языков, не
существовало. Ее-то и
задумали создать братья, благо
образованность и талант
Кирилла делали эту задачу
выполнимой.
15.
Церковнославянскийалфавит
16.
Некоторое время наряду с кириллицейбыла в употреблении и другая
славянская азбука – глаголица. Она
имела тот же состав букв, но с более
сложным, витиеватым написанием.
Видимо, эта особенность и
предопределила дальнейшую судьбу
глаголицы: к
XIII в. она почти полностью исчезла.
17.
Книги на РусиЛучший пергамен получался из
мягкой, тонкой кожи
ягнят и телят.
Её очищали от шерсти и тщательно
промывали.
Затем натягивали на рамки,
посыпали мелом и чистили пемзой.
Выделанную кожу разрезали на
прямоугольные куски и сшивали
в тетради по восемь листов.
Сшитые тетради собирали в
книгу.
В зависимости от формата и
количества листов, на одну книгу
требовалось от 10 до 30 шкур
животных – целое стадо!
18.
Для защиты отмеханических
повреждений делали
переплет из двух досок,
обтянутых кожей и
имевших застежку на
боковом срезе. Доска не
украшала книгу, поэтому
поверх нее надевали оклад
– своего рода
металлическую
"суперобложку".
19.
Один из древнейших и красивейшихокладов принадлежит "Мстиславову
Евангелию", созданному в Новгороде
в начале XII в. Это настоящий шедевр
ювелирного искусства. Все поле
оклада покрыто изысканной золотой
сканью.
В центре – фигурная золотая запона
с изображением Христа, ангелов и
святых, выполненная в технике
перегородчатой эмали. По сторонам,
на фоне скани, симметрично
расположены драгоценные камни и
эмальерные изображения святых.
20.
Писали книги обычно гусинымпером и чернилами. Привилегию
писать лебединым и даже павлиньим
пером имел царь.
Извлекали перо непременно из
левого крыла птицы,
чтобы изгиб был удобен для правой,
пишущей, руки.
Перо обезжиривали, втыкая в
горячий песок,
затем кончик наискось срезали,
расщепляли и затачивали
специальным, перочинным,
ножичком.
Им же выскабливали ошибки в
тексте.
21.
Средневековые чернила, в отличие отпривычных для нас синих и чёрных,
были бурого цвета,
так как делались на основе
железистых составов,
а проще говоря, ржавчины.
В воду опускали кусочки старого
железа, которые, ржавея,
окрашивали её в бурый цвет.
Сохранились древние рецепты
изготовления чернил. В качестве
компонентов, помимо железа,
использовали дубовую или ольховую
кору, вишнёвый клей, квас, мёд и
многие другие вещества,
придававшие чернилам необходимую
вязкость, цвет, устойчивость.
22.
Прежде чем приступить к письму,листы пергамена разлиновывали при
помощи линейки и затупленного
шильца, по краям оставляя поля.
Под ногой у писца стояла невысокая
подставка, так как писать было Монастыри служили
принято на колене. На пюпитре
основными центрами
устанавливали образец, а на столе книгописания в средние века.
раскладывали письменные
В монастырской книжной
принадлежности: чернильницу,
мастерской царила строгая
песочницу, перья и кисти,
дисциплина. За ослушание,
перочинный нож, линейку.
небрежность сажали на сухой
паек.
23.
Виды письмаУстав –буквы без
наклона, строго
геометрической
формы.
Полуустав – буквы
помельче, более простые в
написании, с легким
наклоном. XIV в.
Скоропись – соседние
буквы плавно
соединяются. XVI XVII вв.
24.
Для украшения рукописи заглавия всредние века писали особым,
декоративным шрифтом – вязью.
Буквы, вытянутые вверх,
переплетались между собой (отсюда и
название – вязь), образуя текст,
похожий на ленту орнамента.
25.
Знак "титло"26.
Долгое время не существовалонумерации страниц. Вместо этого
внизу справа писали слово, с
которого начиналась следующая
страница.
27.
Средневековые рукописные книгинарядно оформлялись. Перед текстом
обязательно делали заставку –
небольшую орнаментальную
композицию, часто в форме рамки
вокруг названия главы или раздела.
Первую, заглавную букву в тексте –
"инициал" – писали крупнее и
красивее остальных, украшали
орнаментом, иногда в виде человечка,
животного, птицы, фантастического
существа. Обычно инициал был
красным.
Лист с заставкой и инициалом В.
Начало XV в.
28.
Самым сложным видомиллюстрирования книги были
миниатюры. Это слово произошло от
латинского minium – так называлась
красная краска, которой
расцвечивали средневековые
рукописи.
Миниатюры писали художники на
свободных от текста листах книги кистью
и красками. Чаще всего это были
портреты заказчиков или авторов книги
(например, евангелистов), иллюстрации к
тексту.
29.
В середине XVI в. в Москве по указуИвана Грозного большая группа
писцов и художников создала
Лицевой летописный свод. Десять
томов летописи охватили историю
человечества и Руси от сотворения
мира до 1567 г. 9 тыс. листов текста и
16 тыс. миниатюр содержит этот
удивительный памятник живописи и
письменности, работа над которым с
перерывами продолжалась более
тридцати лет.
30.
На Руси печатные книги появилисьпозже, чем в южных и западных
славянских землях. Это объяснялось
обилием рукописных книг и самих
переписчиков. Однако, к тому
времени в Священных и
богослужебных книгах из-за
многочисленных переписываний
накопилось немало ошибок.
По приказанию царя Иоанна
были приняты меры к
пресечению этого. Наблюдать
за правильностью
переписывания поручили
старейшим священникам, но
исправить все, прежде
написанные книги было
невозможно.
31.
Митрополит Макарий благословилцаря на новое дело, сказав, что
«мысль начать печатание книг на
Руси внушена царю Самим Богом»
Иоанн Грозный берёт
благословение у
митрополита Макария
В пользе книгопечатания
убеждал царя преподобный
Максим Грек – знаменитый
проповедник и переводчик
греческих книг.
32.
Иван ФедоровТипографская марка
Ивана Фёдорова
Апостол. Наборный полуустав
Ивана Федорова
33.
Первая датированная печатнаякнига на Руси появилась 1
марта 1564 года. Она была
отпечатана в Москве в
государственной типографии,
которую основал Иван Грозный.
Полное название книги «Деяния
апостольские», но более
известно ее краткое название
«Апостол». Как богослужебная
книга она включает Деяния
апостолов и их послания и
предназначена для чтения в
церкви во время богослужения.
К набору первой страницы
книги приступили в апреле 1563
года и почти через год, 1 марта
1564 года, печатание «Апостола»
было закончено.
34.
Орден преподобногоНестора-летописца
"... Книги наставляют
и научают нас пути
покаяния, ибо
мудрость обретаем и
воздержание в словах
книжных. Это – реки,
наполняющие
Преподобный Нестор-летописец
вселенную, это –
источник мудрости, в
книгах ведь
неизмеримая глубина;
ими мы в печали
утешаемся, они – узда
воздержания"