Проект <<Русская прялка >>
Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка, состоявшая из веретена, прялицы и собственно
Целью работы является изучение русской прялки.
Процесс прядения
Мезенская прялка
Прялки в музеи. На зимних каникулах я посетила музеи деревянного зодчества. Меня очень заинтересовали прялки 19 века нашей
Северодвинские прялки
Бабушкина прялка
Спасибо за внимание !
36.13M
Категория: КультурологияКультурология

Русская прялка

1. Проект <<Русская прялка >>

Проект
<<Русская прялка >>
Работу выполнила : Гаврыш Полина Владимировна
МБОУ <<Средняя общеобразовательная школа №73>>
города Архангельска . Класс 9 <<A>>
Научный руководитель :
учитель истории
МБОУ <<Средняя общеобразовательная школа №73>>

2. Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка, состоявшая из веретена, прялицы и собственно

прялки .
Несмотря на всю простоту прялка была удивительным
завоеванием человеческого ума. Три операции:
вытягивание, кручение и наматывание нити. Со
временем в этом процессе ничего не изменилось, только
выполнять эти операции стали машины.
Давным - давно прялка была в каждой семье, да и не
одна. А как удивительно красивы эти простейшие орудия
прядения.

3. Целью работы является изучение русской прялки.

Задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Понять устройство прялки и изучить
процесс прядения.
- Узнать особенности Мезенской прялки и
отличие её от других прялок.

4. Процесс прядения

Прялка предназначена для прядения шерсти. Сначала было
ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и
прялку. Пряжа от первых старинных прялок получалась
разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец,
в какой период времени года была пострижена овца и от
многих других факторов. Как выполнялся весь процесс
прядения? Правой рукой приводили в движение большое
колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к
веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену
происходило закручивание или наматывание пряди.

5. Мезенская прялка

Своё название получила по названию местности Мезень,
ныне Мезенский район Архангельской области. Мезенская
прялка относится к типу цельной прялки — донца.
Отличительной чертой мезенской прялки является не
только форма, но и роспись, покрывающая как саму
лопасть, так и ножку прялки. Мезенская роспись сложилась
к началу 19 века в низовьях реки Мезени, в селе
Палощелье. Исследователи народного искусства считают
мезенские росписи прялок наиболее архаичными среди
всех остальных. Действительно, в них будто оживает
древняя техника росписи по дереву. Сажа и береговая
красная глина - их краски, связующее - раствор смолы
лиственницы в воде. Роспись наносилась прямо на дерево
палочкой и тетеревиным пером. Сурик стали применять с
конца XIX века. Росписи покрывали олифой.

6. Прялки в музеи. На зимних каникулах я посетила музеи деревянного зодчества. Меня очень заинтересовали прялки 19 века нашей

северной и вологодской области , а также там были
прялки Северодвинска и Каргополя. И я решила узнать о
этих прялках побольше ...
1.Прялки 19 века Вологодская область .Прялки
Погорелова, Чучкова и Бирякова — это три разновидности
тотемских прялок: корневых, на высокой ножке, с
квадратной лопастью (северный тип прялки). Все три
центра стоят на древнем тракте Вологда-Тотьма, чем и
объясняется близость их форм

7.

2.Прялки второй половины 19 века. Архангельская
область, Каргопольский район.
Прялки этого района называют коневскими. Делались и
бытовали в деревнях вокруг Конева, на реке Онеге. Имеют
более высокую, чем прялки Каргополя, ножку и большую,
чуть расширенную внизу , лопасть. Форма и ритм круглых
городков повторяется рядом подвесок нижнего края
лопасти . Вся фасадная сторона густо покрыта мелкой
резьбой. На большинстве коневских прялок в центре
лопасти, вместо розетки, резался узор, напоминающий
сказочный теремок . по резьбе коневские прялки
золотились или покрывались яркой кистевой росписью.

8. Северодвинские прялки

Северодвинская расписная прялка-копыл по своей
конструкции очень близка к вологодскому типу,
хотя и несколько уступает ему в размерах. Главной
отличительной особенностью прялок этого типа
является графическая белофонная роспись или
«роспись с контуром», при которой мастер не
производил самостоятельных мазков, а только
заполнял предварительно оконтуренные части
плоскости.
Исследователи разделили северодвинскую роспись
на три самостоятельных типа: пермогорскую,
ракульскую и борецкую.

9. Бабушкина прялка

Однажды прибираясь в комнате у бабушки я заметила что в углу
лежит непонятная деревяшка. Я решила её достать и рассмотреть. Это
была старая и всеми забытая прялка. Я спросила у бабушки: «Откуда у
неё эта прялка?» Бабушка ответила, что прялка досталась ей от её
мамы. А вот как она появилась у моей прабабушки уже неизвестно.
Как прясть бабушка позабыла , и поэтому разрешила мне её взять. Я
решила узнать о прялке побольше. В Интернете я нашла что эта
прялка Мезенская.
Посередине прялки бежит конь на тонких паучьих ногах с длинным
хвостом. На верху нарисованы расписные птицы. Для росписи прялки
использовали только три цвета. Сначала прялку заолифили, она стала
жёлтой, а потом нарисовали только чёрной и красной красками.
Сделана прялка из цельного дерева. Жаль, что надписей на ней не
сохранилось. Мы с мамой обязательно сохраним прялку как семейную
реликвию

10. Спасибо за внимание !

English     Русский Правила