Соотношение понятий «спасение» и «искупление»
Цель искупления –
Библейские и святоотеческие образы искупления
Кому приносится выкуп? Святитель Григорий Богослов. Слово 45, на святую Пасху:
2. Пастырский образ
3. Врачебный образ
4. Воинский (царский) образ
5. Образ «Божественной хитрости» (премудрости)
Свт. Василий Великий Образ «Божественной хитрости» (премудрости)
Свт. Василий Великий Беседа на псалом 48:
Свт. Василий Великий Беседа на псалом 48:
Свт. Василий Великий Беседа на псалом 48:
Свт. Ириней Лионский Образ «Божественной хитрости»
Свт. Ириней Лионский Против ересей. V. I.1.
Свт. Ириней Лионский Против ересей. V. I.1.
Составляющие искупления
Составляющие искупления:
Боговоплощение
Учение, пророчества, чудеса
Крестная Жертва
Схождение во ад
Воскресение
Вознесение
Теории искупления
1. Юридическая теория искупления
Положительные стороны юридической теории искупления
Отрицательные стороны юридической теории искупления
2. Нравственная теория искупления
3. «Органическая» теория искупления
9.91M
Категория: РелигияРелигия

Учение об искуплении

1.

Учение об искуплении

2. Соотношение понятий «спасение» и «искупление»

Кто совершает спасение человека: а) Бог; б) человек?
а) «Вы спасены… и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 8).
б) «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2, 12).
Две стороны
спасения
Божественная
Человеческая
(все, что совершено Богом
без участия человека)
(труды человека
по усвоению этого дара)
Спасение – синергия (соработничество) Бога и человека
Искупление – Божественная сторона спасения
Принимает ли человек участие в своем спасении?
Принимает ли человек участие в своем искуплении?
Да
Нет

3. Цель искупления –

Грехопадение
воссоединение человека с Богом
Четыре преграды
между человеком и Богом
Адам
Цель:
Единство с Богом
совершенство
и блаженство
Грех
Проклятье
Диавол
Смерть

4. Библейские и святоотеческие образы искупления

5.

Библейское и святоотеческое учение об Искуплении
раскрывается через сотериологические образы,
каждый из которых поясняет
один из аспектов этой тайны,
не претендуя на исчерпывающий характер.
Абсолютизация одного из образов
ведет к искажению учения об Искуплении.

6.

1. Юридический образ
Основан на понятии «искупление».
Буквальное значение
термина «искупление» (греч. литрозис) –
выкуп, плата за освобождение раба.

7.

1. Юридический образ
Используется
Иисусом Христом:
«Сын Человеческий
не [для того] пришел,
чтобы Ему служили,
но чтобы послужить
и отдать душу Свою
для искупления многих»
(Мф. 20, 28; Мк. 10, 45).

8.

1. Юридический образ
Используется
апостолом Павлом:
«Христос искупил нас от клятвы закона,
сделавшись за нас клятвою»
(Гал. 3, 13).
«…един Бог, един и посредник
между Богом и человеками,
человек Христос Иисус,
предавший Себя для искупления всех»
(1Тим. 2, 5-6).
«Христос, Первосвященник будущих благ,
придя с большею и совершеннейшею
скиниею, нерукотворенною …
и не с кровью козлов и тельцов,
но со Своею Кровию,
однажды вошел во святилище
и приобрел вечное искупление»
(Евр. 9, 11-12).

9.

1. Юридический образ
Используется
в богослужебной
гимнографии:
«Искупил ны еси
от клятвы законныя
честною Твоею Кровию,
на Кресте пригвоздився
и копием прободся,
безсмертие источил еси
человеком,
Спасе наш, слава Тебе»
(Великая Пятница.
Утреня. Тропарь, гл. 4).

10.

Кому
приносится
выкуп?

11.

Кому
приносится
выкуп?

12. Кому приносится выкуп? Святитель Григорий Богослов. Слово 45, на святую Пасху:

«…кому и по какой причине принесен этот выкуп?
Если лукавому, то - долой оскорбление!
Не только от Бога, но и самого Бога
получает разбойник в качестве выкупа,
и столь безмерную плату берет за свою тиранию,
что за такую плату справедливо было пощадить нас.
Если же Отцу, то, во-первых, как?
Ведь не у Него были мы в плену!
А во-вторых, по какой причине
кровь Единородного будет приятна Отцу,
Который даже Исаака не принял, приносимого его отцом,
но заменил жертвоприношение,
дав овна вместо разумной жертвы?

13.

Кому приносится выкуп?
Святитель Григорий Богослов.
Слово 45, на святую Пасху:
Или из сего не видно, что приемлет Отец,
не потому что требовал или имел нужду,
но по домостроительству
и потому, что человеку нужно было освятиться
человечеством Бога,
чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою,
и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего
и все устрояющего в честь Отца…»

14. 2. Пастырский образ

«Я есмь пастырь добрый:
пастырь добрый полагает
жизнь свою за овец»
(Ин. 10, 11).
«…Сын Человеческий
пришел взыскать
и спасти погибшее. <…>
Если бы у кого было
сто овец,
и одна из них заблудилась,
то не оставит ли он
девяносто девять в горах
и не пойдет ли искать
заблудившуюся?»
(Мф. 18, 12).

15. 3. Врачебный образ

Притча
о милосердном самарянине
«…некоторый человек шел
из Иерусалима в Иерихон и попался
разбойникам, которые сняли с него
одежду, изранили его и ушли,
оставив его едва живым.
По случаю один священник
шел тою дорогою
и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте,
подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая,
нашел на него и, увидев его,
сжалился и, подойдя, перевязал ему
раны, возливая масло и вино;
и, посадив его на своего осла,
привез его в гостиницу
и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая,
вынул два динария,
дал содержателю гостиницы
и сказал ему: позаботься о нем;
и если издержишь что более,
я, когда возвращусь, отдам тебе»
(Лк. 10, 30-35).

16.

«…некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам,
которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя,
перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез
его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два
динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем;
и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10, 30-35).

17. 4. Воинский (царский) образ

«…как может кто войти в дом сильного
и расхитить вещи его,
если прежде не свяжет сильного?
и тогда расхитит дом его» (Мф. 12, 29).
«...Своим Божеством
крепкаго связав,
сего сосуды
расхитил есть»
(Воскр. 8 гл. Утреня.
Канон, песнь 3).
«Отверзошася
Тебе Господи,
страхом врата смертная,
вратницы же адовы
видевше Тя,
убояшася;
врата бо медная
сокрушил еси
и вереи железныя
стерл еси...»
(Субб. 2 гл. Вечерня.
Стихира
на «Господи воззвах»).

18.

«Как некий царь, найдя главаря шайки разбойников,
который нападал на города,
повсюду совершал ограбления,
скрывался в пещерах и там прятал богатство,
связывает этого главаря разбойников
и предает его казни,
а сокровище переносит в царские хранилища,
так поступил и Христос:
главаря разбойников и тюремного надзирателя,
то есть диавола и смерть, Он связал Своей смертью,
а все богатство, то есть род человеческий,
перенес в царские хранилища...

19.

Сам Цapь пришел к узникам,
не устыдившись ни темницы, ни узников, –
не мог же Он устыдиться тех, кого создал, –
и сокрушил врата, сломал засовы, предстал аду,
всю стражу его оставил в одиночестве
и, взяв тюремного надзирателя связанным,
так взошел к нам.
Тиран приведен пленным, сильный – связанным;
сама смерть, бросив оружие,
обнаженной прибежала к ногам Царя»
(Свт. Иоанн Златоуст).

20. 5. Образ «Божественной хитрости» (премудрости)

21.

Свт. Григорий Нисский.
«Большое огласительное слово».
Главы 22-24 (фрагменты):
«Поскольку мы себя …добровольно продали,
то освобождающему нас по благости
…должно было изобрести не насильственный,
но справедливый способ возвращения.
А этот способ таков:
войти в сделку с владеющим,
чтобы взял, какую пожелает, цену за обладаемого.

22.

Свт. Григорий Нисский.
«Большое огласительное слово».
Главы 22-24 (фрагменты):
<…> …в повествуемом от века ни в чем не знал
ничего подобного тому, что усматривал в видимом тогда,
в безмужнем чревоношении и нерастленном рождении,
…в голосах невидимых существ, свыше свидетельствующих
о сверхъестественном достоинстве,
в исцелении естественных недугов,
…в возвращении умерших к жизни,
в устрашении демонов, во власти над воздушными волнениями,
в хождении по морю, …в раздаянии пищи какого угодно количества.
<…> Эту-то силу усматривая в Нем, враг видел,
что предлагаемое ему в обмен больше того, чем обладает.
Поэтому Его избирает стать ценой за содержимых
под стражей смерти.

23.

Свт. Григорий Нисский.
«Большое огласительное слово».
Главы 22-24 (фрагменты):
Но врагу невозможно было воззреть на непокрытый ничем
образ Божий, не увидев в нем какой-либо части той плоти,
которую покорил уже себе грехом.
Поэтому Божество прикрывает себя плотью,
чтобы враг, взирая на знакомое и сродное ему,
не ужасался приближения преизбыточествующей силы…
<…> …Божество сокрылось под завесой нашего естества,
и враг, как жадная рыба, вместе с приманкой плоти
проглотил крючок Божества,
а таким образом по водворении жизни на место смерти
и по явлении света на место тьмы
уничтожилось представляющееся противоположным свету и жизни.
Ибо нет возможности и тьме оставаться в присутствии света
и быть смерти, когда действует жизнь».

24.

«…Все ухищрения сатаны
были премудро уничтожены
не столько Божественным могуществом Христа,
сколько Его смирением.
В силу своей гордости диавол не мог предположить,
на что способна Божественная любовь:
Христос в уничиженной плоти
оказался для него неразгаданной тайной,
которая раскрылась только в момент Воскресения,
когда диавол утратил власть над людьми»
(Вадим Леонов, свящ. Искупление, ПЭ).

25.

«…Не сумев овладеть Иисусом Христом через страсти,
диавол искал Его смерти,
чтобы подвергнуть обычной участи
как потомка Адама
и низвести Его душу навечно во ад.
Но и здесь диавол обманулся,
ибо будучи непричастным ни личному,
ни первородному греху,
Христос добровольно сходит в царство смерти,
открывает там Свое божественное величие
и поражает диавола в его логовище»
(Вадим Леонов, свящ. Искупление, ПЭ).

26.

«Сам Творец и Господь
вступает в борьбу за свое создание
и самим делом становится Учителем.
И так как враг уловил человека
обещанием ему божественного достоинства,
то и сам он уловляется
[тем, что божество в Искупителе
является под] покровом плоти.
И в этом открываются вместе и благость,
и премудрость, и правда, и всемогущество Божии»
(Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. III, 1).

27. Свт. Василий Великий Образ «Божественной хитрости» (премудрости)

28. Свт. Василий Великий Беседа на псалом 48:

«…Вам нужна искупительная цена
для изведения вашего на свободу,
которую вы утратили,
будучи побеждены насилием диавола,
потому что диавол, взяв вас в рабство,
не освободит от своего учительства,
пока не пожелает обменять вас,
побужденный к тому
каким-нибудь достоценным выкупом.

29. Свт. Василий Великий Беседа на псалом 48:

Посему предлагаемое в выкуп
должно быть не однородно с порабощенными,
но в большей мере превышать их цену,
чтобы диавол добровольно
освободил от рабства пленников.
Поэтому брат не может вас выкупить.
Ибо никакой человек не в силах убедить диавола,
чтобы освободил от своей власти
однажды ему подпадшего.
Человек и за собственные грехи не может дать Богу
умилостивительной жертвы.
Как же возможет сделать это за другого?

30. Свт. Василий Великий Беседа на псалом 48:

Итак, не брата ищи для своего искупления,
но Богочеловека Иисуса Христа,
Который един может дать Богу
"измену" за всех нас».

31. Свт. Ириней Лионский Образ «Божественной хитрости»

32. Свт. Ириней Лионский Против ересей. V. I.1.

«…Могущественное Слово и человек истинный,
разумно искупая нас кровью Своею,
Самого Себя дал в искупление
за подвергшихся плену.
И поелику отступничество
несправедливо возобладало нами,
и нас, по природе составляющих
достояние всемогущего Бога,
противоестественно отчуждало (от Него)
и сделало нас своими собственными учениками,

33. Свт. Ириней Лионский Против ересей. V. I.1.

то Слово Божие всемогущее,
но нескудное в Своем правосудии,
праведно обратилось против самого отступничества
и искупило от него свое достояние не силою,
как то (отступничество) возобладало над нами,
ненасытно похищая чужое,
но убеждением, как подобает Богу,
убеждая, а не насилуя получать, что Ему угодно, –
так чтобы ни правда не была нарушена,
ни древнее создание Божие не погибло».

34. Составляющие искупления

35. Составляющие искупления:

1) Боговоплощение
2) Учение, пророчества, чудеса
3) Крестная Жертва
4) Схождение во ад
5) Воскресение
6) Вознесение

36. Боговоплощение

1) Упразднение греха
2) Обожение
человеческой природы

37. Учение, пророчества, чудеса

(Материал – в учебнике).

38. Крестная Жертва

Жертва Христова –
искупительная,
заместительная
и умилостивительная.
Крестная Жертва –
высшее проявление
любви Бога к человеку.
Крестные страдания
и смерть –
предел кеносиса
(истощания) Христа.
Упразднение
проклятия.

39.

Кто приносит Жертву?
Христос
По Божеству
или по человечеству?
По человечеству
Кто принимает
Жертву?
Пресвятая Троица

40. Схождение во ад

1) Победа
над царством диавола
2) Освобождение
умерших праведников

41. Воскресение

Победа над смертью
Какое отношение
Воскресение Христа имеет
к каждому человеку?
Воскреснув, Христос
дарует возможность
воскресения всем людям.
Христос – «первенец из
умерших» (1Кор. 15, 20).
«Как в Адаме все умирают,
так во Христе все
оживут» (1Кор. 15, 22).

42. Вознесение

Куда вознесся Христос?
Туда, откуда Он снизошел,
то есть к Отцу.
Отлучался ли Он оттуда?
Нет
В чем в таком случае заключается
смысл вознесения?
Христос возносится к Отцу
с воспринятой человеческой
природой.
1) Дарование людям
возможности пребывать там,
где пребывает Христос
(«И когда Я вознесен буду
от земли, всех привлеку к Себе»
(Ин. 12, 32)).
2) Прославление человеческой
природы.

43. Теории искупления

44. 1. Юридическая теория искупления

Ансельм,
архиеп.
Кентерберийский
(1033-1109)
Грех – оскорбление
бесконечного
Божественного величия
и справедливости.
За это оскорбление
требуется бесконечное
удовлетворение.
Но человек конечен,
поэтому Бог Сам приносит
жертву в Лице Своего
Сына для удовлетворения
Божественной
справедливости.

45. Положительные стороны юридической теории искупления

Утверждение
невозможности
спасения человека
его собственными силами.
Ансельм,
архиеп. Кентерберийский
(1033-1109)
Утверждение
необходимости
изменения отношений
между Богом и человеком.

46. Отрицательные стороны юридической теории искупления

Понимание отношений
между Богом и человеком
по образу правовых отношений.
Проецирование на Бога
юридических категорий
«оскорбление», «удовлетворение» и др.
Сведение искупления
к Крестной смерти Христа
(обесценивание остальных событий
Его жизни).
Ансельм,
архиеп. Кентерберийский
(1033-1109)
Противопоставление Божественных
свойств любовь и милость –
свойству справедливость.

47. 2. Нравственная теория искупления

Искупление – явление Христом
высочайшего
нравственного примера,
сострадательной любви
Главное событие искупления –
Гефсиманское борение Христа
(Его душевные страдания).
Митр. Антоний
(Храповицкий)
(1033-1109)
Крестные страдания и смерть
Христа не имеют
существенного значения
(они важны преимущественно
для наглядного выражения
Его сострадательной любви,
Его душевных страданий).

48. 3. «Органическая» теория искупления

Грех – болезнь
человеческой природы
(а не преступление
или оскорбление
в узко юридическом смысле
и не только
безнравственный поступок).
Искупление – исцеление
от болезни, восстановление
человеческой природы,
обожение.
Искупительное значение
имеет вся жизнь Христа.
English     Русский Правила