Природа ангелов
свт. Григорий Богослов
прп. Иоанн Дамаскин
свт. Кирилл Иерусалимский
Падшие ангелы
блж. Августин
свт. Василий Великий
свт. Феофан Затворник
1.22M
Категория: РелигияРелигия

Ангельский мир

1.

Ангельский
мир

2. Природа ангелов

“Вначале сотворил Бог НЕБО и
землю” (Быт. 1:1)
“Когда были созданы звезды,
воспели Меня громко все ангелы
Мои” (Иов. 38:7, по Септуагинте).

3. свт. Григорий Богослов

“Так как для благости Божией не
довольно было заниматься только
созерцанием себя самой, а
надлежало, чтобы благо
разливалось все далее и далее, так,
чтобы число
облагодетельствованных было, как
можно больше (потому что это
свойственно высочайшей благости),
– то Бог измышляет прежде всего
ангельские небесные силы: и мысль
стала делом, которое исполнено
Словом и совершено Духом… И так
как первые твари были угодны Ему,
то измышляет другой мир,
вещественный и видимый”.

4. прп. Иоанн Дамаскин

“Когда ангелы по воле Божией
являются достойным людям, то
являются не такими, каковы сами в
себе, а в таком преображенном
виде, в каком люди могут
видеть их”.
«Впрочем ангелы называются
бестелесными и невещественными
только по сравнению с нами. Ибо в
сравнении с Богом все оказывается
грубым и вещественным. Одно
Божество всецело невещественно и
бестелесно”.
прп. Иоанн Дамаскин

5. свт. Кирилл Иерусалимский

«Представь как многочислен народ римский;
представь, как многочисленны другие
народы грубые, ныне существующие, и
сколько их умерло за сто лет; представь,
сколько погребено за тысячу лет; представь
людей, начиная от Адама до настоящего дня:
велико множество их, но оно еще мало в
сравнении с ангелами, которых более. Их –
девяносто девять овец; а род человеческий
есть одна только овца. По обширности места
должно судить и о многочисленности
обитателей, сколько больше пространство;
небеса небес содержат их необъятное число.
Если написано, что «тысячи тысяч служили
Ему и тьмы тем предстояли пред Ним,» – то
это только потому, что большего числа
пророк изречь не мог».
свт. Кирилл Иерусалимский

6. Падшие ангелы

“и произошла на небе война: Михаил и
ангелы его воевали против дракона, и дракон
и ангелы его воевали против них. Но не
устояли, и не нашлось им места на небе. И
низвержен был великий дракон, древний
змий, называемый дьяволом и сатаною,… и
ангелы его низвержены с ним” (”дракон” –
это Денница, Апок. 12:7-9)

7.

“Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала
дьявол согрешил,” “всякий, делающий грех, есть
раб греха” (1 Ин. 3:8, Ин. 8:34).
“Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник
ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого
поглотить” (1 Пет. 5:8).
“Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам
можно было стать против козней дьявольских,
потому что наша брань не против крови и плоти, но
против начальств, против властей, против
мироправителей тьмы века сего, против духов
злобы поднебесных” (Еф. 6:11-12).

8.

С ужасным ожесточением восстал падший ангел
против воплотившегося Бога-Слова. Истинным
высшим торжеством добра было восприятие
Богом человечества, и потому оно было
торжеством для Ангелов; но для гордого диавола,
презиравшего пораженное и плененное им
человечество, было невыносимым ударом
соединение человечества с Божеством. Он
вооружился против Богочеловека и лично, и чрез
орудия, т.е. чрез подчинившихся человеков. Он
дерзнул предстать Господу и искушать Его
чревоугодием, тщеславием и временными
благами, даже осмелился требовать от Него себе
поклонения.

9.

Изгнание бесов и великие чудеса, совершенные
Господом, доказывали ему воплощение Сына Божия;
подчиненные ему демоны открыто исповедывали это;
но злоба совершенно омрачила его и увлекала к
величайшему злодеянию. Он излил яд свой в сердца
иудеев, которых справедливо Дух Святой назвал
сонмищем сатаниным, научил их отвергнуть,
преследовать и предать поносной казни Богочеловека;
он научил злощастного Иуду предать своего Учителя и
Господа. Но Господь крестного смертию удовлетворил
правосудию Божию за грехи человечества, искупил его
из плена греховного и таким образом низверг Ангела
падшего с его владычества, приобретенного им
увлечением в повиновение себе и грех наших праотцев.

10.

«Ныне суд есть миру сему, – сказал
Господь пред страданиями Своими, –
ныне князь мира сего изгнан будет вон.
И еще Аз вознесен буду от земли, вся
привлеку к себе. Сие же глаголаше,
назнаменуя, коею смертию хотяше
умрети» (Ин. 12:31-33).

11.

Могут ли падшие ангелы покаяться?
Господь создал и ангелов, и людей свободными, то есть не
частью Себя Самого, но дал нам самостоятельное бытие и
свободу воли. Лукавый, вместе со своим ниспадением, утратил
то благо, то вечное, что делало его причастным к подлинному
бытию и жизни в Боге. Он сделал свой выбор, результатом
которого стало вечное разрушение. Собственно, с ним
произошло то, что при окончательном определении судеб мира
произойдет с закосневшими во грехе. Разница только в том, что
если для человека посмертная участь определяется как итог
всей его жизни, то для падших ангелов лишь один акт
устремленности ко злу изменил их настолько, что они никогда
не смогут вновь повернуться к Свету.

12.

В мире невидимом в силу иных временных законов (насколько
здесь вообще можно говорить о понятии время) бытие ангелов
и их отпадение от Бога носит совсем иной характер, чем
человеческий выбор добра и зла в тварном мире. Те ангелы,
которые совершили свободное самоопределение во зле,
вернуться к благому уже не могут. Еще — «Ангел неспособен к
раскаянию, потому что бестелесен» (преп. Иоанн Дамаскин), и,
поскольку творчество связано с телесностью (в том числе и
покаянное творчество), то вне тела раскаяние не возможно, так
же как и для человека нет покаяния после смерти, по слову
Христа «в чем застану – в том и сужу». Ангелы делают выбор
только однажды и в этом выборе остаются навсегда, в отличие
от человека, который в своем покаянном творчестве может
постоянно менять свою жизнь.

13.

Деятельность ангелов по отношению к людям
“Не все ли они (ангелы) суть служебные духи,
посылаемые на служение для тех, которые
имеют наследовать спасение” (Евр. 1:14).
“Одни из них (ангелов) предстоят великому
Богу, другие своим содействием
поддерживают целый мир”
(св. Григорий Богослов).

14.

Ангел-хранитель
“Ангела мирна, верна наставника, хранителя
душ и телес наших” (просительная ектения)
“Смотрите, не презирайте ни одного из
малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на
небесах всегда видят лице Отца Моего
Небесного” (Мф. 18:10)

15. блж. Августин

“Ангелы с великой заботливостью
и с неусыпным усердием
пребывают с нами всякий час и на
всяком месте, помогают нам,
промышляют о нуждах наших,
служат посредниками между нами
и Богом, вознося к Нему наши
стенания и воздыхания…
Сопутствуют они нам во всех путях
наших, с нами входят и исходят,
внимательно наблюдая,
благоговейно ли и честно мы
ведем себя среди рода лукавого, и
с каким усердием желаем и ищем
Царствия Божия”.

16. свт. Василий Великий

“С каждым из верных есть
ангел, который, как
детоводитель и пастырь,
управляет его жизнью…
“ангелам Своим заповедает о
тебе – охранять тебя на всех
путях твоих...” “Ангел
Господень ополчится вокруг
боящихся Его и избавит их”
(Пс. 90:11, Пс. 33:8).
свт. Василий Великий

17. свт. Феофан Затворник

“Надо помнить, что у нас
есть ангел-хранитель и
иметь к нему мысленное и
сердечное обращение – и в
обычном ходе нашей жизни,
а тем более, когда она чемлибо возмущается. Если нет
такого обращения, то ангелу
нет и способа вразумить нас.
Когда кто идет к трясине или
пропасти, заткнув уши и
закрыв глаза, – как ты ему
поможешь?”
свт. Феофан Затворник
English     Русский Правила