Исторические портреты 2: Россия (ЕД, РПЦ), X - XX в.
Иван Ефимович Воронаев
Библиография
Возникновение движения в США
Начало пятидесятнического движения в Европе
Начало XX века. Россия
Духовное движение
Первая пятидесятническая церковь в Российской империи
Основатели ХвДА
УЧЕНИЕ О "ЕДИНОМ БОГЕ"
Пятидесятническое движение на Западной Украине
Вернувшиеся с Первой Мировой
Трудовая миграция в США и Канаду
Создание Союза ХВЕ
Никита Черкасов
Никита Черкасов. Юность
Русско-Японская война (1904-1905 гг.)
На службе
На службе.
Обращение.
Воронаев о своем покаянии
Екатерина Афанасьевна Башкирова (Воронаева)
Отказ от службы в армии.
Иван Ефимович Воронаев
Воронаев - миссионер
Иван Ефимович Воронаев
Сообщение из Слюдянки
Странствования по Сибири
Дальше на Восток
Харбин
Дальний Восток и Китай
В Америку
Письмо в Россию
В Америке
Сиэтл
Нью-Йорк
Эрнест Вильямс  (1885-1981)
Крещение Духом
Осознанный выбор
Разрыв с баптизмом
Славянский союз
Божие откровение ехать в Россию
В Россию
Константинополь
Болгария
Советская Россия
Терпимое отношение к протестантам.
Проповедь в Одессе
Дискуссия
Создание ХЕВ
Всеукраинский съезд
Воронаев о службе в армии.
Дискуссия
Создание союза ХЕВ СССР.
Рост пятидесятнических церквей
Смерть Веры Воронаевой
Журнал «Евангелист».
Неверующие о Воронаеве
30-е годы.
Арест
«Исправление» Воронаева
Семья Воронаевых
Екатерина Воронаева
Иван Ефимович Воронаев
Иван Ефимович Воронаев
10.38M
Категории: БиографииБиографии РелигияРелигия

Иван Ефимович Воронаев. Зарождение пятидесятничества в России

1. Исторические портреты 2: Россия (ЕД, РПЦ), X - XX в.

Лекция Харченко К.П.
05.09.2014

2. Иван Ефимович Воронаев

Зарождение пятидесятничества в России

3. Библиография

Бартлеман «Азуза Стрит - История и
сущность истинного пробуждения»
Франчук «Просила Россия дождя у
Господа».
Горошко «Иван Воронаев».
Борноволоков «Иван Ефимович
Воронаев».

4. Возникновение движения в США

В конце XIX века в США
большое
распространение
получило «Движение
святости»
Основатели
американского
пятидесятнического
движения Чальз Фокс
Пархам и Уильям
Сеймур вышли именно
из него.

5. Начало пятидесятнического движения в Европе

Достаточно быстро новое
движение появляется в
Европе.
Ярким примером этого
движения явились Томас
Баррат и Леви Петрус,
проповедовавшие в
Норвегии и Швеции.
В 1911 году эти
проповедники проповедуют в
гельсингфорской
пятидесятнической общине
в России.

6. Начало XX века. Россия

Правление
императора Николая
II.
Отставка
Победоносцева.
Революция 1905
года.
Реформы и
ослабление гонений.

7. Духовное движение

Появление «социальных»
движений (рабочие кружки
Гапона, трезвенники…).
Усиление проповеди
баптистов и евангельских
христиан.
Появление новых движений
уже из среды русских
протестантов (малёванцы,
последователи Коваля)

8. Первая пятидесятническая церковь в Российской империи

Христиане в Духе
Апостолов (ХвДА).
Движение
зародилось в
Гельсингфорсе
(современная
Финляндия)

9. Основатели ХвДА

Александр
Иванович Иванов
(1880-1931)
Николай
Петрович
Смородин (18751953)

10. УЧЕНИЕ О "ЕДИНОМ БОГЕ"

УЧЕНИЕ О "ЕДИНОМ
БОГЕ"
Андрей Давид Уршан
(1884–1967)
Под его влиянием в
ХвДА было принято
унитарное учение.

11. Пятидесятническое движение на Западной Украине

12. Вернувшиеся с Первой Мировой

Для многих людей,
война стала
поводом для
переосмысления
жизни и поиска Бога.

13. Трудовая миграция в США и Канаду

В конце XIX – начале XX века в
Украине, Беларуси и Польше
происходит большая трудовая
миграция. Бедные и безземельные
крестьяне отправляются на
заработки по России и за границу –
в США и Канаду.
В США на этот момент полным
ходом идет пятидесятническое
пробуждение и среди мигрантов
немало обращающихся.
Возвращаясь на родину они
создают общины.
На фото Иван Герис.

14. Создание Союза ХВЕ

1-3 Мая 1924 года состоялся первый съезд, на котором
были принят устав, определено вероучение, обсуждена
практическая деятельность. Рукоположены первые
пресвитеры – Иосиф Черский и Порфирий Ильчук.
29 февраля 1928 года состоялся второй съезд под
руководством Ивана Гериса (Герасевича).
5 мая 1929 года в селе Старая Чолница (Волынская
область) проведен Первый Всепольский съезд
Пятидесятников. На нем и было решено именоваться
Союзом христиан веры евангельской (ХВЕ).

15. Никита Черкасов

Никита Петрович
Черкасов родился 16
апреля 1885 года, в
станице Неплюевской,
Оренбургской губернии.
Родители Петр и Ольга
Черкасовы.
Отец был богатым
казаком.
В семье кроме Никиты
было пять сыновей и
четыре дочери.
Никита был младшим.

16. Никита Черкасов. Юность

Учился в станичной школе, показал себя хорошим
учеником.
У Никиты были большие способности к
каллиграфии.
Окончил школу, но далее учиться не пошел.
Три года работал станичным писарем.
Двоюродный брат, тоже служивший писарем написал
оренбургскому губернатору жалобу на то, что атаман
берет взятки.
Письмо было перехвачено, вместе с братом был
уволен и Никита.

17. Русско-Японская война (1904-1905 гг.)

В 1905 г. все Никиты
Петровича были
призваны на фронт.
С войны никто из них
не вернулся.
Для Никиты это было
большим
потрясением,
заставившим
задуматься о жизни.

18. На службе

В 1907 г. Никиту
забирают в войско и
отправляют в пятый
оренбургский
казачий полк, в город
Казермес, под
Ташкентом.
Служит полковым
писарем.

19. На службе.

С разрешения начальства Никита
Петрович посещал вечерние курсы.
Экстерном сдал экзамены в мужской
гимназии.
Готовился к поступлению в
Оренбургское казачье юнкерское
училище.

20. Обращение.

В Ташкенте Никита
посещал баптистскую
церковь.
12 августа 1907 года
обратился ко Христу.
19 августа был крещен.
Крестил его книгоноша
Петр Никитович Корнев.
Вместе с ним крещение
принимала 19-летняя
Екатерина Башкирова,
впоследствии ставшая его
женой.

21. Воронаев о своем покаянии

Поверовал я от простых, как галилейские,
мужичков, которые натолкнули меня на
жизненный вопрос: «Для чего я живу и
существую?» Благодарю Христа, Спасителя
моего, Он мне указал для чего я должен жить,
для чего существовать, чего желать и к чему
стремиться, и чего избегать и воздерживаться.
Распявшись с Ним, умерши для греха, жить
для Христа, Который повелевает: «Кто мне
служит, Мне да последует». Призывать
грешников к покаянию, отыскивать погибших и
на руках веры приносить к Нему.

22. Екатерина Афанасьевна Башкирова (Воронаева)

Родилась 15 июля 1888
года в с. Утешино в
Башкирии.
В Ташкент приехала
учиться на акушерку.
Там же обратилась к
Господу.
Впоследствии они с
Никитой станут мужем и
женой.

23. Отказ от службы в армии.

Согласно своим убеждениям
Никита Черкасов в январе 1908
года подал рапорт об отказе от
службы в армии.
За что был отдан под суд.
Обвинялся в отказе от службы по
политическим соображениям, за
что его ожидала каторга.
Находясь под следствием
заболел.
В апреле 1908 года бежал.

24. Иван Ефимович Воронаев

Один из верующих отдал ему
свой паспорт, на всякий случай
несколько изменив в фамилии
одну букву.
Под этой измененной фамилией
он впоследствии и жил, став
известным как Иван Ефимович
Воронаев.
Вместе с ним бежала и
Екатерина, с которой они вскоре
поженились.

25. Воронаев - миссионер

С этого момента начинается
удивительный момент в жизни Ивана
Ефимовича.
Несмотря на тяжелые жизненные
обстоятельства, постоянную угрозу
ареста он не оставляет служения,
проповедует, во время пребывания в
России им было организовано
несколько новых общин.
Постоянное желание трудиться для
Господа становится одной из наиболее
отличительных черт его характера.

26. Иван Ефимович Воронаев

Долгое время Воронаевы
странствуют по Сибири. Живут в
Новосибирске, Красноярске,
Иркутске.
Находясь в Иркутске Воронаев
посещает станцию Слюдянка, где
организует баптистскую общину.
В Иркутске 10 мая 1909 года
родился первый ребенок в семье
Воронаевых – дочь Вера.
Всего в семье было семеро детей.
В сентябре 1909 года Воронаевы
перебираются в Благовещенск.

27. Сообщение из Слюдянки

1-3 января с.г. нас посетил из Иркутска бр. И.Е.
Воронаев. Собрания были переполнены
слушателями. Господь сильно действовал
через брата. Многие души проснулись от сна и
обратились от тьмы к свету и от дел сатаны к
Богу. После проповеди и призыва брата: «кто
желает порвать связь с грехом и отдаться
Богу!» молились горячо все, проливая слезы
покаяния и радости. Сколько было у нас
радости, насколько ободрились и возгорелся в
нас огонь Божий невозможно и описать.

28. Странствования по Сибири

29. Дальше на Восток

В результате проповеди
Воронаева уверовал
богатый купец
Свечников.
Он пригласил
Воронаева к себе в
Манчжурию.
В Манчжурии Воронаев
создает баптистскую
общину.
Там же 11 декабря 1911
года родился его сын
Павел.

30. Харбин

Из Манчжурии
Воронаевы
перебираются в Харбин.
Здесь Иван Ефимович
работает бухгалтером у
промышленника
Мечникова.
Посещает баптистскую
общину, где со временем
становится
руководителем.

31. Дальний Восток и Китай

32. В Америку

В июне 1912 года в Харбине
начались гонения на сектантских
проповедников.
Чтоб избежать ареста Воронаев
решает переехать в Америку.
Оставив жену и детей в Харбине он
через Китай и Японию переехал в
Сан-Франциско.
Семья присоединилась к нему через
четыре месяца.
2 декабря 1913 года родился еще
один их сын – Александр.

33. Письмо в Россию

Наша церковь не перестает молиться о всех
тружениках на ниве Божией в России, дабы
чрез них желающий всем людям спасения
Господ обратил всю Россию, и чтобы в ней
между всеми царила Христова любовь
обратил всю Россию, и чтобы в ней была
полная свобода, хотя бы такая, какая в
Америке. Мы, русские эмигранты, по
воскресным дням не только в доме, а на улице
устраиваем собрания и проповедуем бедным
грешникам любовь Христа.

34. В Америке

В Америке Иван Ефимович
поступает на учебу в
баптистскую богословскую
семинарию в Беркли.
Днём учится, вечером
проповедует в русской общине.
В 1915 году заканчивает
семинарию.
По окончании семинарии
рукоположен на миссионерское
служение в Лос-Анджелесе.

35. Сиэтл

Через год Воронаев переводится
в Сиэтл, штат Вашингтон.
В Сиэтле не было баптистской
церкви и Воронаев начинает
евангелизацию среди
эмигрантов.
Через некоторое время
образуется баптистская община.
Там же он начинает издавать
журнал «Истина и жизнь».
10 ноября 1917 года рождается
еще один его сын – Пётр.

36. Нью-Йорк

В 1917 году Воронаев
назначен на пасторское
служение в церкви
«Филадельфия» в НьюЙорке, вместо Фетлера.
Через некоторое время
он основывает еще одну
церковь в Бруклине.

37. Эрнест Вильямс  (1885-1981)

Эрнест Вильямс (1885-1981)
Общаться с пятидесятниками
Воронаев начал еще в Сиэтле.
Это был пастор
пятидесятнической церкви
Эрнест Вильямс, позже ставший
президентом Ассамблеи Бога.
Беседы с ним о Крещении
духом не убедили Воронаева
окончательно, но подвигли к
размышлению.

38. Крещение Духом

Во время пребывания в Нью-Йорке
Воронаевы жили по соседству с
пятидесятнической семьей Сириц, с
которыми много общались.
В 1919 году Вера Воронаева посещает
пятидесятническую церковь,
принимает Крещение Духом и начинает
говорить на языках.
Иван Ефимович после этого принимает
решение разобраться в новом учении и
обращается сам.
Через некоторое время вся семья
принимает Крещение Духом.

39. Осознанный выбор

Выбор Ивана Ефимовича в
пользу пятидесятнического
учения о Дарах Духа Святого
был результатом его
кропотливого труда,
исследования Писания, и
молитвы.

40. Разрыв с баптизмом

Из-за новой проповеди в общинах
начались несогласия и проблемы.
Воронаев принимает решение
оставить баптистскую церковь и
уходит.
Вместе с ним вышли 19 человек.
Вместе они организуют новую
церковь, которая позже вошла в
Ассамблею Божию.

41. Славянский союз

Какое-то время община Воронаева
арендует помещение в
пресвитерианской церкви.
Идет ее быстрый рост.
Примеру его группы последовали
многие другие баптисты – эмигранты.
Уже в начале 1920 г. насчитывается ок.
15 славянских пятидесятнических
церквей.
В феврале 1920 г. в Филадельфии
собирается съезд церквей.
Организован «Славянский союз
христиан евангельской веры».
Воронаев избран председателем.

42. Божие откровение ехать в Россию

В 1920 г. Воронаев получает
откровение о том, что ему
необходимо проповедовать в
России.
Выбор не был легким. После уже
устоявшейся жизни в Америке
нужно было ехать в полную
неизвестность.
Однако, Воронаев решает
проявить послушание Воле
Божией!

43. В Россию

15 июля 1920 г. на пароходе
«Мадонна» семья
Воронаевых с группой
пятидесятников, ок. 20
человек, отплыли в Россию.
10 августа 1920 г. они
прибыли в Константинополь.
Из-за блокады советской
республики группа
вынуждена там задержаться.

44. Константинополь

В Константинополе
Воронаев проповедует
белоэмигрантам.
Проводит собрания в
американском
Библейском Доме.
Несколько человек
крещены.
Встреча с группой
пятидесятниковадвентистов, от которых
Воронаев перенял
обычай омовения ног.

45. Болгария

В ноябре 1920 г. вся группа
перебирается в Болгарию,
город Бургас.
Посещают общину
конгрегационалистов.
Вскоре образуется община
христиан евангельской веры.
В апреле 1921 г. проводится
первое крещение.
Всего церквей было
образовано 18.
Воронаев много проповедует
в болгарских протестантских
общинах.

46. Советская Россия

За время пребывания
Воронаева в США в
России прошли
революция и
Гражданская война.
20 января (2 февраля)
1918 года вышел
декрет «Об отделении
церкви от государства и
школы от церкви».

47. Терпимое отношение к протестантам.

Ходатаем за евангельские
движения выступил Владимир
Дмитриевич Бонч-Бруевич.
Протестанты расценивались как
пострадавшие от царского
режима.
Советская власть еще довольно
слаба, и пока не желает
ссориться.
Протестантские лидеры охотно
идут на контакт с новой
властью.

48. Проповедь в Одессе

12 августа 1921 г. группа
прибывает в Одессу.
Воронаев начинает проповедь в
общинах евангельских христиан
и баптистов.
Проповедь имеет большой
успех – многие из слушателей
принимают его учение о Дарах
Духа Святого
Как результат начинается
противостояние с лидерами
этих общин и происходит
раскол.
Воронаев открывает отдельное
собрание и большая часть
верующих уходит к нему.

49. Дискуссия

Привлечение в
новые церкви
верующих из других
церквей.

50. Создание ХЕВ

4-7 сентября 1924 г. проходит первый
Областной съезд христиан евангельской
веры.
Образован Областной Союз христиан
евангельской веры.

51. Всеукраинский съезд

В сентябре 1924 г. проходит съезд, на котором
приняты очень важные решения.
Решение о создании библейских и регентских
курсов.
Решение о службе в армии. Верующие
обязались служить наравне с неверующими.
Хотя съезд называется «Всеукраинским» на
нем присутствуют представители общин
Сибири и Центральной России.

52. Воронаев о службе в армии.

«…устраните кадры войск и стражу милиции в
государстве, и тогда все государство
превратится в сплошной один военный лагерь;
каждый дом будет представлять собою форт,
каждая хата и землянка – окоп; всякий
мужчина сделается воином с оружием в руках,
чтобы защищаться; всякая женщина
вооружится кочергой, чтобы обороняться;
всякий подросток станет санитаром, чтобы
убирать трупы, и всякая девица превратится в
сестру милосердия, чтобы ухаживать за
ранеными в постоянных сражениях».

53. Дискуссия

Христианин и армия

54. Создание союза ХЕВ СССР.

В октябре 1924 г. на втором
Всеукраинском съезде было принято
решение о создании Союза ХЕВ СССР.
Сделано это было по предложению
Воронаева, поскольку в союз входили не
только украинские общины.

55. Рост пятидесятнических церквей

В пятидесятнических общинах проходит бурный рост.
Уже в 1927 году количество пятидесятнических
общин насчитывает более 250, с общим количеством
членов около 15.000 человек.

56. Смерть Веры Воронаевой

21 августа 1927 г.
умерла от рака Вера,
дочь Ивана
Ефимовича.
Вере Воронаевой
было 18 лет, она
принимала участие в
работе женского
кружка.

57. Журнал «Евангелист».

Решение об издании
было принято еще на
первом съезде,
однако журнал стал
выходить лишь в
1928 г.
Выпустить правда
смогли всего 8
номеров.

58. Неверующие о Воронаеве

«Нужно правду сказать, Воронаев оратор
необыкновенный. Он легко схватывает настроения
аудитории, может к ней подойти, расположить, мысли
передает просто, выразительно и даже по своему
«художественно», сценично.
Его проповеди захватывают людей, вызывают
воодушевление и подчиняют его воле.
Воронаев не только издавал журнал «Евангелист», но и
сам его редактировал и почти весь номер писал сам под
разными псевдонимами. Писательство Воронаева, не
заурядно-казённая, нудная беллетристика сектантов
<…>, а живая, образная, с литературно-художественным
уклоном, мысль; язык легко читаемый».

59. 30-е годы.

Изменение политики
партии.
Выработана новая
идеология.
Верующие более не
рассматриваются как
союзники.

60. Арест

В 1930 г. Иван Ефимович был
арестован.
Его подвергли 18-часовому
перекрестному допросу, на котором
заставляли признаться в шпионаже.
Обвинен был в антисоветской
деятельности, связях с центрами
империализма, организации изуверской
секты, и «фабрикации чудес
божественных исцелений».
Какое-то время его держат в
харьковской тюрьме, позже отправляют
по этапу в лагерь, в Сибирь.

61. «Исправление» Воронаева

Примерно в тоже время была
выпущена статья об
«исправлении» Воронаева, в
которой говорилось, что он
признал все свои ошибки, отрекся
от веры.
Статья была полной клеветой.
В испытаниях Иван Ефимович
держался достойно и от веры не
отрекался!

62. Семья Воронаевых

Екатерина Воронаева также
была арестована.
Троих сыновей выслали в
Америку, поскольку они по
рождению считались гражданами
США.
Павел Воронаев и младшие дети
вынуждены были остаться в
России.
Позже был осужден и Павел, 3
года и 4 месяца провел в лагере.
Вернувшись он все-таки смог
вместе с остальными детьми
эмигрировать.

63. Екатерина Воронаева

Екатерина
Афанасьевна
Воронаева провела
долгие годы в лагерях,
в ссылках. Лишь в 1960
году она смогла
эмигрировать в США
Отпустили ее по личной
просьбе президента
США Эйзенхауэра.

64. Иван Ефимович Воронаев

В 1936 г. Ивана Ефимовича на
время выпустили из лагеря и в
том же году арестовали снова.
Петр Воронаев ездил к отцу на
свидание, Павел Иванович
описал это в своей книге.
В 1937 г. Иван Ефимович
Воронаев расстрелян. Где
захоронен не известно.

65. Иван Ефимович Воронаев

Жизненный подвиг Ивана
Ефимовича Воронаева стал
ярким примером
послушания Господу,
служения и верности.
English     Русский Правила