Тема 8
Вопросы
Рост влияния протестантских конфессий
Распространенность протестантских направлений в Европе
Распространенность протестантских направлений в Америке
Распространенность протестантских направлений в Африке
Распространенность протестантских направлений в Азии
Распространенность протестантских направлений в Австралии
Вопрос 1
Типологические черты протестантизма
Доктринальные особенности протестантизма
Вопрос 2
Реформация
Мартин Лютер (1483—1546)
Мартин Лютер крупнейший деятель Реформации в Германии
Жан Кальвин (1509—1564)
Жан Кальвин крупнейший деятель Реформации во Франции и Швейцарии
Основные направления раннего протестантизма
Лютеранство
Кальвинизм
Англиканство
Протестантская теология
Динамика протестантской теологической мысли в ХХ в.
Карл Барт (1886-1968) протестантский теолог, родоначальник неоортодоксии (диалектической теологии)
Рудольф Бультман (1884-1976), выдающийся протестантский теолог, разработал концепцию демифологизации
Дитрих Бонхоффер (1906-1945) протестантский теолог, представитель секулярной теологии, разработал концепцию «безрелигиозного
Пауль Тиллих (1886-1965) крупнейший протестантский теолог 20 в., создатель современной христианской теологии культуры
Пауль Тиллих
Вопрос 3
Сегментация протестантизма
Типология протестанстких направлений Дэвида Барретта
Основные направления позднего протестантизма
Баптизм
Всемирный союз баптистов
Всемирный союз баптистов (статистика по континентам)
Джон Аптон президент Всемирного союза баптистов
Мартин Лютер Кинг (1929 - 4 апреля 1968) известный афроамериканский баптистский проповедник, лидер Движения за гражданские
Американский евангелист Билли Грейам (род. 7 ноября 1918)
Южная баптистская конвенция
«Баптистская вера и миссия» (Вероучение Южной баптистской конвенции )
«Баптистская вера и миссия» (2)
Пятидесятничество
Пятидесятничество как современный авангард протестантизма
Орал Робертс (р. 1918) американский евангелист-целитель
Служение Орала Робертса
Целительная стратегия Орала Робертса
Наиболее посещаемые пятидесятнические дома молитвы
Крупнейшие пятидесятнические общины
Крупнейшие пятидесятнически-харизматические общины в Африке
Крупнейшие пятидесятнически-харизматические собрания в Африке
Евангелизационные чудесные крестовые походы
Райнхард Готтфрид Боннке (р. 1940) харизматический проповедник- евангелист
Служение Боннке
Служение Боннке
Дэвид (Пол) Йонги Чо, (р. 1936) корейский харизматический лидер
Карьера Йонги Чо
Церковь Полного Евангелия Йойдо
Джон Арнотт, пятидесятнический пастор, лидер Христианского Сообщества Виноградника в Торонтском Аэропорту
Торонтское благословение
Адвентизм
Уильям Миллер (1782—1849) основатель адвентизма
Эллен Уайт (1827-1915) теолог, идейный реформатор адвентизма, соорганизатор Церкви адвентистов седьмого дня
Учение о Следственном суде
Санитарное служение
Вопрос 4
Начало протестантского влияния
Симон Будный (1530-1593) известный белорусский теолог, переводчик и издатель Библии
Памятник Сымону Будному в Несвиже
«Катехизис» Симона Будного
Протестантизм в межвоенный период
Протестантизм в послевоенный период
Протестантские объединения в постсоветский период
Союз церквей евангельских христиан-баптистов в Беларуси
Символ веры ЕХБ
Символ веры ЕХБ (2)
Символ веры ЕХБ (3)
Дом молитвы ЕХБ в Кобрине, один из крупнейших в Восточной Европе
Интерьеры Дома молитвы ЕХБ в Кобрине
Объединенная церковь христиан веры евангельской в Республике Беларусь
Вероучение ХВЕ
Вероучение ХВЕ (2)
Вероучение ХВЕ (3)
Вероучение ХВЕ (4)
Дом молитвы ХВЕ в Волковыске
Белорусская конференция церквей адвентистов седьмого дня
Дом молитвы АСД в Барановичах
Вопрос 5
Экс-мэр Киева и лидер харизматической общины «Посольство Божие»
Пастор Рижской общины ХВЕ Игорь Ледяев
Либеральный стиль в протестантизме
Консервативный стиль в протестантизме
Протестантизм и глобализация
Использование кинематографа
Коммерциализация проповеднического служения протестантов
Теология процветания
Теология демократии
Переосмысление национальной истории и культуры
Вопрос 6
Влияния протестантизма на социально-экономическое развитие западного мира
Основные направления влияния протестантизма новоевропейскую культуру
Протестантизм и музыкальная культура
Джон Мильтон (1608-1674), английский поэт, автор поэм «Потерянный рай» и «Обретенный рай»
Жизненный путь и творчество Мильтона
Жизненный путь и творчество Мильтона
«Потерянный рай»
Джон Беньян английский поэт, автор поэмы «Путешествие пилигрима»
Жизненный путь Дж. Беньяна (1628-1688)
Жизненный путь Джона Беньяна
Творчество Джона Беньяна
«Путешествие пилигрима в Небесную страну»
Протестантизм и изобразительное искусство
Рембрандт (1606 – 1669) «Святое семейство с ангелами»
Рембрандт «Возвращение блудного сына»
Рембрандт «Ночной дозор»
3.94M
Категория: РелигияРелигия

Протестантизм в мире

1. Тема 8

Протестантизм

2. Вопросы

1) Типологические и доктринальные
особенности протестантизма
2) Реформация и история протестантских
конфессий
3) Основные протестантские направления
4) Протестантизм в Беларуси
5) Современный протестантизм
6) Протестантизм и новоевропейская культура

3. Рост влияния протестантских конфессий

Протестантизм — одна из ветвей западного
христианства, по численности уступающая только
католической церкви
На протяжении 16-21 столетий происходил заметный
рост влияния протестантских конфессий, что
объясняется многообразием форм данной ветви
христианства и ее соответствием ценностям
индустриального общества
Протестанты составляет 36% всех христиан в мире и
12% населения земного шара
На территории бывшего СССР протестантов чуть
больше 3 миллионов, они составляют около 1%
населения

4. Распространенность протестантских направлений в Европе

В Соединенном Королевстве Великобритании и
Северной Ирландии протестантов 30 млн. (53%
населения), Германии (29 млн., 37%), Швеции (5
млн., 60%), Дании (4,6 млн., 90%), Финляндии (4,3
млн., 88%), Нидерландах (4,2 млн., 28%), Норвегии
(4 млн., 94%), Швейцарии (2,8 млн., 43%), Венгрии
(2,6 млн., 24%), Румынии (1,8 млн., 8%), в Украине
(1,6 млн., 3%), России (св. 1 млн., 0,7%), Франции
(1 млн., 2%), Эстонии (607 тыс., 38%), Латвии (536
тыс., 20%), Исландии (248 тыс., 97%)

5. Распространенность протестантских направлений в Америке

В США протестанты составляют 61% населения (160
млн.)
Много протестантов в Бразилии (32 млн., 22%), Канаде
(8,5 млн., 32%), Мексике (4,6 млн., 5%), Чили (3,7
млн., 28%), Аргентине (2,6 млн., 8%), Гватемале (2,2
млн., 24%), на Ямайке (1,8 млн., 70%), на Гаити (1,7
млн., 26%), Перу (1,6 млн., 7%), Колумбии (1,2 млн.,
4%), Сальвадоре (1,1 млн., 21%), Венесуэле (1,1 млн.,
5%), Пуэрто-Рико (1 млн., 28%)
Последователи протестантизма имеются также в
Боливии, Гондурасе, Доминиканской Республике,
Коста-Рике, на Кубе, в Никарагуа, Панаме, Парагвае,
Суринаме, Уругвае, Эквадоре и др. странах

6. Распространенность протестантских направлений в Африке

Значитительные группы последователей
протестантов в Африке находятся в Нигерии (23
млн., 26% всего населения страны), ЮАР (13,5
млн., 38%), Демокр. Респ. Конго (13 млн., 36%),
Кении (11 млн., 45%), Эфиопии (6,4 млн., 14%),
Уганде (5,5 млн., 30%), Танзании (5,2 млн., 19%),
Гане (4,2 млн., 28%), Зимбабве (3,2 млн., 33%), на
Мадагаскаре (3,1 млн., 26%), в Малави (3 млн.,
36%), Камеруне (2,5 млн., 22%), Замбии (2,3 млн.,
27%), Мозамбике (2,2 млн., 14%), Руанде (2,2 млн.,
30%), Анголе (2 млн., 20%), Судане (1,8 млн., 7%),
Намибии (1,3 млн., 68%

7. Распространенность протестантских направлений в Азии

В Южной Корее проживают 12 млн. протестантов
(27% населения)
В Китае проживает 58 млн. протестантов (5%
населения), Индонезия (17 млн., 9%), Индия (16
млн., 2% ), Филиппины (5 млн.. 8%), Мьянма (2,2
млн., 5%), Япония (1,4 млн., 1%), Пакистан (1,3
млн., 1%)
Протестанты имеются также в Бангладеш, во
Вьетнаме, Казахстане, в Малайзии, Непале,
Сянгане, Таиланде, на Тайване, в Саудовской
Аравии (некоренное население), Сингапуре, ШриЛанке и других странах Азии

8. Распространенность протестантских направлений в Австралии

Большие общины протестантов существуют в
Австралии (6,6 млн., 40% всего населения), ПапуаНовой Гвинее (2,5 млн., 62%), Новой Зеландии (1,7
млн., 50%)
Последователи протестантизма преобладают в
океанийских странах: Соломоновы о-ва (240 тыс.,
73%), Вануату (107 тыс., 65%), Зап. Самоа (91 тыс.,
53%), Тонга (49 тыс., 51%), Маршалловы о-ва (37
тыс., 80%) и др.

9. Вопрос 1

Типологические и доктринальные
особенности протестантизма

10. Типологические черты протестантизма

1) Сакрализация повседневности. Религиозная мотивация
распространяется на будничную жизнь христианина в ее
профессиональных, семейных, дружеских,
образовательных, карьерных и других измерениях
2) Религиозный индивидуализм, максимальное развитие
христианского персонализма, придание определяющего
значения индивидуальному религиозному опыту
3) Доминанта библейской теологии, акцент на интерпретацию
Библии, установка на ее постоянное чтение, изучение и
толкование
4) Религиозный демократизм, самостоятельность религиозных
общин и объединений, избрание пресвитеров, приглашение
на служение пасторов, преобладание харизматического
типа лидерства
5) Активное религиозное самопроявление, миссионерская
деятельность
6) Деноминационализм, появление новых течений в ходе
исторической эволюции протестантизма

11. Доктринальные особенности протестантизма

Отражены в формуле Мартина Лютера:
1) Sola Fide (только вера),
2) Sola Scriptura (только Писание),
3) Sola Gratia Dei (только милость Бога)
Принципы Реформации:
1) принцип «всеобщего священства» устраняет
особое положение духовенства и церковной
иерархии как посредника между Богом и
рядовыми верующими
2) принцип «дешевой Церкви» утверждает простоту
богослужения, отказ от почитания Богородицы,
святых, реликвий
3) принцип «мирского аскетизма» трактует
профессиональную деятельность как исполнение
религиозного долга

12. Вопрос 2

Реформация и история
протестантских конфессий

13. Реформация

Протестантизм возникает в ходе Реформации
— широкого религиозного, общественнополитического и культурного движения,
направленного на изменение учения, культа
и организации Римско-католической церкви
Реформационное движение началось в
Германии и Швейцарии, его
основоположниками и крупнейшими
деятелями были Мартин Лютер (1483—1546)
и Жан Кальвин (1509—1564)

14. Мартин Лютер (1483—1546)

Крупнейшим деятелем Реформации в Германии
явился Мартин Лютер
Первоначально католический монах-августинец и
профессор университета в Виттенберге М. Лютер
отверг традиционные церковные измерения
сакральной сферы (посты, добрые дела,
совершение таинств, почитание священных мест
и реликвий) и объявил основной формой
христианского служения повседневную жизнь
человека, осознавшего свою избранность
Основополагающим становится понятие «земного
призвания», заключающегося в служении своим
ближним и упорном достижении поставленных
целей
Лютер вошел в историю как выдающийся деятель
немецкой культуры, своим переводом Библии
утвердивший основы общенемецкого языка

15. Мартин Лютер крупнейший деятель Реформации в Германии

16. Жан Кальвин (1509—1564)

Французский богослов Ж. Кальвин изучал теологию,
искусство и право, находился под влиянием идей
христианского гуманизма. Кальвин был блестящим
полемистом и систематизатором, предисловие к
французскому переводу Библии. В своем основном
произведении «Наставления в христианской вере»
Кальвин дал систематическое изложение
теологических основ Реформации
В 1533 г. вынужден был оставить Париж и переехал в
Женеву, где стал признанным лидером протестантской
общины. Кальвин добивался, чтобы новая церковь
строго следила за общественными нравами жителей, а
светские власти выполняли ее предписания, создал
диктат реформатской консистории
В отношении идейных противников Кальвин проявлял
нетерпимость. В 1553 г. по обвинению в антитринитарной ереси в Женеве был казнен М. Сервет

17. Жан Кальвин крупнейший деятель Реформации во Франции и Швейцарии

18. Основные направления раннего протестантизма

Среди многочисленных протестантских
направлений большее значение имеют
лютеранство, кальвинизм и англиканство

19. Лютеранство

Лютеранство получило название от имени
основоположника немецкой Реформации — Мартина
Лютера
Сегодня лютеранские церкви охватывают до 70 млн.
верующих и представлены в 68 странах. Лютеранство
распространено в Германии и Скандинавских странах
(Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании)
Наряду с Библией авторитетным для лютеран
источником религиозных истин является «Книга
согласия», в которую вошли «Большой катехизис» и
«Малый катехизис» Лютера, Шмалькальденские
статьи, «Формула согласия»
Лютеранство отличается сохранением епископальной
организации и принципом государственной церкви,
установленным еще во времена Реформации.
В скандинавских странах король (королева) считается
главой церкви

20. Кальвинизм

Кальвинизм, самое радикальное направление
протестантизма,получил свое название по имени Жана
Кальвина, насчитывает 40—50 млн. приверженцев в
основном в Европе (Голландия, Шотландия) и США.
Особенностью кальвинистского вероучения является идея
абсолютного предопределения избранников Бога к
спасению, а остальных людей к гибели. Принцип мирского
аскетизма ориентировал на посвящение себя труду и
достижению успеха в профессиональной деятельности.
Объективным показателем земного успеха считалось
богатство, накопление средств, высокий социальный
статус. Богатство, трактовавшееся как божий дар, греховно
использовать на роскошь и развлечения
Важной организационной особенностью кальвинизма
является принцип автономии отдельных общин и их
отделение от государства
Кальвинизм разделяется на реформатские вероисповедания,
получившие распространение во Франции (гугеноты),
Нидерландах, в некоторых областях Германии, Венгрии,
Чехии и пресвитерианство и конгрегационализм,
распространенные в Англии

21. Англиканство

Англиканство представляет собой течение протестантизма,
возникшее в Англии в середине 16 в. История англиканской
церкви начинается с акта британского парламента,
объявившего короля Генриха VIII, вступившего в конфликт с
папством, главой церкви
Англиканство сохраняет значительную близость к
католической церкви (сохранение иерархии, трех степеней
священства — диакон, священник, епископ). Англиканство
сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с
протестантским учением о спасении личной верой
Церковь Англии является одной из государственных церквей
Великобритании (другая — пресвитерианская Церковь
Шотландии). Ее главой является монарх. Архиепископы
Кентерберийский и Йоркский назначаются монархом по
рекомендации правительственной комиссии
Число последователей англиканства составляет около 68
млн. человек. В Англиканское содружество (Anglican
Communion) входят 25 автономных церквей, высшие
иерархи которых периодически встречаются на Ламбетских
конференциях

22. Протестантская теология

Протестантская теология интенсивно развивалась на
всем историческом протяжении. Особенно
разнообразные формы приняло теологическое
творчество протестантских мыслителей в ХХ в.
Среди протестантских богословских школ ХХ в.
важными направлениями стали либеральная
теология, неоортодоксия (другое название —
теология кризиса, диалектическая теология),
секулярная теология, представленная процесстеологией, теологией смерти Бога и др. течениями.
Во второй половине 20 в. определенное развитие
получила феминистская теология. В ряд
крупнейших христианских теологов ХХ в.
включаются протестанты К.Барт, Д.Бонхоффер,
Р.Бультман, П.Тиллих и др.

23. Динамика протестантской теологической мысли в ХХ в.

Протестантская теология интенсивно развивалась на
всем историческом протяжении. Особенно
разнообразные формы приняло теологическое
творчество протестантских мыслителей в ХХ в.
Среди протестантских теологических школ конца ХIХпервой половины — середины ХХ в. основными
стали:
1) либеральная теология,
2) неоортодоксия (другое название — теология кризиса,
диалектическая теология),
3) секулярная теология, представленная процесстеологией, теологией смерти Бога и др. течениями
Во второй половине 20 в. определенное развитие,
особенно в США, получила феминистская теология

24. Карл Барт (1886-1968) протестантский теолог, родоначальник неоортодоксии (диалектической теологии)

25. Рудольф Бультман (1884-1976), выдающийся протестантский теолог, разработал концепцию демифологизации

26. Дитрих Бонхоффер (1906-1945) протестантский теолог, представитель секулярной теологии, разработал концепцию «безрелигиозного

христианства»

27. Пауль Тиллих (1886-1965) крупнейший протестантский теолог 20 в., создатель современной христианской теологии культуры

28. Пауль Тиллих

29. Вопрос 3

Основные протестантские
направления

30. Сегментация протестантизма

Иногда в понятие протестантизм включаются только
«материнские» направления Реформации —
лютеранство, кальвинизм и англиканство, в
противовес которым выделяются
полноевангельские движения («Full Gospel»)
Cуществуют концепции, в которых англиканская
церковь рассматривается как непротестантское
явление

31. Типология протестанстких направлений Дэвида Барретта

1) “Классические протестанты“ включают направления, давно
укоренившиеся в Северном полушарии, такие как
конгрегационалисты и баптисты
2) “Небелые направления“ (non white) представлены
преимущественно африканскими и латиноамериканскими
вариантами протестантизма, которые представляют собой
пеструю маргинальную картину, сформировались на
границе культурного взаимодействия европейского и
неевропейских миров
3) Направление "англикане“ включает общую, или низкую
церковь, высокую церковь, евангелическую, англокатоликов и центральную (или широкую) церковь
4) Направление “маргинальные протестанты" включает
свидетелей Иеговы, мормонов и «Христианскую науку»,
унитариан, спиритуалистов и британо-израилитские церкви

32. Основные направления позднего протестантизма

В крупные движения позднего
протестантизма развились баптизм,
евангельское христианство,
пятидесятничество, методизм,
адвентизм, пресвитерианство

33. Баптизм

Баптизм возник в Англии в начале 17 в. Основателем
является Джон Смит (1554—1612). Сегодня более чем в
100 странах мира насчитывается более 80 млн. верующих
баптистов
Название конфессии (от греч. baptizo — погружать в воду,
крестить), связано с практикой крещения взрослых.
Баптисты отличаются последовательностью в осуществлении
протестантских принципов. Членами церкви считаются
лишь «пережившие духовное рождение» люди,
сознательно принявшие водное крещение. Евангелизация,
распространение веры рассматривается как обязанность
каждого верующего
Баптизм является крупнейшим протестантским направлением
США, организации которого владеют значительным
капиталом, имеют свои университеты, журналы, газеты,
издательства
В 1905 г. был создан Всемирный союз баптистов

34. Всемирный союз баптистов

Основан 17 июля 1905 года в Лондоне на первом Всемирном
съезде баптистов.
В настоящее время объединяет 214 баптистских союзов,
действующих практически во всех регионах мира.
Руководство ВБА осуществляют Всемирные конгрессы
баптистов, проходящие каждые пять лет, в промежутке
между которыми коллегиальное руководство осуществляет
Совет ВБА. Высшими исполнительными органами являются
президент, генеральный секретарь и шестнадцать вицепрезидентов. Кроме того, в составе альянса выделяется
шесть региональных подразделений:
Азиатская баптистская федерация
Европейская баптистская федерация
Всеафриканское баптистское содружество
Карибское баптистское содружество
Североамериканское баптистское содружество
Союз баптистов Латинской Америки

35. Всемирный союз баптистов (статистика по континентам)

Регион
Северная Америка
Африка
Азия
Южная Америка
Европа
Центральная Америка
и Карибские острова
Ближний Восток
Всего
Кол-во общин Кол-во верующих
69 100
21 133 115
30 519
7 252 801
41 781
5 264 784
12 053
1 717 151
12 854
789 487
4 417
83
170 807
513 201
5 450
36 675 989

36. Джон Аптон президент Всемирного союза баптистов

37. Мартин Лютер Кинг (1929 - 4 апреля 1968) известный афроамериканский баптистский проповедник, лидер Движения за гражданские

права чернокожих в США

38. Американский евангелист Билли Грейам (род. 7 ноября 1918)

39. Южная баптистская конвенция

Крупнейшая протестантская организация в США. Конвенция объединяет
16 266 920 верующих и 44 696 поместных церквей (2007) из всех штатов
США
Она является самой крупной в мире национальной баптистской
организацией. В США конвенция занимает 2-е место по количеству
членов среди всех христианских деноминаций (после католической
церкви)
Южная баптистская конвенция образована в 1845 г. в штате Джорджия.
Большинство поместных церквей организации находятся в южных
штатах США, хотя с 1940 г. в конвенцию стали входить баптистские
церкви из других регионов страны
Из известных политиков членом Южной баптистской конвенции был
Джеймс Картер — бывший президент США. В 2000 г. он объявил, что
разрывает все связи с Южной баптистской конвенцией из-за того, что он
усматривает в организации дискриминацию по признаку пола
Южная баптистская конвенция — мощный лоббист интересов
протестантских организаций в различных странах, в том числе в России.
В 2004 г. конвенция вышла из Всемирного союза баптистского из-за его
слишком либеральной политики альянса

40. «Баптистская вера и миссия» (Вероучение Южной баптистской конвенции )

• Вероучение основывается исключительно на Библии. Библия была
написана людьми, вдохновленными Богом, и через неё Бог открыл себя
людям.
• Существует только один истинный Бог.
• Иисус Христос своей заместительной смертью на кресте обеспечил
человеку возможность искупления грехов.
• Спасение включает полное искупление человека и предлагается как
дар каждому, кто принимает Иисуса Христа как Господа и Спасителя.
• В момент покаяния, человек становится вновь рождённым духовно, и
уже не может произвольно грешить. Также он наделяется способностью
возрастать морально и духовно до состояния зрелости.
• Однажды став истинным христианином, человек не может потерять
Спасение. Впав в грех, христианин наказывается Богом, вплоть до
смерти, но всё равно остаётся спасённым через веру.
• Поместная церковь независима от других организаций и подчиняется
только Христу. Она состоит из крещённых верующих и действует
согласно демократическим принципам. Служителями церкви являются
пасторы и дьяконы.

41. «Баптистская вера и миссия» (2)

• Крещение по вере является предварительным условием для членства в
церкви и для участия в Вечере Господней
• Миссионерство является важнейшей задачей в деятельности
конвенции. Все поместные церкви должны вносить свой вклад в дело
миссионерства
• Для осуществления полной программы духовного роста христиан
необходима адекватная система христианского образования
• Христиане должны служить Богу и ближним своими духовными дарами
и материально. Провозглашается добровольность материального
служения пропорционально своим доходам (отсутствует правило
десятины)
• Христиане должны противостоять расизму, любой форме алчности,
эгоизма и зла, противостоять всем формам сексуальной аморальности,
включая прелюбодеяние, гомосексуализм и порнографию.
Подчёркивается аморальность аборта
• Бог благословил для брака и интимной жизни только одного мужчину и
одну женщину. Гомосексуализм не благословлён Богом и не является
альтернативным способом жизни. Бог создал мужчину и женщину как
венец своего творения. Таким образом дарованный Богом пол — часть
ценности Божьего творения

42. Пятидесятничество

Одно из крупнейших протестантских направлений в
современном мире (по максимальным оценкам до 100
млн. верующих)
Название связано с сюжетом из книги Деяния святых
апостолов о нисхождении Святого Духа в день
Пятидесятницы и получении способности
пророчествовать на незнакомых языках, получившей
название глоссолалия
Центральным в вероучении пятидесятников является
догмат о «крещении Святым Духом»
Пятидесятники представлены множеством движений,
руководители которых собираются на Всемирные
пятидесятнические конференции
Крупными деноминациями пятидесятников на
постсоветском пространстве являются христиане веры
евангельской (ХВЕ), христиане евангельской веры
(ХЕВ), евангельские христиане в духе апостолов

43. Пятидесятничество как современный авангард протестантизма

С самого начала харизматического движения члены
пятидесятнических общин считали себя элитой протестантского
мира, обладающей особыми дарами. Учение о крещении «огнем
Духа Святого» обладает теми мистическими нотами, которых
лишены доктрины других евангельских направлений
Пятидесятничество стало своеобразным протестантским вирусом,
затронув практически все христианство. Растет число тех
протестантских общин, которые принимают говорение на языках
в качестве в принципе возможного проявления благодати
Божией. Некоторые верующие могут практиковать глоссолалию
по своему желанию и духовному состоянию
На иных языках стали говорить отдельные группы католиков,
православных, англикан, меннонитов, методистов, пресвитериан
и лютеран
Новое христианское богословие чрезвычайно восприимчиво по
отношению к массовой культуре
Многообразие трактовок вероучения и форм богослужения, которое
способно достигать крайней эмоциональности, стало фактором
привлекательности и большого охвата потенциальных верующих
из разных слоев населения

44. Орал Робертс (р. 1918) американский евангелист-целитель

45. Служение Орала Робертса

Робертс родился в Оклахоме в семье пятидесятнического
проповедника Церкви святости. Воспитывался в крайней нищете
В 17 лет у него обнаружили туберкулез, в результате он был
прикован к постели в течение пяти месяцев. В июле 1935 г. во
время служения евангелиста Джорджа Монсе Робертс исцелился
от туберкулеза и заикания. Два года он был учеником отца в
евангелизационном служении. В 1936 г. его рукоположили как
пастора Церкви святости
В 1947 г. Робертс начал свою первую целительную кампанию в г.
Энид, Оклахома. Опубликовал свою первую книгу об исцелении
«If You Need Healing – Do these Things», вел передачу об
исцелении по радио, начал выпускать свой ежемесячный журнал
«Healing Waters»
Экуменические крестовые походы Робертса стали инструментом
возрождения пятидесятничества после Второй мировой войны.
Он оказал влияние на становление Международного Общества
Бизнесменов Полного Евангелия и стал ведущей фигурой
современного харизматического движения
Исследования показали, что имя Робертса было известно 84%
американской аудитории и его считают самым известным
пятидесятником в мире

46. Целительная стратегия Орала Робертса

Важным вкладом Робертса в американское христианство стало
ведение им национальной еженедельной телепрограммы,
транслировавшей его целительные крестовые походы. Эту
программа превратила весть об исцелении из элемента
пятидесятнической субкультуры в важную составляющую
американского христианства
Университет Орала Робертса стал харизматическим
университетом номер один в США. В структуру входили
факультеты: медицинский, медсестринской подготовки,
стоматологии, правоведения, экономики, педагогический и
теологический. В среднем количество студентов в
университете составляет 4600
В 1981г. создается Медицинский и исследовательский город
веры, стоимостью в 250 миллионов долларов. Комплекс
состоял из 30-этажного госпиталя, 60-этажного медицинского
центра и 20-этажного исследовательского центра.
Философией центра было соединение молитвы и медицины,
сверхъестественного и естественного при лечении человека.
Учащиеся одновременно со своей основной специальностью
также проходили подготовку для служения в качестве
миссионеров-медиков по всему миру

47. Наиболее посещаемые пятидесятнические дома молитвы

В 1981-82 гг. восемь из десяти наиболее посещаемых в
процессе богослужения храмов (домов молитвы) в мире
были пятидесятнически-харизматическими
Это: 1) Церковь Полного Евангелия Йойдо в г.Сеул, Корея;
2) Методистскую Пятидесятническую Церковь в
Йотабеше, Сантьяго, Чили;
3) Кальварийский Храм, Санта-Ана, Калифорния;
4) Деус э Амор (Deus e Amor), Сан Пауло, Бразилия;
5) Центр Чуда, Бенин-Сити, Нигерия;
6) Христианский Центр Мелодилэнд, Анахайм,
Калифорния;
7) Бразилия за Христа, Сан Пауло, Бразилия;
8) Баптистская церковь Sung Ruk, Сеул, Корея

48. Крупнейшие пятидесятнические общины

Самой крупной считается Церковь Полного Евангелия Йойдо в
Сеуле (порядка 700 тыс. членов)
Второй по величине мировой церковью является Евангельская
Кафедральная Церковь Йотабеше (методистские
пятидесятники), возглавляемой пастором Ксавьером Васкесом
и расположенная в Сантьяго, Чили. Оценки членства в
Йотабеше различны, но официальный отчет за 1986 г.
зарегистрировал 312 843 крещеных членов (включая детей,
так как крестят младенцев). Руководители заявляют о "полном
членстве" 478 605 верующих. Члены обязаны посетить в одно
из воскресений каждого месяца кафедральный собор,
который вмещает 16 тыс. человек
Община «Видение Будущей Церкви» в Аргентине,
возглавляемая пастором Омаром Кабреро и его женой
Марией, насчитывала в 1986 г. 145 тысяч членов.
Центральная часть основного здания церкви, вмещающая до
17 тысяч верующих, находится около города Кордобы.
Кабрера известен своим очень эмоциональным служением,
направленным на «разрушение силы территориальных бесов
посредством духовной битвы»

49. Крупнейшие пятидесятнически-харизматические общины в Африке

Крупнейшие пятидесятническихаризматические общины в Африке
Центр Чуда (Miracle Center) в Бенин-Сити, Нигерии,
возглавляемый пастором Бенсоном Идахозой, принадлежит
к независимым харизматическим церквям, связанным с К.
Хейгином, Кеннетом Коупландом, Эрлом Полком,
T.Л.Озборном. Они построили церковь, вмещающую 20
тысяч человек - одну из самых больших в мире. Идахоза
сообщает, что в его общине семь человек воскресли из
мертвых
Наиболее быстро растущей лютеранской церковью в мире
является Церковь Мекане Езус (Mekane Yesus) в Эфиопии.
Она выросла от около 140 тыс. в 1970 г. до 750 тысяч в
1986 г. В начале 1970-ых было в результате исследования
было обнаружено, что наиболее быстро растут общины,
опирающиеся на сверхъестественные знамения и чудеса. В
этих общинах от 60 до 80 процентов опрошенных членов
считали знамения главной причине роста церкви

50. Крупнейшие пятидесятнически-харизматические собрания в Африке

Крупнейшие пятидесятническихаризматические собрания в Африке
Сионская Христианская Церковь Южной Африки проводит
одни из самых больших религиозных собраний в истории.
Их ежегодная пасхальная конференция, проводимая около
города Питербурга, собирает от 1 млн. до 2 млн. Банк в
Питербурге закрывается на всю следующую неделю после
Пасхи для подсчета денег, внесенных в виде
пожертвований

51. Евангелизационные чудесные крестовые походы

Наибольшее количество людей в настоящее время
собираются во время служения известных
пятидесятнических евангелистов
Например, в середине 1980-ых ведущим всемирным
евангелистом, если судить по размеру крестовых походов,
был вероятно немецкий миссионер Рейнхард Боннке
В 1986 г. Боннке провел крестовый поход на открытой
площадке в Blantyre, Малави. Открытие этой конференции
привлекло толпу в 25 тысяч человек. В ходе его
проповеднического служения хромые начинали ходить,
слепые - видеть, глухие – слышать. Толпа участников в
течение шестнадцать дней евангелической конференции
увеличилась до 150 тысяч человек

52. Райнхард Готтфрид Боннке (р. 1940) харизматический проповедник- евангелист

Райнхард Готтфрид Боннке (р. 1940)
харизматический проповедникевангелист

53. Служение Боннке

Родился в Кёнигсберге, Германия. Сын пятидесятнического
пастора, принадлежащего к Федерации Свободных
Пятидесятнических Церквей
Проведя в Германии несколько лет в качестве пастора, в 1967
Боннке переехал в Африку. С 1967 по 1974 Боннке
трудился в качестве миссионера в Лесото
В 1974 г. он получил призыв служить «всей Африке», будучи
уверенным в том, что «Африка будет спасена». Его первый
исцеляющий крестовый поход в апреле 1975г. состоялся в
Габеронес, Ботсвана, на котором в начале присутствовало
100 человек, а в конце – 10 тысяч человек.
В 1977 г. Боннке приобрел тент, рассчитанный на 10 тыс.
участников, которых порой было до 40 тыс. человек
Главной привлекательностью его богослужениий были
знамения и чудеса, многие свидетельствовали о чудесных
исцелениях и изгнании бесов, сопровождавшие его
проповеди. Боннке повсюду поощрял новообращенных к
принятию крещения в Духе Святом со свидетельством
говорения на языках. Характерной чертой собраний были
костры, на которых новообращенные сжигали магические
амулеты и утварь

54. Служение Боннке

В 1983 г. Боннке приобрел самый большой тент для
богослужений, который когда-либо строили, вмещавший 34
тысячи человек. В 1986 г. сотрудники Боннке
свидетельствовали о 1,5 млн. просьб о спасении, в том
числе исходивших и от многих тысяч мусульман
В 1987 г. Боннке перевез свою семью из Йоханнесбурга во
Франкфурт, где он основал офис своей организации ,
которая известна как «Христос для всех народов»
В 1990-х годах главной задачей Боннке была попытка
разослать евангельский буклет, «From Minus to Plus», на
каждый почтовый адрес в мире

55. Дэвид (Пол) Йонги Чо, (р. 1936) корейский харизматический лидер

56. Карьера Йонги Чо

Пастор Церкви Полного Евангелия Йойдо в Сеуле, самой
большой общины в мире, насчитывающей, по его
заявлениям, около 700 тысяч членов
Будучи воспитанным как буддист, Чо впоследствии отверг это
учение, когда умирал от туберкулеза и обратился в
христианство. Он выздоровел и захотел стать доктором, но
позднее, как он указывает, ему явился Иисус посреди ночи
в облике пожарного, призвал его к проповеди и наполнил
Святым Духом
После окончания Библейской школы Ассамблей Божиих Чо
основал палаточную церковь в Сеуле в 1958 г. В 1961г. во
время сопровождения Сэма Тодда, американского
пятидесятника-целителя по вере, Чо получил ценный опыт
В 1966 г. становится генеральным суперинтендантом
корейских общин Ассамблеи Бога

57. Церковь Полного Евангелия Йойдо

В 1973 г. Билли Грэм освятил здание церкви Йойдо,
рассчитанное на 10 тысяч чел.
К 1974 г. уже было 23 тыс. членов, к концу 1979 г. – 100
тыс.членов, а к 1987 г. – более полумиллиона членов. В
церкви было несколько сотен пасторов-ассистентов и
тысячи лидеров домашних ячеек, большинством из них
женщины, что является прорывом в корейской культуре

58. Джон Арнотт, пятидесятнический пастор, лидер Христианского Сообщества Виноградника в Торонтском Аэропорту

59. Торонтское благословение

Акцент на возрождении и пророчестве был стимулирован
внезапным всплеском ревайвалистского феномена в январе
1994 г. в Христианском Сообществе Виноградника в Торонтском
Аэропорту под руководством Джона Арнотта
Церковь, начавшая действовать в аэропорту, вскоре переместилась
в более просторное помещение, стала местом харизматического
паломничества, особенно из Северной Европы, Кореи и
Индонезии
Торонтское благословение, как его вскоре стали называть, наряду с
пророчествованием, видениями, исцелениями представляло
собой феномен так называемого «святого смеха»,
интерпретировавшегося испытавшими его как
концентрированная форма внутреннего исцеления и как
духовное обновление. Особенное распространение оно
получило в Великобритании в англиканских кругах, некоторые
поместные церкви стали также центрами такого благословения
За торонтским в июне 1995 г. последовал ревивалистский всплеск в
Пенсаколе, Флорида, в церкви Ассамблеи Бога в Браунсвилле
под руководством Джона Килпатрика. Пенсакольский феномен
наряду с видениями, пророчествованиями и исцелениями
включал дрожание, безудержный плач и падение верующих,
находящихся в сильнейшем эмоциональном возбуждении

60. Адвентизм

Адвентизм (от латин. пришествие) возник в США в
середине 19 в. В основе вероучения лежит учение
о скором пришествии Христа, которым завершится
борьба Бога и сатаны, праведники будут
воскрешены к вечной жизни
Основатель - проповедник Вильям Миллер - заявил,
что определил дату пришествия Иисуса Христа. Во
второй пол. 19 в. лидером адвентистов становится
Е. Уайт, утверждавшая, что дату близкого
пришествия невозможно знать
Из направлений адвентизма наибольшее
распространение получили адвентисты седьмого
дня (АСД), празднующие субботу как священный
день. Адвентистские организации объединены во
Всемирный союз адвентистов. Численность
адвентистов приближается к 7—8 млн.

61. Уильям Миллер (1782—1849) основатель адвентизма

62. Эллен Уайт (1827-1915) теолог, идейный реформатор адвентизма, соорганизатор Церкви адвентистов седьмого дня

63. Учение о Следственном суде

По учению адвентистов, служение Иисуса Христа на небе в
качестве Первосвященника состоит из двух этапов. Первый
начался с его вознесения в I веке н. э. и закончился в 1844
году прощением грехов. Второй этап, «судебный», начался
22 октября 1844 года, продолжается до сих пор. Как раз
этот пункт, полагают адвентисты, не был до конца понят в
свое время У. Миллером
С 1844 г. Бог занялся расследованием того, как провели или
проводят свою жизнь все называющие себя верующими
(во-первых, умершие, а во-вторых, живущие), чтобы
определить, заслуживают ли они вечной жизни. Это
расследование и есть «следственный суд». После такого
суда грехи людей, прошедших испытание, стираются из
соответствующих книг. Но, как объяснила Елена Уайт,
имена тех, кто не прошёл испытания, «будут стерты из
книги жизни»

64. Санитарное служение

Во многих странах адвентисты содержат медицинские центры
и занимаются пропагандой здорового образа жизни. Так,
известен медицинский центр Университета Лома Линда. В
1990 году при центре открылся первый в мире клинический
центр протонной терапии
Большое внимание работе по профилактике алкогольной и
табачной зависимости (особенно в молодёжной среде), а
также воспитанию межличностных добрачных отношений
молодёжи. Члены церкви являются противниками абортов и
разводов.
Адвентисты седьмого дня придерживаются древних
установлений о запрещенных видах продуктов питания.
Так, нельзя употреблять в каком-либо виде свинину,
крольчатину, некоторые виды рыб, полный запрет на
употребление в пищу крови любых животных, полный
запрет на употребление в пищу крови любых животных.
Адвентисты ведут пропаганду вегетарианства. Е. Уайт не
рекомендовала есть яйца, твердый сыр, пить кофе и чай

65. Вопрос 4

Протестантизм в Беларуси

66. Начало протестантского влияния

Протестантские направления (кальвинизм, лютеранство
и другие) появляются на белорусских землях в первой
половине 16 в. Наибольшее распространение получил
кальвинизм, которому покровительствовал видный
государственный деятель ВКЛ князь Николай
Радзивилл Черный
Развитие реформационных тенденций на территории
Речи Посполитой замедлилось в 17 в.
Известным полемистом 16 в. был Симон Будный,
основавший несвижскую типографию, в которой издал
«Катехизис» и сочинение «Об оправдании грешного
человека перед Богом». Симон Будный и его
сподвижники осуществили перевод Библии на
польский язык, изданный в 1572 г.

67. Симон Будный (1530-1593) известный белорусский теолог, переводчик и издатель Библии

68. Памятник Сымону Будному в Несвиже

69. «Катехизис» Симона Будного

70. Протестантизм в межвоенный период

В конце 19 в.– нач. 20 в. в результате деятельности
немецких и английских проповедников в Беларуси
получили распространение баптизм, евангельское
христианство, адвентизм. В первые послеоктябрьские
годы активизировался процесс создания на территории
Беларуси протестантских общин. В конце 1920-х гг.
большинство протестантских общин перешло на
нелегальное положение. К 1937 г. в БССР были
закрыты все молитвенные дома евангельских христиан
и баптистов, а большая часть пресвитеров
репрессирована
В результате деятельности реэмигрантов из Америки,
зарубежных миссий в 1920–1930-е гг. на территории
Западной
Беларуси
получили
распространение
пятидесятничество,
евангельское
христианство,
баптизм, свидетели Иеговы, адвентизм. Протестанты
развернули активную миссионерскую деятельность,
распространяли библейскую и духовно-назидательную
литературу

71. Протестантизм в послевоенный период

Послевоенное время характеризуется ростом активности
протестантских общин в БССР
В 1949 г. было зарегистрировано 200 протестантских
общин, 70% из которых находилось в западных
областях Беларуси.
В 1950-е гг. деятельность протестантских конфессий
продолжалась в полулегальных условиях. Происходил
быстрый рост городских общин ЕХБ. В середине
1950–х — начале 1960-х гг. возникла конфронтация
властей с протестантскими общинами, выступившими
против контроля со стороны государственных структур.
Активизировалась деятельность пятидесятнических
направлений, в основном христиан веры евангельской.
В 1989 г. пятидесятнические общины вышли из Союза
ЕХБ и создали республиканскую организацию в
количестве 114 общин

72. Протестантские объединения в постсоветский период

В 1990-е гг. возникло широкое поле для миссионерской деятельности
протестантских миссионеров, заметно увеличилось влияние
традиционных объединений (евангельских христиан-баптистов,
лютеран, христиан веры евангельской) и новых протестантских
направлений (христиан полного Евангелия, Новоапостольской
церкви и др.), количество протестантских общин в Беларуси
увеличилось в 3,5 раза
Пятидесятничество представлено в Беларуси такими течениями как
Объединенная церковь христиан веры евангельской в Республике
Беларусь (ХВЕ) на начало 2012 г. включала 512 общин, Союз
Христиан полного Евангелия, Христиане веры апостольской,
мессианские общины
В 1997 г. Союз ХВЕ Беларуси вступил во Всемирный союз ассамблей
Божиих. Основными зарубежными партнерами Союза ХВЕ
Беларуси стали южнокорейская церковь «Грэйс» («Благодать»),
церковь «Ассамблея Бога», американская организация «Христос
для народов», немецкая миссия «Неемия», «Гедеоновы братья»

73. Союз церквей евангельских христиан-баптистов в Беларуси

Основное религиозное объединение ЕХБ в РБ - Союз церквей
евангельских христиан-баптистов в Беларуси. Высший
орган управления Союза — съезд, который созывается
каждые четыре года. Съезд принимает решения по отчетам
епископа и исполнительного секретаря Союза, избирает их,
утверждает вероучение ЕХБ, принимает устав,
рассматривает иные вопросы деятельности Союза. В
период между съездами деятельностью руководит Совет
Союза. Преседатель Союза церквей ЕХБ в РБ – Крутько
Виктор никодимович
Союз евангельских христиан-баптистов в Беларуси сейчас
включал 312 общин и ок. 14 тыс. верующих
Общины ЕХБ ведут активное социальное служение
В РБ действовуют также автономные объединения ЕХБ и
общины Совета церквей ЕХБ (около 30), которые не
прошли государственную регистрацию
Наибольшее количество общин ЕХБ находится в Брестской
области

74. Символ веры ЕХБ

«Евангельские христиане-баптисты являются церковью
возрожденных христиан и в своем вероучении отражают
стремление к библейскому учению первоапостольской
церкви.
1. Мы веруем, что канонические книги Библии (тридцать
девять книг Ветхого Завета и двадцать семь Нового Завета)
являются непогрешимым Словом Божьим. Священное
Писание - источник нашей веры и высший авторитет в
вопросах доктрины и христианской жизни.
2. Мы веруем в единого Бога, сотворившего все видимое и
невидимое, безначального, премудрого, вездесущего,
всеведущего и всемогущего, существующего в трех лицах:
Отце, и Сыне, и Духе Святом.
3. Мы веруем, что Иисус Христос - Сын Божий - был зачат
Святым Духом и рожден от девы. Иисус Христос был
распят, умер за грехи наши и воскрес из мертвых. Затем Он
вознесся на небо, воссел одесную Бога и сделался единым
Посредником между Богом и человеками.

75. Символ веры ЕХБ (2)

4. Мы веруем, что Дух Святой обличает во грехе, возрождает
уверовавших, живет в них, наставляет, исполняет силой для
благочестивой жизни, наделяет дарами для служения в церкви.
5. Мы веруем, что человек был сотворен безгрешным по образу и
подобию Божию, но согрешил и умер духовно. Через первого
человека - Адама - все человечество унаследовало грех и
смерть. Человек может спастись верою через действие Святого
Духа и возрождение Духом Святым. Он нуждается в постоянном
освящении в течении всей жизни.
6. Мы веруем, что Иисус Христос создал Церковь и Он является
Главою Церкви. Все, уверовавшие во Христа, крещены Духом
Святым в Тело Христово и являются членами Христовой.
Поместная церковь есть собрание возрожденных душ,
добровольно объединившихся для совместного служения
Господу и удовлетворения своих духовных нужд. Условием для
вступления в члены поместной церкви являются вера, покаяние
и возрождение. Об этом человек свидетельствует перед Богом и
церковью через устное исповедание, личную жизнь и водное
крещение.

76. Символ веры ЕХБ (3)

7. Мы веруем, что основная задача Церкви провозглашение
Евангелия (согласно Великому Поручению Христа).
8. Мы веруем, что водное крещение и Вечеря Господня
(хлебопреломление) - заповеди, которые должна
соблюдать церковь. Водное крещение совершается над
теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного
Спасителя и пережил рождение свыше. В Вечере
Господней принимают участие те, кто вступил в члены
церкви через крещение по вере. Крещение и Вечеря без
спасающей веры не обеспечивают спасения.
9. Мы веруем во Второе Пришествие Иисуса Христа, Который
явится видимым образом во славе для суда над живыми и
мертвыми.
10. Мы веруем в телесное воскресение из мертвых: верующих
- к славе и вечному блаженству, для неверующих - к
вечному осуждению и пребыванию в муках».

77. Дом молитвы ЕХБ в Кобрине, один из крупнейших в Восточной Европе

78. Интерьеры Дома молитвы ЕХБ в Кобрине

79. Объединенная церковь христиан веры евангельской в Республике Беларусь

Объединенная церковь христиан веры евангельской в
Республике Беларусь (ХВЕ) на начало 2012 г. включала 512
общин, св. 55 тыс. верующих. Епископ ОЦ христиан веры
евангельской в Республике Беларусь - Сергей Павлович
Цвор
В 2002 г. на базе Союза ХВЕ действовало 330 воскресных
школ. В структуру Объединенной церкви ХВЕ входят два
богословских учебных заведения — теологический институт
и библейский колледж «Христос для народов»
Объединенная церковь ХВЕ проводит определенную
социальную работу, имеются отделы социальной и
душепопечительской работы, учебно-методический центр
воскресных школ, центр тюремного служения, центр
социальной работы, центр реабилитационной работы,
центры женского, молодежного и семейного служения
При общинах ХВЕ создаются группы прославления и
музыкальные коллективы

80. Вероучение ХВЕ

1. В единого истинного и Святого Бога, Открывающегося в трех
Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. «Итак идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» Мф.
28:19.
2. В Иисуса Христа, Сына Божия, предназначенного Богом Отцом
для спасения человека прежде основания мира: «…зная, что не
тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни,
преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как
непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде
создания мира, но явившегося в последние времена для вас»
1Пет. 1:18-20.
3. В Духа Святого, третью Личность Бога, единосущного Отцу и
Сыну, открывающего истину о Боге-Отце и Сыне Его Иисусе
Христе, наделяющего Церковь силою и духовными дарами,
производящего освящение и плоды духа, совершающего
водительство всей Церкви и каждого отдельного ее члена:
«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую
истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что
услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому
что от Моего возьмет и возвестит вам» Ин. 16:13-14.

81. Вероучение ХВЕ (2)

4. В богодухновенность Библии: канонических книг Ветхого и
Нового Заветов. «Все Писание богодухновенно и полезно
для научения, для обличения, для исправления, для
наставления в праведности, да будет совершен Божий
человек, ко всякому доброму делу приготовлен» 2Тим. 3:1617.
5. В необходимость получения спасения, совершенного
Господом, принимаемого по благодати через веру в
искупительную жертву Иисуса Христа. «Ибо благодатью вы
спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел,
чтобы никто не хвалился» Еф. 2:8-9.
6. В крещение Духом Святым со знамением говорения на
иных языках. Крещению Духом Святым предшествует
рождение свыше: «И исполнились все Духа Святого, и
начали говорить на иных языках, как Дух давал им
провещевать» Деян. 2:4.

82. Вероучение ХВЕ (3)

7. В созданную на земле Иисусом Христом Церковь,
являющуюся собранием призванных из мира, спасенных и
принадлежащих Господу людей. Господь является ее
Главой. «И Он есть глава тела Церкви» Кол. 1:18.
«…Церковь Бога живого, столп и утверждение истины»
1Тим. 3:15 – как противовес греховной системе мира.
8. В Господни установления, данные Церкви: водное
крещение через полное погружение в воду и Вечерю
Господню, как воспоминание страданий Христовых. «Итак
идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святого Духа» Мф. 28:19
9. В святость, как норму жизни всякого верующего. «Как
послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями,
бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего
вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо
написано: будьте святы, потому что Я свят» 1Пет. 1:14-16.

83. Вероучение ХВЕ (4)

10. В воскресение умерших, восхищение Церкви и
второе пришествие Иисуса Христа.
11. В справедливый суд у великого белого престола,
которого не избежит никто, кроме принявших Иисуса
Христа своим личным Спасителем и живших в
соответствии с Его словом. «И увидел я великий
белый престол и Сидящего на нем, от лица
Которого бежало небо и земля, и не нашлось им
места. И увидел я мертвых, малых и великих,
стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная
книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы
были мертвые по написанному в книгах, сообразно
с делами своими» Откр. 20:11-12.
12. В жизнь будущего века на новом небе и новой
земле: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем
нового неба и новой земли, на которых обитает
правда» 2Пет. 3:13.

84. Дом молитвы ХВЕ в Волковыске

85. Белорусская конференция церквей адвентистов седьмого дня

Белорусская конференция церквей адвентистов
седьмого дня объединяет 76 общин
Президент - Моисей Иосифович Островский
Действуют религиозная миссия «Служение
осужденным» и высшее духовное учебное
заведение «Минский теологический институт»

86. Дом молитвы АСД в Барановичах

87. Вопрос 5

Современный протестантизм

88. Экс-мэр Киева и лидер харизматической общины «Посольство Божие»

89. Пастор Рижской общины ХВЕ Игорь Ледяев

90. Либеральный стиль в протестантизме

Либеральный протестантизм сильно отличается от раннего
протестантизма, который предъявлял обществу и членам
церкви намного более жесткие требования. Либерализм
уже не требует строгой дисциплины в исполнении
общественных и религиозных правил. Мировоззрение
либерального протестантизма приводит к релятивизму в
отношении целого ряда христианских норм — допускается
женское священство и благословляются гомосексуальные
браки, что по сути приводит к секуляризации самой веры
Либеральный протестантизм пассивно плывет по течению:
стремясь приспособиться к меняющемуся обществу и
экономике, он не предлагает собственного оригинального
«проекта» Параллельно с секулярным мировоззрением
либеральный протестантизм распространяет идеалы прав и
свобод человека, а также ответственности христианина за
весь мир
Церкви, проповедующие либеральные принципы, все больше
теряют в численности

91. Консервативный стиль в протестантизме

Консерваторы проповедуют идеал трудолюбивого человека с
жесткими нравственными принципами. Для консерваторов
очевидно, что с помощью честного труда верующий обязан
преодолеть нищету, а проповедь строгой морали рано или
поздно перевернет общественные устои
Проповедуя жесткую христианскую мораль, консервативные
протестантские церкви одерживают миссионерские победы,
не идя на компромиссы с секулярно-гуманистическими
ценностями. В традиционных обществах на территории
Евразии возникают консервативные протестантские группы,
которые играют такую же роль, какую играли ротестантские
церкви в Германии и США в XVII-XIX вв.
Примеры консервативной миссии есть в России, на Украине, в
Средней Азии, Южной Корее и Индонезии. Миссионерыконсерваторы пытаются сделать членов своих общин
богаче, а если завоевывают значительное положение в
обществе, как это произошло в Южной Корее, то
поднимают экономику страны

92. Протестантизм и глобализация

Процесс глобализации стал для протестантизма
своеобразным рычагом, с помощью которого миссионеры в
кратчайшие сроки завоевывали широкое влияние в той или
иной стране
Протестантам удалось создать новые институты, хорошо
приспособленные для деятельности в условиях
глобального пространства, где «для Христа нет границ».
Это многочисленные миссии и ассоциации с разветвленной
структурой, напоминающей систему транснациональных
корпораций
Протестанты создали установку, что в постиндустриальном
обществе каждый христианин способен добиться успеха и
процветания, а церковь преуспевающих людей будет
пользоваться значительным влиянием и уважением в
обществе
Кроме того, существует возможность проповедовать
миллионам, используя радио, телевидение, интернет

93. Использование кинематографа

Пятидесятническо-харизматическое движение Кампус
Крусейд фор Крайст (Campus Crusade for Christ) сняло
фильм "Иисус". Этот высококачественный фильм о жизни
Иисуса сделан на основе текста Евангелие от Луки,
пересказанного простонародным языком
Простые деревенские жители воспринимают фильм
буквально и верят, что Иисус исцеляет больных и изгоняет
бесов и сегодня. Новообращенные начинают служение
исцеления почти сразу после своего «спасения»
Представитель движения Кампус Крусейд фор Крайст Пол
Эшлеман рассказывает историю за историей о знамениях и
чудесах, последовавших за фильмом "Иисус" в странах
третьего мира
В настоящее время около 500 тыс. человек ежедневно
смотрят фильм "Иисус" и около 50 тыс. становятся
приверженцами Христа

94. Коммерциализация проповеднического служения протестантов

Протестантские лидеры успешно используют интеграционные
процессы в мире, все увеличивающуюся скорость
информационного обмена и универсальность правовой и
экономической системы американо-европейского типа для
активного миссионерства
Большое значение придается внешней внебогослужебной
стороне протестантизма служения. Для протестантских
движений характерно то, что недавно созданные группы
поддерживаются материально со стороны руководства
движения и самых крупных церквей. На конференциях и
семинарах пасторов часто обсуждается вопрос о
материальном положении церквей. В последнее время
протестантские активисты отмечают, что молодые церкви
все быстрее выходят на уровень самоокупаемости, что
является залогом их будущего. Пасторы составляют
графики роста общины по неделям, месяцам и годам,
тщательно рассчитывая и обязывая каждого проповедовать
в семье, на работе, дома и на улице

95. Теология процветания

Протестантские пасторы заявляют, что верующий имеет право
на все блага нашего мира, а Бог и церковь ему в этом
помогут. В теологических учениях протестантских
конфессий с той или иной степенью богословской
корректности проповедуется связь благополучия с верой,
для многих представителей современного протестантизма
характерна идеология «стремления к успеху». В среде
некоторых протестантских общин возникла теология
процветания
Большинство протестантов следуют кальвинистскому
принципу: не можешь обрести благополучие и здоровье,
значит Бог тебя не избрал. Из уст проповедников подчас
звучат абсурдные идеи о возможности спасения только для
богатых и здоровых христиан. В особенности, молодые
харизматические общины воспринимают коммерческий
успех как Божье благословение, и если в обыденной жизни
верующий испытывает материальную нужду или же
физические страдания, то пастор может поставить под
сомнение его веру
Последователи протестантских церквей стремятся к
завоеванию «всех финансов в мире», чтобы они не

96. Теология демократии

Протестанты участвовали в создании многих стабильных
демократических обществ, но большинство протестантских
течений независимы от какой-либо власти
Вслед за рыночной экономикой и правом на конкуренцию
церковные лидеры-протестанты прямо выступают за права
и свободы граждан в обществах переходного типа
Свою гражданскую позицию протестанты понимают очень
широко, а их политические ценности, чаще всего,
соответствуют общим принципам американской демократии
Большинство протестантских церквей впрямую или косвенно
ориентированы на поддержку внешнеполитического курса
США. Для новообращенных, принятие протестантской веры
означало приобщение к евро-американской цивилизации.
Со свойственным им проповедническим пылом они
отстаивают западные ценности, испытывают гордость за
американскую демократию

97. Переосмысление национальной истории и культуры

Протестанты берут на себя роль интерпретаторов в
отношении национальной истории Провозглашается приход
новой эпохи — в харизматическом варианте (самом
радикальном) это звучит так: наша страна будет
пятидесятнической, все граждане должны быть
христианами и избирать верующих политиков, будь это в
Корее или на Украине
Обретя почву под ногами, миссионеры интерпретитуют
национальные традиции, обычаи и культуру в
модернизированном христианском духе
Протестантский проповедник возвращает светскому человеку
разрушающегося традиционного общества его
национальную религиозность
С поразительной гибкостью и быстротой протестантские
направления впитывают местный колорит, призывают
уважать свою историю, находя в ней неожиданные примеры
«протестантских» протогероев (Скорина как предтеча
белорусской Реформации)

98. Вопрос 6

Протестантизм и
новоевропейская культура

99. Влияния протестантизма на социально-экономическое развитие западного мира

Влияния протестантизма на социальноэкономическое развитие западного мира
Становление протестантской ментальности способствовало
формированию светского общества, развитию политикоюридического и экономического либерализма,
стимулировало социальную мобильность
Мощной сферой приложения протестантской ментальности
стала экономика
Признание священного характера труда, всех видов
социально полезной деятельности стимулировало
предпринимательскую активность. Законным и богоугодным
провозглашается стремление к успеху, богатству, высокому
социальному статусу, создается атмосфера конкуренции и
соперничества
К важным аспектам влияния протестантизма на социальнополитическое развитие западного мира следует отнести
выработку концепта прав личности, веротерпимость и
свобода совести
В в протестантских странах впервые был реализован принцип
отделения церкви от государства, установился приоритет
гражданских ценностей

100. Основные направления влияния протестантизма новоевропейскую культуру

Укоренение протестантской ментальности способствовало
парадигмальным сдвигам в западной культуре.
Протестантским влиянием во многом обусловлено развитие
новоевропейской философии, опытного естествознания,
гуманитаристики
Протестантские традиции создали алгоритмы самовыражения
в таких областях творческой деятельности как искусство
проповеди и толкования Библии, гимнография, музыка,
архитектура
Протестантский словоцентризм, внимание к словесным,
текстовым измерениям культуры обусловили дальнейшее
развитие европейских литератур. В литературе творили
Джон Милтон и Джон Беньян, другие выдающиеся
протестантские поэты

101. Протестантизм и музыкальная культура

Протестантизм предстает как поющая традиция,
возносящая хвалу в песнопении
Протестантство оказалось продуктивным в сфере
музыки, потому, что она соответствовала
словоцентричной традиции

102. Джон Мильтон (1608-1674), английский поэт, автор поэм «Потерянный рай» и «Обретенный рай»

103. Жизненный путь и творчество Мильтона

Мильтон получил очень хорошее образование — сначала дома и в
школе св. Павла, а потом — в Кембриджском ун-те. По
окончании курса он провёл пять лет в имении отца Хортоне
(близ Лондона), погруженный в самообразование и
самосовершенствование. Юношеский период жизни Мильтона
завершился в 1637—1638 путешествием по Италии и Франции,
где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими
знаменитыми людьми того времени. Светлому настроению
молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм:
1) в «L’Allegro» («Весёлый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»)
Мильтон рисует человека в двух противоположных настроениях,
радостном и созерцательно-грустном, и показывает, как
окрашивается восприятие природы вместе со сменой
настроений. Поэмы проникнуты непосредственным чувством и
грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской эпохи
и более не встречающейся у самого Мильтона;
2) «Lycidas» («Люсидас») автор даёт тонкое описание
идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и
обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти;
фанатизм революционера-пуританина переплетается с
меланхолией в духе Петрарки;
3) «Comus» («Комус») - одна из блестящих драматических
пасторалей (masks), на которые в то время не прошла мода

104. Жизненный путь и творчество Мильтона

Во второй период жизни (1639-1660) Мильтон, вернувшись из
Италии, поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и
написал трактат «О воспитании», имеющий главным образом
биографический интерес и показывающий отвращение его ко
всякой рутине
В 1641 Мильтон женился на Мэри Поуэл и эта женитьба превратила
его безмятежное существование в целый ряд домашних
бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый
год жизни, и своим отказом вернуться довела его до отчаяния.
Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон
распространил на брак вообще и написал трактат «О разводе»
На старости Мильтон жил в кругу семьи. Вторая жена (первая
умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет до
смерти) была совершенно чуждой его духовной жизни. Двух
дочерей он заставлял читать ему вслух на непонятных им
языках, чем пробуждал недружелюбное отношение. Мильтон
оказывается в полном духовном одиночестве и вместе с тем это
период его величайшего творческого проявления
Последний период жизни ( 1660-1674 гг.), Мильтон создает три
гениальных произведения: «Потерянный рай» («Paradise Lost»),
«Возвращённый рай» («Paradise Regained») и «Самсон-борец»

105. «Потерянный рай»

«Потерянный рай»— христианская эпопея о возмущении отпавших
от Бога ангелов и падении человека. В противоположность
эпическим поэмам Гомера и средневековым эпопеям, поэме
Данте, «Потерянный Рай» не дает простора творческому
воображению. Мильтон передавал библейский сюжет согласно
Писанию, действующие лица принадлежат к сверхчеловеческой
области, что не допускает черт реализма в их описании
Вместе с тем, ангелы и демоны, Адам и Ева и другие действующие
лица поэмы имеют определенные прообразы в народной
культуре и от этих традиций Мильтон, поэт глубоко
национальный, никогда не уходил. В поэме мало образности,
библейские герои часто кажутся аллегорическими
Значение «Потерянного Рая» состоит в передаче психологической
картины борьбы неба и ада. Переживание политических
страстей, свойственное Мильтону, вылилось в создание
грандиозного образа сатаны, которого жажда свободы довела до
зла. Первая песнь «Потерянного Рая», где побежденный враг
Творца горд своим падением и посылает угрозы небу, послужила
источником демонизма Байрона и английских романтиков
Воинственная религиозность пуританина воплотилась в образе
души, рвущейся на свободу. В идиллическая части поэмы
содержится поэтическое описание рая, любви первых людей.
Поэтические красоты, музыкальность стиха, грозные аккорды,

106. Джон Беньян английский поэт, автор поэмы «Путешествие пилигрима»

107. Жизненный путь Дж. Беньяна (1628-1688)

Отец Джона Беньяна был котельником, он записал сына в
Бедфордскую школу для бедных людей. Мальчик выучился
грамоте, но вскоре был взят обратно домой, чтобы помогать отцу
в работе
На 18-м году Джон Беньян стал солдатом и принял участие в
междоусобных войнах. Смутно пробуждалось в нем сознание,
что он храним промыслом Божиим. Джон часто страдал то от
бессонницы, то от ужасающих снов и галлюцинаций. Он
представлял себя отвергнутым Богом, осужденным на вечный ад
и подчас завидовал скотине в том, что она могла существовать,
не заботясь о душе. Тогда он искал общества разгульных друзей
Кротость и любовь к нему жены привели к тому, что он стал снова
учиться читать и писать. В нем явилось также желание посещать
богослужение: он стал ходить туда с женой и вдался в другую
крайность - страшно полюбил обрядность, одеяние пасторское и
самих пасторов
В момент разгара веселья и безумной игры, Беньян вдруг
вообразил себе, что слышит голос свыше: "Хочешь ли
расстаться с грехом и получить вечное блаженство, или жить в
грехе и быть ввергнутым в ад?"

108. Жизненный путь Джона Беньяна

Однажды проходя через поле, Беньян услышал как бы
духовным слухом слова: "Твоя праведность на Небе". Он
поднял глаза кверху и увидел Христа одесную Бога, как
олицетворение праведности человек
Полностью уверовав, Беньян убедился, что, по Слову
Божиему, он обязан исповедовать веру свою перед людьми.
Он присоединился к церкви баптистов, получил крещение
по их обряду
В 17 в. время английское правительство воспрещало
проповедовать всякому, не получившему официального
звания пастора англиканской церкви
Беньян был посажен в тюрьму и долгое время (12 лет)
находился в заключении, там глубоко изучил Священное
Писание, что способствовало его убеждению в
необходимости служения Богу. Помимо служения в свой
общине посещал села, в которых основал церкви

109. Творчество Джона Беньяна

Всего он написал около шестидесяти книг. Многие сочинения
представляли собой богословскую полемику, объясненные
проповеди, сказанные им в различных случаях

110. «Путешествие пилигрима в Небесную страну»

Бэньян еще в тюрьме начал свое знаменитое сочинение:
"Путешествие пилигрима в Небесную страну" ("The Pilgrim's
Progress"). Неподражаемая аллегоричность, глубина
мысли, истина и наглядность в характерах и действиях
описываемых лиц, верность взгляда, знание и понимание
библейских истин дает этой книге право стоять в ряду
первоклассных сочинений, явившихся во второй половине
XVII века в Англии
Бэньян издал вторую часть своего "Путешествия пилигрима",
в котором описывает странствование жены Христианина и
их детей. Он намеревался издать третью книгу о судьбе
оставшихся юношей после кончины обоих родителей, но
скорее всего она либо вовсе не была написана, либо
затерялась

111. Протестантизм и изобразительное искусство

В сфере изобразительных искусств выражение
протестантскому взгляду дали такие гении как Лукас
Кранах Старший и Рембрандт

112. Рембрандт (1606 – 1669) «Святое семейство с ангелами»

113. Рембрандт «Возвращение блудного сына»

114. Рембрандт «Ночной дозор»

English     Русский Правила