Похожие презентации:
Лекция 9. Ислам
1. Лекция 9. Ислам
Автор:доцент кафедры философии и истории,
к.и.н., доц. А.А. Желтов
2. Содержание (рассматриваемые вопросы):
Ислам как религияИстория зарождения и становления
ислама
Течения в исламе
Положения, догматы и ритуалы ислама
3. Ислам
Ислам (араб. السلمангл. Islam) –монотеистическая (авраамическая) мировая
религия.
Слово «ислам» имеет несколько значений,
буквально переводится значение этого слова –
«предание себя Аллаху» («покорность Богу»).
В шариатской терминологии ислам – это полное,
абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его
приказам и запретам, отстранение от многобожия
(ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в
исламе называют мусульманами.
4. Ислам в мире
Ислам является второй по численностирелигией в мире (после христианства), а также
самой быстро распространяющейся религией
планеты.
Мусульманские общины имеются более чем в
120 странах и объединяют от 1,3 до 1,8 млрд
человек (по различным данным). В 35 странах
Мусульмане составляют большинство в 29
странах. В 28 странах ислам признан
государственной или официальной религией.
Только 18 % мусульман живут в арабских
странах.
5.
Ислам в странах мира6.
Ислам в странах мира в процентах от населения7. Аллах
Имя «Аллах» образовано из определённого артикля«Аль-» и слова «Илях» – «Тот, Кому поклоняются»,
«Достойный поклонения».
В арабском тексте Библии слово «Бог» переведено
как «Аллах» или как «Рабби» (Господь). Имя Эллах
(Элох, Элоах) встречается в Ветхозаветной книге
Бытия
Аллах – по-арабски Бог, Творeц, Создатель и
Устроитель всего сущего.
У него нет и не было ни сыновей ни дочерей.
Существование Аллаха является необходимым для
мироздания, а Его отсутствие – невозможным.
8.
С точки зрения ислама, последователи древнихпророков отошли от первоначального пути,
который был указан им Богом, a священные
тексты древних книг постепенно искажались.
Каждый раз для обновления истинной веры
(ислама) Господь отправлял к разным народам
своих посланников, в том числе Авраама,
Моисея, Иисуса. Последним посланником в
среде пророков является Мухаммад,
принесший человечеству ислам в очищенном и
первозданном виде.
9.
Мусульмане называют последователейиудаизма и христианства «Людьми Писания»
(ахль аль-китаб).
Этим термином приверженцев данных религий
отделяют от язычников. Люди Писания имели
право свободно исповедовать свою религию в
исламском государстве. Мусульманам
запрещено оскорблять или покушаться на их
жизнь, имущество, честь и достоинство.
10. Мухаммад
Мухаммад (ок. 570 год – 8 июня 632 года) –пророк ислама.
Мухаммад происходил из мекканского племени
курайш. Его родословная восходила к пророку
Аврааму и его сыну Исмаилу.
Согласно постулатам ислама, Мухаммад –
последний посланник Божий, после него
посланников не будет до дня Страшного Суда.
Откровение снизошло к пророку Мухаммаду,
когда ему было 40 лет.
11.
Мухаммад начал свои проповеди в Мекке и активнокритиковал язычество. Язычники, защищая свои
обычаи, оскорбляли мусульман и насмехались над
ними, преследовали и убивали их. В результате
Мухаммад с последователями бежал из Мекки в
Медину.
В Медине Мухаммад провозгласил братство всех
людей, независимо от их племенной, национальной
или расовой принадлежности. Он также объявил о
превосходстве Божьих Законов, которыми должны
были руководствоваться все мусульмане в своей
личной и общественной жизни. В Медине было
образовано первое в истории мусульманское
государство.
В 629 году Мухаммад вместе со своими
приверженцами бескровно завоевал Мекку.
Мухаммад умер в 632 году
12.
Порок Мухаммед проповедует Коран в Мекке13.
Порок Мухаммед (разные изображения)14. Коран
Коран – священная книга ислама.Слово «Коран» происходит от арабского кыраа
(«чтение вслух, наизусть»).
Согласно учению ислама, Коран является
прямым, вечным и несотворённым словом
Божьим. Коран был ниспослан Богом на
Седьмое Небо, а затем ангел Джибрил
передавал его по частям пророку Мухаммаду
путём Откровения в течение 23 лет его
пророческой деятельности.
15.
Важнейшим постулатом и лейтмотивом всегосодержания Корана является доктрина
Единобожия (таухид).
Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600
аятов (стихов). Хронологически выделяют
мекканские и мединские суры.
В мекканских сурах основное внимание
уделяется доктринам пророчества, эсхатологии,
духовности, а также этическим проблемам.
В Откровениях мединского периода больше
места отводится социальным, экономическим
вопросам, проблемам права, семейным
отношениям, повествуется о древних пророках
и т. д.
16. Ранняя история ислама
Эра Мухаммада570 — Год Слона: рождество (мавлид) Мухаммада.
610 — явление архангела Гавриила Мухаммаду,
ниспослание Корана в ночь предопределения
месяца рамадан
614 — начало проповеди Мухаммада
619 — вознесение (Мирадж) Мухаммада на небеса
622 — Хиджра (переселение Мухаммада из Мекки в
Медину): образование исламской
государственности и начало мусульманского
летоисчисления
630 — Мухаммад возвращается в Мекку и очищает
Каабу от идолов.
17. Арабский халифат
635 — Византийский Дамаск был завоеван мусульманами.637 — Византийский Иерусалим также был завоеван
мусульманами.
642 — начало исламизации Египта
647 — начало исламизации Ливии
651 — падение Сасанидской Персии и исламизация Ирана.
656—661 — Первая Фитна («смута»), вызванная убийством
халифа Усмана: разделение на суннитов и шиитов
656 — Битва верблюда между армией Али и мятежниками,
на стороне которых была Аиша
657 — Сиффинская битва между армиями Али и Муавии.
Появление хариджитов
711 — завоевание Испании
712 — ислам достигает реки Инд (Пакистан)
18.
19.
20. Праведные Халифы
ХАЛИФ (араб. «халифа» – «преемник»,«заместитель»), титул исламского правителя как
руководителя верующих и преемника Мухаммеда,
верховного главы исламской общины,
осуществлявшего духовное и светское руководство
в исламском мире.
Со смертью Пророка Мухаммада (мир ему) перед
мусульманской Уммой встал вопрос наследования.
Кто должен был стать новым главой правоверных?
Были несколько кандидатур, из которых наиболее
авторитетным являлся Абу-Бакр, не только
избранный Посланником Аллаха сопровождать его
во время хиджры в Медину десять лет назад, но и
назначенный Пророком замещать его на намазах во
время его последней болезни.
21. Период праведных халифов (632–661).
Первых четырех халифов называют праведными. Онируководили халифатом из Медины, а их правление
было выборным. Этими халифами были
Абу Бакр (632–634),
Омар (Умар Аль-Фарукъ) (634–644), тесть Мухаммеда
Осман (Усман ибн Аффан) (644–656)
Али (Али ибн Абу-Талиб) (656–661), двоюродный
брат и зять Пророка – муж Фатимы, любимой дочери
Мухаммеда.
В этот период арабские войска завоевали Сирию,
Палестину, Армению, Персию и Египет; в их руках
оказались также Кипр, Крит и Родос.
22.
23.
24.
Омейядский халифат (661–750). Омейядскийхалифат возглавляли сторонники Османа,
называемые Омейядами. Их столицей был
Дамаск.
Аббасидский халифат (750–1258).
Аббасидский халифат получил свое название от
имени Аббаса, дяди Мухаммеда. Его центром
был Багдад, преобладающее положение в этот
период заняла Персия.
Омейядский халифат в Испании (756–1031).
Этот халифат был основан единственным
уцелевшим членом династии Омейядов после
резни, последовавшей за их падением в 750.
Его столицей была Кордова
25. Направления и течения в исламе
Среди мусульман особенно заметно разделениена суннитов и шиитов
Примерно 85 % мусульман мира составляют
сунниты, приблизительно 15 % – шииты
Дополнительным ответвлением являются
хариджиты
Особым воззрением в исламе являются
представления суффиев
Кроме того, внутри всех этих направления
существуют свои течения – толки (мазхабы),
выделяющиеся на основе разных подходов
Также внутри каждого направления существует
более мелкое деление
26.
Зелёным цветом отмечены сунниты, синим - шииты27. Сунниты
Суннииты (от араб. أهل السنةАхль ас-Суунна – людисунны)
Верховная власть в халифате, по воззрению
суннитов, должна принадлежать халифам,
избираемым всей общиной, тогда как шииты
признают законной лишь власть потомков
Мухаммада по линии его двоюродного брата Али.
Сунниты признают законности правления первых
четырех («праведных») халифов (считают
законными преемниками Мухаммада) — Абу
Бакра, Умара, Усмана и Али (шииты признают
только Али).
28.
В суннитском исламе отсутствуют церковь исвященнослужители, аналогичные, например,
христианским, а суннитские богословы (улемы), в
отличие от шиитских, не пользуются правом
выносить собственные решения по наиболее
важным вопросам религиозной и общественной
жизни.
Сунниты следуют принципам приверженности
исламским ценностям, зафиксированным в
Священном Предании, и идее руководящей роли
мусульманской общины в решении жизненно
важных проблем.
29. Мазхабы суннитов
Исторически в суннизме сложились четыреосновных мазхаба (школы) в области канонического
права — ханафитский, шафиитский, маликитский и
ханбалитский.
Ханбалитский мазхаб никогда не признавал
закрытия «врат иджтихада», выступает за
продолжение исследований по любым религиозноправовым вопросам (Другие мазхабы, на
определённом этапе, сошлись на том, что
необходимо закрыть «врата иджтихада» в тех
вопросах фикха, которые подробно разобраны ещё
основателями мазхабов и их учениками)
30. Сунна
Сунниты признают, наряду с Кораном,многочисленные предания (сунну) о пророке
Мухаммаде (два самых авторитетных для них
источника — сборники хадисов аль-Бухари и
Муслима).
Суунна (араб. )سنةв переводе с арабского означает
путь, дорога. В исламском законодательстве под
Сунной имеют в виду высказывания и действия
пророка Мухаммада, т. е. жизненный путь пророка с
того момента как он стал пророком, то есть хадисы.
Сунна является вторым источником шариата после
Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь же
боговдохновенными, как и Коран.
31. Исламское право (Шариат)
Шариат («прямой, правильный путь») — многозначныйтермин: свод Божественных повелений и запретов;
Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне;
религиозные предписания, относящиеся к практической
деятельности мусульман; религия в целом. Источники
Шариата — Коран, Сунна, иджма и кыяс.
Слово «шариат» встречается во многих аятах Корана;
различные его формы употребляются не только по
отношению к современным исламским ценностям, но и к
Закону, известному с древнейших времен — например к
Закону Мусы. Каждый новый шариат, который приносил
посланник Аллаха, отменял предыдущий, но основные
положения сохранялись — старые Законы включались в
новые и обогащались новыми положениями.
32.
Все практические предписания Шариата можноразделить на три категории:
1. относящиеся к служению. Непосредственные акты
поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а
также любые действия, одобряемые Им (ибадат);
2. регулирующие отношения между людьми
(экономические, социальные, культурные отношения,
управление, этика, гигиена, семья, право);
3. устанавливающие наказания за правонарушения.
33. Шииты
Шииты (от араб. شيعةшӣ‘а — приверженцы,партия) — вторая по величине ветвь ислама. После
смерти пророка Мухаммада сформировалась
группа мусульман, которые считали, что власть в
общине должна принадлежать исключительно его
потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммада, и
Али, его двоюродного брата). По мнению шиитов,
право на имамат (институт верховного руководства
общиной) было закреплено за родом Али
божественным установлением. Первоначально эта
группа являлась только политической партией, а
как самостоятельное религиозно-правовое течение
в исламе сформировалась позднее, при шестом
имаме Джафаре ас-Садыке.
34. Течения в среде шиитов
Шииты традиционно делятся на двебольшие группы: умеренных (шиитыдвунадесятники, зейдиты) и крайних
(исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)
Преобладающим направлением в Шиизме
являются шииты-двунадесятники или
имамиты. В настоящее время отношения
между двунадесятниками (а также
зейдитами) и другими шиитскими
течениями иногда принимают
напряжённые формы.
35. Исмаилиты
Исмаилиты являются приверженцамимусульманской шиитской секты, возникшей в
Халифате в середине VIII века и названной по
имени старшего сына шиитского имама Джафара
ас-Садыка — Исмаила.
В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских
исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и
карматов, считавших, что имамов должно быть
семь. В XI веке фатимидские исмаилиты
разделились на низаритов и мусталитов, а уже в
конце XI — начале XII веков карматы прекратили
существование.
Наиболее известной из низаритских сект стали
хашшашины, более известные как ассасины.
36.
37.
38.
Ассасины в рисунках39. Хариджиты
Хариджизм (от араб. خوارجхх̮авааридж — выступившие,покинувшие) — религиозно-политическое движение
преимущественно радикального толка.
Возникло в период правления халифа Али после битвы
Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом
третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и
Муавии, и начали против них активные диверсионные и
военные действия.
Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии
Али, которые взбунтовались после заключения
перемирия с Муавией. Они ушли в Басру и основали
там свою военную базу, откуда совершали налеты на
верные халифу города.
Практиковали политические убийства своих
противников (в 661 году ими был убит халиф Али,
ранен Муавия) и мятежи
40.
В конце VII века, после череды расколов, средихариджитов сформировалось несколько
течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты,
байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты,
суфриты и др. Выступая против центральной
власти, хариджитские группы соперничали
между собой, что не позволило им стать
мощным оппозиционным движением.
41. Взгляды и численность хариджитов
Религиозные взгляды хариджитов в основномсовпадают со взглядами суннитов. Но хариджиты
признавали законными только двух первых
халифов — Абу Бакра и Умар ибн Хаттаба, не
признавая Усмана, Али и всех остальных
(Омейядов, Аббасидов и др.).
Численность хариджитов в конце XX века, по
разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов
человек.
Хариджизм господствует преимущественно в
Омане, где представлен группой ибадитов,
утратившей активную нетерпимость к иноверцам
42. Суфизм
Суфизм (от араб. — )صوفيةряд учений, мистико-аскетическоетечение в исламе, акцентирующее идею Пути к Аллаху
Суфизм опирается на концепцию индивидуального
достижения связи человека с Богом, но на практике он часто
подразумевает существование организаций (тарикатов,
орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от
учителей древности.
Суфийские ордена и традиции могут заметно отличаться
друг от друга
Представители ортодоксального ислама нередко считают
суфизм искажением ислама, а отдельные практики суфизма
даже объявляются противоречащими исламу: например,
почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев,
молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и
концепция растворения суфия в Боге.
43.
44.
суфийский орден Мевлеви45.
Вращающиеся суфийские дервиши46. Пять столпов ислама
Шахада – соблюдение единобожия (Таухид).Намаз – совершение ежедневной пятикратной молитвы
(салят). В определенное время и определенном
положении тела.
Закят – материальное пожертвование. Мусульманин
обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь
обездоленным и беднякам, сиротам
Саум – соблюдение поста в месяц Рамадан.
Воздержания от еды, питья и интимной близости в
светлое время суток, более усердным служением
Господу и воздержание от грехов в этот месяц.
Хадж – совершение паломничества в Мекку. Один раз в
жизни, только для тех мусульман, которые
материально и физически могут совершить его.
47.
Молитва мусульман48.
Кааба — главная святыня ислам49. Кааба
Слово "Кааба" в переводе с арабского означает"куб".
Кааба имеет форму куба с протяжённостью сторон
по 15 метров, сложенного из каменных плит.
Большую часть года Кааба скрыта под чёрным
покрывалом — кисвой, открывается она только во
время паломничества — хаджа. По завершении
хаджа покрывало снимают и, разрезав на кусочки,
продают паломникам как сувениры.
Во время молитвы мусульмане всего мира
поворачиваются лицом в сторону Мекки, где
находится Кааба, к Каабе обращены михрабы всех
мечетей мира.
50.
51. Семья в исламе
Семья в исламе — это основной элемент общества.Любые близкие отношения между представителями
противоположных полов поощряются лишь в тех
случаях, когда брак оформлен законно (никах).
Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за
них предусмотрено суровое наказание
Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется,
но и является обязанностью супругов. Развод, будучи
одним из самых богомерзких поступков, тем не менее
допускается как последний, неотвратимый выход, если
все меры, предпринятые для сохранения
распадающейся семьи, не привели к положительному
результату.
Коран, рекомендуя мусульманам иметь одну жену,
позволяет им брать в жены до четырех женщин.