Похожие презентации:
Ислам. Лекция 9
1. Лекция 9. Ислам
Содержание (рассматриваемые вопросы):• Ислам как религия
• История зарождения и становления
ислама
• Течения в исламе
• Положения, догматы и ритуалы
ислама
2. Ислам
• Ислам (араб. اإلسالمангл. Islam) – монотеистическая(авраамическая) мировая религия.
• Слово «ислам» имеет несколько значений,
буквально переводится значение этого слова –
«покорность» и религиозном контексте это
понимается как «добровольное подчинение
Богу» («покорность Аллаху»).
• Ислам проповедует полное, абсолютное
единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и
запретам, отстранение от многобожия (ширк).
• Людей, которые покорились Аллаху, в исламе
называют мусульманами (Muslim) .
3. Ислам в мире
• Ислам является второй по численности религиейв мире (после христианства), а также самой
быстро распространяющейся религией планеты.
• Мусульманские общины имеются более чем в
120 странах и объединяют от 1,3 до 1,8 млрд
человек (по различным данным).
• Мусульмане составляют большинство в 35
странах.
• В 24 странах ислам признан государственной
или официальной религией.
• Только 18 % мусульман живут в арабских
странах.
4.
Ислам в странах мира: интенсивность заливки –доля; зеленый цвет – преобладание суннитов;
бардовый – шиитов; синий – хариджитов.
5.
Ислам в странах мира в процентах от населения6.
7. Аллах
• Лингвистическая расшифровка слова Аллах каксостоящее из арабского артикля "al"
(соответствующего англ. "the" – этот) и ilāh (илах)
«божество, бог».
• Термин Илах (ilāh, арабский )إلهиспользуется для бога
или божества в целом. Данный термин имеет общие
корни со словом Элах (Ĕlāhā) на арамейском языке и
Элоах (во множественном – Элохим) на иврите. Уже в
сирийском языке, являющемся одним из арамейских
языком оно приняло форму – Аллах или Аллаха.
• Аллах в исламе – Творeц, Создатель и Устроитель
всего сущего.
• У него нет и не было ни сыновей ни дочерей.
• Существование Аллаха является необходимым для
мироздания, а Его отсутствие – невозможным.
8. Вера в пророков в исламе
• В исламе считается, что Аллах неоднократнопосылал людям через пророков (Адама, Ноя,
Авраама, Моисея, Измаила и Иисуса) свое
учение, но люди каждый раз его искажали
(или в каждую эпоху изменялись сами условия,
что требовало изменения послания).
• Последним посланник Бога является
Мухаммад, оставивший окончательное
откровение от Бога (Заключительный Завета)
в виде Корана, который останется уже
неизменным.
• Впрочем некоторые направления шиитов
допускают появление нового посланника от
Бога, который принесет уже новое откровение.
9.
• С точки зрения ислама, последователидревних пророков отошли от
первоначального пути, который был указан
им Богом, a священные тексты древних
книг постепенно искажались. Каждый раз
для обновления истинной веры (ислама)
Господь отправлял к разным народам
своих посланников, в том числе Авраама,
Моисея, Иисуса. Последним посланником
в среде пророков является Мухаммад,
принесший человечеству ислам в
очищенном и первозданном виде.
10. «Люди Писания»
• Мусульмане называют последователей иудаизмаи христианства «Людьми Писания» (ахль алькитаб).
• Этим термином приверженцев данных религий
отделяют от язычников. Люди Писания имели
право свободно исповедовать свою религию в
исламском государстве. Мусульманам запрещено
оскорблять или покушаться на их жизнь,
имущество, честь и достоинство.
11. Фирман Мухаммеда
• В 623 г. Мухаммад дал монахамСинайского монастыря Святой
Екатерины фирман (охранную или
дарственную грамоту) , скреплённую
отпечатком своей руки:
• Мухаммад ибн Абдуллах, Посланник
Аллаха и тщательный опекун всего
мира; написал настоящий инструмент
для всех людей его народа и его
религии, как надёжное и положительное
обещание сделанное к христианской
нации, последователям Назарянина,
кто бы они ни были, будь то благородные или вульгарные,
почётные или иначе, говорю так Я: Кто из моего народа
дерзнёт нарушить моё обещание и клятву, которая
содержится в настоящем соглашении, разрушает обещание
Бога, действует вопреки клятве и будет противником веры
(не дай Бог), ибо он становится достойным проклятия,
будет ли он сам царь или бедный человек, или кем бы он не
был.
12. Мухаммад (Магомет)
• Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд аль-Мутталиб (ок.570 год – 8 июня 632 года) – пророк (основатель)
ислама.
• Мухаммад происходил из мекканского племени
курайш или курайшиты, из клана (рода) Хашим или
бану Хашим (хашимиты).
• Сам он под влиянием иудаизма начал выводить свою
родословную к пророку Аврааму и его сыну Исмаилу.
• Согласно постулатам ислама (у суннитов), Мухаммад
– последний посланник Божий, после него
посланников не будет до дня Страшного Суда.
• Откровение снизошло к пророку Мухаммаду, когда ему
было 40 лет (в 610 г.), но проповедовать он начал в
613 г.
13. Полное имя Мухаммеда
• Полное имя Мухаммеда включает имена всех егоизвестных предков по прямой мужской линии, а также
содержит кунью по имени его сына аль-Касима:
• Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд альМутталиб (Шейба) ибн Хашим (Амр) ибн Абд Манаф
(аль-Мугира) ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб
ибн Луайя ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр
ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик (Амир) ибн Ильяс
ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн Аднан ибн Адад
ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн
Яшджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар
(Тарих) ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн
Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн Ламк ибн Матту
Шалах ибн Ахнух (Идрис) ибн Иард ибн Махлил ибн
Кайнан ибн Ианиш ибн Шис ибн Адам
14. Ранняя история ислама
• 570 — Год Слона: рождество (мавлид) Мухаммада.• 610 — явление архангела Гавриила Мухаммаду,
ниспослание Корана в ночь предопределения месяца
рамадан
• 614 — начало проповеди Мухаммада
• 619 — вознесение (Мирадж) Мухаммада на небеса
• 622 — Хиджра (переселение Мухаммада из Мекки в
Ясриб (Медину): образование исламской
государственности и начало мусульманского
летоисчисления
• 630 — Мухаммад возвращается в Мекку и очищает
Каабу от идолов.
• 632 — смерть Мухаммада и избрание первого халифа
15.
• Мухаммад начал свои проповеди в Мекке и активнокритиковал язычество. Язычники, защищая свои
обычаи, оскорбляли мусульман и насмехались над
ними, преследовали и убивали их. В результате
Мухаммад с последователями бежал из Мекки в Ясриб
(Медину).
• В Медине было образовано первое в истории
мусульманское государство.
• В 630 году Мухаммад вместе со своими
приверженцами завоевал Мекку, и обратил оставшихся
курайшитов в ислам.
• Мухаммад умер в 632 году
16.
Порок Мухаммед проповедует Коран в Мекке17.
Порок Мухаммед (разные изображения)18. Коран
• Коран – священная книга ислама.• Слово «Коран» происходит от арабского
кыраа («чтение вслух, наизусть»).
• Согласно учению ислама, Коран является
прямым, вечным и несотворённым словом
Божьим. Коран был ниспослан Богом на
Седьмое Небо, а затем ангел Джибрил
передавал его по частям пророку
Мухаммаду путём Откровения в течение
23 лет его пророческой деятельности
(точнее 22, с 610 по 632 год) .
19.
• Важнейшим постулатом и лейтмотивомвсего содержания Корана является
доктрина Единобожия (таухид).
• Коран состоит из 114 сур (глав) и около
6600 аятов (стихов). Хронологически
выделяют мекканские и мединские суры.
• В мекканских сурах основное внимание
уделяется доктринам пророчества,
эсхатологии, духовности, а также
этическим проблемам.
• В Откровениях мединского периода
больше места отводится социальным,
экономическим вопросам, проблемам
права, семейным отношениям,
повествуется о древних пророках и т. д.
20. Создание текста Корана
• Так как Мухаммед сам не умел ни читать, ни писать, онприказывал своему секретарю записывать изречения
на клочках бумаги, костях.
• Коран был записан со слов пророка Мухаммеда его
сподвижниками.
• После смерти Мухаммеда Абу Бакр и Омар поручили
бывшему секретарю пророка Зейду ибн-Сабиту
сформировать первоначальную сводку существующих
записей слов пророка. Параллельно с ним той же
работой были заняты и другие люди. Благодаря этому
появились ещё четыре сборника заповедей Аллаха.
Зейду было поручено свести все пять редакций
вместе. Результат же работы Зейда был признан
канонической версией Корана при халифе Османе.
• Все остальные записи были уничтожены.
21.
• Сунниты безоговорочно признали текст Зейда.• Хариджиты обладавшие пуританскими взглядами,
стали возражать против 12 суры, повествующей о
Иосифе, проданном своими братьями в рабство, в
Египет. С точки зрения хариджитов, сура излишне
вольно описывала попытки жены египетского
вельможи соблазнить Иосифа.
• Шииты же считали, что по приказу Османа из Корана
были удалены все места, повествующие об Али и
отношении к нему со стороны пророка.
• Но так как другого текста не было, все недовольные
были вынуждены пользоваться именно версией
Зейда.
22. Сунна
• Сунниты признают, наряду с Кораном,многочисленные предания (сунну) о пророке
Мухаммаде (два самых авторитетных для них
источника — сборники хадисов аль-Бухари и
Муслима).
• Су́нна (араб. )سنةв переводе с арабского
означает путь, дорога. В исламском
законодательстве под Сунной имеют в виду
высказывания и действия пророка Мухаммада,
т. е. жизненный путь пророка с того момента как
он стал пророком, то есть хадисы. Сунна
является вторым источником шариата после
Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь
же боговдохновенными, как и Коран.
23. Исламское право (Шариат)
• Шариат («прямой, правильный путь») — комплексрелигиозных правил (предписаний), которыми должен
руководствоваться мусульманин в своей повседневной
жизни. Основанные нормы берутся из аятов Корана, но
дополнятся правилами из хадисов.
• В качестве источниками шариат дополняются нормы,
выработанные на основе иджма (согласие) или кыяс
(суждение по аналогии), но в зависимости от масхаба.
• Некоторые исследователи используют термины «фикх»
и «шариат» как синонимы для обозначения
мусульманского права. Согласно другому взгляду,
шариат — мусульманское право в широком смысле,
источник фикха; фикх же составляет нормативноправовую часть шариата, рассматривает, в основном,
вопросы норм поведения мусульман в обществе..
24. Праведные Халифы
• ХАЛИФ (араб. «халифа» – «преемник»,«заместитель»), титул исламского правителя как
руководителя верующих и преемника Мухаммеда,
верховного главы исламской общины,
осуществлявшего духовное и светское руководство в
исламском мире.
• Со смертью Пророка Мухаммада перед
мусульманской Уммой (общиной) встал вопрос
наследования. Кто должен был стать новым главой
правоверных?
• Были несколько кандидатур, из которых наиболее
авторитетным являлся Абу-Бакр, не только избранный
Посланником Аллаха сопровождать его во время
хиджры в Медину десять лет назад, но и назначенный
Пророком замещать его на намазах во время его
последней болезни.
25. Абу́ Бакр Абдулла́х ибн ’Усма́н аль-Курайши
• Дочь Абу Бакра, Аишаописывала его следующим
образом: «Он был белокож,
худ лицом и телом и сутул. У
него были глубоко
посаженные глаза, выпуклый
лоб и редкая борода на
щеках, а на пальцах не было
волос».
аль-Кураши́ (араб. ّ — )القُ َر ِشيнисба, указывающая на
принадлежность её носителя к арабскому племени Курайш.
26.
• 1) Абу Бакр ас-Сиддик (572-634) ,халиф 632 — 22 августа 634 года
• 2) Умар ибн аль-Хаттаб (585 - 3
ноября 644), халиф в 634 — 644 гг.
• 3) Усман ибн Аффан (574 - 17 июня
656), халиф в 644 — 656 гг.
• 4) Али ибн Абу Талиб (599 — 24
января 661), халиф в 656—661 гг.
27.
Изображения кончено не настоящие – из фильма, но неплохо передаютхарактер каждого из халифов
28. Период праведных халифов (632–661).
• Первых четырех халифов называютправедными. Они руководили халифатом из
Медины, а их правление было выборным. Этими
халифами были
• Абу Бакр (632–634),
• Омар (Умар Аль-Фарукъ) (634–644), тесть
Мухаммеда
• Осман (Усман ибн Аффан) (644–656)
• Али (Али ибн Абу-Талиб) (656–661), двоюродный
брат и зять Пророка – муж Фатимы, любимой
дочери Мухаммеда.
• В этот период арабские войска завоевали
Сирию, Палестину, Армению, Персию и Египет; в
их руках оказались также Кипр, Крит и Родос.
29.
30.
• Исламские завоевания завоевания:при Абу Бакре – II, при Умаре – III,
при Усмане - IV
31.
32. Арабский халифат
• 635 — Византийский Дамаск был завоеван мусульманами.• 637 — Византийский Иерусалим также был завоеван
мусульманами.
• 642 — начало исламизации Египта
• 647 — начало исламизации Ливии
• 651 — падение Сасанидской Персии и исламизация Ирана.
• 656—661 — Первая Фитна («смута»), вызванная убийством
халифа Усмана: разделение на суннитов и шиитов
• 656 — Битва верблюда между армией Али и мятежниками, на
стороне которых была Аиша
• 657 — Сиффинская битва между армиями Али и Муавии.
Появление хариджитов
• 711 — завоевание Испании
• 712 — ислам достигает реки Инд (Пакистан)
33.
34.
35.
• Омейядский халифат (661–750). Омейядскийхалифат возглавляли сторонники Османа,
называемые Омейядами. Их столицей был
Дамаск.
• Аббасидский халифат (750–1258). Аббасидский
халифат получил свое название от имени Аббаса,
дяди Мухаммеда. Его центром был Багдад,
преобладающее положение в этот период заняла
Персия.
• Омейядский халифат в Испании (756–1031).
Этот халифат был основан единственным
уцелевшим членом династии Омейядов после
резни, последовавшей за их падением в 750. Его
столицей была Кордова
36. Направления и течения в исламе
• Среди мусульман особенно заметноразделение на суннитов и шиитов
• Примерно 85 % мусульман мира составляют
сунниты, приблизительно 15 % – шииты
• Дополнительным ответвлением являются
хариджиты
• Особым воззрением в исламе являются
представления суффиев
• Кроме того, внутри всех этих направления
существуют свои течения – толки (мазхабы),
выделяющиеся на основе разных подходов
• Также внутри каждого направления существует
более мелкое деление
37. Схема основных течений в Исламе
38. Течение и мазхабы в исламе
39.
Зелёным цветом отмечены сунниты, синим - шииты40. Сунниты
• Сунни́ты (от араб. أهل السنةАхль ас-Су́нна –люди сунны)
• Верховная власть в халифате, по воззрению
суннитов, должна принадлежать халифам,
избираемым всей общиной, тогда как шииты
признают законной лишь власть потомков
Мухаммада по линии его двоюродного брата
Али.
• Сунниты признают законности правления
первых четырех («праведных») халифов
(считают законными преемниками
Мухаммада) — Абу Бакра, Умара, Усмана и
Али (шииты признают только Али).
41.
• В суннитском исламе отсутствуют церковь исвященнослужители, аналогичные, например,
христианским, а суннитские богословы
(улемы), в отличие от шиитских, не
пользуются правом выносить собственные
решения по наиболее важным вопросам
религиозной и общественной жизни.
• Сунниты следуют принципам приверженности
исламским ценностям, зафиксированным в
Священном Предании, и идее руководящей
роли мусульманской общины в решении
жизненно важных проблем.
42. Мазхабы суннитов
• Исторически в суннизме сложились четыреосновных мазхаба (школы) в области
канонического права — ханафитский,
шафиитский, маликитский и ханбалитский.
• Ханбалитский мазхаб никогда не признавал
закрытия «врат иджтихада», выступает за
продолжение исследований по любым
религиозно-правовым вопросам (Другие
мазхабы, на определённом этапе, сошлись на
том, что необходимо закрыть «врата
иджтихада» в тех вопросах фикха, которые
подробно разобраны ещё основателями
мазхабов и их учениками).
• При этом ханбалитский мазхаб является самым
радикальным.
43.
44. Шииты
• Шииты (от араб. شيعةшӣ‘а — приверженцы, партия) —вторая по величине ветвь ислама. После смерти
пророка Мухаммада сформировалась группа
мусульман, которые считали, что власть в общине
должна принадлежать исключительно его потомкам
(детям Фатимы, дочери Мухаммада, и Али, его
двоюродного брата). По мнению шиитов, право на
имамат (институт верховного руководства общиной)
было закреплено за родом Али божественным
установлением. Первоначально эта группа являлась
только политической партией, а как самостоятельное
религиозно-правовое течение в исламе
сформировалась позднее, при шестом имаме
Джафаре ас-Садыке.
45. Течения в среде шиитов
• Шииты традиционно делятся на двебольшие группы: умеренных (шиитыдвунадесятники, зейдиты) и крайних
(исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)
• Преобладающим направлением в
Шиизме являются шиитыдвунадесятники или имамиты. В
настоящее время отношения между
двунадесятниками (а также зейдитами)
и другими шиитскими течениями иногда
принимают напряжённые формы.
46. Исмаилиты
• Исмаилиты являются приверженцамимусульманской шиитской секты, возникшей в
Халифате в середине VIII века и названной по имени
старшего сына шиитского имама Джафара ас-Садыка
— Исмаила.
• В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских
исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и
карматов, считавших, что имамов должно быть семь.
В XI веке фатимидские исмаилиты разделились на
низаритов и мусталитов, а уже в конце XI — начале
XII веков карматы прекратили существование.
• Наиболее известной из низаритских сект стали
хашшашины, более известные как ассасины.
47.
Ассасины в современных рисунках, возникших под48.
49. Хариджиты
• Хариджизм (от араб. خوارجх̮ава̄ридж — выступившие,покинувшие) — религиозно-политическое движение
преимущественно радикального толка.
• Возникло в период правления халифа Али после битвы
Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом
третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и
Муавии, и начали против них активные диверсионные и
военные действия.
• Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии
Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с
Муавией. Они ушли в Басру и основали там свою военную
базу, откуда совершали налеты на верные халифу города.
• Практиковали политические убийства своих противников (в
661 году ими был убит халиф Али, ранен Муавия) и мятежи
50.
• В конце VII века, после череды расколов,среди хариджитов сформировалось
несколько течений: мухаккимиты, азракиты,
надждатиты, байхаситы, аджрадиты,
саалабиты, ибадиты, суфриты и др. Выступая
против центральной власти, хариджитские
группы соперничали между собой, что не
позволило им стать мощным оппозиционным
движением.
51. Взгляды и численность хариджитов
• Религиозные взгляды хариджитов в основномсовпадают со взглядами суннитов. Но
хариджиты признавали законными только двух
первых халифов — Абу Бакра и Умар ибн
Хаттаба, не признавая Усмана, Али и всех
остальных (Омейядов, Аббасидов и др.).
• Численность хариджитов в конце XX века, по
разным оценкам, составляла от 1 до 3
миллионов человек.
• Хариджизм господствует преимущественно в
Омане, где представлен группой ибадитов,
утратившей активную нетерпимость к
иноверцам
52. Суфизм
• Суфизм (от араб. — )صوفيةряд учений, мистикоаскетическое течение в исламе, акцентирующее идеюПути к Аллаху
• Суфизм опирается на концепцию индивидуального
достижения связи человека с Богом, но на практике он
часто подразумевает существование организаций
(тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное
преемство от учителей древности.
• Суфийские ордена и традиции могут заметно
отличаться друг от друга
• Представители ортодоксального ислама нередко
считают суфизм искажением ислама, а отдельные
практики суфизма даже объявляются
противоречащими исламу: например, почитание
умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы
на их могилах, экстатические пляски суфиев и
концепция растворения суфия в Боге.
53.
54.
суфийский орден Мевлеви55.
Вращающиеся суфийские дервиши56.
57.
58.
59. Пять столпов ислама
• Шахада – соблюдение единобожия (Таухид).• Намаз – совершение ежедневной пятикратной молитвы
(салят). В определенное время и определенном
положении тела.
• Закят – материальное пожертвование. Мусульманин
обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь
обездоленным и беднякам, сиротам
• Саум – соблюдение поста в месяц Рамадан. Воздержания
от еды, питья и интимной близости в светлое время
суток, более усердным служением Господу и воздержание
от грехов в этот месяц.
• Хадж – совершение паломничества в Мекку. Один раз в
жизни, только для тех мусульман, которые
материально и физически могут совершить его.
60.
Молитва мусульман61.
Кааба — главная святыня ислам62. Кааба
• Слово "Кааба" в переводе с арабского означает"куб".
• Кааба имеет форму куба с протяжённостью
сторон по 15 метров, сложенного из каменных
плит. Большую часть года Кааба скрыта под
чёрным покрывалом — кисвой, открывается
она только во время паломничества — хаджа.
По завершении хаджа покрывало снимают и,
разрезав на кусочки, продают паломникам как
сувениры.
• Во время молитвы мусульмане всего мира
поворачиваются лицом в сторону Мекки, где
находится Кааба, к Каабе обращены михрабы
всех мечетей мира.
63.
64. Браки в исламе
• Любые близкие отношения между представителямипротивоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда
брак оформлен законно (никах).
• Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них
предусмотрено суровое наказание
• У суннитов допускается одновременное наличие 4-х жён.
• Вместе с тем у пророка Мухаммеда под конец жизни было от
13 до 23 жён (минимум 10 жён и 2 наложницы). Это объясняют,
что Мухаммад женился на всех до коранического запрета, где
запрещалось иметь больше четырёх жён (это как?!!!). Есть
версия что ограничение данное ограничение ввел халиф Умар
с утверждением о заявлении об этом Мухаммедом.
• У шиитов разрешены временные браки (мут´а) или брак для
удовольствия (но у суннитов они запрещены) (подробнее см.:
https://shia-otvet.livejournal.com/58854.html)