Похожие презентации:
Военный реквием
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Комментарии к слайдам.• №2.
• Всем ученикам музыкальной школы хорошо
знакомо произведение Б.Бриттена «Вариации
и фуга на тему Г.Перселла». Это
путеводитель по симфоническому оркестру.
Его обычно изучают в младших классах
вместе с другим не менее известным
путеводителем по оркестру – симфонической
сказкой С.Прокофьева «Петя и волк». На
снимке вы видите наш класс в музыкальной
школе на уроке музыкальной литературы.
27.
• №3-5.• Изучая это произведение Бриттена, мы
узнавали различные группы инструментов, их
звучание. О самом же композиторе нам было
известно то, что он родом из Англии, как и
старинный композитор Перселл, на тему
которого написаны вариации. На этом бы
наше знакомство с английской музыкой и
закончилось, если бы не «Военный реквием».
Это название встречается нам одним из
первых при поисках произведений на
антивоенную тематику в музыке XX века.
28.
• №6-7.• После первого просмотра фрагментов
«Военного реквиема» стало понятно, что это
произведение очень сложное и
многоплановое. Оно не оставляет
впечатления гармоничности и стройности, как
после прослушивания «Реквиема» Моцарта.
Наоборот, «Военный реквием» погружает нас
в мрачные картины, которые проходят перед
нами сдержанно и неторопливо.
29.
• №8.• Изучив список статей об этом одном из самых
известных произведений Бриттена, я сделала для
себя вывод о том, что «Военный реквием» часто
исполняется в нашей стране, причем не только в
Москве, но и в других городах. Также я узнала, что
существует полнометражный фильм с известными
английскими актерами, снятый не так давно по этому
сочинению Бриттена. Мне захотелось узнать об этом
поподробнее. Перед вами актер Шон Бин,
исполнитель роли солдата в фильме-мистерии
Дерека Джермена 1988года.
30.
• №9-11.• Само название произведения «Военный реквием»
указывает слушателям на два плана: общий и
частный. Слово «реквием» отсылает нас к вечным
темам искусства. Реквиемы сочиняли многие
композиторы, начиная от Палестрины и вплоть до
наших дней. (Моцарт – «Реквием», Верди «Реквием»,
Брамс «Немецкий реквием»). Очень образно сказал
об этом музыковед Генрих Орлов в своей статье,
посвященной Бриттену: «Чтобы узнать
местонахождение корабля в океане, навигатор
поднимает взор к звездам. Великие образы
древности – это звездное небо искусства…
31.
• №12-16.• Слово «военный» в словосочетании «Военный
реквием» указывает нам уже на конкретные
особенности данного произведения. Композитор
решил, что сольные партии на премьере должны
исполнять немец, англичанин и русская. Ими стали
певцы немец Дитер Фишер-Дискау, англичанин Питер
Пирс и русская певица Галина Вишневская.
Исследователи творчества Бриттена отмечают, что
именно Галине Вишневской и Мстиславу
Ростроповичу - близким друзьям Бриттена - мы
обязаны тем, что в «Военном реквиеме» существует
партия сопрано
32.
• №17-19.• Дирижер Мстислав Ростропович также внес
свой вклад в исполнение этого опуса
Бриттена. Эту музыку озвучивает огромный
состав исполнителей: 2 оркестра, орган, хор и
3 солиста. На снимках мы видим фрагменты
исполнения «Военного реквиема»,
запечатленные в различных концертных
залах.
33.
• №20.• Первое исполнение «Военного реквиема»
состоялось в 1962 году. Оно произошло не в
обычном концертном зале, а в одном из
исторических памятников Англии – соборе
Св. Михаила в Ковентри и было приурочено к
его освящению после реставрации.
Знаменитый собор был разрушен во время
фашистской бомбардировки в 1940 году. На
снимке мы видим то, что осталось от
средневекового собора.
34.
• №21.• Английские архитекторы создали на старом месте новый
архитектурный ансамбль, включающий в себя исторические
развалины и новое здание собора. Замысел Бриттена
представляет собой глубокую аналогию проекту реставрации
храма. Текстовая основа бриттеновского «Реквиема» - это
сочетание средневекового латинского, непонятного многим
слушателям нашего времени текста заупокойной мессы и
антивоенных стихотворений английского поэта Оуэна.
Соответственно и грандиозный состав исполнителей
«Реквиема» делится на 2 большие группы – каждая под
управлением собственного дирижера. Пространственно
разделенные на сцене, резко контрастные по стилю, звучат два
пласта музыки. Они обращены к современным слушателям,
пытающимся совместить в своем сознании опыт древней веры
и свой собственный уникальный трагический опыт.
35.
• №22-23.• В Советском Союзе «Военный реквием» Бриттена был впервые
исполнен в 1965 году. Он имел успех и оказался созвучным
нашим слушателям. Такой теплый прием встретило это
сочинение в стране, понесшей тягчайшие утраты в минувшей
войне. Нашим современникам, живущим на территории бывшей
немецкой Восточной Пруссии, тоже близка тема памяти,
протестующей против насилия и примиряющей бывших врагов.
Город Кенигсберг, когда то один из древнейших и красивейших
городов Европы оказался почти полностью разрушен в
результате бомбардировок английской авиации в 1945 году. На
фотографии мы видим, как выглядел Королевский замок до
войны и после нее.
36.
• №24-25.• В городе Приморске (бывшем Фишхаузене)
тоже ничего не осталось от большого собора,
равного по величине Домскому собору в Риге.
По прошествии более полувека после победы
в Великой отечественной войне в нашей
области построены мемориалы и советским
воинам, и немецким солдатам, погибшим на
этой земле. На снимках мы видим мемориал
1200 и немецкое захоронение в Балтийске,
бывшем Пиллау.
37.
• Произведение Бриттена наполнено глубокимфилософским смыслом. Закончить свой
рассказ о нем я хочу еще одной цитатой из
статьи музыковеда Г.Орлова: «Никто не знает,
насколько исчерпаны ресурсы пути,
представленного Бриттеном. Но о том, что
эти ресурсы еще достаточно богаты,
красноречиво говорит музыка Военного
реквиема — обнадеживающее свидетельство
духовной жизни, голос совести,
нравственного чувства, услышанный во
многих странах».
38.
• Презентацию подготовила ученицаДШИ г.Приморск Парадирова Е.
• Руководитель Рубашкина Т.Л.