Похожие презентации:
Государство и право Древнего Египта
1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
2. Источники
греческие описания (Геродот, Гекатей, ДиодорСицилийский и др.);
история Египта, изложенная египетским жрецом
Манефоном);
Библия, еврейские религиозные книги;
документы и памятники материальной культуры,
дошедшие до наших дней. В основном это папирусы,
которые содержат самые разные тексты;
большое значение имеют всевозможные и
многочисленные надписи и рисунки на памятниках,
гробницах, стенах зданий, а также предметы искусства,
домашнего обихода, религиозного культа и т.п.
3. ОСОБЕННОСТИ
первобытнообщинный стройтрансформировался медленно;
медленно происходило и становление
государственности;
сначала образовалось несколько десятков
номов (племенных раннегосударственных
образований);
в середине IV тысячелетия до н.э. номы
объединились в два больших государства –
Верхний Египет (юг) и Нижний Египет
(север). Фараон Менес объединил их
позднее в одно государство.
4.
Историю древнеегипетскогогосударства принято делить на
следующие периоды:
Раннее царство (3100 – 2800 гг. до
н.э.);
Древнее царство (2700 – 2200 гг. до
н.э.);
Среднее царство (2050 – 1750 гг. до
н.э.);
Новое царство (1550 – 1050 г. до н.э.);
Позднее царство (1050 – 525 гг. до
н.э.).
5. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ГОСУДАРСТВ ОТ ГОСУДАРСТВ АНТИЧНОГО МИРА:
6.
Жизнь в Древнем Египте могласуществовать только при искусственном
орошении. Для создания ирригационных
сооружений требовались огромные усилия
сравнительно большого количества людей.
Это ПЕРВАЯ ПРИЧИНА, почему в Древнем
Египте длительное время существует
сельская община и ПЕРВАЯ ОСОБЕННОСТЬ
Древневосточных государств, которая
отличала их от стран античного мира.
7.
В связи с необходимостью вколлективном труде сохранялась
коллективная собственность на землю
всех членов общины.
8.
Позднее, с развитием религии,собственность общины исчезает и
заменяется собственностью фараона,
который выделяет общинам свои земли
в пользование. Отсутствие частной
собственности на землю – ВТОРАЯ
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
древневосточных государств.
9.
Сосредоточение основных богатств ивсей полноты власти в руках
обожествляемого правителя (фараона)
явилось основой установления
деспотической формы правления, что
является ТРЕТЬЕЙ ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ
ЧЕРТОЙ государств Древнего Востока
10. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Усиление социального расслоения древнеегипетскогообщества усиливается в IV тыс. до н.э.:
община медленно эволюционирует в сторону
расслоения,
труд интенсифицируется, что дает возможность роста
прибавочного продукта;
большую часть прибавочного продукта присваивает
общинная верхушка, в руках которой находится
управление;
общинники уплачивают налог в форме натуральной
ренты на содержание зарождавшегося государственного
аппарата, выполняют повинности по строительству
каналов, дамб и др.;
государство подчиняет своей воле сельские общины,
ставит в зависимое положение некогда свободных
общинников;
местная номовая аристократия составляет основу
административного аппарата и жречества, её
экономическая и политическая роль возрастает.
11. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
В экономике господствуют царское и храмовоехозяйства. В них трудились различные
категории зависимых лиц, в том числе РАБЫ,
которые могли обладать имуществом и даже
землей. Рабство носило патриархальный
характер. Источниками были:
военный плен,
самопродажа,
превращение в рабов преступников (рабство
как наказание),
естественное воспроизводство.
12. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Следующая группа зависимого населения КРЕСТЬЯНЕ. Они прикрепленные к земле, котораяпринадлежала фараону, вельможам или храму.
Это первая категория крестьян, которые работали
в хозяйствах, уплачивали подати и исполняли
повинности. Их положение было не лучше
рабского. Они были лишены средств производства,
но сохраняли личную свободу.
Другая категория - свободные крестьяне, которые
жили на государственной земле общинами, каждый
имел свой надел.
В Древнем Египте были и свободные
ремесленники, работавшие в государственных
рудниках и мастерских.
13. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Чиновники, военная знать и жрецысоставляли высший класс египетского
общества. Военные и гражданские чины
нередко владели огромными
земельными поместьями Жрецы и храмы
имели огромные богатства, особенно во
времена Рамзеса III (Новое царство).
14. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
IV тысячелетие до н.э. - появление первыхполитических структур (протогосударства).
Впоследствии эти сообщества, возникавшие в
виде объединений вокруг храмов, стали
именоваться греческим термином “номы”
Во главе номов стояли первосвященники
соответствующих храмов.
Со временем их функции перерастали в
жреческие и приобретали административнораспорядительные, управленческие функции.
Одна из первоочередных – функция
организации публичных работ и организации
ирригационных сооружений.
15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Со временем потребовалось создание болеезначительной государственной организации,
чтобы держать в повиновении огромные массы
угнетенных. И в середине IV тысячелетия до
н.э. в результате объединения номов в долине
Нила сложилось два больших государства –
Верхний Египет (юг) и Нижний Египет (север).
Объединение всего ирригационного хозяйства
привело к образованию единого государства в
бассейне Нила. Это произошло около 3200 г.
до н.э. Так завершился первый период
развития Египетского государства (Раннее
царство).
16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Древнее царство (III – VII династии).Период строго централизованной,
бюрократически организованной монархии
с неограниченной властью царя, период
укрепления военной мощи, завоевательных
и грабительских походов, период
грандиозного строительства пирамид и
других сооружений. Завершается
консолидация страны. Почти полностью
изживаются элементы родоплеменных
отношений, Египет становится классовым
обществом.
17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
После VI династии открывается периодполитической раздробленности,
ослабевает центральная власть и,
соответственно, власть фараонов.
Усиливается власть отдельных номов и,
соответственно, их правителей
(номархов). Они приобретают
значительную долю политической
самостоятельности.
18. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Среднее царство. Для этого периода характерно:номы занимают независимое от центральной
власти положение, что приводит к возобновлению
межномовых войн;
в результате военных действий прекращается
ирригационное строительство, разрушены
отдельные сооружения;
с другой стороны, растет потребность в
расширении и усложнении уже существующей
ирригационной системы;
в этих условиях на Юге поднимается движение за
новое объединение Египта, которое имело успех.
→
19. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Египет вновь становится единым централизованнымгосударством:
проведены работы по расширению ирригационной
системы, что потребовало огромного количества
рабочей силы для орошения «высоких» полей;
с этой целью совершаются военные походы с захватом
военнопленных, что увеличивает количество рабов;
обработка высоких полей привела к росту
имущественных различий в деревне: богатеет
зажиточная верхушка сельского общества («неджесы»),
которая приобретает частную собственность на эти поля
и посягают на общинные земли, эксплуатируют
свободную бедноту.
20. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Сложившаяся ситуация приводит кизменениям, затронувшим все сферы, все
слои египетского общества и привела к
уничтожению государственного аппарата,
системы налогообложения,
законодательства и судопроизводства, и
без того несовершенных.
Этой ситуацией воспользовалось племя
гиксосов (примерно 1730 г. до н.э.).
Политическая самостоятельность Египта
была восстановлена только через 150 лет.
21. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Новое царство охватывает XVIII – XXдинастии (1580 – 1100 гг. до н.э.).:
Египет - могущественная военная держава;
сильное централизованное государство с
мощным военно-бюрократическим
аппаратом;
это период удачных военных походов в
Азию и на юг, захвата военнопленных,
роста численности рабов, небывалой силы
египетской армии, укрепления царской
власти и централизации государственного
аппарата.
22. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Позднее царство:восстания рабов, которые находят поддержку
среди привлеченных в армию наемниковиностранцев;
происходят потрясения, сопровождающиеся
ослаблением центральной власти, которую
захватывают военачальники-чужеземцы;
вновь номы начинают выступать на
самостоятельность с целью освобождения от
повинностей в пользу центральной власти;
начинается раздача льготных грамот, что
неизбежно приводит к децентрализации;
23. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
свободное население разоряется, егонедовольство растет.
обостряются противоречия и растет
имущественное неравенство;
военная мощь Египта сходит на «нет» и Египет
вынужден привлекать все большее количество
иноземных наемников, что, в свою очередь,
угрожает политической самостоятельности
государства;
на троне появляются иностранцы. Царскую
власть в Египте захватывают ливийцы и
нубийцы, позднее Египет оказывается под
господством Ассирийского государства.
24. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
В VI в. до н.э. Египет был покоренперсами и включен в состав Персидской
империи,.
Два века спустя (IV в. до н.э.) он
подвергся завоеванию Александра
Македонского.
Окончательно утратив политическую
самостоятельность Египет в 30 г. до н.э.
прекратил свое существование, став
провинцией Римской империи.
25. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
В Египте рабовладельческое государствопринимает своеобразную форму деспотии.
Восточная деспотия – представляет собой
неограниченную монархию, при которой в руках
главы государства сосредотачивалась
законодательная, исполнительная и судебная
власть. В условиях деспотии власть
осуществляется централизованным
бюрократическим аппаратом, который подчинен
одному единому лицу – полновластному деспоту.
Причина образования этой формы - в сохранении
длительное время поземельной общины и слабое
развитие частной собственности на землю.
26. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Централизованная деспотияустановилась в Египте около 2900 г. до
н.э. во времена IV династии, при
фараонах Хеопсе и Хефрене. Наиболее
мощной централизации власть фараона
достигла в период Древнего царства
(около 2700 – 2200 гг. до н.э.).
27. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Во главе государства стоит наследственныйцарь – фараон, которому приписывается
божественное достоинство. Он является
главой законодательной, исполнительной и
судебной власти. Фараон осуществляет
законодательство единолично, ему помогают в
этом лишь высшие сановники страны. Закон в
Древнем Египте – это то, что приказывает
царь, то, что угодно царю. Фараон стоит во
главе административного аппарата, является
верховным жрецом (т.е. является посредником
между богами и людьми), ему также
принадлежит высшая военная власть.
28. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Вторым лицом в государстве являлся джати(визирь) - глава всего бюрократического
аппарата. Соединяет в своем лице и
административную и судебную власть. Он:
призывает на доклад всех местных чиновников и
рассылает их;
ему докладывают о своей деятельности
начальники;
он заверяет каждое завещание, скрепляя его
печатью;
через него подается всякое прошение на имя царя;
осуществляет набор войска;
ведает царской охраной;
29. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
все чиновники обязаны советоваться с ним;заслушивает все дела, которые касаются
номов;
от него исходят все судебные назначения;
осуществляет судебные функции (в Египте суд
неотделим от управления);
принимал непосредственное участие в
хозяйственном управлении, будучи
начальником всех царских сокровищниц,
руководил всеми царскими работами;
в эпоху Нового царства визирь выполнял
также роль руководителя всех военных сил.
30. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Значительной была также роль другогодолжностного лица – хранителя печати или
главного казначея. Казначей заведовал
государственными складами, в которых хранились
эти натуральные приношения. Главному казначею
были подчинены два других казначея. Они
заведовали каменоломнями, медными рудниками и
другим. Их обязанностью являлась забота о
доставке строительных материалов для царских
построек. Зачастую они должны были снаряжать
экспедиции в другие страны за этими
материалами. Поэтому на них лежали функции
военного и морского министров.
31. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Доходы государства формировалисьследующим образом:
поступления от ограбления чужого
народа;
поступления от ограбления
собственного народа;
часть урожая, которую были обязаны
отдавать крестьяне.
32. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Начальник всех царских работ министр общественных работ, которыйнаблюдал за порядком выполнения
повинностей, лежащих на свободном
населении.
33. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
чиновничий аппарат свысокоразвитым письменным
делопроизводством. Чиновники вели
учет всего обширного государственного
хозяйства, управляли царскими
угодьями, ведали полицией и судом.
34. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
ЖРЕЦЫ. Строгого различия междучиновниками и жрецами не существовало.
Зачастую жрецы назначались на
государственные должности, а чиновники
получали сан жрецов. Могущество жрецов
было особенно сильным в период Нового
царства, когда в результате удачных
военных походов обогащалась не только
царская казна, но и казна храмов.
35. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Местное управление. На местахгосударственное управление осуществляли
главы номов, которые подчинялись
центральному правительству. Это были
своеобразные губернаторы, которые
осуществляли в пределах нома судебную и
административную власть и собирали
подати в пользу государства. На местах
также имели место судьи, писцы и разного
рода мелкие начальники.
36. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Самой низшей системой власти былаадминистрация общины. Древний
Египет состоял из совокупности
сельских общин, которые, в свою
очередь, возглавлялись старостами и
советами.
37. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Мало исследовано. По даннымисточников имели место попытки
кодификации права, но ни один из
памятников подобного рода до нас не
дошел.
38. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Древнейшим источником права в Египте былобычай. С укреплением государства
усиливается законодательная деятельность
фараонов. Первый законодатель Египта первый царь первой династии Мневис.
Вторым законодателем – царь Сазихис.
Наиболее объемным было законодательство
Рамзеса II: оно было направлено на
укрепление египетской армии, закрепление
кастовой организации общества и
бюрократизации государственного аппарата.
39. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
В VIII в. до н.э. - обширный кодекс царяБокхориса (8 книг):
запрещалось обращение в рабство за долги;
крестьянам разрешалось производить
отчуждение и залог своих наделов →
применение права перестало быть
привилегией только жрецов.
Административные распоряжения восполняли
закон, т.е. играли роль источника права.
40. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Судебные решения также приводили кустановлению новых норм в той или иной
области права.
Древнеегипетское законодательство
состояло из:
законов,
указов,
поручений и инструкций,
иммунитетных грамот, которые, выдавали
фараоны.
41. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Правовое положение населения.Жрецы, чиновники и военная знать верхушка египетского общества (при этом для
Древнего Египта характерна конфронтация
между светской и жреческой аристократией,
которая шла под знаком постоянного усиления
позиции жрецов).
Водораздела между жрецами и светскими
чиновниками не существовало (светский
чиновник мог получить жреческий сан, а жрец
мог занять какую-либо государственную
должность).
42. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Писцы обладали монополией на грамотность, ииз их рядов выходили как высшие сановники,
так и кадры местной администрации.
Вторую группу свободных составляли
свободные крестьяне и ремесленники. В
Египте, где степень вовлеченности населения
в государственное хозяйство была самой
высокой среди всех стран Древнего Востока,
разница в правовом положении различных
прослоек трудящихся фактически стерлась.
43. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Главной производительной силой в Египте быликрестьяне-общинники, и именно этот факт
выделяет страны Древнего Востока в особый
азиатский способ производства, который
характеризуется следующими чертами:
деспотическая форма правления,
наличие бюрократического аппарата,
сельская община,
строительство огромных сооружений,
развитие строительства крупных государственных
ирригационных систем,
патриархальное рабство.
44. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
В большом количестве в Египтесуществовали и свободные
ремесленники. Они работали в
мастерских и на рудниках, объединяясь
в группы (10 чел.), которые работали
под наблюдением управляющего.
45. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Рабы. Рабовладение в Египте носилоколлективный характер. Рабы считались
собственностью царя, т.е. государства.
Предоставляя во владение египетским
сановникам землю, вместе с ней царь
давал им и некоторое количество
государственных рабов. В этом случае
рабы не становились собственностью
частного лица.
46. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Основным источником рабства былвоенный плен.
Частные рабы долгое время оставались
немногочисленными и считались важным
показателем престижа. Факт приобретения
даже одного раба фиксировался в
надгробной надписи.
Стоимость рабов всегда оставалась
высокой. В период Нового царства (XVI –
XV вв. до н.э.) стоимость рабыни
приравнивалась к стоимости 4-5 коров.
47. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Право собственности. Земля - собственностьцаря.
Различалось несколько категорий земельных
владений с различным правовым режимом
(фараоны передавали земли во временное
пользование храмам, представителям
служилой знати, жрецам и воинам).
Вся остальная государственная земля
находилась во владении крестьянских общин и
управлялась непосредственно старшиной.
48. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Движимые вещи являлись предметом частнойсобственности.
Право собственности в Египте существовало не
только у государства, но и у вельмож.
Частновладельческая собственность
противопоставлялась государственной.
Вельможные хозяйства состояли из двух
частей: наследуемого или купленного
хозяйства и хозяйства, полученного за службу
(владение таким хозяйством называлось
условным держанием).
49. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Обязательственное право ДревнегоЕгипта представлено в виде отдельных
видов договоров. Продолжительное
время договоры облекались в форму
торжественной клятвы, которая
произносилась перед жрецами и
должностными лицами.
50. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Купля-продажа.Первый этап – это соглашение между покупателем
и продавцом о предмете купли-продажи с
указанием, что плата осуществлена полностью
(сумма обычно не называлась). Продавец на этом
этапе брал себя обязательство передать право
собственности и оградить в будущем покупателя от
возможных требований на вещь со стороны
третьих лиц.
На втором этапе договор подтверждался клятвой,
которую давал продавец.
Третий этап проходил перед судом и представлял
собой ввод покупателя во владение землей. Имя
покупателя регистрировалось в специальной
книге. Позднее второй этап перестал
существовать.
51. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Договор займа представлял собойпередачу вещей, денег, зерна и др. с
обязательством возвратить такое же
количество вещей такого же качества в
определенный срок, который и
устанавливался договором.
Обеспечением займа служила личность
должника или кого-либо из его родных.
52. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Аренда представляла собой передачуимущества во временное возмездное
пользование нанимателя.
Земля под сельскохозяйственные культуры
сдавалась в Египте не иначе, как на один год.
Для застроенных участков, для домов в городе
и для участков, которые были предназначены
под застройку, сроки устанавливались любые.
Вознаграждение за аренду поля определялось
обычно долей урожая. Обработка земли по
условиям договора составляла не только
право, но и обязанность арендатора.
53. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Уголовное право в нормативных актахДревнего Египта занимает почетное
место.
Анализ дошедших до нас норм
позволяет сделать вывод, что самым
распространенным преступлением было
воровство.
54. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Во времена Нового царства за кражу предусматривалисьследующие наказания:
за кражу имущества у частного лица – возврат
похищенного и штраф в 2-х – 3-х кратном размере
(потерпевший мог отказаться от штрафа);
за кражу скота, принадлежавшего частному лицу,
полагалось уже более суровое наказание (отрезание
руки);
за кражу храмового имущества – 100 ударов и
стократный штраф;
за кражу храмового скота – изувечение и передача в
рабство;
за кражу инвентаря, относящегося к предметам культа –
смертная казнь.
55. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Тяжкие наказания устанавливались залжесвидетельство. Виновный получал
100 ударов палкой. Неисполнение
обязательств вело к штрафу, равному
двойной стоимости обязательства.
56. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
За хулу на фараона отрезали нос, уши, билипалкой. За порицание начальства при
исполнении им служебных обязанностей – 100
палок и нанесение 50 ран. Но все казни и
увечья осуществлялись только с разрешения
самого фараона, т.к. все подданные считались
его собственностью.
Наказания были суровы, смертная казнь
применялась очень широко (путем сожжения
или меча). Высокопоставленным членам
общества предоставлялось право самим убить
себя.
57. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
В случае измены, восстания и заговора противгосударства казни подвергался не только виновный, но
и члены его семьи. При этом он лишался погребения –
его бросали в воду.
Практиковались калечащие и членовредительские
наказания – отрезание рук, ушей, носа, языка и др.
Существовало наказание тяжелыми принудительными
работами, иногда сопровождавшимися ссылкой.
Применялось также наказание тюрьмой, денежные
штрафы, о которых мы уже упоминали. Помощник мог
просить помилования у царя.
Помимо преступлений против государственного строя
смертной казнью каралось также чародейство.
Изготовление любовных напитков, заговоры считались
одними из самых тяжелых преступлений.
58. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Суд и процесс. Суд не был отделен отадминистрации: высшие должностные лица были и
верховными судьями.
Местные судебные учреждения - номовые суды
разбирали дела под председательством правителя
нома.
Существовали и храмовые суды.
Вся судебная организация страны, в конечном
счете, была подчинена фараону – верховному
носителю судебной власти. Царь мог лично
разрешать любые судебные дела, отменять
решения судов и передавать дела на рассмотрение
того судьи, кого считал нужным.
59. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Уголовное дело возбуждалось по жалобепотерпевшего, который и поддерживал
обвинение. В своей жалобе потерпевший
указывал наказание, которое, по его мнению,
заслуживал виновный и размер
вознаграждения, на которое рассчитывал
потерпевший. Судопроизводство было
письменным. Стороны в своих заявлениях
излагали свои соображения по делу.
Судебными доказательствами являлись
свидетельские показания, клятвы, осмотр
места происшествия (не во всех случаях),
пытка (причинение боли рукам и ногам).
60. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Брачно-семейное право.Брачный возраст: девочки выходили замуж в 12
лет, мальчики женились в 14.
Средняя продолжительность жизни составляла 40
лет (но мумии высоких должностных лиц и
правителей свидетельствуют, что некоторые жили
гораздо дольше).
Прослеживается сохранение значительных
пережитков матриархата. (это объясняется ранним
возникновением классового общества).
Высокое положение занимала женщина и в семье.
В источниках она именуется “владычицей дома”.
61. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Начиная с V династии, происходятперемены в сторону укрепления и
расширения прав мужа. Женщина попрежнему занимает высокое положение, но
ее права уже не равны правам мужа.
Появляется и полигамия мужчин. Каждый
египтянин, если он не жрец, имеет право
взять в дом вторую жену. У зажиточных
египтян появляются гаремы. Однако
женщины, находящиеся в гареме, не
считаются его женами, а их потомство не
признается членами его семьи.
62. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Браки были прямыми и открытыми изаключались посредством договоров, причем
женщина выступает в качестве
самостоятельной стороны. По брачному
договору женщина не только сохраняла свое
имущество, но и имела право на определенные
суммы на содержание со стороны мужа.
Развод был свободным. В случае развода жена
получала определенную сумму, дети,
рожденные от этого брака, имели право на
наследование имущества отца.