Похожие презентации:
Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)
1. Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина
(1799–1837)2. Детство Александра Пушкина
АлександрСергеевич Пушкин
родился в Москве
26 мая (ныне 6
июня) 1799 года
в дворянской семье
3.
Поэт всегда гордился своейродословной, дорожил памятью
предков. Род Пушкиных
принадлежал к числу старейших
дворянских родов России.
4. Семья
Отец , СергейЛьвович
Мать, Надежда
Осиповна
Пушкина
(1770-1838г.),
принадлежал к
древнему
дворянскому
роду,
упоминаемому
в Летописях со
времен Ивана
Грозного
(1775-1836г.) ,
Сестра,
Ольга
Сергеевна
Павлищева
(1797-1868г.)
Брат, Лев
Сергеевич
Пушкин
(1805-1852г.)
была внучкой
Ибрагима
Ганнибала –
«арапа Петра
Великого»
5.
Семья Пушкиных по правусчиталась литературно одарённой:
отец писателя, Сергей Львович,
был любителем и знатоком
поэзии, а дядя, Василий Львович
Пушкин, был признанным
поэтом.
6.
Как и все дворянские дети в товремя, до 12-ти лет Пушкин
воспитывался и получал
образование дома под
руководством французагувернёра. Неудивительно, что
первые стихотворения поэт
писал на французском языке.
А. С. Пушкин - ученик
7. Воспитание поэта
В доме родителей Пушкина всегда былиизвестные писатели: Карамзин, Батюшков,
Жуковский, Дмитриев, Вяземский.
Они читали свои произведения, играли
спектакли, говорили о литературе. С юных лет
поэт рос в атмосфере творчества.
8. Имение Захарово
Имение бабушки состороны матери. Здесь
поэт проводил каждое
лето – с мая по
сентябрь. Здесь он
узнал и полюбил
русскую деревню с ее
природой, песнями,
традицией и
обычаями.
9. Первые пробы пера
Бабушка писала о своём внукеследующее: «Не знаю, что выйдет
из моего старшего внука. Мальчик
умён и охотник до книжек, а учится
плохо, редко когда урок свой сдаст
порядком; то его не расшевелишь,
не прогонишь играть с детьми, то
вдруг так развернётся и
расходится, что ничем его не
уймёшь: из одной крайности в
другую бросается, нет у него
середины»
Первое стихотворение было
написано в восемь лет на
французском языке.
10. Няня поэта
Благотворноевлияние оказала на
творчество поэта его
няня – Арина
Родионовна. Она
ознакомила поэта с
устным народным
творчеством. В основе
сказок Пушкина лежат
сказки, рассказанные
ею.
11. Дом Арины Родионовны
12.
Традиционно в творчестве А. С.Пушкина выделяют четыре этапа:
1811–1820 году – лицей и Петербург;
1820–1826 годы – ссылка на юг и в
Михайловское;
1826–1831 годы – Петербург и
Болдино;
1831–1837 – последние годы жизни
поэта.
13.
Лицей и Петербург(1811–1820)
14.
В 12 лет Александр Пушкин был отвезен учиться в новое, только чтооткрывшееся 19 октября 1811 г. Учебное заведение - Царскосельский
лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция
русских императоров.
15.
Лицей был основан в 1810г. в царском селе и открыт 9 октября 1811г.16.
Царскосельский лицей был основанимператором Александром I.
Выпускникам этого элитного учебного заведения
предстояло стать видными государственными и
политическими деятелями.
Пушкин стал одним из 30-ти первых учеников
Царскосельского лицея, где преподавателями
были самые передовые светила науки и
педагогики того времени.
17.
Царскосельский лицей – закрытое дворянское высшееучебное заведение
Принимаются юноши в
возрасте 10-12лет
Прием в лицей проводится
один раз в три года
в количестве от 20 до 50
человек
Первый набор 30 человек
Все расходы на содержание
несет государственная казна
18.
Юный Пушкин не был усидчив, в спискеуспеваемости его фамилия стояла далеко не
первой.
19.
Учёба в лицее (1811–1817) принесла А. С.Пушкину нечто большее, чем просто
образование: первые замеченные
авторитетными лицами стихи, первую
любовь, друзей на всю жизнь.
20.
В лицее проявился поэтическийталант А. С. Пушкина. Он пробует
себя в разных жанрах и формах,
подражает античным, французским и
русским авторам.
21.
В 15 лет на экзамене он прочёл своёстихотворение в присутствии Гаврилы
Романовича Державина (признанного
авторитетного поэта того времени) и
получил высокую оценку. К моменту
окончания лицея Пушкин уже твёрдо
знает, что в жизни для него нет другого
поприща, кроме поэзии.
22.
23.
Лицейские друзьяПушкина
24. Иван Пущин
Прозвища - БольшойЖано, Иван Великий.
Самый близкий друг
Пушкина.
14 декабря был на
Сенатской площади.
Осуждён. Приговорён к
31 году тюрьмы и ссылки.
Именно Иван Пущин напишет
«Воспоминания о
Пушкине»
25. Антон Дельвиг.
Прозвище- Тося.Близкий друг
Пушкина.
Создатель альманаха
«Северные цветы».
26. Кюхельбекер Вильгельм
Прозвище Кюхля.Член общества
декабристов.
Был приговорён к
смертной казни,
заменённой ссылкой в
Сибирь на пожизненное
поселение
27. Владимир Вольховский
Прозвище- Суворочка.Первый ученик,
закончивший Лицей с
золотой медалью.
Член тайного
общества
декабристов.
28. Александр Горчаков.
Прозвище- Франт.Министр.
29. Николай Корсаков.
Редакторлицейских
журналов,
музыкант.
30. Малиновский Иван
Прозвища - Казак,Санчо-Панса.
Отказался от блестящей
генеральской карьеры и
никогда об этом не
пожалел.
Стал помещиком,
предводителем дворянства.
31. Александр Пушкин
Прозвища- Француз, Егоза,Стрекоза, Сверчок, Искра,
Обезьяна, Мартышка,
Смесь обезьяны с
мартышкой.
Великий русский поэт.
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс…
32.
9 июня 1817г. состоялся выпуск лицеистов.Деятельность каждого учебно-воспитательного
заведения оценивается судьбами воспитанников,
окончивших его. Многих воспитанников
Царскосельского лицея знает весь мир.
А.С.Пушкин,
И.И.Пущин,
А.А.Дельвиг,
В.К.Кюхельбекер,
М.А.Корф,
Ф.Ф.Матюшкин,
А.М.Горчаков.
33.
В 1817 году учёба в лицее закончена.Пушкин поселился в Петербурге,
получил место в Коллегии
иностранных дел и окунулся с
головой в водоворот столичной
жизни.
34.
Вершиной его творчества той поры стала поэма«Руслан и Людмила» (1820), которая принесла
поэту известность.
35.
Лирика этого периода получила названиевольнолюбивой: «К Чаадаеву», «Деревня»,
ода «Вольность».
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
(ода «Вольность», 1817)
36.
Молодой поэт, не зная осторожности истраха, сочиняет и распространяет свои
свободолюбивые стихи.
Александр I хотел за это сослать Пушкина
в Сибирь или на Соловки.
Друзья Пушкина – Карамзин и
Жуковский добиваются смягчения
приговора. Пушкина отправляют служить
на юг России.
37.
Ссылка на юг и в Михайловское(1820–1826)
38.
1820–1824 гг. – южнаяссылка Пушкина. Он
провёл эти годы на
Кавказе, в Крыму,
Кишинёве и Одессе.
39.
Хотя поэт чувствовал себя изгнанником,пребывание на юге было плодотворным
периодом в его творческой биографии: за три с
половиной года он написал более ста
стихотворений, четыре поэмы, начал работу
над романом «Евгений Онегин».
40.
Положение ссыльного, отвергнутого родинойскитальца, экзотика южной природы (море,
горы, степи), знакомство с местным населением
(цыганами, горцами, татарами), их обычаями,
легендами – всё это отразилось в цикле
«южных» романтических поэм Пушкина:
«Кавказский пленник», «Братья-разбойники»,
«Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», герои
которых – яркие личности, не находящие себе
места и счастья среди людей, бросающие вызов
существующему порядку вещей и поэтому
обречённые на вечное одиночество и гибель.
41. «Кавказский пленник»
42.
Действие происходит на Кавказе, в далёком горном ауле.Горцы привезли в свой аул пленника – русского юношу.
Заковали его в колодки и держат в плену. Он раб!
Мечтою летит он в Россию, где прошла его молодость.
Он мечтал обрести свободу на Кавказе, а стал
пленником. Теперь он желает только смерти. Ночью,
когда аул угомонился, к пленнику приходит молодая
черкешенка, приносит ему воды.
Много дней подряд закованный пленник пасёт стадо в
горах. И каждую ночь молодая черкешенка приносит ему
воду и еду, ужинает с ним, поёт ему песни.
Девушка полюбила пленника, призналась ему в своих
чувствах, но в его глазах тоска и печаль:
43.
Забудь меня: твоей любви,Твоих восторгов я не стою.
Бесценных дней не трать со мною;
Другого юношу зови.
Его любовь тебе заменит
Моей души печальный хлад;
Он будет верен, он оценитТ
вою красу, твой милый взгляд,
И жар младенческих лобзаний,
И нежность пламенных речей;
Без упоенья, без желаний
Я вяну жертвою страстей.
Ты видишь след любви несчастной,
Душевной бури след ужасный;
Оставь меня; но пожалей
О скорбной участи моей!
Несчастный друг, зачем не прежде
Явилась ты моим очам,
В те дни, как верил я надежде
И упоительным мечтам!
Но поздно: умер я для счастья,
Надежды призрак улетел;
Твой друг отвык от сладострастья,
Для нежных чувств окаменел...
44.
Пленник тоскует о Родине, мечтает о побеге, нотяжёлая цепь и глубокая река – непреодолимые
препятствия для него. Однажды, когда
отправились в набег, в ауле остались только дети,
старики и женщины, молодая черкешенка
помогла пленнику убежать. Юноша предложил
ей пойти с ним, но девушка отказалась, потому
что знала, что он любит другую. Черкешенка
бросилась с обрыва в реку.
45. «Бахчисарайский фонтан»
46.
Действие происходит во дворце хана Гирея.Любимая жена хана Зарема («звезда гарема»)
грустит, потому что хан Гирей к ней охладел.
Это произошло после того, как в домке
появилась пленница – юная польская княжна
Мария. Раньше она жила в Польше, была
гордостью родителей и завидной невестой.
Татары разорили дом отца, а Марию увезли с
собой.
47.
В доме хана Гирея Мария тоскует, постоянно молитсяПресвятой Деве, её не радуют дорогие подарки. Гирей
щадит Марию, старается не нарушать её одиночества,
надеется, что она привыкнет и полюбит его.
Наступает ночь, затихает дворец, спит гарем, но не спит
Зарема. Она пробирается в комнату Марии, умоляет
вернуть ей сердце Гирея, его измена убьёт её. Зарема
уговаривает и угрожает, потом уходит, оставив Марию в
мечтах о смерти, которая ей милее участи наложницы
Гирея.
48.
Мария умерла, но Гирей не вернулся к Зареме.Зарема брошена в пучину вод стражами гарема в
ту же ночь, когда умерла Мария.
Гирей оставил дворец, а сам отправился воевать,
но и в сражениях не может Гирей забыть
прекрасную Марию.
Вернувшись в Бахчисарай после очередного
набега, Гирей воздвиг в память о Марии фонтан
слёз.
49. «Цыганы»
50.
Цыганский табор кочует по степям Бессарабии.В одном из шатров живёт старый цыган с
дочерью Земфирой. Однажды Земфира приводит
в табор незнакомого юношу Алеко. Он бежит от
закона и просится в табор к цыганам.
Два года кочует Алеко вместе с цыганами. Он
водит по деревням медведя и тем самым
зарабатывает на хлеб. Алеко замечает, что
Земфира разлюбила его. Ревнует, жалуется
старику отцу. Старый цыган утешает Алеко,
говорит, что Земфира – дитя, что женское сердце
любит шутя, что никто не волен приказать
сердцу женщины любить одного.
51.
В назидание старик рассказывает Алеко о самомсебе, о том, как был молод, как любил
прекрасную Мариулу (мать Земфиры) и наконец
добился взаимности. Но быстро прошла
молодость, ещё быстрее прошла любовь
Мариулы. Однажды она ушла с другим табором,
бросив его и маленькую Земфиру. И с тех пор
«все девы мира» постылы старику. Алеко
возмущён: почему старик не отомстил за
измену? Старый цыган считает: ничто не в силах
удержать любовь, ничего нельзя вернуть («что
было, то не будет вновь»).
52.
Ночью Алеко увидел Земфиру с молодымцыганом. Он убил влюблённых. Цыгане
похоронили их, а Алеко прогнали из табора. Они
не хотят жить рядом с убийцей, с человеком,
который «для себя лишь» хочет воли.
53.
54. «Братья-разбойники»
55.
Два брата рано осиротели, познали нужду изанялись разбоем:
В товарищи себе мы взяли
Булатный нож да тёмну ночь,
Забыли робость и печали, а совесть отогнали
прочь…
56.
Разбойников поймали, посадили в острог.Младший брат заболел, в тяжёлом бреду он
кается в своих злодеяниях, ему не даёт покоя
образ убитого им старца, младший брат просит
старшего «пощадить седины».
Братьям удаётся бежать из острога. Младший
брат умирает, а старший опять занимается
разбоем, но теперь у него «на беззащитные
седины не поднимается рука». Значит, и в нём
есть что-то человеческое.
57.
В произведениях А. С. Пушкина этого периодаотчётливо прослеживается влияние Байрона,
которого А. С. Пушкин считал величайшим
поэтом современности.
58.
Байроновские мотивы тоски и разочарованностизвучат в стихотворении «Погасло дневное
светило…» (1820). Это первое стихотворение,
написанное в южной ссылке, в нём поэт
осмысливает своё положение.
59.
Мотив воспоминаний об утраченном звучит и встихотворении «Редеет облаков летучая
гряда…» (1820).
60.
В стихотворении «Свободы сеятельпустынный…» (1823) лирический герой – поэт,
непонятый скиталец, которого никто не слушает.
61.
В 1824 году А. С. Пушкин – одна из самыхзаметных фигур в русской литературе, он
находится в зените славы и понимает, что его
место в Петербурге, а не в Одессе в качестве
мелкого чиновника. Пушкин пишет прошение об
отставке, которое было удовлетворено, но за
отставкой последовала новая ссылка – в
родовое имение Михайловское, расположенное
в Псковской губернии, отдалённое от столиц и
той жизни, к которой поэт стремился.
62.
А. С. Пушкин приехал в Михайловское в августе1824 года. За поэтом была установлена слежка,
запрещалось выезжать дальше соседских
имений. Но принудительное затворничество
обернулось благом для поэта, он с головой
погрузился в творчество.
63.
Позже он назовёт Михайловское «приютомспокойствия, трудов и вдохновения».
64.
65.
66.
Здесь им были написаны:множество стихотворений.
трагедия «Борис Годунов»,
главы «Евгения Онегина»,
поэма «Граф Нулин».
67.
«Подражание Корану» (1824) – циклстихотворений, в котором автор через сюжеты и
образы священной мусульманской книги
выразил мысли и настроения, вызванные
принудительным пребыванием в Михайловском.
68.
Новое звучание в этот период обретает любовная лирика поэта.Лирический герой стихотворений «Сожжённое письмо», «Храни
меня, мой талисман…», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
– человек, знающий цену «чудным мгновениям», понимающий, что
попытка удержать «мимолётное виденье» напрасна, но
воспоминания о чуде вечно живут в его душе.
69.
В одиночестве встретил Пушкин 19 октября –день основания Царскосельского лицея,
вспоминая беззаботную юность и друзей. В
стихотворении «19 октября» (1825) сливается
воедино целая гамма чувств: и грусть, и
нежность, и гордость за друзей, и благодарность
наставникам.
70.
14 декабря 1825 года в Петербурге произошловосстание декабристов, среди которых были
друзья Пушкина по лицею: Иван Пущин,
Вильгельм Кюхельбекер.
71.
В сентябре 1826 года поэта доставили в Москвупо требованию вступившего на престол
императора Николая I. Император назвал
Пушкина «умнейшим человеком России» и
позволил поэту жить в столицах.
72.
По дороге в Москву, ещё не зная, чтоего ждёт – арест, ссылка или царская
милость, А. С. Пушкин создал
стихотворение «Пророк» (1826), в
котором определил для себя роль
поэта:
73.
И бога глас ко мне воззвал:«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
74.
Поэзия – дар свыше, поэту дарована великаямиссия, а значит, он должен служить народу. Эта
же мысль звучит в стихотворениях «Поэт»
(1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).
75.
Поэта по-прежнему увлекаетистория России. В 1827 году
он начал писать
исторический роман «Арап
Петра Великого», создавая
образы Петра I, его
сподвижников, и в первую
очередь своего предка –
Абрама Ганнибала.
76.
Образ Петра I стал центральным и в поэме«Полтава» (1828).
77.
В 1830 году А. С. Пушкин закончил работу надроманом «Евгений Онегин». Произведение,
начатое ещё во время южной ссылки,
создавалось семь лет.
78.
Осенью 1830 года А. С. Пушкин отправился внижегородское имение отца Болдино.
79.
Поездка затянулась на три месяца из-за холерногокарантина, объявленного в Москве (он не мг вернуться в
Москву, так как там свирепствовала эпидемия холеры).
80.
Поэт снова стал пленником обстоятельств. Этитри месяца получили название «болдинская
осень» и стали одним из самых плодотворных
периодов в творческой биографии А. С.
Пушкина. Он создал около 30-ти стихотворений,
цикл «Маленькие трагедии» и «Повести
Белкина».
81.
Драматический цикл «Маленькие трагедии» А. С.Пушкин написал за две недели, все они – переработки
уже известных произведений. Поэт обращается к вечным
темам и героям мировой литературы.
Название «Маленькие трагедии» – по сути своей
оксюморон (с греч. – «остроумная глупость») –
сочетание несочетаемого. Жанр трагедии по
классическим канонам предполагает обращение к
крупному, эпохальному событию, героический пафос,
общественно значимую проблематику. В пушкинских
трагедиях этого нет, зато есть утверждение
общечеловеческих ценностей, «вечные» вопросы.
Жадность, цинизм, зависть, сладострастие, страх –
«мелкие» чувства, но их разрушающая сила такова, что
приводит к истинно трагическим последствиям.
82. «Скупой рыцарь»
83.
Главный герой – барон Филипп. Егострасть – деньги и всё, что они
олицетворяют (власть, слава). Барон
держит в нищете сына, а деньги
хранит в подвале.
84.
Барон понимает, что время неумолимо влечёт егок смерти. Он не хочет. Чтобы накопленные
богатства после его смерти достались сыну.
Барон вызывает сына на дуэль, но умирает, не
дожив до неё. Поэма заканчивается словами:
«Ужасный век, ужасные сердца!».
85. «Моцарт и Сальери»
86.
Здесь Пушкин показал другой человеческийпорок – зависть. Сальери всю жизнь мечтает о
славе и завидует популярности Моцарта.
Моцарт, наоборот, не стремится к славе, просто
занимается любимым делом. Сальери надоело
всегда быть вторым и он отравил Моцарта,
подсыпав ему яд в бокал с вином.
Центральная идея – гений и злодейство
несовместимы.
87. «Каменный гость»
88.
Здесь другая страсть – любовь, стремление кземным наслаждением. Главный герой – дон
Гуан ставит свои желания превыше
общепринятых моральных норм.
Дон Гуан убил Командора, а потом соблазнил его
жену и ради потехи пригласил статую Командора
вечером зайти и посмотреть, чем занимается его
убитая горем вдова.
Поэма заканчивается тем, что дон Гуан и статуя
Командора проваливаются сквозь землю,
исчезают.
89. «Пир во время чумы»
90.
В городе свирепствует эпидемия чумы, а людисобрались в замке и пируют, веселятся,
придаются пьянству и разврату. Тем не менее
каждый из них чувствует смерть, которая ходит
совсем рядом, и боится её. Мораль: человек не
должен грешить, тогда не будет страшно
предстать пред Богом.
91.
В конце ноября болдинское заточениеокончилось, Пушкин вернулся в Москву, где 18
февраля 1831 года обвенчался с Натальей
Николаевной Гончаровой.
92.
Последние годы жизни(1831–1837)
93.
Творческий диапазон А. С. Пушкина в 30-е годыстал ещё шире, чем раньше. Поэт обращается к
жанру сказки: Народная поэтика сочетается в
этих произведениях с высочайшим мастерством
литературного слова, лирика – с юмором и
ненавязчивой поучительностью, свойственной
народной сказке.
94. «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830),
95. «Сказка о царе Салтане» (1831)
96. «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833)
97. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833),
98. «Сказка о золотом петушке» (1834)
99.
«Медный всадник» (1833) – последняя поэма А.С. Пушкина.
100.
Поэт обращается к событиям 1824 года, когдаПетербург пережил сильнейшее наводнение.
Петербург не просто место действия, он один из
героев поэмы.
101.
102.
В этот же период Пушкин создаёт крупнейшиепрозаические произведения:
103. «Дубровский»
104. «Капитанская дочка»
105. «Пиковая дама»
106.
В лирике поэта 1830-х годов появляютсярелигиозные мотивы («Отцы пустынники и
жёны непорочны…» (1836), «Отец людей,
отец небесный…» и др.).
107.
Символично последнеестихотворение А. С. Пушкина «Я
памятник себе воздвиг
нерукотворный…» (1836). Оно
воспринимается как, своего рода,
прощание с жизнью и творчеством,
предчувствие близкой смерти.
108.
27 января 1837 года состоялась дуэльАлександра Сергеевича Пушкина с Жоржем
Дантесом. Поэт был смертельно ранен и умер 29
января.
109.
А. С. Пушкин похоронен в Святогорском монастыре,Псковской области.
Могила А. С. Пушкина
после смерти поэта.
Могила А. С. Пушкина в
наше время.