Похожие презентации:
Происхождение государства и права
1. ТРИКОЗ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
ДОЦЕНТ-МЕТОДИСТДОЦЕНТ-МЕТОДИСТ КАФЕДРЫ
КАФЕДРЫ ИСТОРИИ
ИСТОРИИ ПРАВА
ПРАВА
и
и ГОСУДАРСТВА
ГОСУДАРСТВА Юридического
Юридического института
института РУДН,
РУДН,
КАНДИДАТ
КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК
НАУК
E-mail:
E-mail: [email protected]
[email protected]
8-495-4342212,
8-495-4342212, каб.
каб. 351
351
2.
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.1. Общая характеристика социального регулирования в первобытном
обществе.
2. Закономерности возникновения государства и права.
3. Отличие государства от общественной власти первобытного общества.
4. Отличие права от социальных норм первобытного общества.
5. Основные
теории
происхождения
государства:
теологическая,
патриархальная, договорная, насилия, органическая, марксистская.
3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
4. Понятие «древний восток»
ПОНЯТИЕ «ДРЕВНИЙ ВОСТОК»- с историко-культурной точки зрения это понятие включает в
себя ряд локальных цивилизаций (ассирийско-вавилонскую,
индо-буддийскую, конфуцианско-китайскую и др.),
- с географической точки зрения речь идет о регионе,
охватывающем Северную Африку, Ближний Восток, Китай,
Юго-Восточную Азию.
5.
ПЕРИОДИЗАЦИЯВ истории политического общества Древнего
Востока можно выделить три большие эпохи
ПЕРВАЯ ЭПОХА :
конец IV тыс. – III тыс. до н.э., когда существовало три основных
центра цивилизации – шумерский, древнеегипетский и
древнеиндийский.
ВТОРАЯ ЭПОХА :
II тыс. – первая половина I тыс. до н.э., когда появляется новый
очаг древнекитайской цивилизации в долине Хуанхэ,
складываются города-государства в Восточном Средиземноморье,
Малой Азии и Северной Месопотамии , и формируются
государства-империи (Вавилонская, Хеттская и Ассирийская
державы).
ТРЕТЬЯ ЭПОХА :
середина I тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э., когда в Передней
Азии появляется новый гегемон – Мидия и Новый Вавилон, а в VI –
IV вв. до н.э. значительным военно-администратирным
6.
7. Особенности общественного строя стран Древнего Востока
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СТРАНДРЕВНЕГО ВОСТОКА
I. Длительное сохранение сельской
общины, носившей территориальный
характер.
II. Преобладание коллективной
собственности над частной
собственностью и, как следствие,
неопределенность правового
положения частных собственников.
III. Невыделенность индивида из коллектива, ибо
только владение землей в общине делало человека
полноправным.
IV. Сословно-правовой статус
индивида
не совпадал с его социальноэкономическим положением.
V. Отсутствие четкой социальноклассовой
стратификации, горизонтальных связей
VI. Наличие корпоративности, и системы
вообще.
вертикальных социальных перегородок.
8.
9.
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯСТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
С точки зрения политической организации
древневосточные общества
характеризуются, с одной стороны,
преобладанием монархической формы
правления либо в виде "восточной
деспотии", либо с ограниченной властью
монарха,
а с другой стороны, существованием
республиканских государственных
форм (например, города-государства
Финикии и Месопотамии, ганы и сангхи
Древней Индии).
Впервые слово деспотия (от греч.
despoteia – «неограниченная власть»)
употребил в конце XVII в. французский писатель
Ф. Фенелон в романе "Приключения Телемака"
для осуждающей характеристики такого
правления, при котором подданные живут в
постоянном страхе и не защищены законом.
10.
Характерные признакивосточной деспотии:
I. Неограниченная власть наследственного монарха,
концентрирующего всю полноту законодательной, исполнительной и
судебной власти.
II. Теократический характер монархии, идеологизация общества,
совмещение в руках монарха высшей светской и духовной власти.
III. Абсолютное преобладание государства над обществом, мелочная
регламентация всего многообразия человеческих отношений.
IV. Сочетание политики принуждения и феномена любящего страха,
когда страх перед верховной властью сочетался с безграничной верой в
её носителя – азиатского тирана.
V. Феномен власти-собственности, когда именно лидер государства
выступал не только как носитель высшей власти, но и как верховный
собственник всей земли.
VI. Разветвленный бюрократический аппарат, и три главных
ведомства управления – военное, финансовое и ведомство публичных
работ.
VII. Отсутствие гражданского общества и существование т.н.
сервильного (служилого) общества, подчинённого государству.
11. Основные черты права стран Древнего Востока
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА СТРАНДРЕВНЕГО ВОСТОКА
12.
ЗАРОЖДЕНИЕ ФОРМ ПОЗИТИВНОГОПРАВА
НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
Зарождение письменности, развитие документа как
носителя правовой информации. РАЗВИВАЕТСЯ
материал (глина, папирус, пергамен(т) charta pergamena, металл, дерево, кость) и форма
(конус-стела-пирамида, плита-табличка-таблетка,
свиток-кодекс).
ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПРАВА
1. Номовое законодательство: Законы царя-жреца.
2. Текстуализация сакральных законов и традиция
жреческого толкования (ведические и брахманские
кодексы, сеферные своды, тексты пирамид, кодексы
майя, понтификальное и авгуральное право). «Резьба
жрецов» (иероглифика).
3. Первые кодификации (религиозно-светские,
аподиктически-казуальные): шумеро-аккадские,
древнекитайские, индо-буддийские, древнееврейские,
13.
14.
I. КЛИНОПИСНО ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЕКОДЕКСЫ ЗАКОНОВ
(«монументальные» и «свитковые»)
I.1.
I.1. Подпериод
Подпериод клинописных
клинописных кодексов
кодексов
–
– это
это кодекс
кодекс царей
царей отца
отца и
и сына
сына –
– Ур-Наммы
Ур-Наммы и
и Шульги,
Шульги,
своды
своды законов
законов Исина,
Исина, законов
законов Эшнунны,
Эшнунны, Кодекс
Кодекс царя
царя
Хаммураби,
Хаммураби, Среднеассирийские
Среднеассирийские законы,
законы, Хеттские
Хеттские
законы.
законы.
I.2.
I.2. Подпериод
Подпериод иероглифических
иероглифических кодексов
кодексов
(древнеегипетские,
(древнеегипетские, древнекитайские,
древнекитайские, месоамериканские).
месоамериканские).
Например,
Например, при
при фараоне
фараоне первой
первой династии
династии Менесе
Менесе
(кон.
(кон. IV
IV тыс.
тыс. до
до н.э.),
н.э.), фараоне
фараоне Сазихисе
Сазихисе в
в эру
эру
Старого
Старого царства,
царства, фараоне
фараоне ХХ
ХХ династии
династии Рамсесе
Рамсесе II
II
Великом
Великом и
и фараоне
фараоне XXIV
XXIV династии
династии Бокхорисе
Бокхорисе (720–
(720–
715
715 гг.
гг. до
до н.э.).
н.э.).
15.
16.
II. ЖРЕЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ ЗАКОНОВ(древнеиндийские и древнеиудейские
религиозные кодификации)
II.1.
II.1. Брахманские
Брахманские кодексы
кодексы древней
древней Индии
Индии
–– сборники
сборники законов,
законов, составленные
составленные одной
одной или
или
несколькими
несколькими брахманскими
брахманскими школами.
школами. Например,
Например,
Дхармашастры
Дхармашастры Ману
Ману (II
(II в.
в. до
до н.э.
н.э. –– II
II в.
в. н.э.)
н.э.)
II.2.
II.2. Сеферные
Сеферные кодексы
кодексы Пятикнижия
Пятикнижия (сер.
(сер. VII
VII –– V
V вв.
вв. до
до н.э.):
н.э.):
Свиток
Свиток завета
завета (Исх.
(Исх. 20:22,
20:22, или
или 21:1-23:19,
21:1-23:19, или
или 23:33);
23:33);
Учение
Учение о
о жертвоприношениях
жертвоприношениях (Лев.
(Лев. 1-7);
1-7);
Учение
Учение о
о ритуальной
ритуальной чистоте
чистоте (Лев.
(Лев. 11-15);
11-15);
Закон
Закон святости
святости (Лев.
(Лев. 17-26)
17-26) и
и Второзаконие
Второзаконие (Втор.
(Втор. 12-26).
12-26).
Второзаконие
Второзаконие датируется
датируется 622
622 г.
г. до
до н.э.,
н.э., все
все остальные
остальные
составлены
составлены
позже
позже него
него и
и относятся
относятся в
в основном
основном ко
ко времени
времени Вавилонского
Вавилонского
пленения.
пленения.
17.
18.
19.
20.
Хаммураа́Хаммураа́ п
пи (букв. «Старший
и (букв. «Старший родич —
родич —
целитель»)
целитель»)
правил
правил ок. 1793
ок. 1793 до н. э. — 1750
до н. э. — 1750 до н. э.,
до н. э.,
из I
из I Вавилонской
Вавилонской (аморейской)
(аморейской) династии
династии
21.
22.
тритри социальных
социальных класса:
класса:
awīlum ---- muškēnum ---- ward
awīlum ---- muškēnum ---- ward
um
um
23.
ЗХ были высечены на 35-й год правленияХаммурапи (ок. 1759 до н. э.).
Первоначально стоял в Сиппаре, но спустя
600 лет он был доставлен в Сузы в
качестве трофея, добытого в результате
набега эламитов на Вавилон. Кроме него,
царь поставил такие же в других центрах: в
вавилонской Эсагиле и в самих Сузах (от
последнего также найдены фрагменты);
в Ниппуре найден современный
эпохе Хаммурапи фрагмент
глиняной таблички.
Законы
Законы выбиты
выбиты вертикальной
вертикальной
клинописью в
клинописью в 44
44 столбца
столбца на
на
обеих
обеих сторонах
сторонах столба
столба в
в форме
форме
огромного указательного
огромного указательного
пальца, высотой
пальца, высотой 2,25
2,25 метра
метра на
на
классическом
классическом вавилонском
вавилонском
диалекте аккадского
диалекте аккадского языка.
языка.
В верхней части стелы было помещено графическое изображение
коленопреклоненного Хаммурапи перед богом Шамашем,
олицетворявшем в вавилонском пантеоне солнце, истину и
справедливость; светский правитель получил из рук Бога регалии
высшей судебной власти – жезл и обруч, что символизировало
24.
Памятник права сохранился в видечёрной диоритовой стелы, найденной
французской археологической
экспедицией Жака де Моргана в ходе
раскопок в 1901—1902 гг. в Эламе (к востоку
от Вавилона; провинция Хузестан в совр.
Иране). Первый переводчик ЗХ французский
ассиролог В. Шейл для удобства
пользования условно разделил его на
пролог, эпилог и 282 статьи, которые
можно объединить в несколько
тематических разделов. Из этих статей
полностью сохранились 247, так как в
центральной части столба текст был
выскоблен /ок. 35 статей/, вероятно,
эламским царем, но частично восстановлены
по глиняным табличкам, найденным в
различных местах, в частности в библиотеке
Ашшурбанипала).