1.03M
Категория: ФилософияФилософия

Философия древней Индии

1.

«Философия древней
Индии»
2015 г.

2.

• Возникновение философии в Древней Индии относится
примерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на
территории современной Индии стали формироваться
государства.

3.

• Во главе каждого такого
государства стоял раджа, власть
которого опиралась на власть
землевладельческой
аристократии и родовой
жреческой знати (брахманы).
Сильны были пережитки
патриархальных отношений
между господствующими
классами и угнетенными.

4.

Этапы
• В философии Индии выделяют три основных
этапа:
1) ведийский период
2) классический, или брахмано-буддийский
3) период послеклассический, или
индуистский

5.

● Ведийский период
(1500—500 до н. э.)
Ведийская
цивилизация
послужила основой
для индуизма и
других культурных
аспектов раннего
индийского
общества.

6.

● Брахмано-буддийский период
(500 до н. э. — 1000 н. э.)
• В течение этого периода
проявляется интерес к
этическим
проблемам. Агностики,
материалисты и
фаталисты выступают
против брахманов и
реформистов. Наряду с
брахманизмом выступают
теперь
атеистическая локаята и
вероучения. Развиваются
школы философии под
названием даршаны..

7.

● Индуистский период
(с 1000г.)
• Буддизм в Индии угасает,
джайнизм теряет свое
значение. Веданта и ньяявайшешика ещё продолжают
развиваться; характерно
прежде всего возникновение
реалистических вишнуитской
и шиваитской систем, которые
в схоластической форме
пытались доказать, что
Брахман брахманистских сутр
и есть Бог Вишну, или Шива.

8.

Веды
• Древнейший памятник индийской
литературы — Веды.
Они делятся на 4 группы
◊ Самхиты
◊ Брахманы
◊ Араньяки
◊ Упанишады

9.

Самхиты
• Самхиты - собрания гимнов, молитв,
заклинаний, благословений, жертвенных
формул

10.

Брахманы
• Брахманы - социальная группа,
существующая во всех штатах Индии. Аналог
европейского духовенства.

11.

Араньяки
Араньяки - Священные писания индуизма,
относятся к категории богооткровенных
писаний шрути и являются частью Вед

12.

Упанишады
• Упанишады - являются частью Вед и
относятся к священным писаниям
индуизмакатегории шрути. В них в основном
обсуждается философия, медитация и
природа Бога

13.

• Для древнеиндийской философии характерно
развитие в рамках определенных систем, или школ,
и деление их на две большие группы:
ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и
неортодоксальные (не признающие авторитета Вед)
Ортодоксальные школы:
Неортодоксанальные школы
Веданта
•Джайнизм
Миманса
•Буддизм
Санкхья
•Чарваки

14.

Неортодоксальные школы.
Учение Локаята (Чарвака)
Школы – Локаяты –
считают что мировая религия
не нужна, существует только
то что чувствуем, душа есть
тело. Цель жизни –
получение удовлетворения
(гедонистическая
философия)

15.

Неортодоксальные школы. Буддизм
• Буддизм. Четыре благородных истины Будды:
1) Жизнь исполнена страданий;
2) Существует причина возникновения страданий
3) Имеется возможность прекращения страданий
4) Существует путь, идя по которому можно
избавиться от страданий.

16.

Неортодоксальные школы. Буддизм
• Цель познания — освобождение человека от
страданий. В основе этики буддизма лежит убеждение в
том, что избавление от страданий достижимо не в
загробной, а в настоящей жизни. Такое прекращение
страданий называется у буддистов нирваной. Буквальное
значение этого слова «угашенный». Под нирваной
буддисты понимают состояние полной невозмутимости,
освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от
внешнего мира, а также от мира мыслей.

17.

Неортодоксальные школы. Джайнизм
• Джайнизм («победитель») — религиозно-философское
учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э.
Основатель - Вардхамана или Джина Махавира. Насчитывает
примерно 8 млн приверженцев, из которых 4 млн в Индии.
• Цель философии джайнизма — «святость», особый образ поведения,
при помощи которого достигается указанное освобождение. Источником
мудрости в джайнизме считается не бог, а особые святые, достигшие
силы и счастья на основе совершенного знания и посредством
поведения, вытекающего из этого знания.Джайнизм как этическое
учение опирается на особое учение о бытии. Согласно этому учению,
существует множество вещей, наделенных реальностью и обладающих, с
одной стороны, постоянными, или субстанциальными, с другой —
случайными, или преходящими свойствами.

18.

Неортодоксальные школы. Джайнизм
• Объекты почитания -24 пророка .Последний - 24-й пророк
(Тиртханкара).Джайнизм , как и буддизм ,отверг догмат о
непогрешимости вед (древнейших сборников религиозных текстов ,
придающих авторитет жрецам) .Основополагающим моментом
доктрины джайнизма является положение о том , что причинение
вреда живым существам является величайшим грехом , а строгий
аскетизм и отказ от бренной собственности – величайшей
добродетелью.
• Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том
, что причинение вреда живым существам является величайшим грехом , а
строгий аскетизм и отказ от бренной собственности – величайшей
добродетелью.
Одеты джайны в белые тоги .Мужчины с
непокрытой головой , женщины в белых
платках . У каждого на шее белый шарф.
Джайны постоянно закрывают им рот и
снимают лишь во время молитвы или
еды.

19.

Джайны
одна из самых “приятных” и “спокойных” Индийских религий

20.

Джайнизм
• В основе джайнистского учения лежат 4 принципа: Ахисма –
ненасилие и непротивление злу насилием , Сатья – правдивость
мысли и речи, Астейя – запрет воровства (“не укради”) и
Апариграха (аскетизм) – отвращение от мирской суеты.
Джайнисты соблюдают строжайший запрет на употребление в
пищу мяса. Они никогда не прикасаются к мясу или к телу
убитого животного, не участвуют в делах или действиях ,
могущих повлечь за собой насилие или убийство какой-либо
жизни (будь это человек, животное, насекомое или микроб).

21.

Вывод
• Весь ход экономического, политического и культурного развития древней
Индии определялся существованием сложившегося на развалинах первобытнородового строя классового общества с его кастовым строем.
Несмотря на заявление авторов о взаимной «терпимости» школ индийской
философии, из книги можно получить представление о борьбе материализма с
идеализмом, о преследованиях господствующей религией древнеиндийских
материалистов-чарваков, о борьбе между последователями раннего буддизма и
брахманистами и т. д.
Считая современную индийскую философию наиболее всеобъемлющей,
охватывающей все направления западной и восточной теоретической мысли,
авторы иногда подменяют терминологию индийской философии понятиями,
употребляемыми современными западными идеалистическими школами,
проводят неудачные параллели между западными и индийскими системами
философии, дают оценки индийским школам с позиций некоторых
современных реакционных философов (так, например, школу ньяи они
называют «системой логического реализма»).
English     Русский Правила