0.96M
Категории: ФилософияФилософия ПравоПраво

Правовая антропология и аксиология. (Лекция 3)

1.

Лекция 3
Тема: Правовая антропология и аксиология и личность юриста.
План:
1.Введение
2.Понятие и предмет правовой антропологии.
3. Соотношение природы человека и права.
4. Понятие и предмет правовой аксиологии. Право как ценность и его
функциональная специфика.
5. Основополагающие правовые ценности и формы их бытия.
Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права.

2.

Понятие и предмет правовой антропологии
Предметом
правовой
антропологии
является
изучение
одного
из
предельных (внеюридических) оснований права – антропологических его
оснований. И в этой связи под правовой антропологией подразумевают
философское учение о праве как способе человеческого существования.
Один из основоположников правовой антропологии - Гуго Гроций.
Выделял в природе человека такую склонность как влечение
к общежитию, не зависящее от идеи пользы:
«Все, что соответствует сущности человека является моральным,
а то, что поддерживает мирное и стройное общежитие людей,
– правомерным»
Поскольку же такое стремление к общежитию является склонностью,
заложенной в человеческой природе, то и идея права является идеей
моральной – как одно из проявлений сущности человека.
Таким образом, правовая антропология указывает на основания права в
человеческом бытии. Поэтому правовой антропологией считают философское
учение о способе и структуре бытия человека как субъекта права.

3.

Соотношение природы человека и права
«Образ человека» и «образ права» в истории философии права
По мнению Т. Гоббса, человек – это абстрактный индивид (равный
таким же абстрактным индивидам), который руководствуется
исключительно своими интересами. В этом смысле любой человек –
эгоист. Необходимость согласования своих интересов с интересами
иных членов сообщества, т.е. правопорядка как совокупности общих
для всех людей норм поведения, он осознает лишь под влиянием
страха перед насилием со стороны таких же индивидов, и этот страх
оправдывает неотвратимую силу государства как аппарата насилия,
соединяющего индивидов в одно целое.
У Ж.-Ж. Руссо индивид руководствуется мотивом личного
благоразумия, стремлением к самосохранению и счастью.
Индивид уже предпочитает правопорядок, подчиняясь осознанию
опасности,
которая
ему
угрожает
со
стороны
самой
государственности.
К
соблюдению
общих
правовых
норм
индивидов принуждает не только государство, но и оно само
принуждается к этому надындивидуальной негосударственной
волей – волей народа. Воля народа становится выше любой
законности.

4.

Исходным пунктом философии права И. Канта является учение
о человеке как существе, принципиально способном стать
«господином себе самому» и потому не нуждающемуся во внешней
опеке при осуществлении ценностно-нормативного выбора. Этот
человек не разумный эгоист, а моральное существо. Автономия
(нормативная независимость), или способность «быть господином
себе самому», выступает исходным и основным смысловым
моментом права. И хотя это всего лишь идеальное свойство
человека, но оно полагается как природное (естественное) и тем
самым задает критерий правомерности решений власти. В
социальном плане морально автономный индивид характеризуется
как
субъект,
который
способен
по
праву
противостоять
воздействию любой чужой воли, возведенной в закон. В этой
связи, индивиду, принявшие порознь решение жить в соответствии
с категорическим императивом, делают возможным и право, и
любые соглашения на основе взаимной выгоды.

5.

В правовой антропологии выделяют два ключевых вопроса: 1) что
является главным фактором человеческого существования: конфликт
или кооперация? и 2) что первостепенно для человеческого общежития:
счастье или свобода? Это вопросы о способе и цели существования
человека.
Правовая антропология определяет роль человека в системе права
как субъекта, но не просто как субъекта права с точки зрения
юридической теории, а субъекта в философском смысле, когда на
первый план выходит собственная рефлексивная деятельность
человека,
не
вытесненная
объективированными
формами
существования юридического смысла в положительном праве
(законодательстве).
Право в антропологическом измерении определяется как способ
человеческого
взаимодействия
(сосуществования),
возможный
благодаря человеческой способности быть автономным субъектом,
признающим таким же, – равным себе, субъектом любого другого
человека.

6.

Понятие и предмет правовой аксиологии. Право как ценность и его
функциональная специфика
Под правовой аксиологией подразумевают философское учение о правовых
ценностях и их роли в обеспечении правового способа человеческого
существования. Ее предмет – изучение одного из предельных (внеюридических)
оснований права – аксиологических его оснований.
Право представляет собой инструментальную ценность, т.е.
разрешать противоречия в различных сферах человеческого бытия.
способ
Собственную ценность права можно определить как выражение социально
организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство
правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые
возможности и большая свобода для саморазвития как человека и общества, так
и
регулирования
субъект-объектных
правоотношений.

7.

Значимым является вопрос о месте права как ценности в классификации
ценностей вообще.
Традиционно ценности делятся на предметные и духовные. Право является
духовной ценностью наряду с такими ценностями, как моральные, религиозные,
художественные (или эстетические), мировоззренческие, научные ценности.
Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые отвечают
потребностям субъектов и объектов права в урегулировании отношений между ними,
определяя пределы дозволенного и необходимого в их развитии, действиях и
поступках. Итак, основной и специфической функцией правовых ценностей является
регулятивная.
Правовые ценности в значительной мере предназначены для создания,
поддержания и укрепления социального порядка, нормального функционирования
общества, тем самым они составляют важный элемент системы социального
управления. В этой связи они являются деонтическими ценностями, т.е. имеют явно
выраженный предписывающий характер, закрепляются формально и сохраняются
государством и его органами. Как деонтические ценности, они отличаются и другой
функциональной особенностью – имеют вероятностный характер. Это связано с
возможностью сознательного, волевого выбора социальными
субъектами
объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.

8.

Основополагающие правовые ценности и формы их бытия. Универсальное и
культурно-особенное в ценностном измерении права.
Право в своем аксиологическом измерении выступает как специфическая
форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных,
религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм.
Благодаря ценностной природе права снимается момент безразличия в
поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и
долженствования.
Формы воплощения правовых ценностей
статус ценностей в праве
приобретают различные факты и явления материального и идеального
характера: материальные предметы и блага, общественные отношения,
поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели,
социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат
в основе права и правопорядка, выступают как идеальное обоснование норм
права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права
и его институтов.
Некоторые социальные ценности приобретают значение принципов права:
свобода, равенство, справедливость, порядок, безопасность.

9.

К числу общественных правовых ценностей и идеалов относятся те, которые
выработаны общественным и правовым сознанием. Они присутствуют в
правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости,
свободе, равенстве в различных сферах социальной жизни.
Предметно-воплощенные
правовые
ценности.
Правовые
идеалы
закрепляются в нормативных актах, конституциях и законодательных актах, а
реализуются в системе правовых отношений – в виде взаимоотношений
формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в
правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законодательные
положения в культуре. Эти ценности в соответствии с изменившимися
ценностными идеалами переоцениваются.
Личностные (или экзистенциальные) правовые ценности являются
идеальными представлениями о благах, правах и пределах стремлений,
связанных со склонностями и желаниями личности, и выступают в известной
степени как авторитетные и обязательные установки ее сознания.

10.

Важной проблемой правовой аксиологии является соотношение универсального и
культурно-особенного в ценностном измерении права. Ее решение предполагает
выделение двух основных позиций:
1. Универсалистско-либеральная, утверждающая, что идея права универсальна,
она едина для всех культур (И. Кант, Дж. Роулз); в крайнем варианте эта позиция
приводит к дифференциации народов на цивилизованные, которые освоили эту идею,
и нецивилизованные, отстающие в своем развитии, которыми эта идея должна быть
освоена.
2. Партикулярно-коммунитаристская, исходящая из принципа множественности и
разнородности культур и их стремления сберечь и защитить свою идентичность,
утверждающая, что идея права не универсальна и характерна лишь для западной
культуры, другим же культурам она чужда.
Вторая из указанных позиций пользуется ныне особым вниманием. Ее сторонники
утверждают, что каждая культура самоценна, а потому надо дать возможность жить
внутри своей культуры и сделать все ради сохранения такой экологии культуры.
Однако защита своеобразия иногда оборачивается лишением прав на свободу
инокультурных элементов социума, в частности мигрантов, вынужденных в поисках
лучшей жизни покидать Родину.
Представляется, что все же ближе к истине умеренно-либеральная позиция,
которая, с одной стороны, отстаивает универсальность самой идеи права, а с другой
стороны, не отрицает необходимости учета культурно-исторической специфики,
однако относит эту специфику не к месту возникновения идеи права, а к проблеме ее
обоснования. Согласно этого подхода право – это единый рациональный фундамент,
ибо его сутью является свобода.

11.

В
России
через
религиозно-экзистенциальное
оправдание
права
общественной мыслью найден способ включения идеи права в контекст
духовной культуры, отечественного мировоззрения, открывший путь для
развития
народного
правосознания.
цивилизационно-универсального
и
Опыт
синтезирования
культурно-специфического
в
правосознании важно учитывать при обновлении правовой культуры в
контексте
разрешения
проблем
государственности и гражданского общества.
становления
правовой

12.

Выводы
1. Правовой антропологией считают философское учение о способе и структуре бытия
человека как субъекта права.
2. Правовая аксиология – это философское учение о правовых ценностях и их роли в
обеспечении правового способа человеческого существования. Ее предмет –
исследование
такого
предельного,
внеюридического
основания
права
как
аксиологическое, что предполагает изучение правовых ценностей, оценку явлений
правовой сферы и т.д.
3. Собственную ценность права можно определить как выражение социально
организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых
состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и
большая свобода для саморазвития как человека и общества, так и регулирования
экоправовых отношений.
4. Формы бытия правовых ценностей: общественные правовые целевые ценности и
идеалы;
предметно-воплощенные
правовые
ценности;
личностные
(или
экзистенциальные) правовые ценности.
5. Для функционирования в рамках определенной культуры право обязано быть
признано в качестве такого, что имеет значение (смысл) и ценность, т.е. оправданно.
На этот процесс влияют специфические черты национального менталитета и
определенная система ценностей.
English     Русский Правила