2.87M
Категория: КультурологияКультурология

Городецкая роспись

1.

2.

Ярко – звонкие цветы
Городецкая роспись.
Умирала такая сказка,
Угасали жаркие краски.
Опускались лебяжьи крылья
Грустно явь порастала былью.
И окрест, по всему Узолью,
Разлилась безысходной болью.
Но явился добрый кудесник,
Из загорья ли, из залесья.
Оживил он добрую сказку
И зажёг угасшие краски.
А расцветшие крылья птичьи
Он вложил в ладони девичьи.
И порхают они лучисты,
В их руках волшебные кисти.
О.Широких

3.

Ярко – звонкие цветы
О том, как появилась городецкая
роспись, есть сказка
Однажды, давным – давно, шёл странник. Шёл он долго.
Шёл тёмными лесами и широкими полями. Бывало ему и холодно, и
жарко. И люди ему всякие в пути попадались.
И вот забрёл он как-то в дремучий лес. Время было позднее, и решил
странник уже устраиваться на ночлег, как вдруг мелькнул вдалеке
огонёк. Пошёл он на огонёк и вышел на поляну, и увидел небольшую
деревеньку. Постучал в крайний дом, попросился на ночлег, пустили
его люди добрые. Накормили, напоили, спать уложили.
А утром собрали всей деревней ему с собой в дорогу котомку еды. И
так понравились страннику добрые люди, что захотел он их чемнибудь отблагодарить и сказал, что видел ночью в лесу цветок.

4.

Ярко – звонкие цветы
Цветок не простой, а волшебный – кто его найдёт, будет
счастлив всю жизнь. Сказал и ушёл, а жители дружно
отправились в лес волшебный цветок искать, но ничего
не нашли. То ли пошутил странник, то ли цветок уже
отцвёл, но, вернувшись обратно в деревню, решили люди
сами этот волшебный цветок нарисовать.
И рисовать они его стали везде – и на посуде, и на мебели,
потому что им хотелось, чтобы счастье у них было
всегда.
И действительно жили они счастливо.
Деревня та называлась Городец,
а роспись стала называться городецкой.

5.

Ярко – звонкие цветы
Технология росписи городецких донец была несложной.
Сначала делали заготовку – «белье». Затем сторона
доски, предназначенная для раскраски, покрывалась
тонким слоем мела, смешанного с клеем, т.е. наносился
«левкас». Размашистыми узорами кисти, безо всякой
предварительной разметки наносились цветные пятна.
Затем вырисовывались цветы и фигуры. Когда орнамент
и сюжет были готовы, их разживляли белилами.
Наконец, живопись покрывали олифой.
Основные цвета городецкой росписи - красный, жёлтый,
синий, зелёный, белила и сажа.
Но краски смешанные или разбелённые
давали дополнительные оттенки: розовый,
оливковый, красно-коричневый,
голубой, вишнёвый

6.

Ярко – звонкие цветы
Расписные донца отличаются большим
разнообразием сюжетов.

7.

Ярко – звонкие цветы
Городецкий промысел просуществовал около 50 лет.
Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка
донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века
промысел пришел в упадок.
После первой мировой войны расписное производство
полностью прекратилось, и даже самые знаменитые
живописцы были вынуждены искать иной заработок.

8.

Ярко – звонкие цветы
Возрождение городецкой росписи связано с
именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в
Горьковскую область в 1935 году из Загорска.
Его стараниями в деревне Косково была открыта
общественная мастерская, объединившая старых
живописцев.

9.

Ярко – звонкие цветы
При его непосредственном участии
началось расширение ассортимента
расписных изделий — шкатулки,
настенные шкафчики для посуды,
детские стульчики, складные
ширмы.
В 1937 году городецкие мастера
участвовали в выставке «Народное
творчество», проходившей в
Третьяковской галерее в Москве,
где рядом с донцами 19 века
демонстрировались современные
изделия.

10.

Ярко – звонкие цветы
Но в 1941 году, когда
началась Великая
Отечественная война,
всем стало не до
Городецкой росписи и о
ней на какое-то время
забыли.
До 50-х годов.

11.

Ярко – звонкие цветы
В 1951 году в селе Курцево была открыта столярномебельная артель «Стахановец», которую возглавил
потомственный городецкий живописец А. Е.
Коновалов, он сыграл очень большую роль в
возрождении городецкой росписи.
Артель занялась изготовлением мебели с
мотивами традиционной росписи —
шкафов, тумбочек, табуретов, столиков;
ассортимент постоянно расширялся.
В 1960 году артель преобразовалась в
фабрику «Городецкая роспись».
Аристарх Евстафьевич более 30 лет был
главным художником фабрики
«Городецкая роспись».

12.

Ярко – звонкие цветы
Вот возьму, да и выложу
Всё как есть без утайки
Про зелёные крылышки
У одной в птичьей стайке.
С грудкой ярко-оранжевой
Из-под рук мастерицы
Разнаряжена радужно
Вылетает та птица.
Вылетает уверенно
К добрым людям навстречу,
Разноцветными перьями
Осыпая Поречье.
В незатейливом вымысле
Чувств распахнутых россыпь,
Их на белый свет вынесла
Городецкая роспись.
О.Широких

13.

Ярко – звонкие цветы
Список литературы:
И.А.Кирьянов «О древнем Городце».
А.Е.Коновалов «Городецкая роспись».
Н.Ф.Филатов «Городец на Волге XII-XIXвеков».
English     Русский Правила