6.20M
Категория: ИскусствоИскусство

Романтизм

1.

РОМАНТИЗМ

2.

Великая Французская революция –
«праматерь» романтизма» такое образное определение
даёт этой целостной культурной традиции
русский филолог Н.Я.Берковский

3.

РОМАНТИЗМ
идейное и художественное
направление, возникшее в
европейской и американской
культуре
конца 18 века - первой половины 19
В XVIII веке
романтическим
века,
называли всё странное,
как реакция на
фантастическое, живописное и
эстетику классицизма.
существующее
в книгах, а не в
действительности.

4.

РОМАНТИЗМ
ПРОМЫШЛЕННЫЙ
ТУРИЗМ
ПЕРЕВОРОТ
ПОЯВЛЕНИЕ
ПАРОВОГО
ДВИГАТЕЛЯ
ФОТОГРАФИЯ
АЛЬПИНИЗМ
ПИКНИК

5.

КЛАССИЦИЗМ
Культ
разума и
основанной на его
началах
цивилизации
«Танец под музыку времени»
Никола Пуссен
РОМАНТИЗМ
Культ
природы,
чувств и
естественного в
человеке
«Четыре возраста»
Каспар Давид Фридрих

6.

Образ «благородного дикаря»,
вооруженного «народной мудростью» и
не испорченного цивилизацией.
Странник над морем тумана.
Каспар Давид Фридрих, 1818.
Романтисты стремились
показать необычного
человека в необычных
обстоятельствax.

7.

ФИЛОСОФИЯ РОМАНТИЗМА
Интерес к злу, его облагораживание и
диалектика добра и зла
(«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно
совершает благо»).
Интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому
человеку, возвращение к корням и к природе.
Переосмысление религии:«Истинная религия —
это чувство и вкус бесконечности». Религия как
форма чувственности, идея живого бога.

8.

РОМАНТИЗМ В ЖИВОПИСИ
Романтики укоряли своих предшественников
в «холодной рассудочности» и отсутствии
«движения жизни».
"Свобода, ведущая людей "
Делакруа Эжен
Вид горы Катадин с озера Миллинокет,
1895
Фредерик Эдвин Чёрч

9.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Колорит
Освещение
Внимание к деталям
Эмоциональность
манеры, мазка, фактуры
Язык намеков, символов

10.

ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ
Портретная живопись
Пейзажная живопись
Офорты
Современность глазами романтиков
(батальные сцены)
Экзотика Востока (бытовые сцены)

11.

Портрет героя эпохи
Попробуйте предположить
кто он по роду занятий, по профессии?
Каков у него уровень общения, есть ли у
него друзья?
как он чувствует себя в реальном мире, в
повседневной действительности?

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Исключительность
романтического героя
Внутренняя раздвоенность
Одиночество в реальном мире
Поиски идеала и мечты
Жизнь в сфере эмоций и чувств

19.

«Романтический герой чувствует в себе
отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю
земную скорбь и всё земное счастье, биться
с бурями и не робеть при треске
кораблекрушения»
Иоганн Вольфганг Гёте

20.

Шарль Бодлер
поэт

21.

Эжен Делакруа
художник

22.

Жуковский
поэт

23.

Бонапарт
полководец

24.

Шопен
композитор

25.

Кипренский
художник

26.

Задания по теме
«Портрет эпохи романтизма»
Создай электронную версию галереи портретов
русских, английских, французских или немецких
писателей и поэтов эпохи романтизма
Сравни три автопортрета художника Ореста
Кипренского, расскажи о его судьбе
Попытайся создать компьютерную презентацию
по теме: «Женский портрет эпохи романтизма»

27.

ФРАНЦИЯ
Жан Луи́Андре́Теодо́р Жерико́
писал преимущественно
батальные сцены
«Офицер конных егерей императорской
гвардии, идущий в атаку», 1812 г.
«Раненый кирасир», 1814 г.

28.

Теодор Жерико
Плот «Медузы», 1819

29.

ГЕРМАНИЯ
Фридрих, Каспар Давид
художник-пейзажист
использовал пейзаж как
средство отобразить свои глубокие
эмоциональные переживания
"Северный Ледовитый океан"
( Ранее называлась "Крушение надежды")(1822 -1824)

30.

«Четыре возраста»
Каспар Давид Фридрих

31.

АНГЛИЯ
Тёрнер, Уильям
• пейзажист, акварелист
• создавал новый тип пейзажа,
посредством которого художник
раскрывал свои воспоминания и
переживания
«Последний рейс корабля
„Отважный“»
«Восход с морскими
чудовищами»

32.

Отплытие царицы Савской, Клод
Лоррен, 1648
Дидона, основательница Карфагена, (1815)

33.

ИСПАНИЯ
Франси́ ско Хосе́ де Го́ йя-и-Лусье́нтес
художник и гравёр
Поклонение ангелов имени Иисуса

34.

КАПРИЧОС
(исп. Los Caprichos — причуды) —
серия офортов Франсиско Гойя,
является сатирой на политические,
социальные и религиозные порядки.
ОФОРТ
(фр. eau-forte — азотная
кислота, буквально — «крепкая
вода») —
разновидность гравюры на
металле

35.

Современность глазами романтиков
Ф. Гойя
Расстрел повстанцев

36.

«Маха обнажённая»
Маха — испанская
горожанка
XVIII—XIX вв.
«Маха одетая»

37.

РОССИЯ
Иван Константинович
Айвазовский
Радуга, 1873
Гондольер на море ночью.

38.

Лунная дорожка
Корабль «Императрица Мария» во время
шторма, 1892

39.

Карл Павлович
Брюллов
«Портрет Ю.П
Самойловой с Джованиной
Пачини и
арапчонком». 1832—1834.
Портрет графини Юлии
Павловны Самойловой,
удаляющейся с бала с
приёмной дочерью
Амацилией Паччини

40.

41.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СОЗДАТЬ КОЛЛАЖ
(ЛЮБОЙ ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР)
НА ТЕМУ
«РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ …»
ОТРАЗИТЬ НАПРАВЛЕНИЯ:
ЗЛО, ПРИРОДА, ФОЛЬКЛОР, МИФ, РЕЛИГИЯ

42.

Главные эстетические
принципы
Неприятие реальной жизни
Исключительность романтического
героя
Природа как выражение стихийного
начала жизни, прообраз Свободы
Культ прошлого: идеализация
Античности и Средневековья
Интерес к фольклору
Экзотика дальних стран

43.

Изобразительное
искусство романтизма
Герой эпохи: портретная живопись
В борьбе со стихией: пейзажная живопись
Культ прошлого: интерес к фольклору,
идеализация Античности и Средневековья
Современная жизнь глазами романтиков
Экзотика Востока

44.

Происхождение термина
Поэт Вяземский в письме Жуковскому:
«Романтизм, как домовой, многие верят ему,
убеждение есть, что он существует, но где его
приметить, как обозначить, как наткнуть
на него палец?»
Задание: Просмотрев несколько следующих
слайдов, попробуйте дать ответ на вопрос поэта
Вяземского

45.

Портрет – состояние души
Романтическое двоемирие
внешне
внутренне
поза
пейзаж
колорит

46.

Три автопортрета
Ореста Кипренского

47.

Стихия природы и человек
Здесь ничего не ранит взор
Колечком быть в её цепи телесной,
Одной из тварей, - а душа в простор
Стремится: в горы, к звёздам, в свод
небесный,
В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.
Джордж Гордон Байрон

48.

Каспар Фридрих
Странник над туманным морем

49.

Эжен Делакруа
Охота на львов в Марокко

50.

Теодор Жерико
Скачки в Эпсоме

51.

Карл Брюллов
Последний день Помпеи

52.

Задания по теме
Подберите стихотворения одного из поэтов романтиков, в которых наиболее ярко, на ваш
взгляд, выражается сущность романтизма.
Предлагаемые авторы:
Иоганн Вольфганг Гёте Генрих Гейне
Фридрих Шиллер
Людвиг Тик
Джордж Гордон Байрон Джон Китс
Василий Жуковский
Александр Пушкин
Михаил Лермонтов

53.

Пейзаж –
катастрофа
или
пейзаж –
очарование ?

54.

Каспар Фридрих
Руины монастыря

55.

Иван Айвазовский
Ледяные горы

56.

Уильям Тёрнер
Лондон

57.

Каспар Фридрих
Двое созерцающие луну

58.

Теодор Жерико
Плот «Медузы»

59.

Каспар Фридрих
Меловые скалы на острове Рюген

60.

Иван Айвазовский
Радуга

61.

Эжен Делакруа
Лодка Данте

62.

Каспар Фридрих
Одинокое дерево

63.

Иван Айвазовский
Кронштадт. Форт император Александр

64.

Задание по теме
«Пейзаж в романтической живописи»
Попытайся написать эссе об одном из
заинтересовавших тебя предложенных
здесь полотен
Составь галерею пейзажей одного из
художников эпохи романтизма
Предложи свой вариант компьютерной
презентации по этой теме

65.

Современность
глазами
романтиков
Эжен Делакруа
Греция на развалинах Миссолунги

66.

Эжен Делакруа
Свобода, ведущая народ

67.

Антуан Гро
Наполеон на Аркольском мосту

68.

Орест Кипренский
Портрет гусара Евграфа Давыдова

69.

Франсиско Гойя
Расстрел повстанцев

70.

Эжен Делакруа
Резня на Хиосе

71.

Современность
на полотнах романтиков
Познакомься с историей создания
одного из этих полотен.
Какие реальные события легли
в основу этого произведения
живописи?
Кого автор картины делает героем
своего произведения?
.

72.

Эпоха романтизма живо интересуется
античностью и средневековьем

73.

Задания по теме
«Античность и Средневековье в
произведениях романтиков»
Подготовь рассказ об одном из
литературных произведений поэтов или
писателей – романтиков, действие которых
происходит в эпоху Средневековья
Расскажи об истории создания одного из
полотен художников, сюжет которого
посвящён временам Древней Греции или
Древнего Рима

74.

Английских
романтиков
разочаровывает
буржуазная
действительность.
Они с грустью
вспоминают о
старой доброй
Англии
Джон Констебль
Сельский пейзаж

75.

Джон Констебль
Собор в Солсбери

76.

Архитектура эпохи романтизма

77.

необарокко
эклектика
Архитектура эпохи
романтизма
пытается
возвратить
неоренессанс ушедшее
историзм
неоготика

78.

Парламент в Будапеште
Архитектор Имре Штайндль

79.

Чесменская церковь
в Петербурге
архитектор Юрий Фельтен

80.

Окрестности Гатчины
Приоратский дворец
архитектор Николай Львов

81.

Лютеранская церковь в Петербурге
Архитектор Александр Брюллов

82.

Британский парламент
архитектор Чарльз Бэрри
вид сверху в сумерках

83.

Вокзал в Петергофе
архитектор Николай Бенуа

84.

Готическая капелла
парк Александрия Петергоф
архитектор Карл Шинкель

85.

Коттедж в Петергофе
архитектор Адам Менелас

86.

Задание по теме
«Архитектура эпохи романтизма»
Попытайся создать выставку собственных
фотографий архитектурных памятников эпохи
романтизма, сделанных в Петербурге, пригородах
или во время поездки по России или за границей
Попробуй воссоздать облик одного из
архитектурных памятников эпохи романтизма
средствами компьютерной графики

87.

Романтизм в литературе сложился на рубеже 18 - 19 вв. Он
сохранял преемственную связь с сентиментализмом, с течением «Бури
и натиска» в нем. Характерный для сентиментализма культ
чувства и природы получает в Романтизме дальнейшее развитие.
Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В своих
литературных манифестах и статьях они провозглашали
необходимость обширного исторического охвата художественнопоэтических явлений прошлого и настоящего (особенно Востока,
Средневековья и т. п.). Отказываясь от догматической теории
классицизма, романтики считали нормы античного искусства
неприменимыми к изображению современного им мира и
популяризировали новые жанры литературы и полную свободу их
трактовки. Так в литературе появились, наряду с романтической
драмой новеллы, сказки лирико-философского и фантастического
характера, романтическая поэма, ломавшая все прежние
представления о границах между эпосом и лирикой, романы в
стихах и в прозе, отличавшиеся своей причудливой композицией,
резким подчёркиванием субъективного отношения к вещам,
национальным колоритом, интересом к историческим темам, к
философским проблемам, за которыми стояли непонятые
романтиками реальные противоречия жизни; наконец, богатая
разнообразием мотивов лирика. Романтики культивировали лирику,
широко используя народную песню, раскрывая настроения,
душевный мир человека.

88.

БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон (1788-1824), английский поэтромантик; член палаты лордов. В 1816 покинул Великобританию,
жил в Италии. В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (181218), «восточных поэмах (в т. ч. «Гяур», «Лара», «Корсар»),
философско-символических драматических поэмах —
«мистериях» «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикле любовномедитативных стихов на библейские мотивы «Еврейские
мелодии» (1813-15) — острое ощущение катастрофичности
исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном
обществе, всеобщность разочарования в действительности
(мотивы мировой скорби — «космического пессимизма»).
Протест против зла мира, отстаивание прав личности приобретает
иронико-сатирическую (поэма «Бронзовый век», 1823),
нравоописательскую (роман в стихах «Дон Жуан», 1819-24, не
закончен), а иногда политическую окраску (лирика). Байрон был
участником движения карбонариев, национальноосвободительной революции в Греции (умер в военном лагере).
Создал тип «байронического рефлексирующего героя:
разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не
понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему
миропорядку и Богу (сила богоборческих настроений
определила пафос «Манфреда» и «Каина»), трагически
переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность.
Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном
развитии европейского общества и литературы, породило явление
байронизма (нач. 19 в.), в т. ч. «русского».

89.

ГЮГО Виктор (1802-85), французский писательромантик. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) —
манифест французских романтиков. Пьесы «Эрнани»
(1829), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838)
— воплощение бунтарских идей. В историческом
романе «Собор Парижской богоматери» (1831)
сильны антиклерикальные тенденции. После
государственного переворота Луи Наполеона
Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил
политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и
сборник сатирических стихов «Возмездия» (1853).
Романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря»
(1866), «Человек, который смеется» (1869),
изображающие жизнь разных слоев французского
общества, проникнуты демократическими,
гуманистическими идеалами. Сборники стихов
«Восточные мотивы» (1829), «Легенда веков» (т. 1-3,
1859-83); роман о Французской революции «93-й год»
(1874).

90.

ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776-1822),
немецкий писатель-романтик, композитор, художник.
Тонкую философскую иронию и причудливую
фантазию, доходящую до мистического гротеска
(роман «Эликсир дьявола», 1815-16), сочетал с
критическим восприятием реальности (повесть
«Золотой горшок», 1814; сказки «Крошка Цахес»,
1819, «Повелитель блох», 1822), сатирой на немецкое
мещанство и феодальный абсолютизм (роман
«Житейские воззрения Кота Мурра», 1820-22). Один
из основоположников романтической
музыкальной эстетики и критики, автор одной из
первых романтических опер «Ундина» (1814).
Поэтические образы Гофмана претворили в своих
сочинениях Р. Шуман («Крейслериана»), Ж.
Оффенбах («Сказки Гофмана»), П. И. Чайковский
(«Щелкунчик»), в 20 в. — П. Хиндемит
(«Кардильяк»).

91.

серенада
ШУБЕРТ Франц (1797-1828),
австрийский композитор. Создатель
романтических песни и баллады,
вокального цикла, фортепианной
миниатюры, симфонии,
инструментального ансамбля.
Песенность пронизывает сочинения
всех жанров. Автор около 600 песен
(на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г.
Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная
мельничиха» (1823), «Зимний путь»
(1827, оба на слова В. Мюллера); 9
симфоний (в т. ч. «Неоконченная»,
1822), квартеты, трио, фортепианный
квинтет «Фореллен» («Форель»,
1819); фортепианные сонаты (св. 20),
экспромты, фантазии, вальсы,
лендлеры.

92.

Полет Валькирий
ВАГНЕР Рихард (1813-1883), немецкий
композитор, дирижер, музыкальный писатель.
Реформатор оперного искусства. В опере-драме
осуществил синтез философско-поэтического и
музыкального начал. В произведениях это нашло
выражение в развитой системе лейтмотивов,
вокально-симфоническом стиле мышления.
Новатор в области гармонии и оркестровки.
Большинство музыкальных драм основано на
мифологических сюжетах (собственные
либретто). Оперы: «Риенци» (1840), «Летучий
голландец» (1841), «Тангейзер» (1845),
«Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859),
«Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867),
«Парсифаль» (1882); тетралогия «Кольцо
нибелунга» — «Золото Рейна», «Валькирия»,
«Зигфрид», «Гибель богов» (1854-1874).
Публицистические и музыкально-эстетические
работы: «Искусство и революция»,
«Художественное произведение будущего» (1848),
«Опера и драма» (1851).

93.

Концерт для фортепиано
ШОПЕН Фридерик (полн. Фридерик Францишек
(1 марта 1810, Желязова Воля, Польша — 17
октября 1849, Париж), польский композитор и
пианист. Музыке Шопена присущи лиризм,
тонкость в передаче различных настроений; его
произведения отличаются широтой национальнофольклорных и жанровых связей. По-новому
истолковал многие жанры: возродил на
романтической основе прелюдию, создал
фортепианную балладу, опоэтизировал и
драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс;
превратил скерцо в самостоятельное
произведение. Обогатил гармонию и
фортепианную фактуру; сочетал классичность
формы с мелодическим богатством и фантазией. 2
концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44),
фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо
(1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие
произведения для фортепиано; песни. В его
фортепианном исполнении глубина и искренность
чувств сочетались с изяществом, техническим

94.

Скрябин Александр Николаевич [25 декабря
1871 (6 января 1872), Москва — 14 (27) апреля
1915, там же], русский композитор и пианист. В
творчестве Скрябина воплощены идеи
экстатической устремленности к неведомым
«космическим» сферам, идея преобразующей
силы искусства. Его музыке присущи
напряженность тонуса, диапазон образов от
одухотворенно-идеальных, утонченных до
экспрессивно-героических. Яркий новатор
музыкальных выразительных средств, главным
образом гармонии; развивал идею светомузыки,
впервые в музыкальной практике ввел в
симфоническую поэму «Прометей» партию света.
«Божественная поэма» (3-я симфония, 1904),
«Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат,
поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор
Московской консерватории (1898-1904).
English     Русский Правила