Похожие презентации:
Романтизм в мировой истории
1.
2. Список художественных текстов (Романтизм)
Эрнст Теодор Амадей Гофман . ЗолотойГоршок. Крошка Цахес. Дон Жуан. Житейские
воззрения кота Мурра.
Гримм. 2-3 сказки. Белоснежка и семь гномов.
Стоптанные туфельки. Двенадцать братьев и т.д.
Уильям Блейк. Песни невинности. Песни опыта.
Джордж Гордон Байрон. Лирика. Тьма.
Прометей. Она идет во всей красе. Душа моя
мрачна. Хочу я быть ребенком вольным. Стансы
Августе. Паломничество Чайльд-Гарольда (песнь
I). Манфред. Каин. Дон Жуан. Корсар.
3. Список художественных текстов (Романтизм)
Уильям Вордсворт. Лирика. Нарциссы. Нехмурься критик. Люси. На Вестминстерском
мосту.
Сэмюэл Тейлор Кольридж. Поэма о
Старом моряке. Кубла Хан. Лирика.
Джон Китс. Сонеты. Ода греческой вазе.
Ода соловью.
Перси Биши Шелли. К луне. Ода
западному ветру. Освобожденный Прометей.
Вальтер Скотт. Айвенго.
4. Список художественных текстов (Романтизм)
Виктор Гюго. Собор Парижской богоматери.Отверженные. Человек, который смеется.
Александр Дюма. Три мушкетера.
Джеймс Фенимор Купер. Один из романов о
Кожаном Чулке («Последний из могикан»,
«Прерия», «Следопыт», «Зверобой»).
Эдгар По. Дом Эшеров. Золотой жук. Маска
красной смерти. Убийство на улице Морг. Поэзия.
Ворон.
5. Список художественных текстов (Реализм)
Фредерик Стендаль. Ванина Ванини.Красное и черное.
Оноре де Бальзак. Гобсек. Отец Горио.
Проспер Мериме. Маттео Фальконе.
Кармен. Этрусская ваза. Двойная ошибка.
Венера Илльская.
Гюстав Флобер. Госпожа Бовари.
Шарлотта Бронте. Джейн Эйр.
Чарльз Диккенс. Домби и сын.
Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия.
6. Хронологические рамки периода
Две французские революцииВеликая французская
революция 1789-1793
Парижская коммуна 1871
7. XIX век в истории мировой литературы
XIX век начинается с борьбы и сменылитературных направлений.
Коренные изменения затрагивают не
только эстетическую систему, они
распространяются на сам процесс
написания литературного произведения,
на образ жизни автора, они меняют
картину жизни в целом.
Самобытность, оригинальность, новизна
становятся визитной карточкой
литературы, главной художественной
ценностью
8.
Литературу изучаемого периода в целом можноназвать переходным явлением.
В своем зарождении она отражала переход от
идеалов и эстетики Просвещения и классицизма к
новым, романтическим идейным и художественным
ценностям.
Не успев окончательно освободиться от
просветительского влияния, обрести
самостоятельность и достигнуть высшей точки
своего расцвета, романтическая литература была
потеснена литературой реализма.
Однако реалисты, протестовавшие против многих
романтических условностей, во многом были не
свободны от них и создавали сюжеты и образы,
навеянные романтическими мотивами
9. Этимология слова «романтизм»
Этимологически французское слово «romantisme»восходит к испанскому «romance» (в средние века
так называли испанские романсы, а затем и
рыцарский роман).
В XVIII веке романтическим именовалось всё
фантастическое, необычное, странное,
встречающееся лишь в книгах, а не в
действительности.
На рубеже XVIII-XIX веков слово «романтизм»
становится термином для обозначения нового
художественного направления в литературе и
искусстве, противоречащего классицизму.
10. Толкование понятия романтизм
В частной и общественной жизни.В бытовом контексте.
В нравственно-этическом смысле.
Как тип творчества.
Как художественно-эстетическая система.
Как литературное направление.
Романтический характер.
Романтический поступок.
Романтика и романтизм.
Романтическое мироощущение.
11. Этапы романтического движения
Этапы романтического движения в каждойнациональной культуре определяются ходом
исторического развития, поэтому общая
периодизация весьма условна. Однако можно
выделить закономерности, общие для всего хода
развития романтизма.
1 этап. 90-е годы XVIII века. В это время
романтизм зарождается в Германии и в Англии. Во
Франции с меньшей интенсивностью, но также
наблюдается становление романтических идей.
2 этап. 1805-1815 годы. В странах, завоеванных
Наполеоном (Германия, Италия, Бельгия и др.), это
годы начавшегося национально-освободительного
движения. В Англии и во Франции активно
развиваются идеи, сформировавшиеся ранее.
12. Этапы романтического движения
3 этап. 1815 год – эта дата носитобщеевропейский характер в развитии
романтизма. С падением Наполеона и
установлением Священного союза в Европе
начинается новый этап романтического
движения.
4 этап. 30-40-е годы XIX века – время
кризиса романтических идей и утраты
романтических иллюзий.
13. Философская основа романтизма
философский идеализм, в первуюочередь, немецкий, как субъективный,
так и объективный, разрабатывавшийся
в трудах И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.
Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля.
14. Возникновение романтизма в Европе
Эжен Делакруа«Свобода на баррикадах»
Великая французская
революция всколыхнула всю
Европу: казнь короля,
ниспровержение монархии,
провозглашение республики –
вспышка надежд, уверенность
в скором приходе «свободы,
равенства и братства».
Но революция вскоре
обернулась якобинской
диктатурой, террором и
закончилась переворотом,
совершённым крупной
буржуазией, установлением
империи Наполеона.
Надежда – и разочарование!
15. Романтизм - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века
Новыми критериями вискусстве стали свобода
самовыражения,
повышенное внимание к
индивидуальным,
неповторимым чертам
человека, естественность,
искренность и
раскованность, пришедшие
на смену подражанию
классическим образцам
XVIII века. Считается, что
романтизм стал откликом на
Французскую революцию
16.
Нечто подобное произошло и в России.Всколыхнувшая страну Отечественная
война 1812 года, обещания реформ
императора Александра I, убежденность
лучших умов и сердец России в том,
что «придёт желанная пора» свободы.
Но обещанные царём преобразования
всё не осуществлялись, крестьяне –
недавние победители в войне – опять
оказались в крепостном ярме. В России
крепнет движение декабристов как
отклик на страстное желание свободы.
Но в 1825 году эти мечты разрушились
на Сенатской площади.
Надежда – и разочарование.
17. Литературная основа романтизма
Разочарование в идеалах Просвещения вело кполному отрицанию эстетики классицизма.
Идеалом личности в классицизме был человек
общественный, гражданин.
Отсюда – герой не столько личность, сколько
общественный тип.
Романтики утверждают, что человек обладает
ценностью как личность, независимо от его
политических взглядов и общественной
позиции.
18. Литературная основа романтизма
Для классицистов разум являлся образцом вкуса. Влитературном произведении все должно
проверяться разумом. Правдоподобие
провозглашалось более ценным, чем правдивость,
если она нарушала принцип правдоподобия.
Романтики утверждают, что в человеке более
ценна страсть и отдают ей приоритет перед
разумом. Они отдают предпочтение правде перед
правдоподобием, так как в действительности
существуют запредельные для разума явления,
которые не подвластны рациональному
толкованию, но для них должно быть место в
литературе.
19. Литературная основа романтизма
В качестве основной коллизии классицистырассматривали борьбу разума и чувства.
Романтикам интересна личность, в которой в
непримиримой борьбе столкнулись сильные,
взаимоисключающие страсти.
Отрицают романтики и саму ориентированность
классицистов на поиски эстетического образца в
античности или других исторических эпохах.
Высшие достижения искусства всегда
оригинальны, они не должны быть
подражательны, даже если речь идет о великих
достижениях прошлого.
Романтики отождествляют достоинство
художественного произведения с новизной, с
"лица необщим выраженьем".
20. Литературная основа романтизма
Романтики разрушают знаменитоетребование "трех единств", предъявляемое к
драматургическим произведениям и
классицистическую иерархию жанров.
Нет жанров "высоких" и "низких", не может
быть смешное отделено от грустного,
трагическое от комического. В жизни все
смешено, значит, смешение позволительно и
в литературе, ее (жизнь) отражающей.
Происходят изменения и в самой системе
жанров.
На первый план выдвигаются лирика и
роман, оттесняя драму.
21. Литературная основа романтизма
Но преемственность с классицизмом иПросвещением сохраняется.
Ниспровергая классицизм в теоретических
декларациях, романтики, в то же время, во
многом исходят из опыта просветителей. В
первую очередь из опыта сентиментализма
(Руссо, Ричардсон, Стерн).
Идеи Руссо, его теория "естественного
человека", взгляд на природу как на великое
благое начало, его открытия в изображении
природы, стремление к всеобщей
справедливости, неприятие тирании и насилия
– все это находит отклик у романтиков.
22. Литературная основа романтизма
На всем протяжении XVIII столетиявозникали явления, предвещавшие и
подготавливавшие рождение
романтической идеологии и эстетики.
Широкий круг самых разнообразных
явлений, в которых можно обнаружить
зачатки романтических идей подпадают под
понятие предромантизм. Сюда входят
творчество Ж.-Ж. Руссо, романы Д. Дидро,
поздние произведения Гете, английский
сентиментальный роман (С. Ричардсон, Л.
Стерн и др.), готическая литература и др.
23. Основные категории в художественной системе романтизма
Личность.В центре художественной системы романтического
искусства находится индивидуальная личность. Пафос
единственности и оригинальности проистекает из идеи
индивидуальной свободы. Она подразумевает свободу
мысли, чувства и мнения относительно всех возможных
предметов; свобода выбора и преследования той или иной
цели; свобода устраивать свою жизнь по личному
усмотрению.
Романтическая личность не из тех, кто выделяется из
общего ряда, не исключение из правил, оттеняющее норму.
Романтическая личность это тот, кто никогда не стоит ни в
каком ряду и не существует в рамках каких-либо
нормативов. Такая личность уникальна.
24. Основные категории в художественной системе романтизма
Романтическая личность всегда находится вразладе с миром. Она оторвана от корней,
лишена любой детерминации, живет в мире
мечты или страсти.
Герой романтизма и хотел бы включиться в
целое, обрести единство с природой, миром,
людьми, но не может в силу своей
внутренней противоречивости.
25. Основные категории в художественной системе романтизма
Романтический герой – сильная личность.Все его проявления – крайности:
страдание или восторг, бунт или
смирение, ненависть или любовь.
Это всегда личность героическая.
Положительная или отрицательная, верх
добродетели или злодейства, но это
всегда герой, а не просто персонаж или
действующее лицо литературного
произведения.
26. Основные категории в художественной системе романтизма
Романтический герой – личность сложная,страстная, внутренний мир которой необычайно
глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная
противоречий. Романтиков интересовали все
страсти, и высокие и низкие, которые
противопоставлялись друг другу.
Высокая страсть – любовь во всех ее
проявлениях, низкая – жадность, честолюбие,
зависть. Низменной материальной практике
романтики противопоставляли жизнь духа, в
особенности религию, искусство, философию.
Интерес к сильным и ярким чувствам,
всепоглощающим страстям, к тайным движениям
души – характерные черты романтизма.
27. Основные категории в художественной системе романтизма
Время и история.М.М.Бахтин определял время у романтиков
как "нечто призрачное, жуткое и
безотчетное". Романтикам свойственно
ощущение разрыва во времени, которое
можно выразить словами шекспировского
Гамлета "прервалась времени связующая
нить". Это трагическое ощущение разрыва
передается через внутреннее состояние
героев и через внешние детали: развалины,
заброшенные замки, суровые пейзажи.
28. Основные категории в художественной системе романтизма
Романтики ощущали непредсказуемостьхода времен. Движение истории
представлялось романтикам как
внеразумное, неуловимое для
рационального сознания.
Художественное воображение позволяет
проникнуть в ход истории, "увидеть"
картины прошлого и сделать их
доступными для других людей.
29. Основные категории в художественной системе романтизма
Романтиков привлекало историческоепрошлое. Некоторые эпохи особенно
будоражили их воображение размахом и
напряженностью конфликтов, как,
например, Средневековье и Возрождение.
Но какое бы историческое время они не
изображали, в произведении всегда
ставились проблемы, современные автору.
Герои исторических произведений
романтиков чаще всего были переодетыми
современниками.
30. Основные категории в художественной системе романтизма
Прошлое они видели в свете дня нынешнего,а современность связывали с ходом истории.
Открытиями в этой области романтики
обязаны В.Скотту, создавшему идеальную
структуру исторического романа, в которой
смысл исторического события определяется
современной реальностью.
Для романтиков было важно не только то,
чем день минувший откликнулся сегодня, но
и чем день сегодняшний может отозваться
завтра.
31. Основные категории в художественной системе романтизма
Историзм романтиков обусловил ихинтерес к национальным историям, быту,
нравам, укладу жизни далеких эпох, к
народному творчеству.
Они оживили национальные легенды,
песни, сказки, во многом обновили
литературный язык своих народов.
32. Основные категории в художественной системе романтизма
Природа. Природа у романтиков перестает бытьстатичным пейзажем. Она приобретает свойства
живого существа, становится активным
действующим лицом романтических
произведений. Она становится проекцией
человеческих чувств и переживаний и,
наоборот, может влиять на душевное состояние
человека. Для романтиков характерно
противопоставление природы и цивилизации.
Ими впервые была высказана мысль о
разрушении гармонии природы
промышленностью.
33. Основные категории в художественной системе романтизма
Романтики разделяли "юношеское" и "зрелое" чувствоприроды.
Юношеское чувство природы – это восхищение ее
красотой, вера в ее бессмертие. Это возвышенная
непосредственная любовь без анализа. Способность
испытывать наслаждение от общения с ней, осознание ее
мощи.
Зрелое чувство природы проникается мыслью о связи
бытия человека и жизни природы. Природа несет благое,
положительное начало в жизнь человека. Она отзывчива к
движениям человеческой души. Единение человека с
природой является условием счастливого и гармоничного
существования человека.
34. Основные категории в художественной системе романтизма
Фантазия и воображение.Цель искусства романтики видели в проникновении
в душевный мир человека с помощью творческого
воображения. Они разграничивают понятия
фантазия и воображение. Фантазия – подсобное
свойство воображения. Она декоративна и
развлекательна, в ней нет духовного начала.
Воображение – способность духа, пророческий дар.
Оно проникает в суть вещей. Воображение
способствует достижению художественной
целостности произведения, оно связано с
художественным видением и пробуждает
ассоциации.
35. Основные категории в художественной системе романтизма
Романтики выделяли три функциивоображения:
1) соединяющая или ассоциативная. Она
способствует отбору фактов и деталей,
соотнесению сходного и различного;
2) аналитическая или проникающая. Она
способствует постижению сути явлений с
помощью интуиции;
3) осмысливающая. С ее помощью
таинственные, непонятные предметы
предстают в отчетливых формах.
36. Основные категории в художественной системе романтизма
Для воображения важны такиесредства, как метафора и гротеск.
Метафора раскрывает сложный
поэтический смысл в одном ярком
образе.
Гротеск охватывает разные, порой
противоречивые стороны бытия. Для
романтиков воображение – путь к
истине.
37. Основные категории в художественной системе романтизма
Мифологизм. В своем творчестве романтикичасто обращались к мифологическим сюжетам
и образам. Они творчески перерабатывали
мифы, романтически их интерпретировали
(античные – сюжет о Прометее у Байрона и
Шелли; библейские – Каин у Байрона,
национальные – Дон Жуан у Байрона и
Гофмана и др.).
Помимо этого они стремились создавать
обобщенные символические образы, по
значению приближающиеся к
мифологическим. Многим из них это удалось
(Квазимодо у Гюго, мушкетеры Дюма, Айвенго
у Скотта, Моби Дик у Мелвилла).
38. Основные категории в художественной системе романтизма
Двоемирие.Общественное развитие двигалось по пути
укрепления буржуазных отношений. В связи с
этим увеличивался разрыв между идеалом и
действительностью, между личностью и
обществом. Это рождало романтическое
двоемирие, в котором параллельно
существовали мир реальный и идеальный мир
романтической мечты, созданный
воображением.
39. романтическое двоемирие
Мир в восприятии романтиков противоречив идисгармоничен:
с одной стороны – реальность, гнетущая, серая,
обрекающая на скуку и унылое существование, лишённое
свободы, одухотворённости и радости,
с другой – мечта, прекрасная, притягательная, но чаще
всего недостижимая.
Несоответствие идеала и реальности называется
романтическим двоемирием: реальный мир словно
«проверяется» идеальным, гармоничным миром,
созданным в воображении. Между этими двумя мирами –
непроходимая пропасть.
40. Основные категории в художественной системе романтизма
Романтический утопизмРомантический утопизм явился прямым
следствием романтического двоемирия.
Создавая мир романтической мечты, который
противопоставлялся повседневности,
романтики создавали то, чего нет, то есть
утопию. Два мира – реальный и идеальный –
не обязательно существовали параллельно в
произведениях романтиков (хотя и такие
примеры есть: например, в творчестве
Гофмана). Идеальный мир мог существовать и
сам по себе как противопоставление
реальности, которая лишь подразумевалась.
41. Основные категории в художественной системе романтизма
Экзотика.Экзотичность тоже являлась средством ухода
от скучной и серой действительности и в то
же время служила средством переключения
изображения в утопический план.
Всевозможные пираты, разбойники,
авантюристы являлись утопическим
воплощением идеальной личностной
активности. Экзотические страны и острова
создавали романтические утопические
обстоятельства, в которых реализовывалась
активность героя.
42. Фантастическое
Смешение сна иреальности, тема ночи,
устремленность в
бесконечное, тоска по
дальним экзотическим
землям – характерные
особенности романтизма.
Как это ощутимо на
картине английского
художника Иоганна
Генриха Фюссли
«Ночной кошмар»?
43.
Каспар Давид Фридрих «Двое, созерцающие луну»44. Каспар Давид Фридрих «Мечтатель»
45.
Романтики отвергалирационализм и практицизм
Просвещения как
безличностный и
искусственный.
Во главу угла они ставили
эмоциональность выражения,
вдохновение.
Они стремились высказать
свои новые взгляды,
открытые ими истины.
Они нашли своего читателя
среди растущего среднего
класса, готового
эмоционально поддержать и
даже преклоняться перед
художником - гением и
пророком.
На смену сдержанности и
смирению пришли сильные
эмоции, часто доходящие до
крайностей
46.
Романтики открытопровозгласили
торжество
индивидуального вкуса,
полную свободу
творчества.
Придавая самому
творческому акту
решающее значение,
разрушая препоны,
сдерживавшие свободу
художника, они смело
уравнивали высокое и
низменное, трагичное и
комичное, обыденное и
необычное
47. Платье в стиле «романтизм»
В первой половине XIXвека складывается новое
художественное
направление - романтизм.
Происходит разрыв с
классическим наследием
античности и поворот к
народным традициям
европейского
средневековья. Вкусы
средних веков воскресли в
украшениях и одежде
48.
В становлении новых идеаловмоды немалую роль сыграли
романы Вальтера Скотта, поэмы
Байрона, картины Делакруа,
музыка Бетховена и Шопена.
В моде книжный герой, поэтому
романтически настроенные
женщины не расстаются с
томиком любимого романа,
носят его с собой в специальном
кармане. Направление,
господствовавшее в прикладном
искусстве и костюме 30-40-х
годов, носит название бидермейер, по имени героябуржуа поэмы Л. Эйхродта
«Biedermeier Liederlust». Этот
стиль стал синонимом
бюргерского благополучия и
уюта.
49.
Характерной чертойженского платья
становится узкая
талия и объемные
рукава. Изящество
талии композиционно
подчеркивается таким
деталями,
как воротник,
косынка, кружево.
50.
51.
52. Изобразительное искусство романтизма
Герой эпохи: портретная живописьВ борьбе со стихией: пейзажная живопись
Культ прошлого: интерес к фольклору,
идеализация Античности и Средневековья
Современная жизнь глазами романтиков
Экзотика Востока
53. Романтизм в живописи
54.
В изобразительном искусстве романтизм наиболее яркопроявился в живописи и графике, меньше – в архитектуре.
В XVIII веке излюбленными мотивами художников были
горныепейзажи и живописные руины.
Его основные черты – динамичность
композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит,
светотень
Портрет В. А. Жуковского во многом выражает собой стилистику
эпохи романтизма. Мотивы меланхолического мечтания вблизи
руин, слияния с бурными стихиями природы близки темам
творчества самого Жуковского. Теплые, красноватые тона лица
даны через энергичное сопоставление света и тени.
Мечтательное лицо молодого поэта многозначительно
оттеняется грозовыми сине серыми тучами, закрывающими небо, и
сумрачным пейзажем, где вдали темнеют развалины замка.
55. Романтизм в живописи
56. О картине К.Д.Фридриха
«Странник над морем тумана» (нем. Der Wanderer über demNebelmeer) — картина немецкого художника-романтика
Каспара Давида Фридриха, одна из знаковых картин
романтизма.
На картине изображён странник (сам художник), стоящий на
тёмной, крутой скале. Он повёрнут спиной к зрителю,
волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья
тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где
возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды.
Над ними — небо в линиях облаков.
Эта картина — больше, чем просто пейзаж. Здесь природа
представляет собой внешнее выражение внутреннего
состояния, настроения героя, изображённого на переднем
плане. Горы и облака являются частью души героя, также как
и он сам является частью их.
57. Сравните живописные полотна Д.Левицкого, В.Боровиковского и К.Брюллова – что прежде всего подчеркивают в человеке классицист, сентиментал
Сравните живописные полотна Д.Левицкого, В.Боровиковского иК.Брюллова – что прежде всего подчеркивают в человеке
классицист, сентименталист и романтик?
58. Выпускник петербургской академии художеств, живший с 1822 года в Италии, Карл Брюллов – один из наиболее ярких русских романтиков. Художника
привлекали люди незаурядные,страстные, экзотически красивые.
59. Карл Брюллов. «Всадница»
Что для художника преждевсего оказалось интересно в
его героине?
Как краски, цветовое
решение картины помогают
ощутить мысли и чувства
художника, его отношение к
изображаемому?
Как внутренняя энергетика
изображенного отражается в
композиции полотна
Брюллова?
60.
61. «Святейшее из званий – человек» (В.А.Жуковский)
Романтизм от мира внешнегообращается к жизни души,
видя в ней высшую
ценность. Желание отразить
все тонкости душевного
состояния, богатство
внутреннего мира во всей
его сложности и
противоречивости –
сущность концепции
человека в романтизме.
Как это отражается в
автопортрете Карла
Брюллова?
62. Портреты, созданные художником-романтиком Орестом Адамовичем Кипренским, исполнены психологической глубины, обнаруживают в личности чел
Портреты, созданные художником-романтиком ОрестомАдамовичем Кипренским, исполнены психологической глубины,
обнаруживают в личности человека главное, сущностное (портреты
Е.С.Авдулиной, Е.Давыдова, А.С.Пушкина). Подберите наиболее
точное, по вашему мнению, определение, которое обнаруживает
основное в характере каждого из героев картин.
63. Мягким лиризмом светятся картины Алексея Венецианова. Художник почти безвыездно жил в Тверской губернии, наблюдал воочию крестьянский ми
Мягким лиризмом светятся картины Алексея Венецианова. Художникпочти безвыездно жил в Тверской губернии, наблюдал воочию крестьянский
мир и отражал его на картинах – тихий, безмятежный, посвященный
заботам о земле, подчиненный размеренному ритму.
64.
Алексей Венецианов «На пашне. Весна»65.
66.
67. Романтический пейзаж: понаблюдайте над картинами Ивана Айвазовского и определите основные особенности романтического пейзажа.
68. Почему романтики изображают природу в ее экстремальных состояниях (картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»)?
69.
Каспар Давид Фридрих «Гибель во льдах»70.
Уильям Тёрнер «Кораблекрушение»71.
Теодор Жерико «Сцена крушения»72.
Человек и природа: как отражает картина КарлаБрюллова «Последний день Помпеи»
взаимоотношения между человеком и природой?
73.
Иван Айвазовский «Спокойное море»74.
Утверждение самоценности духовно-творческойжизни личности, изображение сильных страстей,
одухотворенной и целительной природы
75. Романтизм в архитектуре
Вместо простоты и замкнутости архитектурнойформы классицизма романтизм предлагает сложный
силуэт, богатство форм, свободу планировочного
решения, в котором симметрия и другие
формальные композиционные принципы теряют
господствующее значение. Основной для него в
архитектуре стала готика, которую старались
приспособить к современным задачам.
Художественные мотивы готики использовались
уже в барокко, но только в XIX в. они получают
большое распространение.
76. Архитектура эпохи романтизма
77. Чесменская церковь в Петербурге архитектор Юрий Фельтен
78.
Лютеранская церковь в ПетербургеАрхитектор Александр Брюллов
79.
80. О Воронцовском дворце
Уникальный памятник русской архитектурыэпохи романтизма первой половины XIX в.,
построенный для видного военного
государственного деятеля России графа (а
впоследствии Светлейшего Князя) М. С.
Воронцова, генерал-губернатора
Новороссии.
81. Вокзал в Петергофе архитектор Николай Бенуа
82. Готическая капелла парк Александрия Петергоф архитектор Карл Шинкель
83. Романтизм в музыке
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы,развитие его заняло весь XIX век. Композиторы романтики
старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и
богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более
рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в
том числе баллада.
Композиторы-романтики большое внимание уделяли душевным
переживаниям человека, стремились передать их с помощью
доступных музыке средств выразительности. Музыка превратилась в
поток чувств и страстей, она стала динамичной, развивающейся,
влекущей за собой.
В этот период начали развиваться песенные жанры, появляются
новые фортепианные жанры: экспромт, этюд, ноктюрн, прелюдия.
В России в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка,
А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков,
М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, П. И. Чайковский
84. Немецкий романтизм
Германию можно считать странойклассического романтизма. Здесь события
Великой французской революции были
осознаны скорее в области идей.
Общественные проблемы рассматривались в
рамках философии, этики, эстетики.
Воззрения немецких романтиков становятся
всеевропейскими, оказывают влияние на
общественную мысль, искусство других стран.
85. Немецкий романтизм. Периоды развития
1 этап - ранний (Йенский) - с 1795 до 1805 ггВ этот период была разработана эстетическая
теория немецкого романтизма и созданные
произведения Ф. Шлегеля и Новалиса.
Учредителями школы йенского романтизма были
братья Шлегели (Фридрих и Август).
Их дом на рубеже 18-19 вв. стал центром молодых
непризнанных талантов. В круг иезуитских
романтиков входили: поэт и прозаик Новалис,
драматург Людвиг Тик, философ Фихте.
86. Немецкий романтизм. Периоды развития
2 этап - гейдельбергский - с 1806 до 1815 гг.Центром романтического движения в этот период
стал университет в г. Гейдельберг, где учились К.
Брентано и Л.А. Арним, которые сыграли ведущую
роль в романтическом движении на втором его
этапе.
Гейдельбергские романтики посвятили себя
изучению и сбору немецкого фольклора. В кружок
гейдельбергских романтиков входили известные
собиратели немецких сказок братья Гримм.
87. Немецкий романтизм. Периоды развития
3 этап - поздний романтизм - с 1815 до 1848 г.Центром романтического движения становится
столица Пруссии - Берлин.
С Берлином связан самый плодотворный период
в творчестве Э.Т.А. Гофмана, тут же вышла
первая поэтическая книжка Г. Гейне. Однако в
дальнейшем из-за широкого распространения
романтизма по всей Германии и за ее пределами
Берлин теряет свою ведущую роль в
романтическом движении, поскольку возникает
ряд локальных школ, а главное - проявляются
такие яркие индивидуальности, как Бюхнер и
Гейне, которые становятся лидерами в
литературном процессе всей страны .
88. Ранний немецкий романтизм. Йенская школа.
Кружок единомышленников сложилсяв городе Йена.
Центром его стал знаменитый в то
время Йенский университет.
Этот кружок получил в истории
литературы название Йенской школы.
В него входили братья Шлегели –
Фридрих и Август Вильгельм –
Новалис, Л.Тик и др.
Музей раннего романтизма в Йене
89. Ранний немецкий романтизм. Йенская школа.
Йенский университет имени Фридриха Шиллера, основан в 1558 г.90. Ранний немецкий романтизм. Йенская школа.
ФРИДРИХ ШЛЕГЕЛЬ91. Ранний немецкий романтизм. Йенская школа.
НовалисЛюдвиг Иоганн Тик
92. Ранний немецкий романтизм. Йенская школа.
ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм93. Эстетика Ф.Шлегеля
94. Эстетика Ф.Шлегеля
понятия:НОВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА,
ПРОГРЕССИВНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ,
КЛАССИЧЕСКОЕ,
РОМАНТИЧЕСКОЕ,
ИРОНИЯ,
ДВОЕМИРИЕ.
ЛИБЕРАЛЬНОСТЬ, ОСТРОУМИЕ, ЦИНИЗМ,
РЕФЛЕКСИЯ, КРИТИКА
95. НОВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
культура непрерывно совершенствующаяся,соединяющая науку и искусство, поэзию и
философию, она проникнута духом критики и
созидательности.
Универсальность понималась как способность
поэта постичь мир в его целостности, видеть одно
и то же явление под разными углами зрения. Мир
раскрывается человеку через природу и искусство.
И именно в искусстве можно преодолеть
противоречия между частным и всеобщим,
конечным и бесконечным.
96. ПРОГРЕССИВНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ
поэзия вечно развивающаяся и принципиальнонезавершенная.
Романтическая поэзия – это поэзия
трансцендентальная, отражающая целостность и
всеобщие свойства бытия, которые познаются
интуитивно, и от него получающая свои формы и
законы. Она призвана поэтизировать жизнь и,
одновременно, сообщать жизненность поэзии.
Она соединяет поэзию и прозу, поэзию и
философию, гениальность и критику.
Это поэзия, которая включает в себя спонтанное
творчество и рефлексию по его поводу.
Профессиональное творчество и непроизвольную
"естественную" поэзию.
97. КЛАССИЧЕСКОЕ
Шлегель развел понятия классическое иклассицистическое. После появления его трудов стали
классицистическое соотносить с классицизмом, а в
понятие классическое вкладывать новый, созвучный
современному смысл.
Классическое произведение – то, которое имеет
ценность, интересно и понятно всегда и всем,
независимо от времени, национальности,
политического строя и т.п.
Оно проникнуто общечеловеческим духом, вечными
вневременными проблемами. Примеры классических
произведений, приводимые Шлегелем: "Божественная
комедия" Данте, трагедии Шекспира, "Дон Кихот"
Сервантеса, "Декамерон" Боккаччо и др.
98. РОМАНТИЧЕСКОЕ
впервые именно Шлегелем былосформулировано понятие романтическое в
современном смысле этого слова.
Романтическое как особая эстетическая система
со своим принципом подхода к художественному
изображению действительности.
До Шлегеля под словом романтический
подразумевалось:
литература на романских языках;
то, чего нет в действительности;
любовные истории;
все, что относится к роману как жанру.
99. РОМАНТИЧЕСКОЕ
Определяя более четко значение терминаромантический, Шлегель разводит его с романом.
РОМАН – это художественное произведение,
способное охватить самые разные грани
действительности. Он соединяет красоту,
истинность, нравственность и общественность.
Идеальный роман для Шлегеля объединяет
поэзию, критику и философию, все отдельные
роды и жанры литературы, и рефлексию о самом
себе.
100. Ф.Шлегель роман «Люцинда» (1799)
101. Доротея Шлегель
Антон Граф.Портрет Доротеи Шлегель
102. Культ любви – важнейший составной элемент романтизма
Женщина и романтическое движениеЖенщина как источник вдохновения
Культ женщины в йенском кружке
романьтиков
Каролина, жена Августа Шлегеля
Доротея Файт, жена Фридриха Шлегеля
103. Каролина Шлегель
Доротея КаролинаАльбертина Михаэлис
(1763 – 1809)
Муза нескольких поэтов и
мыслителей эпохи романтизма.
104. Каролина Шлегель
• 1763 - родилась в Гёттингене — в семьепрофессора Гёттингенского
университета Иоганна Давида Михаэлиса;
• 1784 - вышла замуж за друга юности, врача
Иоганна Франца Вильгельма Бёмера;
• 1785 - родился их первый ребёнок Август Бёмер;
через два года дочь Тереза;
• 1788 - муж Каролины умер от инфекции,
попавшей в рану; в августе 1788 года у неё
родился сын Вильгельм, проживший лишь
несколько недель;
105. Каролина Шлегель
• 1792 - «кокетливая молодая вдова», как себя называлаКаролина, перебралась с дочерью в Майнц, который был
занят французской революционной армией под
управлением Кюстина.
• 1793 - была провозглашена Майнцская республика,
которая спустя три дня присоединилась к революционной
Франции. В это время Каролина забеременела от 19летнего лейтенанта Жана Батиста Дюбуа-Крансе.
1793 - Каролина вместе с матерью покинула Майнц, но
на следующий день была задержана в
Оппенхайме прусскими военными и затем была
арестована на основании её связей с лидерами майнцских
якобинцев.
106. Каролина Шлегель
1793 - друзья, знакомые и родственникипытались добиться её освобождения; брат
обращается напрямую к королю Фридриху
Вильгельму II, и это принесло результат;
После освобождения Каролина подвергалась в
Германии как «легкомысленная» женщина и
«демократка» общественному порицанию и
дискриминации со стороны властей.
В Гёттингене был издан декрет о
нежелательности появления Каролины.
На планировавшийся переезд в Дрезден был
получен запрет. Даже старые друзья отвернулись
от Каролины или подвергались давлению.
107. Каролина Шлегель
1796 - находясь в тяжёломэкономическом и социальном
положении, Каролина вышла замуж за
Августа Вильгельма Шлегеля;
спустя неделю супруги переехали
в Йену, где были приняты местными
академическими кругами;
совместная работа Каролины и Шлегеля
над переводом сочинений Шекспира;
108. Каролина Шлегель
1798 - в Йену прибыл философ ФридрихВильгельм Йозеф Шеллинг. Как
и Новалис и Людвиг Тик, он вскоре также
стал частым гостем в доме Шлегелей. Между
ним и Каролиной возникла любовная связь,
к которой её супруг отнёсся спокойно;
1800 - Каролина тяжело заболела «нервной
горячкой» (вероятно,тифом) и в течение
шести недель находилась между жизнью и
смертью;
1800 – умирает дочь Августа;
109. Каролина Шлегель
1803 - супруги Шлегели договорилисьразвестись, и развод был оформлен;
1803 года Каролина Шлегель вышла
замуж за Фридриха Шеллинга
в Мурхардте;
1809 - Каролина умерла в
Маульбронне, находясь в гостях у
родителей Шеллинга, как и её дочь
Августа, от дизентерии.
110. Фридрих Шеллинг
111. Новалис
НОВАЛИС(псевдоним Фридриха
фон Гарденберга)
(1772—1801) —
немецкий писатель,
поэт, мистик,
один из самых
крупных
представителей нем.
романтизма.
112. Софи Кюн
17 марта 1794 года в домеротмистра Йоханна фон
Рокентина Новалис познакомился
с его падчерицей Софи фон Кюн,
и по его собственному
признанию, четверть часа
определили всю его жизнь.
15 марта 1795 года Новалис
обручился с 13-летней девушкой.
Сохранилось мало сведений о
ней. Некоторые современники
упоминали завораживающий взор
ее темных глаз. Известно также,
что в судьбе девушки,
страдающей от тяжелой легочной
болезни, принимал участие Гете.
113. Софи Кюн
"Вечная дева не что иное, как вечное,женственное дитя… девушка, переставшая быть
истинным ребенком, — больше не Дева", —
восхищался детским в ней Новалис.
Крупнейший исследователь Новалиса Ганс-Иоахим
Мэль отметил, что мифический образ ребенка
выступает в его творчестве, соединяя все мысли и
чаяния поэта.
Вероятно, так и следует понимать отзыв Новалиса
о Софи: "Она ничем не хочет быть —
Она есть нечто".
114. Софи Кюн
Софи заболела и, несмотря на хирургическоевмешательство, умерла 19 марта 1797 года —
через два дня после своего пятнадцатилетия.
После похорон Софи Новалис записал в своем
дневнике: "У могилы мне пришла в голову мысль,
что моею смертью я явлю человечеству пример
верности до смерти. Я как бы сделаю возможной
такую любовь".
После смерти возлюбленной Новалис постигает,
что ее имя — Премудрость Божия. А София
неразлучна с воскресшим Христом. Вот только для
поэта тут скрывалась тайна или колебание:
Христос ли ведет к нему Софию или София ведет
Христа.
115. Софи Кюн
Поэтическимвоплощением этих
воззрений стали
«Гимны к ночи» (1800),
отдающие предпочтение
таинственному
мистическому царству
ночи любви и веры перед
миром здравого смысла и
просвещенного разума.
116. Новалис «Гимны к ночи»
Новалис «Гимны к ночи»«Гимны к ночи» – одно из самых мистических
произведений романтизма, создавалось под влиянием
смерти возлюбленной. Лирический герой с ужасом
отворачивается от света, жизни и в неожиданных
энергичных образах высказывает к ним отвращение.
Основная цель сочинения – воспеть ночь, которая
предстает как многозначный символ. Ночь – это не только
время суток, противоположное дню, это еще мир
воображения, где всесильно слово поэта и может быть
осуществлена мечта о счастье мистической любви.
Лирический герой исполнен мучительного, болезненного
томления по ночи, под которой иносказательно
подразумевается также мрак, царство потустороннего и
даже смерть. Смерть – истинная сущность жизни, как ночь
– истинная сущность дня. Ночь – родительница дня.
Новалис стремился приучить читателей к мысли о ночи и
смерти.
117. Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Роман"Гейнрих фон Офтердинген"
Роман создавался с 1799 года по 1801 и
остался незаконченным.
Издал роман после смерти Новалиса
Людвиг Тик.
Произведение состоит из двух частей:
«Ожидания» («Чаяния») и «Свершения».
Вторая часть была Новалисом лишь
намечена, ее содержание дано в
изложении Л. Тика.
118. Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Роман"Гейнрих фон Офтердинген"
Название романа – имя
легендарного поэта начала XIII
века, участника Вартбургского
состязания миннезингеров, которого
романтики считали автором «Песни
о Нибелунгах», он победил
знаменитого поэта Клингсора.
Сочинение Новалиса – это первая
попытка создания серьезного
романтического романа, в нем
нашла воплощение любимая идея
писателя: искусство – это внедрение
человека в природу и обратное
внедрение природы в него.
119. Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Роман"Гейнрих фон Офтердинген"
В центре внимания автора – тема становления
личности, точнее – становление личности поэта,
который был центральной фигурой в эстетике
йенской школы.
История Генриха – это рассказ о том, как в мир
вступает совершенно новая душа и как мир
проходит сквозь эту душу. Роман был
своеобразной полемикой с Гете: Новалис
настаивал, чтобы его произведение печаталось
тем же шрифтом, что и «Годы учения
Вильгельма Мейстера».
120. Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Роман"Гейнрих фон Офтердинген"
Поскольку это философское сочинение, то события
разворачиваются в условном времени – это
сказочное средневековье, но каких-то конкретных
примет эпохи в нем нет, кроме рыцарейкрестоносцев и указаний на крестовые походы.
Персонажи романа являются воплощением
определенных идей, это скорее герои- символы, чем
реальные люди.
В основе романтической иронии лежит суждение о
бесконечности процесса познания, поэтому
незавершенность сочинения как нельзя лучше
отразила представление автора об идеале.
121. Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Роман"Гейнрих фон Офтердинген"
Новалис обращается к глубоко первичной
эпохе в истории Германии (XIII век), когда
закладывались начала немецкой
национальной культуры. Писатель считал,
что чем глубже мы погружаемся в
первичное, тем ближе мы к будущему.
Поэтому роман – это и созерцание давно
минувшего и угадывание того, что
предстоит, причем, прошлое и настоящее
связаны между собой.
122. Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Роман"Гейнрих фон Офтердинген"
Начало произведения – сон Генриха: герой видит,
как он движется по лесу, горной реке и оказывается
на поляне, где растет множество цветов, но юношу
привлекает лишь один – Голубой цветок, в лепестках
которого он видит чьи-то милые черты. Но
сладостный сон прерывается: родители разбудили
Генриха, для которого сон был неким чудесным
явлением, поэтому возвращение к реальности его
разочаровывает. Далее происходит разговор с
родителями, затем Генрих с матерью отправляются в
Аугсбург, на родину матери, чтобы навестить деда.
123. Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Роман"Гейнрих фон Офтердинген"
Основное содержание романа – это путешествие
героя, который проходит по символической дороге
жизни, дороге становления.
Весь роман – это искание героем Голубого цветка,
который стал символом немецкой романтической
поэзии.
К постижению Голубого цветка его подготавливает
путешествие, встречи и беседы с разными людьми:
двигаются мать с сыном вместе с купцами, встречают
рыцарей-крестоносцев, рудокопа, отшельника,
который раскрывает перед Генрихом вещую книгу
истории, на ее страницах юноша видит и себя.
124. Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Роман"Гейнрих фон Офтердинген"
Новалис стремился показать, как происходит
становление поэта: это обогащение опытом
других людей, вбирание их знаний в себя.
К Голубому цветку Генриха приближает
знакомство с поэтом Клингсором, любовь к его
дочери Матильде, являющейся земным
воплощением Голубого цветка.
Смерть возлюбленной и страдания тоже
обогащают личность поэта. Во второй части
романа Новалис планировал изобразить
служение Генриха германскому императору.
125. Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Роман"Гейнрих фон Офтердинген"
В соответствии с утверждением Новалиса,
что интересен только индивидуум, в центре
романа – образ поэта как исключительной
личности.
Новалис подчеркивает, что Генрих «был
рожден поэтом, его историческая роль
заранее предопределена в пророческой
книге, наставляющей героя в исполнении
таинственной миссии души мира».
Последняя и высшая роль Генриха –
избавлять природу и мир от зла.
126. Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Роман"Гейнрих фон Офтердинген"
127. Немецкий романтизм. Периоды развития
2 этап - гейдельбергский - с 1806 до 1815 гг.Центром романтического движения в этот
период стал университет в г. Гейдельберг, где
учились К. Брентано и Л.А. Арним, которые
сыграли ведущую роль в романтическом
движении на втором его этапе.
Гейдельбергские романтики посвятили себя
изучению и сбору немецкого фольклора. В
кружок гейдельбергских романтиков входили
известные собиратели немецких сказок братья
Гримм.
128.
129.
университет в г. Гейдельберг, где учились К. Брентано и Л.А. Арним, которыесыграли ведущую роль в романтическом движении на втором его этапе.
130.
Клеменс Мария Брентано(1778—1842) –
немецкий поэт
романтической школы
Свою разгульную
молодость описал в романе
«ГОДВИ»,
1817 обратился в
католичество, жил в
монастыре, описывая
видения
стигматизированной
монахини, Екатерины
Эмерих.
В конце жизни сошел с
ума.
131. Клеменс Мария Брентано Биографическая справка
в 1797 он несколько семестров изучал горное дело вГалле;
с 1798 изучал медицину в Йене. Вместо того чтобы
завершить обучение в университете, он целиком посвятил
себя литературному творчеству;
В Йене он познакомился с представителями раннего
романтизма (Фр. Шлегелем, И. Фихте и Л. Тиком).
Свои первые произведения Клеменс писал под влиянием
литературных и теоретических произведений йенского
раннего романтизма, прежде всего свой роман «Годви»,
который содержит также некоторые самые известные
стихотворения Брентано («Лорелея», «Голос издалёка»,
«Сидел рыбак в лодке»).
132. Клеменс Мария Брентано Биографическая справка
В 1801 в Гёттингене, где он числилсястудентом факультета философии, Брентано
познакомился с Людвигом Ахимом фон
Арнимом, с которым его вскоре связали узы
тесной дружбы и совместно с которым он
в 1802 г. совершил длительное путешествие
по Рейну. Во время него друзья услышали
множество народных песен и загорелись
желанием собрать их и издать.
133. Клеменс Мария Брентано Биографическая справка
После своей свадьбы с писательницей Софи МероБрентано переехал в Гейдельберг, где вместе с Арнимом
выпускал газету и издал сборник народных песен
«Волшебный рог мальчика». Сборник оказал огромное
влияние на немецкую лирическую поэзию. Его тексты
положил на музыку Густав Малер.
С конца 1809 г. Клеменс Брентано жил в Берлине, где
принимал участие в литературной жизни и работал
над своим стихотворным эпосом «Баллады о венке из роз»
и над также изданными только после его смерти «Сказками
Рейна».
134. Людвиг Ахим фон Арним
Людвиг Ахим фонАрним
(1781 - 1831) —
немецкий писатель,
основной
представитель (вместе
со своим другом К.
Брентано)
гейдельбергского
романтизма.
Его жена Беттина
(сестра Брентано)
тоже была писателем.
135. Братья Гримм
Братья Гримм —немецкие лингвисты и
исследователи немецкой народной
культуры. Собирали фольклор и
опубликовали несколько сборников
под названием «Сказки братьев
Гримм», которые стали весьма
популярными.
Совместно с Карлом
Лахманном и Георгом Фридрихом
Бенеке считаются отцамиоснователями германской
филологии и германистики.
В конце жизни они занялись
созданием первого словаря
немецкого языка.
136. Сказки братьев Гримм
БелоснежкаБременские музыканты
Волк и семеро козлят
Красная шапочка
Король-лягушонок
Сладкая каша
Дружба кошки и мышки
Рапунцель
Соломинка, уголёк и боб
О рыбаке и его жене
Беляночка и Розочка
Умная Эльза
Госпожа Метелица
Чёрт с тремя золотыми волосами
Двенадцать братьев
Золушка