Жизненные правила для музыкантов
Творчество Шумана
6.24M
Категории: БиографииБиографии МузыкаМузыка

Жизненные правила для музыкантов. Роберт Шуман (1810-1856)

1. Жизненные правила для музыкантов

2.

«Проливать свет в глубины
человеческого сердца — таково
призвание художника»
Р. Шуман

3.

Роберт Шуман
(1810-1856)
П. Чайковский считал, что будущие
поколения назовут XIX в.
«шумановским периодом» в
истории музыки.
И действительно, музыка Шумана
запечатлела главное в искусстве
его времени — ее содержанием
стали «таинственно-глубокие
процессы духовной жизни»
человека, ее назначением —
проникновение в «глубины
человеческого сердца».

4.

Р. Шуман родился в провинциальном
саксонском городке Цвиккау, в семье
издателя и книготорговца Августа
Шумана, рано умершего (1826), но
успевшего
передать
сыну
благоговейное
отношение
к
искусству и поощрявшего его занятия
музыкой у местного органиста И.
Кунтша.
С ранних лет Шуман любил
импровизировать на фортепиано, в
13 лет написал Псалом для хора с
оркестром, но, не менее чем музыка,
его влекла к себе литература, в
изучении которой он сделал большие
успехи в годы учения в гимназии.
Совсем
не
интересовала
романтически настроенного юношу
юриспруденция, которую он изучал в
университетах
Лейпцига
и
Гейдельберга (1828-30).

5.

1840 г. — год долгожданного соединения с Кларой Вик — стал для Шумана
годом песен.
Необыкновенная чуткость к поэзии, глубокое знание творчества современников
способствовали осуществлению в многочисленных песенных циклах и
отдельных песнях истинного союза с поэзией, точному воплощению в музыке
индивидуальной поэтической интонации Г. Гейне («Круг песен» ор. 24, «Любовь
поэта»), И. Эйхендорфа («Круг песен» ор. 39), А. Шамиссо («Любовь и жизнь
женщины»), Р. Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др. И
впоследствии область вокального творчества продолжала пополняться
замечательными произведениями («Шесть стихотворений Н. Ленау» и Реквием
— 1850, «Песни из „Вильгельма Мейстера“ И. В. Гете» — 1849 и др.).

6.

Жизнь и творчество Шумана в 40-50-х гг. протекали в чередовании подъемов и
спадов, во многом связанных с приступами душевной болезни, первые
признаки которой появились еще в 1833 г. Взлетами творческой энергии
отмечены начало 40-х гг., совпавший с революционными событиями в Европе,
и начало жизни в Дюссельдорфе (1850).
Из немногочисленных гастрольных поездок, осуществленных вместе с Кларой,
наиболее продолжительной и принесшей много впечатлений, была поездка в
Россию (1844). Начиная с 60-70-х гг. музыка Шумана очень быстро стала
неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. Ее любили М.
Балакирев и М. Мусоргский, А. Бородин и, особенно, Чайковский, считавший
Шумана самым выдающимся современным композитором. Гениальным
исполнителем фортепианных произведений Шумана был А. Рубинштейн.

7.

Большим событием последних лет
жизни Шумана была его встреча с
двадцатилетним Брамсом. Статья
«Новые пути», в которой Шуман
предрекал
своему
духовному
наследнику великое будущее (он
всегда с необычайной чуткостью
относился
к
молодым
композиторам), завершила его
публицистическую деятельность.
После
смерти
композитора,
большинство
рукописей
и
документов хранится в его Домемузее в Цвиккау, где регулярно
проводятся конкурсы пианистов,
вокалистов и камерных ансамблей
имени композитора.

8. Творчество Шумана

Творчество Шумана обозначило зрелый этап
музыкального романтизма с его обостренным
вниманием к воплощению сложных психологических
процессов человеческой жизни.
Фортепианные и вокальные циклы Шумана, многие из
камерно-инструментальных,
симфонических
произведений открыли новый художественный мир,
новые формы музыкального выражения.
Музыку Шумана можно представить себе как череду
удивительно
емких
музыкальных
мгновений,
запечатлевающих изменчивые и очень тонко
дифференцированные душевные состояния человека.
Это могут быть и музыкальные портреты, точно
схватывающие и внешнюю характерность, и
внутреннюю сущность изображаемого.

9.

Многим своим произведениям Шуман давал программные названия, которые
были призваны возбудить фантазию слушателя и исполнителя. Его творчество
очень тесно связано с литературой — с творчеством Жан Поля (И. П. Рихтера),
Т. А. Гофмана, Г. Гейне и др. Шумановские миниатюры можно сравнить с
лирическими стихотворениями, более развернутые пьесы — с поэмами,
новеллами, увлекательными романтическими повестями, где иногда
причудливо переплетаются разные сюжетные линии, реальное оборачивается
фантастическим, возникают лирические отступления и т. д. Гофмановский
герой — безумный капельмейстер Иоганнес Крейслер, пугающий обывателей
своей фанатичной преданностью музыке, — дал имя «Крейслериане» —
одному из самых вдохновенных шумановских созданий. В этом цикле
фортепианных пьес-фантазий, как и в вокальном цикле на стихи Гейне
«Любовь поэта», возникает образ романтического художника, подлинного
поэта, способного чувствовать бесконечно остро, «сильно, пламенно и
нежно», иногда вынужденного скрывать свою истинную сущность под маской
иронии и шутовства, чтобы потом раскрыть ее еще более искренне и сердечно
или погрузиться в глубокое раздумье... Остротой и силой чувства, безумством
мятежного порыва наделен Шуманом байроновский Манфред, в образе
которого присутствуют и философско-трагедийные черты. Лирически
одушевленные образы природы, фантастических грез, старинных легенд и
преданий, образы детства («Детские сцены» — 1838; фортепианный (1848) и
вокальный (1849) «Альбомы для юношества») дополняют художественный
мир великого музыканта, «поэта по преимуществу», как назвал его В. Стасов.

10.

• Прошло более 150 лет с тех пор, как появилось одно из самых
популярных сочинений великого немецкого композитораромантика Роберта Шумана — «Альбом для юношества».
• История создания «Альбома для юношества» тесно связана с
личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом
Шумана.
• Помимо нотного материала черновая рукопись включала в
себя наставления юным музыкантам, в краткой
афористической форме раскрывающие художественновоспитательное кредо Шумана.
• Ниже приведены «Жизненные правила для молодых
музыкантов» Р. Шумана в переводе другого великого
композитора — П. И. Чайковского.

11.

• Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет
распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка,
— прислушайся, какие звуки они издают.
• Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но
есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается,
которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы
за техническими упражнениями. Это приблизительно то же
самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это
все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей
пользой.
• Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не
останавливайся на половине пьесы.
• Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это
лучше, чем посредственно исполнять трудные.
• Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

12.

• Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты
должен уметь также напевать ее про себя без помощи
инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты
мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и
сопровождающую ее гармонию.
• На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не
вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и
телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера
достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.
• Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески
преграждать им путь к известности.

13.

• Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты
этим сбережешь себе много времени.
• Постепенно знакомься с сочинениями известных
композиторов.
• Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было
бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого
музыканта на его месте.
• Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай
его высшим и единственным. Помни, что существуют
другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании
певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит
свое выражение в хоре и оркестре.

14.

• Ищи среди своих товарищей таких, которые знают
больше, чем ты.
• Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не
изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже
не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и
удалось, то считай свое открытие общим достоянием.
• Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это
сделает из тебя хорошего музыканта.

15.

• Прислушайся внимательно ко всем народным песням;
это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они
откроют тебе глаза на характер различных народов.
• Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым,
горячим сердцем. Не относись с предубеждением к
незнакомым тебе именам.
• Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с
другими искусствами и с науками. Законы нравственные
те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием
ты всегда достигнешь более высокого.

16.

• Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать
тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни
тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй
добросовестно.
• Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.
• Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство.
Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.
• Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным
станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до
конца.
• Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь
представить себе впервые услышанное, даже сложное
оркестровое произведение, в виде партитуры. Это высшее
совершенство, какое себе можно представить.
• Ученью нет конца.
English     Русский Правила