11.22M
Категория: ИсторияИстория

Искусство и культура Древнего мира

1.

Искусство и культура
Древнего мира

2.

«Та-Мери – «Возлюбленная страна».
Древний Египет! Узкая долина Нила среди
безводных пустынь и голых скал. Более 90 %
территории Египта занимает пустыня, так
называемая «Красная земля». Жизнь там была
возможна только в оазисах и в долинах высохших
рек. Но благодаря разливам Нила земля эта была
одной из плодороднейших в мире. Именно
поэтому экономика Древнего Египта
основывалась на сельском хозяйстве в
плодородной долине Нила. Надо было только
уметь задерживать воды и совершенствовать
земледелие. Это требовало общих усилий, общей
организованности, которые возможны только при
сильном централизованном государстве.

3.

4.

В конце 4 тыс. до н.э., в то время когда
Европа жила в каменном веке, в Северной
Африке, в долине Нила уже созревала
высокоразвитая цивилизация.
Уже во 2 половине 2 тыс. до н.э., в период
своего расцвета – в эпоху Нового царства,
власть фараонов простиралась до
четвертых нильских порогов на юге и
распространялась на значительные
территории в Восточном Средиземноморье,
а также на побережье Красного моря.

5.

Весь Египет с раннединастического
периода делился на две больших
области: Верхний и Нижний Египет. А
эти, в свою очередь, имели по
несколько десятков областей,
которые греки назвали номами.

6.

Периодизация
1. Додинастический период. 4 -3 тыс. до н.э.
Объединение Верхнего и Нижнего Египта.
2. Раннее царство. 3000 по 2800 гг.до н.э.
3. Древнее царство. 3-е тыс. до н.э.
4. Среднее царство. 21 в. – 18 в. до н.э.
5. Новое царство. 1600 г. – 11 в. до н.э.
6. Позднее время. 11 в. – 9 в. до н.э.
7. Эллинистический Египет. 332 г. до н.э.(завоевание
Александром Македонским) – 30 г. до н.э.

7.

Религия Египта
Ранние верования
Типичной формой
ранней религии для
них
являлись фетишизм и
тотемизм, Наиболее
известные
древнеегипетские
фетиши: столб Джед;
также от древних
фетишей ведут
происхождение
общеегипетские
религиозные
символы: Анх

8.

9.

Среди египетских
амулетов был широко
распространен образ
жука-скарабея.
Древние египтяне
верили, что скарабей
обладает
животворящей силой.
Он был символом
вечной жизни.
Скарабей, катящий
шарик – символ
движения солнечного
диска по небосклону.

10.

Божества-животные
Гиппопотам
Змея
Крокодил Себек, Себектет;
Лев, кошка
С кошачьими в египетской мифологии
ассоциировалось большое количество божеств. С
львицами отождествлялись Сехмет, . Бастет,
богиня с головой кошки, изначально считалась
оберегающей, воинственной львицей
Сокол (или ястреб)
основное божество-сокол — Хор;
богини-коровы — Нут, Хатхор;
божества-быки — Хеп (Апис);

11.

12.

Пантеон
Египетские боги отличаются необычным, порой
весьма причудливым видом. Это связано с тем,
что религия Египта складывалась из множества
локальных верований. Со временем некоторые
боги приобрели аспекты, а некоторые сливались
друг с другом, например, Амон и Ра образовали
единого бога Амона-Ра. Всего египетская
мифология насчитывает около 700 богов, хотя
большинство из них почитались лишь в
определённых местностях.
Большинство богов представляют собой гибрид
человека с животным

13.

Сотворение мира
Жрецы ставили в центр мироздания
солнечного бога Ра и считали его
отцом всех прочих богов., Геба, бога
земли, и Нут, богиню неба. Геб и Нут
произвели на свет Осириса, Исиду,
Сету, Сета и Нефтиду,
олицетворяющих соответственно
плодородную пойму Нила и
бесплодную пустыню.

14.

Убийство Осириса
Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный
план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на
праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его
тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в
саркофаг, но он подошёл только Осирису. Как только он лег, Сет
захлопнул крышку саркофага и залил её свинцом, а затем утопил
его в Ниле.
Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с
Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром.
Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о
злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага до
самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева. После
этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила
его к жизни великими заклинаниями.
Для Сетха не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со
всей новообретенной мощью он обрушился на него, убил,
расчленил труп и разбросал куски по всей стране. Исида собрала
их, чтобы вновь воскресить мужа.
Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира Сет
укреплял свою власть над Египтом и всем миром.

15.

Война богов
Гор, выросший среди людей, узнал о своем
божественном происхождении и о родителях. Он
решил отомстить Сету и начал борьбу против
него. У него появились многочисленные
союзники, такие, как бывшая супруга Сетха
Нефтида, Тот, Анубис и, разумеется, его мать
Исида.
Глаз Гора
Во время войны с Сетом Гор лишился левого
глаза, но Исида исцелила ранение сына; Уаджет
стал символом исцеления и защиты от опасности
и со времен Древнего Царства использовался как
амулет. В наши дни глаз Гора изображается по
обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.

16.

17.

Объединение страны
Ра, видевший, что мир пустеет,
потому что никто не хотел прекращать
борьбу, созвал остальных богов на
совет, чтобы решить, кто должен
стать фараоном всего мира. Мир был
разделен: Гору досталась чёрная
земля Египта, Сету — красная земля
враждебной пустыни.

18.

Культ Атона
Атон, олицетворяющий
солнце, являлся всеобщим
божеством в
религии Эхнатона. В период
его правления почитание
Атона многократно
увеличилось, что дало
повод некоторым
египтологам говорить
о монотеистичности его
культа. При Эхнатоне Атон
сменил Ра, став главным
богом египетского пантеона,
«дарителем жизни».
После смерти Эхнатона
Египет снова возвратился к
политеизму с главным
божеством в лице АмонаРа.

19.

Амат – ужасное
чудовище с
туловищем и
передними ногами
львицы, задними
ногами бегемота и
головой крокодила.
Оно обитало в
огненном озере
подземного царства
мёртвых и пожирало
души умерших,
которые на суде
Осириса признавали
сь неправедными.

20.

Амон – почитавшийся в
городе Фивы бог воздуха и
ветра. Его имя буквально
означает «невидимый».
Амон – всепроникающая,
сокрытая душа, которая
даёт дыхание жизни всему
сущему. Ему были
посвящены
великолепные Карнакски
й и Луксорский храмы.
«Небесный» характер
Амона облегчил его
слияние с Солнцем-Ра в
едином образе Амона-Ра.

21.

Анубис – первоначально
главный бог подземного
мира, позже
вытесненный с этого
места Осирисом.
Сохранил многие
функции, связанные с
умершими: был их
провожатым в мёртвое
царство, взвешивал душу
покойного на весах
загробного мира,
определяя, достойна ли
она там остаться,
считался покровителем
искусства мумификации.
Изображался с головой
шакала или целиком в
«шакальем» виде – сидя
сверху гробниц, как их
охранитель.

22.

Апис – черный бык с особыми отметинами на
шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и
по всему Египту как живому воплощению богов
Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в
особом помещении – Апейоне, а умершего
торжественно погребали в некрополе Серапеуме.
Апоп (Апофис) – громадный змей,
олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в
преисподней, куда каждый день после заката
спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на
барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его
защитники еженощно ведут битву с Апопом.
Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне
объясняли и солнечные затмения.

23.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее,
солнечного света). провозглашённый главным
богом Египта во время религиозной реформы
фараона Эхнатона. Изображался в виде
солнечного круга или шара, от которого тянутся
руки с ладонями к земле и людям. Смысл
реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе
от конкретно-образной религии к философскоабстрактной. Она сопровождалась жестоким
гонением на приверженцев прежних верований и
была отменена вскоре после смерти её
инициатора.

24.

Бастет –
кошачья богиня.
Олицетворяла
собой любовь,
женскую
красоту,
плодородие,
веселье. Весьма
близка по
религиозному
смыслу к богине
Хатхор, с
которой часто
объединялась.

25.

Геб – бог земли, Изображался лежащим горизонтально,
лицом вверх мужчиной. Сестрой и женой Геба была богиня
неба Нут. Поначалу они пребывали в соединении и любви,
но потом поссорились: Гебу не нравилось, что Нут каждое
утро пожирала своих детей – звёзды. Вслед за этой ссорой
отец Геба и Нут, бог Шу, отделил их друг от друга и сам
поместился между ними, олицетворяя собой поднебесное
пространство. Кроме звёзд детьми Геба и Нут были боги
Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

26.

Исида– олицетворение вечной
женственности – супруги и
матери. Сестра и верная жена
Осириса. Когда тот был убит,
она собрала куски его тела,
расчленённого Сетом, и
зачала от мёртвого мужа сына,
Хора, который потом отомстил
погубителю за отца. Из трупа
Осириса Исида сделала
первую мумию, благодаря
чему он смог ожить и стать
повелителем царства мёртвых.
Исида изображалась с троном
на голове. На первый план в
её культе мало-помалу вышел
мотив материнства, в ней
воплотились свойственные
многим восточным народам
представления о «Великой
Матери». Считается, что образ
Исиды облегчил
распространение культа
Богородицы в христианские
времена

27.

Маат – богиня вселенской
правды и справедливости,
покровительница
нравственных устоев и
твёрдой законности.
Изображалась в виде
женщины со страусовым
пером на голове. Во
время суда в царстве
мёртвых душа усопшего
клалась на одну чашу
весов, а «перо Маат» – на
другую. Душа, которая
оказывалась тяжелее пера,
признавалась недостойной
вечной жизни с Осирисом.
Её пожирало страшное
чудовище Амат.

28.

Осирис – повелитель
подземного царства
мёртвых, бог смерти,
понимаемой как
последующее возрождение.
Воскреснув, тот удалился в
подземное царство мёртвых
и стал его царём и высшим
судьёй. Культ Осириса был
тесно связан с древними
земледельческими
верованиями, навеянными
ежегодным увяданием
растительности и её
весенним «возрождением»
из зёрен. По мнению
некоторых, этот древний
сюжет не остался без
влияния и на образ
воскресшего Христа.

29.

Пта (Птах) – бог,
почитавшийся в
Мемфисе, как творец
мира. Благодаря своей
созидающей силе
признавался также
воплощением
плодородия, умственного
и ручного творчества –
наук и производительных
ремёсел. От священного
названия Мемфиса –
«Хет-ка-Пта» («Обитель
души Пта») произошло
греческое слово
«Египет».

30.

Ра – бог солнца, и демиург.
Солнце-Ра каждый день
едет по небосводу на барке
Манджет, чтобы освещать
землю, а ночью, пересев на
барку Месектет, даёт свет
подземному царству
мёртвых. Под землёй Ра
постоянно старается
проглотить громадный змей
Апоп (Апофис), воплощение
хаоса. Ра изображали в
виде человека с головой
сокола, которую венчал
солнечный диск, обвитый
змеёй. Он часто
объединялся с богами
Амоном и Хором в
синтетических образах
Амона-Ра и Ра-Хорахти.

31.

Себек – крокодилообразный бог
файюмского оазиса, где находилось
большое озеро. В его функции входило
управление водным царством и
обеспечение земного плодородия.
Иногда почитался как добрый,
благожелательный бог, которому
молились о помощи в болезнях и
жизненных трудностях; иногда – как
грозный демон, враждебный Ра и
Осирису.

32.

Сет (Сетх) – сын Геба и Нут,
брат и убийца Осириса, затем
побеждённый и изгнанный в
пустыню сыном Осириса,
Хором (Гором). Предполагают,
что в глубокой древности
вечные антагонисты Хор и Сет
составляли собой
нерасторжимую пару, которая
символизировала две
противоположные стороны
вселенского первоначала: 1)
спокойствие, порядок, разум и
2) буйную стихийность,
напряжение, страсть. Культ
Сета в это время не нёс
безусловно отрицательных
черт. Он считался столь же
необходимым для мира, как
Гор. Однако позже Сет был
демонизирован из-за того, что
ему поклонялись азиатские
завоеватели Египта, гиксосы.

33.

Тот . По
происхождению был,
вероятно, божеством
Луны, но в связи с
ночной
таинственностью этого
светила и правильной
сменой его фаз позже
стал почитаться как
покровитель мудрости,
знания, наук, магии,
высшего откровения.
Имел большую
популярность по всему
Египту. Изображался с
головой ибиса или
павиана. Имя
«Тутмос», которое
носили несколько
фараонов, означает
«Тот родил его».

34.

Хатхор – богиня любви,
красоты, радости и
танцев, покровительница
родов и кормилиц,
«Небесная корова».
Олицетворяла собой
дикую, стихийную силу
страсти, которая могла
принимать и жестокие
формы. В таком
необузданном образе
часто отождествлялась с
богиней-львицей Сехмет.
Изображалась с рогами
коровы, внутри которых –
солнце.

35.

Хор (Гор)– (букв. «дальний»,
«вышний», «горний») бог
небесной лазури, с чьим
образом связывалось
представление о том, что суть
мирового первоначала –
ясность, чистота, разумная
упорядоченность, устойчивость.
Ассоциировался с благородным,
парящим в небе соколом. В
этом символическом облике и в
идее о «всевидящем глазе
Хора» проявляется связь этого
божества с небом и
движущимися по нему
светилами. В египетской
мифологии Хор – вечный
антагонист Сета, бога
необузданных страстей,
беспорядка и хаоса. В поздние
времена объединялся с
солнечным богом Ра в общем
культе Ра-Хорахти («Хорахти» –
«Хор обоих горизонтов»).

36.

Погребальный культ
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей
жизни привели в конце концов к возникновению культа
умерших. Искусство Древнего Египта выросло из
религиозных представлений египтян.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает
существовать в месте своего погребения, привело к
изобретению мумификации — особой консервации тела.
Первым мастером мумификации считался сам
бог Анубис — бог бальзамирования, владыка
древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших.
Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В
Верхнем Египте значительное их количество сохранилось в
поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии
наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III,
Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне
находятся в Каирском музее).

37.

38.

У каждого человека существовала частица «Ка»,
которая была его двойником. В погребальной комнате
усопшего ставился дополнительный гроб, в котором
должна была упокоиться эта самая часть.
Частица «Ба» представляла собой саму душу
человека. Вначале считалось, что этой составляющей
обладали исключительно боги.
«Ах» - дух, изображался в виде ибиса и представлял
собой отдельную часть души.
«Шу» - тень. Сущность человеческой души, которая
скрыта на темной стороне сознания.
Также была часть «Сах», которая олицетворяла собой
тело умершего после его мумификации.
Отдельное место занимало сердце, так как оно было
вместилищем всего сознания человека в целом.
Египтяне верили, что во время загробного страшного
суда человек мог умолчать о своих грехах, но вот
сердце всегда открывало самые страшные тайны.

39.

Искусство Египта
Додинастический период
Первый памятник, очень ясно
показывающий сложение
древнеегипетского стиля, и имеющий
общегосударственное значение – плита
Нармера.

40.

41.

42.

Она относится к важному времени формирования
египетской цивилизации и возникновению первого
древнеегипетского государства.
Плита сделана в ознаменование объединения Верхнего
(южного) и Нижнего (северного) Египта в единое
государство.
Содержание:
На одной стороне царь в короне южного Египта убивает
северянина, внизу — убегающие северяне.
На другой стороне наверху — торжество по случаю победы:
царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными
смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь
в образе быка, разрушающего вражескую крепость и
топчущего врага; средняя часть этой стороны занята
символической культовой сценой неясного содержания.

43.

Раннее царство
В области архитектуры гробниц к концу Раннего царства
сформировался облик погребений египетских царей и
знати.
Здание из кирпича и камня включало в себя подземные
погребальные камеры и прямоугольное сооружение над
поверхностью земли. Стены его были наклонены
внутрь, а сверху завершалось плоской крышей.
В надземной части устраивали культовые помещения
для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником
перед так называемой ложной дверью, то есть перед
изображением двери, как бы ведущей в «вечное
жилище» умершего.
Название этих построек – мастаба (от арабского
скамья).

44.

45.

Искусство Древнего Царства
В первой половине III тысячелетия до
нашей эры сложился монументальный
стиль египетского искусства, выработались
изобразительные каноны, которые потом
свято оберегались на протяжении веков. Их
постоянство обусловлено особенностями
развития древнеегипетского общества, а
также тем, что искусство Египта было
составной частью культа, заупокойного
ритуала. Оно столь тесно связано с
религией, обоготворявшей силы природы и
земную власть, что трудно понять его
образную структуру, не имея общего
представления о религиозно-обрядовых
обычаях египтян.

46.

Именно в период Древнего царства
складывается самый известный
египетский тип гробницы – пирамида.
Ступенчатая пирамида Джосера в
Саккара. Древнее царство, середина
27 в. до н.э. Зодчий Имхотеп.

47.

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Древнее царство,
середина 27 в. до н.э. Зодчий Имхотеп.

48.

Пирамида Снофру 27 в. до н.э.

49.

Ансамбль пирамид в Гизе.
Три великие классические пирамиды фараонов
Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина
(Менкаура). Сложены из гигантских блоков
известняка, средним весом 2,5 тонны, которые
держаться силой собственной тяжести.
Ансамбль включает в себя малые пирамиды цариц и
заупокойные храмы, примыкавшие к пирамиде с
восточной стороны.
Рядом с нижним заупокойным храмом нередко
помещали сфинкса.
Сфинкс - лежащий лев с человеческим лицом. Он
воплощал сверхчеловеческую сущность фараона.

50.

51.

Обелиски - «Каменные иглы».

52.

Скульптура
Скульптура как и все египетское искусство имела ритуальное
значение.
В пирамидах, в специальном помещении обязательно
помещали статую умершего на случай, если что-то случится с
мумией.
В эпоху Древнего царства сложились основные черты
скульптуры:
- симметрия и фронтальность в построении фигур
- четкость и спокойствие поз.
- геометризм и обобщенность формы.
- обязательное сохранение портретных черт.
Изображение фигуры целиком:
1. Стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения
в вечности.
2. Сидящей на кубообразном троне.
3. В позе «писца» со скрещенными ногами на земле.

53.

Статуи царевича Рахотепа и Нофрет. 27 век до н. э. Древнее
царство. Каирский музей.

54.

55.

Статуя Аменхотепа

56.

57.

Искусство Среднего Царства
Хотя искусство Среднего царства
тщательно соблюдало традиции и каноны
Древнего, оно не осталось совершенно тем
же самым.. Пирамиды же стали скромнее,
меньше размерами
Это приводит к тому, что с одной стороны
снижается пафос монументальности, и
поскольку заупокойные культы становятся
делом более повсеместным, то в искусстве,
особенно в искусстве местных школ,
проявляется оттенок сниженности,
обиходности. А отсюда усиление жанровых
«вольностей» в трактовке сюжетов, в
композиции. В портрете усиливаются черты
индивидуальной характерности.

58.

С 23 по 21 вв. в результате воин, упадка идеи о
божественной власти фараона произошел распад
страны. Это повлияло на развитие
индивидуализма в искусстве.
С новым этапом централизации власти в период
Среднего царства вновь активизировалось
строительство.
Наряду с пирамидами появился новый тип
погребальных сооружений - полускальный храм.
Он сочетал в себе традиционную форму
пирамиды и скальную гробницу.

59.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри (Долине
царей). Среднее царство.

60.

Бюст Аменемхета III. Пристальный взгляд, энергичное выражение лица с
широкими скулами выдают крутой нрав этого царя.

61.

Искусство Нового Царства
В течение нескольких веков строились и
достраивались знаменитые храмы АмонаРа в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если
древняя пирамида с её спокойной
целостной формой уподоблялась горе, то
эти храмы напоминали дремучий лес, где
можно затеряться.
Пещерный храм Рамсеса II в АбуСимбеле представляет собой
заключительную вспышку египетского
монументального гения.

62.

Примером полускального заупокойного храма может
служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

63.

Храм царицы Хатшепсут. Ок. 1500 г. до
н.э. Зодчий Сенмут.
Все части храма расположены по
горизонтальной оси. Три террасы
возвышаются одна над другой.
Чередующиеся горизонтали
олицетворяют бесконечность или
вечность. На террасах помещались
водоемы, густо обсаженные деревьями.
Залы храма высечены в скале.

64.

65.

Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле Статуи фараона у входа в храм
поражают своими размерами – 20 м в высоту. Храм посвящен фараону
и трём богам: Амону, Ра, и Птаху.

66.

67.

Храм в Карнаке
Архитектор Инени. Посвящен верховному богу – Амону. Строился несколько
столетий - от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Каждый фараон старался
увековечить здесь свое имя.
Храм представлял собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой
массивной стеной.

68.

69.

Храм в Луксоре
Несколько меньше Карнака, но
гармоничность и ясность скрашивают
«чрезмерности». Посвящен также богу
солнца Амону-Ра. Расположен на правом
берегу Нила, в южной части Фив, в
пределах современного города Луксор.
С Карнаком он был соединен мощёной
аллеей сфинксов.
Древнейшая часть — основана при
Аменхотепе III. Рамсес Великий пристроил
северный перистиль и пилон.

70.

Луксор. Аллея сфинксов и пилоны. У северного входа Луксорского храма
— четыре колосса и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг.
в Париж, на площадь Согласия.

71.

Аменхотеп III был одним из величайших
фараонов-строителей, которых когдалибо знал Египет. Возле развалин его
заупокойного храма в прошлом веке
была раскопана аллея из сфинксов,
изваянных из розового асуанского
гранита.
Два из них стоят ныне на
Университетской набережной в СанктПетербурге напротив Академии
художеств.

72.

73.

74.

75.

76.

Искусство середины Нового царства Время правления Аменхотепа IV
(Эхнатона)
Амарнский период
первая половина 14 в. до н.э.

77.

78.

Гробница
Тутанхамона

79.

Выводы
Древнеегипетская архитектура отличается
условностью и однообразием. В Египте
было мало архитектурных форм,
характерных для этого государства, это
также объяснялось ограниченностью
строительного материала. Основными
архитектурными формами
были пирамида, пилон и колонна .

80.

Скульптура Египта — одна из наиболее самобытных
и строго канонически разработанных областей
искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и
развивалась, чтобы представить древнеегипетских
богов, фараонов, царей и цариц в физической форме.
Существовало также множество изображений в
могилах простых египтян, в основном из дерева,
некоторые из них сохранились.
Существовал очень строгий канон создания
древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины
должен был быть темнее цвета тела женщины, руки
сидящего человека должны были быть
исключительно на коленях; существовали
определенные правила изображения египетских
богов.

81.

В Древнем Египте не обходилось и без живописи.
Все изображения в Древнем Египте ярко
раскрашивались. Каменная поверхность
готовилась к покраске — грубый слой грязи с
более мягким слоем гипса сверху,
потом известняк — и краска ложилась более
ровно. Применяемые пигменты были, как
правило, минеральными, дабы защитить
изображения от солнечного света. В конечном
счёте настоящая фреска не получалась и не
использовалась. Вместо этого использовалась
краска на слое высушенного пластыря,
так называемая «фреска a secco». Сверху
живопись покрывалась слоем лака или смолы,
чтобы сохранить изображение надолго.

82.

83.

Литература Древнего Египта
Наряду с архитектурными комплексами и предметами
декоративно-прикладного искусства значительное
место в искусстве Древнего Египта занимала также
и литература. Основными литературными жанрами
были заупокойные тексты, гимны, любовные
песни, дидактические произведения и сказки.
Первым образцом заупокойных текстов были так
называемые «Тексты пирамид». В Среднем царстве в
связи с демократизацией заупокойного культа тексты
писали уже на каменных саркофагах. Новый
комплекс магических текстов получил название
«Текстов саркофагов».
Заупокойные тексты Нового царства получили
название «Книги Мёртвых», замечательной
особенностью которой являлись её многочисленные
иллюстрации.

84.

Театр Древнего Египта
В Древнем Египте зародился
и театр как массовое действие. В
основу театрализованных
представлений легли мистерии
Осириса. Сюжет этих драматических
религиозных представлений
составляли «страсти» Осириса —
эпизоды его жизни, его
страдальческая смерть. Актёрами
были жрецы и даже фараоны.

85.

Основные черты искусства Древнего Египта
Египетская цивилизация явилась
создательницей:
- великолепной монументальной каменной
архитектуры
- скульптурного портрета, замечательного своей
реалистической правдивостью
- прекрасных изделий художественного ремесла.
1. Монументальность каменной архитектуры.
2. Реализм и правдивость скульптурных
портретов сочетается с обобщенностью и
стилизацией.

86.

3. Яркой особенностью искусства Древнего
Египта явилась преданность традициям в
искусстве и соблюдение неких канонов.
Причина этого заключалась в том, что
памятники искусства Древнего Египта в своём
подавляющем большинстве имели религиознокультовое назначение. Поэтому создатели этих
памятников были обязаны следовать
установившимся канонам.
4. Канонизация простейших приемов
изображения. Это произошло из-за того, что
религиозные воззрения египтян приписали
священный смысл художественному облику
первых, древнейших памятников египетского
искусства.

87.

В искусстве Древнего Египта сохранялся ряд условностей,
восходящих ещё к первобытному искусству и ставших
каноническими:
- изображение предметов и животных, невидимых ни зрителю
ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в
данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой).
- изображение предмета с помощью схематического
перечисления его частей (листва деревьев в виде множества
условно расположенных листьев или оперение птиц в виде
отдельных перьев);
- сочетание в одной и той же сцене изображений предметов,
сделанных в разных ракурсах. Например, птица изображалась
в профиль, а хвост сверху;
Сочетание разных ракурсов использовалось и при
изображении фигуры человека:
- голова в профиль,
- глаз в фас,
- плечи в фас,
- руки и ноги - в профиль.

88.

5. Еще одной особенностью
древнеегипетского стиля является
подчеркнутая геометричность форм в
архитектуре и скульптуре.
Таким образом египтяне достигали
обобщенности или стилизации, которая
требовалась каноном. Существуют
предположения, что геометризация и
особая пропорциональность были
обусловлены работой древних египтян
преимущественно с камнем, а не глиной,
как это было, к примеру в Месопотамии.
English     Русский Правила