6.46M
Категория: ЛитератураЛитература

Они учат нас любить природу

1.

Они учат нас любить природу
Электронная выставка
Начать просмотр

2.

Николай Сладков
Юрий Дмитриев
Джеральд Даррелл.
Кинозал
Источники

3.

Николай Сладков – писатель одной темы –
темы природы, но в каждой книге
эта тема предстаёт в каком-то особенном
ракурсе.
Н. Неуймина
Николай Сладков – редкий писатель, выбравший
своей творческой стезей служение природе. Его
талант удивительным образом сочетал дар
прекрасного рассказчика и блестящее знание
флоры и фауны родного края.
Свои произведения Сладков посвятил детям –
подрастающему поколению, ответственному за
разумное отношение к природе.
Читая книги Сладкова, мы вместе с автором
путешествуем по нашей чудесной и вечно
молодой земле, удивляемся разнообразию жизни
в океане и в пустыне, в тайге и высоко в горах. Мы
становимся добрее, мудрее, духовно богаче.

4.

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве. С самого
раннего детства прогулки доставляли мальчику особое удовольствие. Коля любил
бывать в парках и скверах, где можно было встретить то белку, то яркого дятла, то
стайку веселых птиц.
С переездом семьи в Ленинград такие прогулки стали еще увлекательнее. Семья
Сладковых поселилась в Царском селе, которое славится живописными рощами и
лесопарками. Здесь Коля научился распознавать «голоса» птиц, различать следы
зверей, ядовитые растения от полезных.
Здесь, под Ленинградом, семья Сладковых жила пять лет, и здесь
мальчик мог почувствовать себя следопытом, участником таинственных
приключений в духе любимых Фенимора Купера и Жюля Верна. Тут был его
«счастливый лес, где всё было хорошо». Двенадцатилетний следопыт, поняв, что
«загадки в лесу – на каждом шагу», решил вести дневник наблюдений. «У
береговой ласточки в гнезде яйца», «увидел трёх дроздов» - только голые факты и
никаких эмоций. И вдруг: «Первый соловей так поёт, что бросает то в жар, то в
холод». Может, тогда и родился писатель в его сердце.
В 15 лет он записал в своём дневнике: «Теперь у меня есть всё: ружьё для добычи,
фотоаппарат для съемки, бинокль для наблюдений, альбом и краски для
зарисовок, тетрадь для записей». Сладков становился настоящим
исследователем: он вслушивался, всматривался. Прошли годы, прежде чем в его
книгах прозвучало: «Не бери в лес ружьё!».

5.

Молодость писателя пришлась на военные годы. Николай сразу ушел
добровольцем на фронт, где его знания природы пригодились как никогда. Парень
прошел фронт военным топографом, изучал местность, искал самые короткие и
безопасные дороги, участвовал в создании ловушек для фашистов. Однажды
молодому лейтенанту пришлось вспомнить юннатское детство и, взяв в руки чуть
не двухметровых ужей, демонстрировать их полную безопасность солдатам,
которыми командовал.
Первая книжка Николая Ивановича «Серебряный хвост» вышла в 1953 году. Из
Лениграда на Кавказ, где служил Сладков, полетел экземпляр тоненькой книжки с
надписью Виталия Бианки: «Автору восхищённый читатель». Среди тех, кто
услышал голос начинающего писателя, был и Михаил Пришвин, которому особо
«пришёлся» рассказ об огромных птицах сипах.
О том, что он исколесил совершенно разные природные зоны нашей страны,
наглядно отражено в названии книг: «С севера на юг», «Во льдах». «В пустыне», «В
тундре», «В степи», «В песках», «В горах». Из поездок он возвращался
переполненный впечатлениями и нагруженный толстенными блокнотами с
записями, километрами фотоплёнки. Он призывал: «Откройте глаза – и красота
земли хлынет в вас водопадами красок. Всё живое пропитано поэзией и
красотой».

6.

Книги Н. Сладкова имеют широкую известность. Их более 60, в том числе – более
20 книг для детей. Они переведены на многие языки мира. И большинство из них
связано с природой, тайны которой раскрывает нам писатель. Рассказы и повести
Николая Сладкова помогают нам постичь жизнь леса и его обитателей. Стоит
протянуть руку к книжной полке, взять одно из изданий Николая Сладкова, и
вместе с автором можно перенестись в прекрасный мир природы. Читая, мы
узнаём много интересного и удивительного. Например, как просыпается весной
медведь оттого, что подтаявший снег ему «штаны промочил». Произведения
Николая Сладкова – это книги встреч, открытий, знакомств. Писатель хотел, чтобы
люди, прочитав его произведения, научились своими глазами видеть
необыкновенное в природе, научились любить, познавать и защищать её. Он
рассуждал: «В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать
захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь».
Последние годы своей жизни Сладков все громче, настойчивей останавливает так
называемых любителей природы, тех, кто держит в неволе птиц, собирает птичьи
яйца, возвращается из леса с охапками ландышей. Он осуждает человека,
считающего себя хозяином природы, ее владельцем, уверенного, что она
существует, чтобы обслуживать его. Литературная жизнь Николая Сладкова была
завидно цельной - он защищал природу, прежде всего любовью. Спасал ее
красотой - открывал всем нам ее сокровенное совершенство. Николай Иванович
Сладков мечтал приохотить людей к общению с лесом, травами, реками, их
населением, зная, как это надо человеческой душе. Он делал для этого все, что
мог.

7.

Первые охотничьи рассказы Сладкова были опубликованы в альманахе «Молодой
Ленинград» и сразу обратили на себя внимание. Вскоре за ними появился первый
сборник писателя «Серебряный хвост» (1953). За ней последовали книги
«Джейранчик»(1958), «Волшебные пёрышки» (1959) «Планета чудес»(1962).

8.

В писательском багаже Николая Сладкова много книжек о птицах.
Николаю Сладкову посчастливилось увидеть их в «домашней» обстановке.
Непуганые птицы открыли ему много тайн, скрытых от любопытных глаз

9.

В своих рассказах Сладков опускается даже под воду. Тут мы попадаем в совсем
необычный, незнакомый нам мир, который живёт по и странным законам. Оказывается
и подводой удивительная жизнь: играют и пляшут пёстрые окуни и красноглазые
плотвицы. По ночам поднимаются из глубины и выходят на охоту большие хищные
щуки.
К сборникам по фотоохоте тесно примыкает сборник «За птичьими голосами»
Николай Сладков говорил так: «Мои книги – это плоды моих увлечений. Охота с
фоторужьём – вот где на самом деле не будет ни пуха ни пера! Но вы добудете нечто
куда более ценное – Радость и Знание.

10.

Произведения Сладкова – часто книги встреч, открытий, знакомств,
книги – опыты. Они рассчитаны на деятельное и доброе отношение читателя к
окружающему миру. Писатель стремится научить нас видеть в любой твари
совершенное и незаменимое творение природы, ценить многообразие, красоту и
целесообразность всего сущего, любить его и уважать право на место под
солнцем. Пусть даже речь идёт о кобре, она может напомнить рассказчику
«нераспустившийся бутон какого-то невиданного цветка».

11.

Книги в фонде нашей библиотеки
Сладков, Николай Иванович (1920-).
За пером синей птицы : рассказвоспоминание : [для сред. и ст.
возраста] / Н. Сладков ; [предисл. М.
Дудина ; рис. Т. Капустиной]. Ленинград : Детская литература
Ленинградское отделение, 1980. - 286
с., [8] л. ил. : ил.
Сладков, Николай Иванович
(1920-1996.).
Под шапкой-невидимкой : рассказы :
[для мл. шк. возраста] / Н. Сладков. 2-е изд. - Ленинград : Детская
литература : Ленингр. отд-ние, 1982. 162, [10] с. : ил.

12.

Сладков, Николай Иванович.
Лесные сказки : худож. Б.
Игнатьев / Николай Сладков. - Москва :
Книги "Искателя", 2007. - 63, [1] с. :
цв. ил.

13.

«…Книги, посвящённые удивительному
миру животных, миру наших соседей по
планете, которые помогают людям
заинтересоваться окружающей природой
и заставляют их почувствовать
неотложную необходимость её сохранения,
гораздо важнее, чем многие книги на другие темы.
Особенно если книги хорошие.
Такие, как книги Юрия Дмитриева». (Джералд Даррелл)
Юрий Дмитриев – автор более 80 книг, главная тема которых – познание
окружающего нас мира природы, воспитание бережного и уважительного
отношения к нашим соседям по планете, всему живому, что нас окружает. Об этом
писали и пишут многие. Казалось бы, ничего особенного… Просто добрый и
хороший человек рассказывает обо всём, что он знает о деревьях, об их листьях,
семенах; о тех, кто находит приют в кроне этих деревьев и в земле, под их
корнями… И вот уже лес шумит вокруг тебя, живой и настоящий. Когда
же речь заходит о зверях, птицах и насекомых, действие может незаметно и легко
переноситься из наших краёв в чужие, но и далёкие обитатели Земли становятся
нам так же близки, понятны и дороги, как свои.
В этом воображаемом путешествии и исследовании, участником которого делается
любой, кто раскрывает книги Дмитриева, для всех находится что-то новое и
радостное. Автор пишет о том, что было с ним когда-то, а ты вдруг начинаешь
думать о своём, часто давно забытом. Это свойство настоящего писателя. И потому
необходимо читать эти книги вместе или поодиночке, вслух или про себя, но
обязательно читать.

14.

Юрий Дмитриевич Дмитриев (Эдельман) родился 30 апреля 1926 года в семье врача. Он
принадлежал к поколению, чьё отрочество было опалено Великой Отечественной
войной. К началу войны Юрий окончил восьмой класс. Дальше было всё то же самое,
что осталось в памяти многих молодых москвичей, московских старшеклассников:
строительство укреплённых рубежей вокруг Москвы, попытка, прибавив себе возраст,
попасть на фронт…
После войны Юрий Дмитриевич сотрудничает с газетой «Московский комсомолец»,
в то же время заканчивает филологический факультет Московского государственного
университета, по окончании которого становится преподавателем русского языка и
литературы в школе.
В 1957 г. вышла в свет первая повесть Юрия
Дмитриева – «Зелёный патруль». «Произошла
удивительная вещь, - писали позже критики, подобно тому, как со страниц повести Аркадия
Гайдара сошли тимуровцы, и возникло знаменитое
тимуровское движение, так и герои повести Юрия
Дмитриева дали реальную жизнь «зелёным
патрулям», движению молодёжи всей страны по
защите природы».
Избранной теме – защите природы, воспитанию у
детей разного возраста интереса к миру живого,
бережного отношения к нему – Юрий Дмитриев
остался верен на всю жизнь.

15.

«Если бы ежеминутно радио передавало бы
одну страницу из книг Юрия Дмитриева, это
было бы гимном любви», - писала в 1991 г. на
страницах журнала «Детская литература» (№№
9-10) литературный критик Алла Попова.
– Пять томов со скромным названием «Соседи
по планете» тихим стотысячным тиражом
вошли в детскую литературу в середине
восьмидесятых. Трудно определить их жанр:
или это энциклопедия или сага о судьбе
животных. Это книга нашей совместной жизни:
с её проблемами узнавания, познания,
спасения…».
«Соседям по планете» в 1982 г. была
присуждена Международная Европейская
премия.

16.

Уже после смерти писателя вышла в свет
«Книга природы» (1990 г.). Она написана в
соавторстве с другими писателями, но
задумана именно Юрием Дмитриевым, он
написал для неё большую часть рассказов.
«Книга природы»- по сути завещание
писателя: земля
у нас только одна,
помните об этом, люди. И пусть во
взаимоотношениях каждого человека с
каждым представителем окружающего
мира природы всегда действует пароль:
«Пусть живёт!».
Творчество Юрия Дмитриева удостоено
высокой награды: в 1989 г. ему был
присуждён Почётный диплом имени Г.Х.Андерсена за книгу «Тринадцать чёрных
кошек». Но по сути – это награда за всю
творческую деятельность писателя.

17.

Книги в фонде нашей библиотеки
Дмитриев, Юрий Дмитриевич.
Лесные загадки/ЮрийДмитриев; худож. Е.
Подколзин. - Москва : Стрекоза, 2007 – 61 с. : цв. ил.
Дмитриев, Юрий Дмитриевич.
Звери и зверята : рассказы и сказки / ЮрийДмитриев ;
худож. Е. Подколзин. - Москва : Стрекоза-Пресс, 2007 – 61 с. : цв. ил.
Дмитриев, Юрий Дмитриевич
Сказки про Мушонка и его друзей /
Юрий Дмитриев ; худож. Сергей Яровой.
- Москва : Детская литература, 2012. 30, [2] с. : цв. ил.

18.

Дмитриев, Юрий Дмитриевич.
Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил? /
Юрий Дмитриев ; худож. А.А. Келейников, Д.А.
Лукомский. - Минск : Сказ, 1994 - 144 с. : ил.
Дмитриев, Юрий Дмитриевич.
Тропинка в лесу / Юрий Дмитриев ; худож.
В. Федотова. - Москва : Малыш, 1981 - 82, [2] с. : ил

19.

Можно ли предсказать свое будущее? Он
это сделал в возрасте 6 лет. Зооспасатель и
человек, опередивший время. Эдакий
летний Дед Мороз, соединивший в себе
Деда Мазая с Доктором Айболитом,
библейского Ноя с современным ученымпрактиком,
писателя-натуралиста
с
веселым рассказчиком.
Он любил животных не за приносимую
ими пользу, а просто потому, что они
неповторимые творения природы, чему и
учил всех через свои книги и фильмы, в
которые он вложил всю силу своего
таланта.
А начиналось все в далекой и во многом
тогда еще сказочной Индии. Именно там, в
городе Джамшедпуре, в семье инженерастроителя Сэмюэля Даррелла и Луизы
Флоуренс 7 января 1925 г. родился
четвертый ребенок – Джеральд Малкольм
Даррелл.

20.

Жизнь их была не самой легкой, так как
семья постоянно кочевала, переезжая со
стройки на стройку. Уже в двухлетнем
возрасте Джеральд «заболел» своего рода
«зооманией» и тащил свою няню к рядам
зловонных клеток местных зверинцев. Его
мать даже утверждала, что первым словом
младшего сына было не «мама», а «zoo»
(«зоопарк» в переводе с английского).
Двухлетний ребенок набивал все коробки
и
свои
карманы
разнокалиберной
живностью. В возрасте шести лет
маленький Джеральд сообщил своей
матери, что собирается обзавестись
собственным зоопарком и что поселит ее
на его территории в специальном
коттедже. Так и получилось спустя
несколько десятилетий.

21.

Началом карьеры стал зоопарк Уипснейд в Бедфордшире, открытый в 1931 г.
Лондонским Зоологическим обществом как филиал Лондонского зоопарка.
Даррелл устроился сюда на работу сразу после войны – простым помощником
служителя, или, как он сам говорил, «мальчиком на позверюшках» (о работе
научным сотрудником человеку, не имевшему высшего образования, нельзя было
и мечтать).
Здесь Джеральд получил первую профессиональную подготовку и начал собирать
«досье» об исчезающих и редких видах. То было лет за двадцать до появления
Международной Красной книги. Даррелл мечтал заработать ловлей животных для
зоопарков, чтобы потом создать свой собственный зоосад или парк. В 1947 г., в
возрасте 22 лет, он организует две экспедиции – в Камерун и Гайану.
Услышав однажды по радио совершенно безграмотный с точки зрения биолога
рассказ о чьем-то путешествии в Западную Африку, где он сам бывал, Даррелл не
выдержал. Сел и напечатал на машинке двумя пальцами первый свой рассказ:
«Охота на волосатую лягушку». И тут произошло чудо. Из редакции «би-би-си»
сообщили, что рассказ его имел успех. Джеральда даже пригласили самого
выступить по радио. Гонорар заставил его засесть за создание новых рассказов.

22.

Первая книга – «Перегруженный ковчег» (1952) –
была посвящена путешествию в Камерун и
вызвала восторженные отклики, как читателей,
так и критиков. Далее вышли книги «Три билета
до Эдвенчер», 1953 г., «Под пологом пьяного
леса» (1955). Однажды по приглашению брата
Ларри, Джеральд отдыхал на Кипре и в Греции.
Знакомые места вызвали массу детских
воспоминаний – так появилась «греческая»
трилогия: «Моя семья и другие звери» (1955),
«Птицы, звери и родственники» (1969) и «Сад
богов» (1978). Невероятный успех «Моей семьи»
(только в Великобритании она переиздавалась
более 30 раз и свыше 20 раз в США) привел к
рассуждениям
серьезных
критиков
о
возрождении английской литературы. Более того,
это произведение «непрофессионального» автора
включили в программу выпускных школьных
экзаменов по литературе.

23.

Невероятная работоспособность Даррелла поражала окружающих. Он написал
более 30 книг (которые были переведены на десятки языков) и снял 35 фильмов.
Дебютный четырехсерийный телефильм «В Бафут за говядиной», вышедший в
1958 г., заставил всю Англию прильнуть к экранам телевизоров. Позже, в начале
80-х гг., удалось провести съемки и в закрытом тогда Советском Союзе. Проведя
тысячи и тысячи километров в пути, Даррелл объездил весь СССР: Таймыр,
Калмыкия, Байкал, Рязань, Астрахань, Самарканд, Бухара... Документальный
фильм вышел под название «Даррелл в России».
И все же главной заслугой Джеральда Даррелла останется созданный им в 1959 г.
на острове Джерси зоопарк и образованный на его базе в 1963 г. Джерсийский
трест сохранения диких животных. Позже у треста появились и родственные
организации (в 1973 г. – в США, в 1985 г. – в Канаде).
Ныне в зоопарке на площади в 32 га размещено более 1,5 тыс. животных, свыше
100 редчайших видов, несколько лабораторий (диетологическая, ветеринарная,
этологическая), несколько специализированных центров (по разведению
рептилий, птиц, ночных животных, обезьян), центр образования для школьников,
зоомузей. В поместье Ле Нуайе (расположенном по соседству и также
приобретенном трестом) разместился Международный центр подготовки
специалистов по охране и размножению редких видов в неволе.

24.

В свое время литературное приложение к газете «Таймс» писало: «Если бы звери,
птицы и насекомые могли говорить, возможно, одной из первых своих
Нобелевских премий они удостоили бы мистера Даррелла». То же самое можете
сказать и вы, если сегодня прочтёте его книги. И тогда дело, начатое одним из
самых ярких защитников природы и просто чудесным человеком Джеральдом
Дарреллом, не умрет, а продолжится новыми поколениями.

25.

Книги в фонде нашей библиотеки
Даррелл, Джеральд.
Мясной рулет : встречи с животными / Д. Даррелл. - Москва :
Мысль, 1989. - 236 с. : ил.
Даррелл, Джеральд.
Перегруженный ковчег : [пер. с англ.]; Гончие Бафута :
[сборник]; Три билета до Эдвенчер / Джеральд
Даррелл ; послесл. и науч. консультация В. Е. Флинта. Москва :
Мысль, 1987. - 588, [2] с. : ил.

26.

Кинозал
Жми
здесь

27.

Кинозал
Жми
здесь

28.

Кинозал
Николай Сладков "Кто куда" - слушать
Жми
здесь

29.

Источники:
http://www.mbstver.ru/skins/detidoc/dmitriev.pdf
http://www.durrell.ru/biog.html
http://мелеуз-цбс.рф/wp-content/uploads/2019/12/Добрый-волшебник-–-писательНиколай-Сладков.pdf
English     Русский Правила