Похожие презентации:
Янис Ксенакис
1.
Янис КсенакисВыполнила студентка группы СТИ/17
Мастюкова Анастасия
2.
Сведения о композитореЯ́нис Ксена́кис (греч. Ιάννης
Ξενάκης; 29 мая 1922,
Брэила, Королевство
Румыния — 4 февраля 2001,
Париж, Франция) —
французский композитор и
архитектор греческого
происхождения. Один из
лидеров современной Новой
музыки и концептуализма в
архитектуре, создатель
стохастической музыки.
3.
Сведения о композитореПеру Ксенакиса принадлежит огромное количество
музыкальных произведений. Надо отметить, что
электронная музыка - это лишь малая часть наследия
композитора.
Янис Ксенакис считается французским композитором, но
по происхождению он грек.
В 1940 поступил в политехнический университет в Афинах,
где получил инженерное образование; окончил
университет в 1946. В то же время не прекращал
заниматься музыкой, изучал музыкальную композицию и
контрапункт.
Ксенакис брал уроки у композиторов A. Онеггера и Д.
Мийо (1948—1950), изучал композицию в Парижской
консерватории у О. Мессиана (1950—1953).
4.
Ранние произведенияВ ранних своих произведениях он сочетает
традиционные формы с современными
тенденциями, вплетая нередко
национальные греческие мотивы. В это
время им написаны «Весенняя Симфония»
(1949—1950), «Zygia» (для скрипки и
виолончели, (1951), «Zygia kathisto»
(фортепьяно в 4 руки, 1952), «Трио» (1952),
«Anastenaria» и «Шествие к ясным водам»
(1953), «Голубь мира» (август 1953).
5.
Метастазы, 1954Первое серьёзное произведение Ксенакиса симфоническая пьеса Metastaseis
(«Метастазы»), 1954. Кстати, большинство
произведений Ксенакиса носят греческие
названия.
Пьеса начинается скандально знаменитым
глиссандо - медленно поднимающимся
звуком струнных. Существует рисунок
Ксенакиса, изображающий, как движутся
линии отдельных инструментов: сближаются,
разъезжаются, уплотняются, ломаются...
Иными словами, партитура очень сильно
напоминает схему металлического каркаса тех
зданий, которые проектировал Ксенакис. Эта
музыка явно вдохновлена визуальной
аналогией. Тянущиеся линии - это рёбра
жёсткости.
6.
Павильон Philips и Concret PHВ 1956-ом году Ле Корбюзье получил заказ от
голландского концерна Philips построить павильон
для всемирной выставки 1958-го года в Брюсселе.
Рогатое здание, похожее на шатёр инопланетянина,
спроектировал, построил и озвучил Янис Ксенакис,
но до сих пор оно считается шедевром Корбюзье.
Проект был назван «Электронная поэма».
В павильоне звучал - в бесконечном повторе трёхминутный электронный опус Ксенакиса Concret
PH. Легенда гласит, что эта музыка была изготовлена
так: композитор поджёг микрофон, который
записывал горение собственного корпуса и
мембраны. Более трезвая версия утверждает, что
Ксенакис записал треск углей и потом из тысяч
кусочков склеил свою музыку.
7.
Ксенакис, компьютер UPIC и собственнаясистема композиции
В начале 60-х Ксенакис стал применять
электронно-вычислительные машины для
генерации больших звуковых масс - c помощью
программ, написанных на языке Fortran IV. Под
руководством Ксенакиса был разработан и
компьютер с графическим вводом - он
назывался UPIC и позволял буквально рисовать
музыку: и форму волны, и поведение всей
картины в целом.
Выработал свою собственную систему
композиции, которая строится на
математических принципах, использует
необычные звучания, созданные электроникой.
Ему принадлежит приоритет во введении в
технику музыкальной композиции методов
точных наук — теории вероятности, в частности.
8.
Стохастическая теория КсенакисаПредставление стохастической теории музыки Ксенакис начинает с разложения
звука музыкального инструмента на независимые составляющие:
• Длительность — рассматривается как прямая линия, на которой происходит
маркировка точек, соответствующих изменениям других составляющих. Интервал
между этими точками совпадает со значением длительности.
• Звуковые облака — некая данная длительность и множество звуковых точек в
рамках пространства громкостей и высот, реализуемое в пределах этой
длительности.
• Громкости, тембры, интервалы и т.д.
• Скорости — глиссандо
Величин каждой составляющей Ксенакис описывает с помощью формул или равенств
и производит соответствующие вычисления.
9.
Последовательность составлениямузыкальной композиции по Ксенакису
Для того чтобы упорядочить процесс формирования музыкальной композиции
Ксенакис вводит свою последовательность составления музыкальной композиции:
• первоначальные представления (интуитивные образы);
• определение звуковых явлений — множества звуковых элементов;
• определение преобразований, которые должны пройти эти звуковые явления —
макрокомпозиция ;
• микрокомпозиция — выбор и детальная фиксация природных и стохастических
отношений между элементами;
• осуществление вычислений, проверок, повторных просмотров;
• заключительный символичный результат программирования — партитура;
• звуковое воплощение программы.
10.
Творческие принципы КсенакисаИдеи Ксенакиса вовсе не
относились исключительно к
музыке, склеенной из кусочков
магнитофонной плёнки. Он
проектировал графически, а
потом генерировал ноты при
помощи компьютерных
программ для музыки, которую
должны исполнять вполне
традиционные
западноевропейские
инструменты.
11.
Ксенакис – «Anaktoria», 1969Одна из моих самых любимых пьес Яниса
Ксенакиса - это «Anaktoria» 1969-го года. Пьеса
идёт всего 13 минут, но ансамбль Octour de Paris
исполняет её только в конце своих концертов:
напряжение так велико, что после окончания
пьесы скрипачи и виолончелисты уже не в
состоянии играть никакую музыку. Пальцы
утрачивают чувствительность и долгое время не
подчиняются музыкантам.
12.
Масштабные проекты Ксенакиса«Persepolis» - один из немногих действительно
масштабных проектов Яниса Ксенакиса. 1971
год. Эта электроакустическая музыка звучала
ночью на развалинах античного города.
Спроектировал композитор и массу световых
эффектов.
Ещё один проект такого сорта Diatope. Он
мыслился как единство пространства
(архитектуры), звука и света. Акустическая
составляющая проекта называется «La Légende
d'Eer». 1978.
13.
Сложности при создании электронноймузыки
Не секрет, что современная электронная,
электроакустическая, акузматическая,
компьютерная музыка существует для
крайне ограниченного числа ценителей - это
далеко не популярная музыка. Делают её в
университетах и в специально созданных
центрах (вроде парижского IRCAM'а),
обладающих мощными (не бытовыми)
компьютерами и не менее мощным
интеллектуальным потенциалом. И,
разумеется, щедрым финансированием.
Порой на изготовление всего одного часа
звука может уйти несколько лет
кропотливого труда на университетском
суперкомпьютере.
14.
S.709 (1994)Знаменитый пример такого рода - пьеса
Яниса Ксенакиса «S.709» (1994). Она
длится всего семь минут. Для неё
несколько профессиональных
программистов и математиков в течении
трёх лет создавали программу GENDY,
одновременно заказчик учился ею
пользоваться.
Проблема состоит в том, чтобы дать
композитору адекватный инструмент для
воздействия на процесс генерации звука.
15.
Всемирно известные произведенияКсенакиса
Всемирную известность Ксенакису
принесли его балеты «Kraanerg»,
«Antikhthon», а также произведения для
оркестра «Jonchaies», «Empreintes». Он
выступил инициатором светомузыкальных
представлений (политопов) — концертов
для симфонического оркестра, хора и
электронных звуков, исполнявшихся в
ночное время под открытым небом,
обычно в романтическом окружении
древней архитектуры, в сопровождении
специальных световых эффектов (им же
самим и спрограммированных).
16.
ЗаключениеМузыкальное творчество
Ксенакиса отличается изощрённой
сложностью, — и в отношении
письма, и в отношении
исполнения. Тем не менее, и
сегодня Янис Ксенакис —
исполняемый композитор,
признанный классик
музыкального авангарда, один из
создателей самобытной ветви
модернизма в музыке.