Похожие презентации:
Композиционные техники XX века
1.
Композиционные техникиXX века
Выполнила: Григорьева Екатерина, 3 курс, ПО
МО, МИ/18
2.
Основы композиции 20-ого векаПредыдущие эпохи обладали неким единством,
обеспечивающим общность основ музыкальной
композиции. Они оцениваются, как большие стили эпох.
Это единство диктовалось тонально-гармонической
системой (прочные звуковысотные тональные связи).
На рубеже веков (19-20 вв.) мажорно-минорная
система стала распадаться. Уже в музыке Вагнера нет
определенного тонального центра.
Композиторы искали новые пути высотной организации,
так возникла заметная индивидуализация стилей,
которая воплотилась в стилевом плюрализме. Единый
стиль эпох (барокко, классицизм, романтизм) перестал
существовать. 20 век - это эпоха разных стилей.
Стравинский, Скрябин, Барток, Дебюсси, Хиндемит - их
творчество продолжало оставаться связанным с
тональной основой, хотя и сильно усложнившейся.
3.
Параллельно возникает направление, кардинально отличающееся от мажоро-минорной системы иразрывающее с прежней формой звуковысотных связей. Это творчество композиторов
Нововенской школы - А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, отразившее яркое стилевое качество
искусства и музыки начала века - экспрессионизм.
4.
«Современная гармония» в понимании Ю. ХолоповаОпределение термина «современная гармония» и основные закономерности, выделенные
Ю.Холоповым, как ключевые для характеристики этого понятия:
1) новая трактовка диссонанса;
2) двенадцатиступенность высотной системы;
3) перерождение функциональных отношений. Вопросы периодизации современной гармонии и
рубежные произведения.
5.
Техника додекафонииОсновой композиции стал избранный ряд
звуков, называемый серией. Она может
включать разное количество тонов, но
порядок их следования как в мелодическом,
так и в гармоническом пласте должен всегда
исходить из порядка, заданного в начале.
6.
Неофольклоризм как экспериментальный пласт звучанийЧто характеризует
неофольклоризм?
– Нетерперированный строй с
его скользящей,
приблизительной
интонационностью
– Резкость неожиданных
мелодических сочетаний в
народном многоголосии.
– Прихотливая и динамичная
ритмическая основа
– Экзальтация и раскованность
импровизации (например, в
жанре плача)
7.
Обзор направлений музыки второй половины ХХ века.50-е гг. - школа Шенберга, додекафония, сериализм.
«Техническая» музыка - конкретная, электронная музыка по математическим проектам (Пьер
Шеффер, Карлхейнц Штокхаузен, Янис Ксенакис).
1956-1957 гг.- алеаторика, как противоположная тенденция абсолютной рациональности абсолютная свобода.
60-е гг. - сонористика «музыка тембров»
70-е гг.- появление восточных мистических тенденций («минимальная» и медитативная музыка)
Конец века - неомодальность, неосериализм, неоавангардизм
8.
Техники музыкального языкаТрадиционная тональность (мажорминор)
Краткая характеристика классической
гармонии:
1) наличие централизованной тональной
системы;
2) двуладовость (мажор и минор);
3) функциональная определенность
аккордики внутри тональной системы;
4) терцовый тип структуры аккорда
9.
МодальностьМодальность - система связи звуков, употребимая в неофольклоризме, основанная на
соотношении устоев и неустоев. Возрождение в музыке 20-ого в. старинных ладов - модусов и
возникновение новых ладовых образований.
Значение термина «модальность»:
1) историческая ладовая формация Средневековья и Возрождения, опирающаяся на систему
церковных модусов;
2) мелодическая ладозвукорядная техника, встречающаяся в музыке разных эпох;
3) конкретный тип звукоряда.
10.
НеомодальностьВ музыке ХХ века принципы модальности обогощаются новыми формами, и возникает новый
термин «неомодальность». Неомодальная система характеризуется следующими признаками:
1. Это – многоладовая система, включающая диатонические, симметричные и хроматические
ладовые формы.
2. Специфика её определяется конструктивной и выразительной ролью ладового звукоряда.
3. К коренным свойствам модальной системы относится слабо выраженная централизация.
Неопределённость тональных тяготений связана с равнозначностью нескольких центров.
4. Принцип переменности и его роль в модальной системе. Колористические эффекты игры
красок, а не динамика напряжений в тональной системе.
5. Преобладание линеарных принципов организации, выраженных в полимелодической фактуре, в
ладовой автономии голосов, в мелодических связях аккордов.
11.
Расширенная тональностьРасширенная тональность — тональности, включающие в себя без каких-либо переходов
(отклонений, модуляций) далёкие тональности и их аккорды (Прокофьев, Шостакович).
Образование расширенной тональности в результате увеличения роли внутритональных
хроматических явлений.
12.
Признаки расширения тональности:альтерация
образование субсистем
(побочные доминанты
и субдоминанты)
диссонантность
вертикали
смешение
ладовых
систем
фактурная
усложненность
усиление
мелодических
связей аккордов
видоизменение
тонального
центра
отсутствие функциональной определенности,
однозначности аккордовых последований – как
свидетельство усложнения внутренней организации
тональности.
13.
Расширенная тональность как переходный тип тональной организацииот классической системы к современной
2 направления в развитии расширенной тональности:
альтерационнохроматическое (Р.
Вагнер, Р.
Штраус)
модальное (М.
Мусоргский, К.
Дебюсси)
Эволюция тональной организации привела к созданию специфических типов звуковысотных
систем (принципы централизации и децентрализации, тональности и атональности).
Индивидуализация тонально-гармонических структур - важнейшая сторона эволюции гармонии.
14.
АтональностьАтональность (приставка «а» означает отрицание, отсутствие) — принципиальное отсутствие
какой-либо тональности или долговременных устоев, большое количество встречных знаков.
Атональные эффекты в музыке возникают в тех случаях, когда интонационное содержание
музыки не дает достаточных оснований для выделения какого-либо звука в качестве опорного,
хотя бы временно устойчивого тона. Это возможно при особых интервальных структурах.
Квинты, кварты, терции и сексты - имеют определенную тональную ориентацию
Секунды - имеют тонально-организующую силу, но меньше
Септимы (особенно большая) - регистровый разрыв тонов, относительно малая сопряженность
звуков, составляющих этот интервал
Тритон - индифферентен (безразличен) к тональной организации, не может служить фактором
выявления устоя
Вывод: сами по себе отдельные интервалы не способны дать тональных и атональных эффектов и
требуются какие-то особые условия для возникновения атональных отношений.
15.
Интонационный прием, способный создать впечатление атональности, нейтрализовать тональнуюсилу отдельных интервалов, является перечение.
c-g (квинта), переходящая в cis-gis (квинта) - при помощи перечения устраняется тональная
определенность интонирования. Т. о. перечение нейтрализует и отрицает тональноопределяющую силу даже столь совершенного консонанса как квинта.
Аналогичным способом может быть поставлена под сомнение тонально ориентирующая сила
терций и секст. Противовесом их тональной определенности служит другая терция или секста.
16.
Додекафония, серийность(от древнегр. dodecaphonia – двенадцатизвучие) — техника, основанная на комбинациях серии,
построенной по определённым правилам из 12-ти не повторяющихся звуков (Шёнберг, Берг,
Веберн). Эта техника была разработана в начале 1920-ых гг.
Это метод композиции, при котором вся музыкальная ткань выводится из единственного
первоисточника – избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы.
Данная последовательность называется серией. Серия служит индивидуализированным носителем
художественного образа, то есть выполняет функции темы (в тональной композиции) или модуса
(в композиции модальной).
17.
4 формы серии:1. Прямая. Р - прима (от лат. primus - первый, первоначальный)
2. Ракоход (звуки серии звучат с конца до начала). R (от лат. Retroversusобращенный назад)
3. Инверсия (воспроизводит интервалы серии в обращенном порядке). I (от
лат. Inversus - перевернутый)
4. Ракоход инверсии (соединение 2-ого и 3-его видов). RI - комбинация R и I.
18.
Отличие серии от темыСерия - это больше, чем тема, поскольку в произведении нет ничего, кроме проведений серии. Но
серия и меньше, чем тема, т. к. обычно тема - это уже сформировавшийся муз. образ,
воплощенный с помощью ритма, метра, темпа, фактуры, динамики. Серия же - «полуфабрикат»
19.
Серийная техникаМногие композиторы использовали додекафонную систему не полностью, составляя серии из
небольшого числа звуков (4-9). Такую композиторскую технику называют серийной. Особым
видом серийной техники является сериальная. Здесь в четкую последовательность (серию)
выстраивается не только высота звуков, но и остальные параметры музыкальной ткани, составляя
целостный сериальный модус: длительности, динамические нюансы и даже способы артикуляции
звука (legato, staccato, portamento). Чаще всего сплошная сериальность вводится в качестве эпизода
в более крупные сочинения (А. Веберн, П. Булез, К. Штокхаузен).
20.
ПуантилизмПуантилизм — «точечная техника» при которой ноты разреженно разбросаны по строчкам
партитуры, оставляя впечатление малой заполненности пространства. При данной технике
каждая нота становится носителем смысла.
В рамках эстетической концепции Новой венской школы пуантилизм явился дальнейшим
логическим развитием атональных техник (серийности, сериальности, додекафонии) в плане их
распространения не только на высоту, но уже и на другие параметры звука — длительность,
динамику, атаку, тембр и т. д., а также на способы артикуляции музыкальной формы — темповые,
гармонические, ритмические и т. д. Классическим музыкальным произведением с использованием
техники пуантилизма можно считать, например, вторую часть «Вариаций для фортепиано» (Op.
27, 1935—1936) Антона Веберна.
21.
Вариации для фортепиано Веберна22.
АллеаторикаАллеаторика (от «аллеа» — всё, что угодно) — техника, предполагающая необычную запись
нотного текста, включающую графические знаки и почти полною свободу интерпретации (если
нет специальных авторских указаний на этот счёт): т. е., с любого такта, в любом темпе, слеванаправо или наоборот.
Кульминация проявления принципа аллеаторики — «Партитура для дирижёра» В.Екимовского.
1957 г. - пьеса для фортепиано XI.
Пьер Булез. Сформулировал принцип алеаторики: “Не то, что должно быть, но то, что может
случиться”. Алеаторика возникла в 20-ом в. как своеобразный “противовес” строгости серийной
технике. Алеаторика предполагает превращение исполнителя в соавтора. Основателем этого
метода считается немецкий композитор К. Штокхаузен.
23.
СонористикаСонористика (от «сонор» -звучание) — техника, основанная на красочных звучаниях, высотно не
дифференцируемых (используются графические знаки в виде линий, кластерных штрихов на
несколько линий). Возникла в 50-ых - начале 60-ых гг.
О музыке постмодерна: "Музыкой можно назвать абсолютно все, немузыки просто нет". (Джон
Кейдж)
В основе сонористики лежит не высота звука, а тембр и в которой идет поиск новых муз.
красок (нетрадиционных звучаний)
Сонористика - игра тембров, в которой находит выражение личностное "Я" автора, игра тембров,
выражающая "Я" автора.
24.
Родоначальником сонорной музыки стал польский композитор К. Пендерецкий, написавший длясимфонического оркестра реквием "Памяти жертв Хиросимы" (1960).
Это музыкальное начинание продолжили К. Сероцкий, С. Буссотти и другие. В
"Флюоресценциях" Пендерецкий проявил огромную изобретательность в создании
фантастических тембровых звучаний. Новые звукоизвлечения Польский композитор
Ю. Лучюк исполнял свои произведения с помощью струн и педали, игнорируя клавиатуру. В
концертах С. Буссотти в Вене (1970) исполнители скребли щетками брюхо рояля, стучали
молотком по деке и стенкам.
25.
Электронная музыкаЭлектронная музыка — вид музыки, использующий обработку звуковых эффектов или синтез
новых звучаний при помощи возможностей компьютерных программ. Одними из
первых композиторов-электронщиков были К.Штокхаузен, С.Губайдулина.
26.
Конкретная музыкаКонкретная музыка (франц. musique concrиte) - звуковые композиции, создаваемые с помощью
записи на магнитофонную ленту различных природных или искусственных звучаний, их
преобразования, смешения и монтажа. Совр. техника магнитной записи звука позволяет легко
преобразовывать звучания (например, с помощью ускорения и замедления движения ленты, а
также движения её в обратном направлении), смешивать их (с помощью одновременной переписи
на ленту нескольких различных записей) и монтировать в любой последовательности.
27.
Сторонники конкретной музыки оправдывают свой метод сочинения музыки тем, что применениетолько муз. звуков якобы ограничивает композитора, что композитор вправе пользоваться для
создания своего произведения любыми звучаниями. Они рассматривают конкретную музыку как
великое нововведение в области муз. искусства, способное заменить и вытеснить прежние виды
музыки.
28.
КоллажКоллаж — «склеивание» композиции из разнородных фрагментов; при этом могут быть
использованы конкретные звуки, например, шум поезда, человеческая речь и звучание какоголибо произведения. Одним из самых плодовитых композиторов в области техники коллажа был
Джон Кейдж.
29.
МинимализмМинимализм - музыка, для которой характерны некие общие черты: повторение (музыкальной
фразы, с минимальными вариациями на протяжении долгого периода времени) или состояние
покоя (часто в форме гула, баса и протяжных звуков).