Похожие презентации:
Арабский халифат (632-1258 г.г.)
1.
Арабский халифат(632-1258г.г.)
Презентация была подготовлена Моховой Лидии
14-С-20
2.
Возникновение Арабского ХалифатаПосле смерти Мухаммада власть в государстве, объединившем всех арабов,
унаследовали ближайшие сподвижники пророка, избираемые на собраниях
наиболее уважаемых мусульман. Эти правители именовались халифами —
«заместителями» пророка, а государство, которое они возглавляли, —
Халифатом
Объединив арабов, ислам поставил перед ними общую цель — подчинить
«неверных» новой религии. Первое столетие Халифата прошло под знаком
завоеваний. В 636 г. арабы разбили византийцев на реке Ярмук к северу от
Иерусалима и за несколько лет захватили восточные провинции Византии:
Сирию, Палестину и Египет, затем Иран, а позже и всё средиземноморское
побережье Африки. В 711—714 гг. они подчинили Вестготское королевство
в Испании, перешли Пиренеи и только в 732 г. были остановлены франками
при Пуатье. На востоке они вышли к реке Инд, захватили Среднюю Азию и
в 751 г. при Таласе нанесли поражение китайскому войску, но дальше не
пошли.
3.
4.
Завоевания Арабского ХалифатаКаждая новая победа усиливала уверенность мусульман во всемогуществе Аллаха,
избравшего арабов орудием выполнения своей воли. Но были и другие причины их
удивительных успехов. Бывшие кочевники оказались прекрасными воинами, их
конница атаковала стремительно, а религиозное рвение удваивало силы. В то же
время противостоящие им державы — Иран, Византия, вестготская Испания —
были ослаблены внутренними распрями или взаимной враждой. Их население,
уставшее от войн и тяжёлых налогов, часто готово было покориться без боя. Этому
способствовала и терпимость арабов по отношению к «людям Писания» — так они
называли христиан и иудеев, резко отличая их от язычников. В то же время
освобождение от некоторых важных налогов побуждало покорённое население
переходить в ислам, тем более что в новой вере узнавались черты иудаизма и христианства. Принять такую веру было легче.
В середине VIII в. арабские завоевания в основном закончились. Арабы создали
самую огромную державу, какую к тому времени знала история.
5.
Разделение на шиитов и суннитов:Арабские завоевания разворачивались на фоне жестокой
борьбы за власть халифа. В ходе этой борьбы мусульмане
разделились на шиитов (от слова «аш-шиа» — сторонники)
и суннитов (от слова «сунна», что означает «предание»).
Сунниты и шииты ожесточённо спорили о том, кто должен
быть имамом, т. е. религиозным главой всех мусульман, и о
многом другом. Те и другие считали себя сторонниками
истинного учения Мухаммада, которое было искажено их
противниками. Позже оба направления распались на множество течений и сект, однако в целом деление мусульман на
суннитов и шиитов сохранилось до наших дней.
6.
Расцвет Халифата и его "золотой век":В 747-750 гг. произошло восстание, в результате которого Омейяды были
свергнуты, а правящей стала династия Аббасидов, потомков дяди
Мухаммеда. Большая часть семьи Омейядов была убита. При Аббасидах
арабы утратили свое привилегированное положение, возросло влияние
выходцев из Ирана, в 762 г. халифом Мансуром была основана новая
столица – Багдад. Этот период стал называться «золотым веком
Аббасидов», при которых произошел настоящий расцвет арабомусульманской культуры и науки. Существовали высшие школы, в
которых изучались светские науки, были открыты обсерватории,
библиотеки.
На рубеже VIII-IX вв. Арабский халифат выглядел, как никогда, прочным.
Столичный Багдад был одним из самых больших городов мира, двор
халифов утопал в роскоши.
7.
Начало распада АрабскогоХалифата:
Память о могуществе Халифата сохранилась в сказках
«Тысяча и одна ночь», но расцвет Халифата оказался
недолговечным. Во-первых, покорённые народы далеко не
всегда желали мириться с завоевателями. Уже в VIII-IX вв.
по Халифату прокатилась волна мятежей и народных
волнений. Во-вторых, под властью халифов оказалась
слишком большая территория. Наместники отдельных
областей — эмиры — чувствовали себя в своих владениях
полными хозяевами.
Халифат отказался от агрессивной внешней политики,
огромная империя стала постепенно распадаться: первой
откололась Испания, где был образован кордовский эмират в
756 г., затем Марокко и Восточный Магриб. Аббасиды
пытались сохранить государство, проводив репрессивную
политику по отношению к покоренным народам, менялась и
религиозная политика.
8.
Распад Арабского Халифата:Покорённые народы не прекращали борьбы против завоевателей. Их восстания
ослабляли халифат.
Крупные феодалы - наместники областей очень усилились. Имея свои военные
силы, тысячи крепостных и рабов, они отказывались повиноваться халифу.
В середине VIII века образовалось самостоятельное арабское государство в
Испании. Восточная часть арабских владений вошла в Багдадский халифат со
столицей в Багдаде на реке Тигре.
В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет, Средняя Азия, Иран,
Афганистан. В подчинении у багдадского халифа оставалась лишь Месопотамия. В
середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана
турками-сельджуками.
Усиление крупных феодалов и борьба покорённых народов за независимость
привели Арабский халифат к распаду.
9.
Причины распада АрабскогоХалифата:
Основной причиной можно считать огромную
территорию. Населявшие ее народности не могли вечно
находиться под властью Дамаска. На окраинах была
заметна тенденция к сепаратизму. Вторая причина –
религиозный состав. Например, регионы с
христианством стремились вернуться в состав
Византии. Третья причины – раскол среди самих
мусульман на шиитов и суннитов. Четвертой причиной
следует считать феодальную структуру общества. Она
привела к тому, что на местах появилось множество
мелких правителей. Халифат постигла феодальная
раздробленность. Это делает его судьбу похожей на
империю Карла Великого и Киевскую Русь после
смерти
10.
11.
12.
Итоги:После распада халифата
остатки династии
Омейядов стали править
в Кордовском эмирате,
который охватывал
большую часть
территории современных
Испании и Португалии.
Появившийся в 750 году
халифат Аббасидов
(Багдадский) унаследовал
большую часть
территории государства
Омейядов, от реки Инд
до Туниса.