864.72K
Категория: ГеографияГеография

Народы и народности, населяющие Красноярский край

1.

Народы и народности,
населяющие Красноярский
край.
Энцы.
Энцы — коренной народ севера Красноярского края. Реальная численность, возможно,
превышает 300 человек, т. к. многие были записаны как ненцы или нганасаны. Проживают
на западе Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО в пос. Воронцово Усть-Енисейского района и
пос. Потапова Дудинского муниципалитета. Всего в Российской Федерации насчитывается
237 энцев. Энецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи.
Различают диалекты — тундровый и лесной. Письменность отсутствует. В школах
энецкий язык не преподается. Предпринимаются попытки изучения его факультативно. На
энецком языке ведется радиовещание. Основное традиционное занятие энцев — охота на
северного оленя. Ранее охотились с луками, а также коллективно на перешейках между
озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями, или поколками на речных переправах. Сейчас
охотятся с ружьем с применением маскировочного щитка на полозьях. Распространена
пушная охота (песцы, лисицы, горностаи) с применением пастей — самодельных ловушек
давящего типа, фабричных капканов.
На Енисее было развито рыболовство с использованием сетей и неводов (сельдь, омуль,
нельма, сиг, Чир, осетр). Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев
заимствовано упряжное оленеводство, нарты. Развиты художественная аппликация по меху и
сукну, резьба по кости. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд
очищения, переступая через костер или через убитую собаку.

2.

Чулымцы
Чулымцы— коренной народ Сибири, живущий в среднем и нижнем течении р.
Чулым (приток Оби). Устаревшие названия — мелецкие, чулымские или тутальские
татары, карагасы томские. До переписи 2002 г. были официально записаны хакасами.
В научной литературе именовались чулымскими тюрками. Общая численность в
Российской Федерации — 656 человек (2002), в т. ч. 484 человека в Тегульдетском
районе Томской области и 159 человек в Тюхтетском районе Красноярского края.
Делятся на две этнотерриториальные группы — «среднечулымские», или мелецкие
тюрки (Тюхтетский район) и «нижнечулымские», тутальские тюрки (Тегульдетский
район).
Язык чулымцев относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, занимает
промежуточное положение между кызыльским диалектом хакасского языка и
восточными говорами языка сибирских татар. Делится на два диалекта:
нижнечулымский (ныне исчезнувший) и средне чулым ский (говоры тутальский и
мелецкий). Письменность отсутствует, национальных школ нет.
Верующие чулымцы — православные. Однако вплоть до сегодняшних дней
сохранились дохристианские элементы в обрядах.

3.

4.

Нганасаны — коренной народ севера Красноярского края. Живут в центральной
части полуострова Таймыр. По переписи населения 2002 г., их общая численность
в стране — 879 человек, в Красноярском крае — 811 человек, в т. ч. в Таймырском
(Долгано-Ненецком) АО — 766 человек. По данным красноярской экспедиции
2004 г., на Таймыре проживает существенно больше нганасан — 867 человек.
Нганасаны подразделяются на западных авамских (660 чел.) с центрами в поселках
Усть-Авам и Волочанка Дудинского муниципалитета и восточных вадеевских (100
чел.) с центром в пос. Новая Хатангского района. Различаются они фамильным и
родовым составом, диалектными особенностями языка.
Этноним «нганасаны» введен в 1930-е гг., образован от «нганаса» — человек,
мужчина. В дореволюционной литературе известны как тавгийские, авамские,
вадеевские самоеды (по названию их наиболее многочисленных групп) или просто
самоядь.
Говорят на нганасанском языке самодийской группы уральской семьи; выделяют
авамский и вадеевский говоры.

5.

Кеты— коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем
течении Енисея дисперсными группами. Общая численность в России, по
данным красноярских ученых, не превышает 1,3 тысячи человек (по
переписи населения 2002 г. — 2 тыс. чел.).
Кетский язык является уникальным в своем роде языком-изолятом. Он
единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской
семьи. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский).
Последний принято считать в настоящее время самостоятельным языком.
Письменность с 1980-х гг. — на основе русской графики.
Верующие кеты — православные, часть придерживается традиционного
культа (шаманизм), появляются последователи евангельского
христианства.

6.

Селькупы (самоназв.: солькуп, шелькуп — «таежный человек», чумылькуп,
суссекум, шошкум) — коренной народ севера Российской Федерации (4,3
тыс. чел., 2002). Устаревшее название — остяко-самоеды. Этноним
«селькуп» начал употребляться с 1930-х годов. Основная часть проживает
по рекам Пур и Таз в Ямало-Ненецком АО Тюменской области (1,9 тыс.),
по Оби и ее притокам в Томской области (1,8 тыс.). Самый восточный
ареал расселения — на реке Турухан Красноярского края (0,4 тыс.).
Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. К
настоящему времени выделяют три диалекта: тымский, кетский и
тазовский. Письменность с 1930-х гг. — на основе латинской, затем
русской графики.
Верующие селькупы — православные, частично придерживаются
традиционных культов.
English     Русский Правила